выполнила:
Захарова Татьяна Николаевна,
педагог-психолог
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №171»
г. Ярославля
Интерактивное занятие с родителями воспитанников
из цикла «Родительская Академия»
Тема: «Я – малыш»
Подготовила и провела:
Захарова Татьяна Николаевна,
педагог-психолог
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №171»
г. Ярославля
Тема: «Я – малыш»
№
п/п Наименование мероприятия Форма проведения Ответственный
1 «Мой малыш»
Упражнение «Ниточка» Педагог-психолог
2 «Особенности нервно-психического развития детей раннего возраста» Сообщение по теме, работа с памяткой Педагог-психолог
3 «А я делаю так…» Работа в группах игра «Вопрос-ответ» Педагог-психолог
Воспитатель группы раннего возраста
4 «Как ребенок познает мир?»
Сообщение по теме, свободный микрофон Педагог-психолог
5 «Тактика взаимодействия с детьми, имеющими разные темпераменты» Сообщение по теме, проблемная дискуссия Педагог-психолог
6 «Первые уроки для малышей и родителей»
Памятки – (домашний практикум) Заведующая ДОУ, педагог – психолог
Воспитатель группы раннего возраста
7 «Что я узнал нового и полезного…» Свободные высказывания Педагог - психолог
Ход встречи:
1. Игра «Ниточка». Участники стоят в кругу в руках у ведущего клубок с нитками. Предлагается участникам ответить на вопрос: «Какими достижениями своего ребенка на сегодняшний день я горжусь». Делаются короткие сообщения. Каждый отвечающий получает клубок, наматывает нить на палец и передает другому в произвольном порядке. Образуется паутинка из ниток, объединяющая всех участников игры.
Резюме. Наших детей объединяет родительская любовь и гордость за их маленькие достижения, они все разные, уникальные, неповторимые. Чтобы правильно и своевременно развивать своих детей, мы хотим узнать о них больше (их возрастных и индивидуальных особенностях).
2.Сообщение «Особенности нервно-психического развития детей раннего возраста»
«Ранний возраст – это период с 1 года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослым, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности. Активно формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно – действенное и наглядно образное), возникает воображение, активно развивается речь. Возникает личное действие и личное желание, складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения.
Кризис 3 лет «Я сам».
В это же время у детей появляются первые признаки негативизма, упрямства, агрессии, которые являются симптомами кризиса 3 лет. Это один из самых значимых и эмоционально насыщенных кризисов в жизни ребенка. Неправильная стратегия поведения взрослых в отношении «бунтующего» ребенка, препятствия, которые возникают при формировании его самостоятельности, активности, не только мешают нормальному развитию самосознания и самооценки ребенка, но и приводят к тому, что негативизм, упрямство, агрессия становятся устойчивыми качествами личности. Эти качества, естественно, влияют на все виды деятельности детей – и на их общение с окружающими, и на их учебу и могут привести к серьезным отклонениям в младшем школьном и, особенно, подростковом возрасте.
Негативизм по своим проявлениям сходен с непослушанием, но если непослушный ребенок – не хочет и не делает, то негативист отрицает требования взрослых и не делает только то, о чем просят, а точнее требуют от него взрослые.
Упрямство проявляется в том, что ребенок что-то не делает (или наоборот настойчиво делает), т.к. он объявил это во всеуслашание. Это можно рассматривать как волевое проявление.
Строптивость отличается от негативизма. Негативизм направлен против конкретного взрослого, а строптивость против норм воспитания вообще.
Новообразованиями кризиса являются неадекватные формы реагирования. Но они необходимы человеку и если не будет сформировано упрямство, то не будет и настойчивости в достижении цели.»
3.Работа в группах с раздаткой (см. Приложение № 1) «Показатели нервно-психического развитии детей от 1 до 3 лет». Игра «Вопрос – ответ». Родители находят информацию по интересующему их возрасту, знакомятся с показателями развития. При их отсутствии или несформированности у собственных детей интересуются мнением других родителей, как те формировали те или иные умения и навыки у малышей (например, как научить самостоятельно ест жидкую пищу, приучить к горшку, одеваться, убирать игрушки др.)
