ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Захарова Татьяна Николаевна, 
педагог-психолог 
Муниципального дошкольного образовательного учреждения 
«Детский сад №171»
г. Ярославля

 

 

Интерактивное занятие с родителями воспитанников
из цикла «Родительская Академия»

Тема: «Я – малыш»

 

Подготовила и провела:
Захарова Татьяна Николаевна,
педагог-психолог
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №171»
г. Ярославля

Тема: «Я – малыш»

п/п Наименование мероприятия Форма проведения Ответственный
1 «Мой малыш»
Упражнение «Ниточка» Педагог-психолог
2 «Особенности нервно-психического развития детей раннего возраста» Сообщение по теме, работа с памяткой Педагог-психолог
3 «А я делаю так…» Работа в группах игра «Вопрос-ответ» Педагог-психолог
Воспитатель группы раннего возраста
4 «Как ребенок познает мир?»
Сообщение по теме, свободный микрофон Педагог-психолог
5 «Тактика взаимодействия с детьми, имеющими разные темпераменты» Сообщение по теме, проблемная дискуссия Педагог-психолог
6 «Первые уроки для малышей и родителей»
Памятки – (домашний практикум) Заведующая ДОУ, педагог – психолог
Воспитатель группы раннего возраста
7 «Что я узнал нового и полезного…» Свободные высказывания Педагог - психолог


