Требования к созданию здоровьесберегающих технологий в ДОУ - ВИОП Аксиома. СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70078

foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Всероссийский электронный журнал ВИОП "Аксиома" (СМИ) - зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Форма распространения : Сетевое издание Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.

выполнила:

Скориченко Екатерина Николаевна

воспитатель подготовительной группы "Пчёлки"

МБДОУ ДС №25 "Чебурашка"

 

Здоровье – состояние физического, психического и социального благополучия человека.

 Шишкина В.А. отмечает, что, признавая здоровье как основу развития личности ребенка, следует правильно определять место и роль физической культуры в учреждениях образования и семье.

Рассматривая проблему здоровьесберегающей системы в современном дошкольном образовании, надо выделить, что здоровьесберегающая система в условиях дошкольного учреждения – одно из условий обеспечения качества дошкольного образования. Основные идеи здоровьесберегающей системы реализуются в базисной программе воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении, вариативных программах и методиках отечественных авторов.

По определению Н.К. Смирнова, здоровьесберегающие технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать детей, чтобы они смогли потом вырасти здоровыми и счастливыми[24, 65].

Можно выделить общие задачи сохранения здоровья детей:

  • осознание негативных проблем, воздействующих на здоровье детей в условиях дошкольного учреждения и необходимости их решения;
  • признание педагогами своей ответственности за неблагополучие состояния здоровья воспитанников;
  • овладение определенными здоровьесберегающими технологиями и их реализация на практике в тесном взаимодействии всех специалистов дошкольного учреждения с родителями;
  • повышение экологической культуры.

Известный теоретик Ю.К. Бабанский выделил несколько задач физического воспитания:

  1. Укрепление здоровья и закаливания, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности.
  2. Формирование двигательных умений и навыков.
  3. Развитие основных двигательных качеств.
  4. Привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене.
  5. Воспитание воли, смелости, дисциплины.
  6. Формирование привычки и интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.
  7. Привитие организаторских навыков.

Т.И. Осокина выделяет такие задачи:

  1. Охрана жизни.
  2. Укрепление здоровья.
  3. Совершенствование организма ребенка, содействие его правильному физическому развитию.
  4. Повышение работоспособности.

А.В. Кенеман, Г.В. Хухлаева сформировали методики здоровьесберегающих технологий:

  1. Оздоровительные - развитие и укрепление костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов: развитие движений, а также закаливание организма ребенка.
  2. Образовательные - формирование навыков выполнения основных движений; привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о своем организме, о здоровье; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.
  3. Воспитательные задачи - формирование нравственно-физических навыков; выработать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребность в физическом совершенстве; воспитание культурно-гигиенических качеств.

Е.Н. Вавилова выделяет несколько задач:

  • охрана и укрепление здоровья,
  • полноценное физическое развитие,
  • своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений,
  • совершенствование всех функциональных систем организма.

Задача оздоровления ребенка в дошкольном возрасте в работах вышеуказанных ученых ставится и признается одной из наиболее важных. В этих же работах выделяются средства физического воспитания как средства оздоровления ребенка[24, 67].

В качестве средств физического воспитания авторы рассматривают:

  • оздоровительные силы природы;
  • полноценное питание;
  • рациональный режим жизни;
  • физическую активность самих детей;
  • художественные средства – литературу, фольклор, кинофильмы и мультфильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства и т.п.

Необходимо осознать, что физическое воспитание вне связи с другими сторонами воспитания мало что значит. Истинность его определяется тем, насколько органично оно вплетается в общий педагогический процесс, обеспечивающий физическое, психическое и социальное благополучие ребенка.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – в широком смысле слова – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ[11, 94].

В более узком смысле слова – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействия детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Технологии – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая.

Педагогическую технологию отличают:

  • конкретность и четкость цели и задач;
  • наличие этапов;
  • первичной диагностики;
  • отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации;
  • использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели;
  • итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей[11, 95].

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья дошкольника и воспитание валеологической культуры, как

  • совокупность осознанного отношения ребенка к здоровью человека;
  • знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;
  • валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие хранение и приумножение здоровья под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств[14, 86].

Физультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это, прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников, комфортное пребывание ребенка в детском саду, которое не вызывало бы повышения тревожности[14, 87].

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий – обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, технологии личностного взаимоотношения.

Перейти на страницу "Всероссийские конкурсы для музыкальных руководителей"