Родительский всеобуч: «Агрессия у детей – причины и способы предупреждения» - ВИОП Аксиома. СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70078

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Всероссийский электронный журнал ВИОП "Аксиома" (СМИ) - зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Форма распространения : Сетевое издание Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.

выполнила:

педагог-психолог

Мажарцева Екатерина Александровна

МБОУ «Начальная школа-детский сад «Ясень» с.им. 9 Января Оренбургского района»

Оренбургская область Оренбургский район с.им. 9 Января

Родительский всеобуч «Агрессия у детей – причины и способы предупреждения»

Цель: формирование у родителей выявлять причины агрессивности детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях.

Задачи:

1.Выявить причины детской агрессии.

2.Ознакомиться с методами коррекции агрессии.

3.Наметить пути сотрудничества педагогов и родителей в профилактике детской агрессивности.

 

Подготовительный этап.

  1. Провести опросы, анкетирование родителей по данной теме.
  2. Провести проективною методику «Несуществующее животное» со школьным с целью выяснения причин детской агрессии.
  3. Подготовить памятки для родителей.

ХОД СОБРАНИЯ.

Здравствуйте уважаемые родители! Я рада вас приветствовать и думаю, что наше общение сегодня будет плодотворным, пройдет в обстановке сотрудничества.

Разговор о проблеме детской агрессии не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров. Возраст проявления агрессии явно помолодел.

Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать, но и малыши.

С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы сделаем попытку вникнуть, разобраться и понять сегодня.

- Как Вы считаете, что же это за явление и стоит ли нам о нём говорить? (ответы родителей)

- Вы правы, стоит. 

С целью выявления агрессивности у ребят было проведено анкетирование родителей, обучающихся 1-4 классов (применялась анкета, разработанная российскими психологами Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко).

По результатам тестирования получены следующие результаты:

Слайд

Высокая агрессивность – ____________

Средняя агрессивность – _____________

Низкая агрессивность – ___________

 

Давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.

Слайд Что же такое агрессия?

В психологической энциклопедии дано следующее определение АГРЕССИИ

 АГРЕССИЯ в переводе (от лат. aggredi — нападать)

- целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д.

Агрессия объединяет такие разнообразные акты поведения, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения.

Агрессивные действия могут выступать как средство достижения какой-либо цели

Слайд Психологи выделяют следующие виды агрессии:

По форме проявлений:

1)            физическая агрессия (нападение)

использование физической силы против другого лица или объекта;

Этот вариант – показатель неумения вести себя, отсутствия навыков культуры поведения, избалованности, эгоизма. Чтобы быть успешным  в обществе, человек должен научиться договариваться, уступать, сдерживать свои эмоции, выражать их более приемлемым способом. Ведь умение находить компромисс, уважать мнение других людей – неотъемлемая составляющая любой профессиональной деятельности.

      Какие же рекомендации можно дать родителям?

             Взрослым необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют дети, которые никогда не знали, какую реакцию родителей вызовет их поведение в этот раз. Например, за один и тот же поступок ребёнок, в зависимости от настроения отца, мог получить либо наказание, либо равнодушную реакцию.

             Следует избегать неоправданного применения силы и угроз. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной проявления в их характере таких неприятных черт, как злоба, жестокость и упрямство.

             Важно помочь ребёнку научиться владеть собой, развивать у него самоконтроль. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков. Самое главное – научить ребёнка разряжаться, избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях». Ребёнку следует предложить социально применимые методы для выражения подавленного гнева. Например:   

             1.Остаться одному в комнате и высказать всё, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.

2.Когда сложно сдержаться, можно бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, бегать вокруг дома, написать все слова, которые хочется высказать в гневе.

3.Успокоиться помогают глубокие вдохи или счёт до десяти, перед тем, как что – то сказать или сделать. Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под неё

 

2)            вербальная

выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятия, ругань);

Итак, что делать, если ваш ребёнок агрессивен в своих высказываниях.

Почему эти «нехорошие» выражения закрепляются в их речи?  Что детей в них привлекает?

Прежде всего эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. Для детей ругающийся человек – это взрослый, бесстрашный, никого и ничего не признающий.