Ход встречи:
1. Игра «Ниточка». Участники стоят в кругу в руках у ведущего клубок с нитками. Предлагается участникам ответить на вопрос: «Какими достижениями своего ребенка на сегодняшний день я горжусь». Делаются короткие сообщения. Каждый отвечающий получает клубок, наматывает нить на палец и передает другому в произвольном порядке. Образуется паутинка из ниток, объединяющая всех участников игры.
Резюме. Наших детей объединяет родительская любовь и гордость за их маленькие достижения, они все разные, уникальные, неповторимые. Чтобы правильно и своевременно развивать своих детей, мы хотим узнать о них больше (их возрастных и индивидуальных особенностях).
2.Сообщение «Особенности нервно-психического развития детей раннего возраста»
«Ранний возраст – это период с 1 года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослым, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности. Активно формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно – действенное и наглядно образное), возникает воображение, активно развивается речь. Возникает личное действие и личное желание, складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения.
Кризис 3 лет «Я сам».
В это же время у детей появляются первые признаки негативизма, упрямства, агрессии, которые являются симптомами кризиса 3 лет. Это один из самых значимых и эмоционально насыщенных кризисов в жизни ребенка. Неправильная стратегия поведения взрослых в отношении «бунтующего» ребенка, препятствия, которые возникают при формировании его самостоятельности, активности, не только мешают нормальному развитию самосознания и самооценки ребенка, но и приводят к тому, что негативизм, упрямство, агрессия становятся устойчивыми качествами личности. Эти качества, естественно, влияют на все виды деятельности детей – и на их общение с окружающими, и на их учебу и могут привести к серьезным отклонениям в младшем школьном и, особенно, подростковом возрасте.
Негативизм по своим проявлениям сходен с непослушанием, но если непослушный ребенок – не хочет и не делает, то негативист отрицает требования взрослых и не делает только то, о чем просят, а точнее требуют от него взрослые.
Упрямство проявляется в том, что ребенок что-то не делает (или наоборот настойчиво делает), т.к. он объявил это во всеуслашание. Это можно рассматривать как волевое проявление.
Строптивость отличается от негативизма. Негативизм направлен против конкретного взрослого, а строптивость против норм воспитания вообще.
Новообразованиями кризиса являются неадекватные формы реагирования. Но они необходимы человеку и если не будет сформировано упрямство, то не будет и настойчивости в достижении цели.»
3.Работа в группах с раздаткой (см. Приложение № 1) «Показатели нервно-психического развитии детей от 1 до 3 лет». Игра «Вопрос – ответ». Родители находят информацию по интересующему их возрасту, знакомятся с показателями развития. При их отсутствии или несформированности у собственных детей интересуются мнением других родителей, как те формировали те или иные умения и навыки у малышей (например, как научить самостоятельно ест жидкую пищу, приучить к горшку, одеваться, убирать игрушки др.)
4.Сообщение по теме «Как ребенок познает мир». Дети по-разному познают окружающий мир. Уже в раннем возрасте выделяют детей визуального, аудиального, кинестетического типа восприятия.
У детей визуального типа (дети - наблюдатели) раньше развивается координация глаза и руки, они замечают детали, осваивают способы открывания и закрывания предметов, играют с наборами мелких предметов, могут занять себя сами, избегают контактов с окружающими, предпочитают одиночные игры, избегают контактов с окружающими, не любят, когда до них дотрагиваются.
Дети аудиального типа (дети - слушатели): в 2-3 года уже хорошо говорят, быстро растут в социальном плане, любят слушать кассеты и радио, хотят находиться в чьем-либо обществе, с трудом засыпают, они не очень подвижны, мелкая и крупная моторика развиты плохо, интереса соответствующие игрушки и виды деятельности не вызывают, пытаются занять свое место в коллективе
Дети кинестетического типа (дети - двигающиеся) находятся в постоянном движении, подолгу молчат, жесты предпочитаю словам, играют во все активные игры, осваивают новые пространства, едят неаккуратно, отважны и разрушительны, словарный запас у детей маленький, речь развивается медленно, любимый тип общения – обьятия, поцелуи, борьба, прикосновения, часто испытывают проблемы эмоционального плана, склонны к истерикам, любят находиться на улице и проводят там как можно больше времени, у них много друзей, часто более старших по возрасту, которым они подражают,их очень трудно приучить к порядку
Все эти типы проявляются уже в раннем детстве, можно сказать, с моента рождения ребенка. И «угадать» их не не так уж сложно. Например, «наблюдателя» легко успокоит знакомая игрушка, «слушателя» - музыка, «двигающегося» - перемещение в пространстве (объятия, перевороты, подкидывания). Однако следует помнить, что ни один ребенок не является «чистым» воплощением какого-то одного когнитивного типа, поэтому нужно искать способ поддержки, максимальной стимулирующий развитие данной, конкретной личности. Наиболее эффективной педагогической техникой, приносящей пользу представителям всех перечисленных типов, будет предоставление всесторонне ориентированных игрушек и видов деятельности, одновременно воздействующих на разные органы чувств ребенка.
Обсуждение в группах: «Какие игры и игрушки способствуют развитию восприятия малышей».
Резюме. Развитию зрительных восприятия способствуют игрушки – вкладыши, составление пирамидок, разглядывание фотографий знакомых людей, рисование различными пишущими средствами на поверхностях разного цвета, фактуры, наблюдения в природе и др.
Слуховые навыки развиваются при прослушивание простых музыкальных произведений, звуков природу, звуков тишины, при организации специальных дидактический игр, способствующих развитию звукового сосредоточения (типа «Угадай, кто позвал» и др.).