 Итак, каковы же советы психолога, если агрессивность ребёнка проявляется в употреблении нецензурных выражений?

             Объясните детям, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.

             Следите сами за своей речью.

             Если ребёнок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не следует уходить от ответа. Постарайтесь так объяснить ребёнку значение слова, чтобы ему самому не захотелось его употреблять. В крайнем случае скажите, что слово настолько отвратительно, что вы не можете произнести это вслух.

             Если ребёнок интересуется, почему люди произносят такие слова, скажите, например, что так говорят несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить другого человека.

             Если ребёнок поймал на «нехорошем» слове вас, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, это сблизит вас, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.

 

3)            экспрессивная агрессия

использование невербальных средств (интонация, мимика, жесты и.т.п)

По открытости проявления агрессивное поведение может быть:

4) прямым т.е. агрессия

непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;

5) косвенным т.е. 

 действия, направленные окольным путем на другое лицо — злобные сплетни, шутки и т. п., а также действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью — взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.;

По направленности агрессивное поведение бывает двух типов:

6)            гетероагрессия - направленная на тех, кто окружает ребенка

7) аутоагрессия -   проявляющаяся в самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений и самоубийстве;

   Дети, сталкиваясь с трудностями, направляют агрессию на самих себя. Ребёнок может причинять себе боль, унижать, оскорблять себя. С такими проявлениями агрессии необходимо как можно раньше обратиться к детскому психиатру и невропатологу. Подобное поведение вызвано неуверенностью в себе, порождается недостатком родительской любви, тепла, понимания со стороны окружающих, но может быть и признаком психического заболевания. Иногда такое поведение может носить демонстративный характер: «Мол, вот как мне плохо» или «Вот как я мало себя ценю».

По целенаправленности агрессивное поведение детей может быть:

7) инструментальным - являющимся средством достижения какой-либо цели.

8) целевым – является спланированным действием, целью которого является нанесение ущерба человеку или животному.

 

С целью уточнения черт личности, установок и психологических проблем ребенка с обучающимися 1-4 классов была проведена методика «Несуществующее животное» автор практический психолог, специалист по проективным методикам Майя Захаровна Дукаревич.

По результатам можно выдвинуть гипотезу о некоторых особенностях обучающихся представленных в диаграмме, внимание на экран:

    Чтобы помочь детям, необходимо, выяснить возможные причины агрессивности. Давайте рассмотрим их подробно.

  1. Взаимоотношения со сверстниками.

В период развития ребёнка в организме происходят изменения, расширяются права и обязанности. Возникают противоречия в отношениях со старшими. Родители и учителя взывают к чувству взрослости ребёнка, когда напоминают ему о его обязанностях. Но, зачастую, не могут преодолеть в себе стремление ограничить его самостоятельность. И, наоборот, сам ребенок, требуя отношения к себе, как ко взрослому, не всегда умеет правильно распорядиться своими правами. Общение со сверстниками для него становится большей ценностью, чем общение с родителями, учителями. Но потребность самоутвердиться, найти своё место в коллективе не всегда удовлетворяется в той мере, как хотелось бы ребёнку.

Агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иногда понимают поведение окружающих как враждебное. Например, дружеское подтрунивание над внешним видом, поступком, ошибкой в выполнении задания, они могут воспринимать как насмешку, оскорбление. Отсюда возникает желание дать «отпор» обидчику.

  1. Следующая причина - Отношения в семье.

Агрессивное поведение родителей в отношениях между собой и своими детьми: оскорбления, крики, хамство, унижение друг друга – всё это приводит к тому, что такое общение становится нормой жизни для ребёнка.

  1. Противоположные требования родителей.

Противоречивое поведение в отношении к ребёнку, когда мама и папа предъявляют к нему противоречивые требования, также может спровоцировать проявление агрессивности. Например, отец считает, что ребёнок должен переделать домашнее задание, а мать жалеет его, не проявляет настойчивости. И всё это происходит на глазах у сына или дочки. Такие споры между родителями, особенно, если они повторяются регулярно, также могут привести к проявлению агрессии.

  1. Непоследовательность родителей.

Непоследовательность родителей в формировании нравственных ценностей, когда сегодня им удобны одни нормы в поведении детей, а завтра другие.  Ребёнок видит нечестность, непорядочность, несправедливость, болезненно переживает такие ситуации. Это приводит к озлоблению, агрессивности по отношению к взрослым.

  1. Особенности биологического развития ребёнка.

Некоторые черты его характера также могут обуславливать агрессивность. Дети с гипервозбудимостью, раздражительные, склонные к эмоциональным вспышкам нуждаются в помощи специалиста.

 

  1. Неудачи в учебе

   Иногда агрессия наблюдается в рисунках, сочинениях школьников. Это выражается в прогнозировании различных катастроф, несчастных случаев, в рисовании жестоких сцен. Такие случаи, скорее всего, иллюстрируют высокий уровень тревожности ребёнка. Школьник испытывает постоянные и длительные неудачи в учёбе, родители упрекают его в том, что он не оправдывает их надежд, и он не чувствует поддержки дома. В этом случае нужно уменьшить нагрузки, помочь ему реализоваться в других видах деятельности.

   Вот каковы рекомендации психологов по этой проблеме:

             Наблюдайте за играми ребёнка. Если вы заметили, что в ходе них ребёнок проявляет агрессию к игрушкам или домашним животным, насторожитесь, постарайтесь найти причины этого. Давно известно, что в играх дети реализуют и показывают свои мечты, фантазии и страхи.

             Обсуждайте с ребёнком, на какого персонажа книги или мультфильма он хочет быть похож, почему тот или иной герой ему нравится или наоборот.

             Если ребёнок рассказывает вам свой сон, не отмахивайтесь, даже если заняты. Во сне дети часто видят то, что вызывает у них сильные переживания, чего им не хватает в жизни. Обращайте особое внимание на те сюжеты сновидений, которые из раза в раз повторяются.

             Приучите ребёнка рассказывать о том, что его волнует, за что он переживает. Пусть он привыкнет прямо говорить  о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что не нравится. Высказывая свои мысли, сами применяйте для выражения чувств выражения «я рассердился», «я обиделся», «я расстроился» и введите эти слова в активный словарный запас своего ребёнка.

             Ни в коем случае в порыве гнева не обзывайте ребёнка – он будет копировать ваше поведение и слова в общении как с животными, так и с людьми. Чем больше агрессии с вашей стороны, тем больше её зародится в душе сына или дочки. Тогда, не имея возможности ответить своим непосредственным обидчикам, дети отыграются на кошке, собаке или побьют более слабого.

             Не пытайтесь исправить асоциальное поведение ребёнка бесконечными нотациями. Лучше постоянно подавайте пример гуманного поведения, заостряйте внимание на таких примерах в жизни, книгах, фильмах.

 

  1. Влияние СМИ

 В последние годы психологи рассматривают отдельно такую причину возникновения детской агрессии, как СМИ. На ребёнка начинают оказывать влияние передачи телевидения, кино, наполненные различными проявлениями агрессии. Также способствуют  возникновению агрессии компьютерные игры. Совершая в них виртуальные акты насилия, ребёнок перестаёт видеть грань между игрой и реальностью.

   Агрессивные дети, каковы бы ни были причины их поведения, попадают в замкнутый круг. Им не хватает любви и понимания со стороны близких, но своим поведением они ещё больше отталкивают их. А враждебное отношение окружающих, в свою очередь, провоцирует ребёнка, возбуждая в нём чувства страха и гнева. Поведение, которое воспринимается как асоциальное, является отчаянной попыткой обратить на себя внимание.

Психологи рекомендуют родителям перейти от «Ты – высказываний» в «Я –высказывания». 

Слайд   Например:  

«Ты – высказывание» «Я – высказывание»

Почему ты не убрал игрушки?              Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны.

Ты выполнил домашние задания?      Может быть я помогу тебе с уроками?

Ты опять получил тройку по математике?     Меня беспокоит твоя математика.

Ты за лето не прочитал ни одной книжки!     Я тебе купила интересную книгу.

 

И вообще, уважаемые родители, мы с Вами должны иметь огромное терпение …  

 

 

 

Вашему вниманию предлагаю практические упражнения на снятие агрессивного поведения

"Рисунок"

Цель – снятие вербальной агрессии

Нарисовать портрет человека, к которому испытываешь агрессию. Потом подписать его корявыми буквами, порвать и выбросить.