Чтобы развивать двигательную активность необходимо организовывать различные подвижные игры, возиться – бороться, катать игрушки, лазать по лесенкам, учить сохранять равновесие, играть с мячом, устраивать игры – пантомимы и др.
5.Сообщение «Тактика взаимодействия с детьми, имеющими разные темпераменты»
«Психика каждого человека уникальна. Это связано с особенностями биологического и физиологического стороения и развития организма, социальными условиями. К биолоическим особенностям относятся темперамент, который имеет врожденный характер, определяет динамику человеческой деятельности. Нет хороших и плохих темпераментов, у каждого есть положительные и отрицательгные стороны. Главное – разумно использовать его достоинства.
Выделяют 4 классических типа темперамента:
Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный,
Флегматик – сильный уравновешенный, инертный,
Холерик – сильный, неуравновешенный, возбудимый, меланхолик – слабый.
Сразу после рождения дети отличаются по степени реакции на стимул (раздражение). Особенности темперамента ярко заметны в игре, бытовых процессах, общении. Общие особенности темперамента проявляются очень рано и сохраняются без значительных изменений до 7 лет. Состав свойств темперамента возникает не сразу, а в определенной последовательности.
Нервная система у малышей близка к слабому типу (быстрое истощение, снижение работоспособности, повышенная возбудимость и чувствительность. Как результат – неадекватное поведение. Например, на замечание – слезы, обида, эмоциональные перегрузки – разбалансированное поведение (ребенок кричит, вскакивает, вертится), быстрое переутомление – снижение работоспособности (обилие информации, частая смена раздражителей, неинтересная деятельность – становится вялым, невнимательным, движения некоординированными). Выносливость нервной системы возрастает к 7 – 8 годам.
Характеристика детей с разными типами темпераментов.
Дети- сангвиники – преобладает хорошее настроение, жизнерадостные. На положительный стимул – громкий смех, на отрицательный – громкий плач. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. С удовольствием и энергией берутся за новое дело. Движения –выразительные, живая мимика. Чувства, интересы, настроение - не устойчивые. Нередко бросают начатое дело, не доводят его до конца. Высокая работоспособность. Легко переходят от сна к бодроствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке. Любят шумные, подвижные игры. Их легко дисциплинировать. Речь громкая, энергичная, в быстром темпе.
Дети – холерики – часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: не плачут, а рыдают, не смеются, а хохочут. Бурно реагируют на внешние раздражители, несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Очень активны, подвижны. Движения порывистые. Навыки формируются долго, с трудом перестраиваются, переключают внимание. Трудно дисциплинируются. Импульсивны, нарушают правила. На запрет – бурный протест, чувствительны к нарушению режима, сложившихся стереотипов. Плохо засыпают, беспоскойно спят, не могут сдерживать чувство голода. Речь быстрая, сбивчивая, непонятная.
Дети – флегматики – низкая эмоциональная раздражительность, бедная мимика. эмоции проявляются неявно: негромкий смех, тихий плач. Высокая работоспособность, все делает тщательно, кропотливо, длительно концентрируется на выполнении задания. Медленно включается в деятельность, необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что от них требуется. Навыки и привычки формируются медленно, но зато очень устойчивы. Предпочитают одиночные, спокойные игры, не любят подвижные и соревнования. Легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно реагируют на ее нарушение, изменении режима дня. Легко засыпают, много спят. Речь медленная, негромкая, с паузами.
Дети – меланхолики – очень ранимые, долго помнят и переживают обиду, подвержены страхам. Нахмуренное лицо взрослого вызывает слезы, отказ от выполнения деятельности. Способны к сопереживанию другим, чутко улавливают настроение, чувствительны к искусству. Движения и мимика вялые. Нервная система истощается быстро (нарушение режима, новая обстановка – преутомление, снижение работоспособности). Нуждаются в длительном отдыхе для восстановления сил. Любят одиночные игры. Речь тихая, невыразительная.
Важно учитывать тип темперамента ребенка.
Игнорирование свойств темперамента приводит к формированию отрицательных черт характера у ребенка: у сангвиника – распыленность; холерика – несдержанность, резкость, легкомысленность; у меланхолика – застенчивость, замкнутость; у флегматика – безынициативность, лень, вялость, апатию.
В процессе взаимодействия с ребенком:
у сангвиника - необходимо формировать устойчивые привязанности, интересы, учить доводить начатое дело до конца, тщательно выполнять задания, считаться с чужим мнением;
у холерика - поддерживать энергичность, направлять на полезные дела, учить качественно их выполнять, ставить сложные задачи, помогать в освоении окружающего мира, добиваться сдержанного поведения, реализовать потребность в двигательной активности. Необходимо контролировать поведение, деятельность, учит соблюдать правила, считаться с другими;
флегматика – чаще хвалить за скорые действия, побуждать к движению, игре, конструированию, предупреждать заранее о смене вида деятельности, не применять окрики, угрозы, поторапливание, т.к. это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребенка, развивать его чувства, эмоции;
меланхолика – одобрять, поддерживать положительные эмоции, создавать ситуации успеха в деятельности, выражать уверенность в его силах, развивать активность, смелость.»
6.Работа с памятками «Первые уроки для малышей и родителей» (домашний практикум «Игры на развитие восприятия ребенка раннего возраста»)
7.Свободные высказывания участников «Что я узнал нового и полезного на сегодняшней встрече»

 Перейти к конкурсам для психологов на СМИ ВИОП Аксиома

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.