 

Упражнение «Бумажка»

Цель: Учить выплескивать гнев в приемлемой форме.

Содержание: «Давайте разорвем эту бумажку на мелкие кусочки (нарви больше меня снежинок) Снежинка – злость, обида. «Снежинки вместе соберем, вверх подбросим и щеткой подметем».

Упражнение «Крестики-нолики»

Цель: переключить с агрессивного состояния на иное.

Содержание: Психолог: «Я крестик буду на бумаге рисовать и злом, обидой его назову! А ты быстрее этот крестик в кружочек заключи, забором обведи. Чем больше крестиков обведем, тем быстрее хорошее настроение вернем».

Упражнение "Бумажный волейбол"

Цель: научить детей выплескивать гнев в приемлемой форме.

Содержание: В этом упражнении используются изготовленные заранее бумажные шары. Площадка для игры делится пополам. Дети разбиваются на 2 команды, у каждого участника свой бумажный шар. Следует перебросить все свои шары на поле противника. По сигналу игра прекращается и подсчитываются шары. На чьем поле их меньше, та команда и выиграла.

Упражнение на расслабление

"Спаси птенца"

 Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его: медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к груди, отдайте птенцу тепло своего сердца. Раскройте ладони, и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите, он еще вернется к вам!

 Разрядка гнева и агрессии

  1. Сильно сожмите руки в кулаки, чтобы пальцы впились в ладони, а затем разожмите пальцы, расслабьте их. Выполняйте упражнение до тех пор, пока не почувствуете, что напряжение уходит.
  2. Вытяните руки вверх и тянитесь изо всех сил, до предела, как будто хотите что-то достать с потолка. Потом опустите руки вниз, расслабьте их. Почувствуйте, как напряжение уходит из рук.
  3. Закройте глаза и напряженно нахмурьтесь. Сохраняйте такое выражение лица сколько можете, а потом расслабьтесь. Почувствуйте, как напряжение исчезает.
  4. Трите ладони друг о друга, пока они не нагреются, а затем положите их на лицо. Закройте глаза и почувствуйте расслабление.

    

  Подходит к концу наша встреча.

А закончить мне бы хотелось свое выступление притчей

 Перейти к конкурсам для воспитателей детских садов "Знатейкино"

«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

 

Уважаемые родители, нет готовых рецептов в воспитании, есть только советы, рекомендации. И только ваши чуткие сердца найдут правильное решение.

Всем спасибо за внимание!

 

      Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда царила доброта, уважение,

взаимопонимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

-              Упорядочьте систему требований, следите за своими по¬ступками, показывая ребенку личный (положительный) пример.

-              Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.

-              Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.

-              Давайте понять ребенку, что вы его любите таким, какой он есть.

-              Направьте его энергию в положительное русло, например в спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (восточные единоборства, бокс, ушу), а также рисование, пение.

-              Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его воз¬можности, а не свои желания.

-              Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фикси¬руете на них внимание окружающих.

-              Включайте ребенка в совместную деятельность, подчерки¬вайте его значимость в выполняемом деле.

-              На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет и том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».

-              Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим по¬ведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.

-              Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хоро¬ший, добрый!»

-              Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «есте¬ственную возрастную агрессивность» и научится быть гуман¬ным и добрым.

-              Если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессив¬ные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. Можно предложить ему следующее: подраться с подушкой; по¬рвать бумагу; используя «стаканчик для криков», выплеснуть свои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молот¬ком; громко спеть любимую песню; налить в ванну воды, запус¬тить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мя¬чом; пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору; покидать мяч об стену; устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

-              Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ре¬бенка непосредственно перед их проявлением, остановите зане¬сенную для удара руку, окрикните ребенка.

-                              Учите ребенка выражать свои негативные эмоции в соци¬ально приемлемой форме. На первом этапе предложите ребенку переносить свой гнев с живого объекта на неживой (например: «Если ты хочешь ударить, бей лучше не меня, а стул»), а затем научите ребенка выражать свои чувства, переживания в словес¬ной форме.

Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпени¬ем, объяснением, поощрением.