4.Сообщение по теме «Как ребенок познает мир». Дети по-разному познают окружающий мир. Уже в раннем возрасте выделяют детей визуального, аудиального, кинестетического типа восприятия.
У детей визуального типа (дети - наблюдатели) раньше развивается координация глаза и руки, они замечают детали, осваивают способы открывания и закрывания предметов, играют с наборами мелких предметов, могут занять себя сами, избегают контактов с окружающими, предпочитают одиночные игры, избегают контактов с окружающими, не любят, когда до них дотрагиваются.
Дети аудиального типа (дети - слушатели): в 2-3 года уже хорошо говорят, быстро растут в социальном плане, любят слушать кассеты и радио, хотят находиться в чьем-либо обществе, с трудом засыпают, они не очень подвижны, мелкая и крупная моторика развиты плохо, интереса соответствующие игрушки и виды деятельности не вызывают, пытаются занять свое место в коллективе
Дети кинестетического типа (дети - двигающиеся) находятся в постоянном движении, подолгу молчат, жесты предпочитаю словам, играют во все активные игры, осваивают новые пространства, едят неаккуратно, отважны и разрушительны, словарный запас у детей маленький, речь развивается медленно, любимый тип общения – обьятия, поцелуи, борьба, прикосновения, часто испытывают проблемы эмоционального плана, склонны к истерикам, любят находиться на улице и проводят там как можно больше времени, у них много друзей, часто более старших по возрасту, которым они подражают,их очень трудно приучить к порядку
Все эти типы проявляются уже в раннем детстве, можно сказать, с моента рождения ребенка. И «угадать» их не не так уж сложно. Например, «наблюдателя» легко успокоит знакомая игрушка, «слушателя» - музыка, «двигающегося» - перемещение в пространстве (объятия, перевороты, подкидывания). Однако следует помнить, что ни один ребенок не является «чистым» воплощением какого-то одного когнитивного типа, поэтому нужно искать способ поддержки, максимальной стимулирующий развитие данной, конкретной личности. Наиболее эффективной педагогической техникой, приносящей пользу представителям всех перечисленных типов, будет предоставление всесторонне ориентированных игрушек и видов деятельности, одновременно воздействующих на разные органы чувств ребенка.
Обсуждение в группах: «Какие игры и игрушки способствуют развитию восприятия малышей».
Резюме. Развитию зрительных восприятия способствуют игрушки – вкладыши, составление пирамидок, разглядывание фотографий знакомых людей, рисование различными пишущими средствами на поверхностях разного цвета, фактуры, наблюдения в природе и др.
Слуховые навыки развиваются при прослушивание простых музыкальных произведений, звуков природу, звуков тишины, при организации специальных дидактический игр, способствующих развитию звукового сосредоточения (типа «Угадай, кто позвал» и др.).
Чтобы развивать двигательную активность необходимо организовывать различные подвижные игры, возиться – бороться, катать игрушки, лазать по лесенкам, учить сохранять равновесие, играть с мячом, устраивать игры – пантомимы и др.
5.Сообщение «Тактика взаимодействия с детьми, имеющими разные темпераменты»
«Психика каждого человека уникальна. Это связано с особенностями биологического и физиологического стороения и развития организма, социальными условиями. К биолоическим особенностям относятся темперамент, который имеет врожденный характер, определяет динамику человеческой деятельности. Нет хороших и плохих темпераментов, у каждого есть положительные и отрицательгные стороны. Главное – разумно использовать его достоинства.
Выделяют 4 классических типа темперамента:
Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный,
Флегматик – сильный уравновешенный, инертный,
Холерик – сильный, неуравновешенный, возбудимый, меланхолик – слабый.
Сразу после рождения дети отличаются по степени реакции на стимул (раздражение). Особенности темперамента ярко заметны в игре, бытовых процессах, общении. Общие особенности темперамента проявляются очень рано и сохраняются без значительных изменений до 7 лет. Состав свойств темперамента возникает не сразу, а в определенной последовательности.
Нервная система у малышей близка к слабому типу (быстрое истощение, снижение работоспособности, повышенная возбудимость и чувствительность. Как результат – неадекватное поведение. Например, на замечание – слезы, обида, эмоциональные перегрузки – разбалансированное поведение (ребенок кричит, вскакивает, вертится), быстрое переутомление – снижение работоспособности (обилие информации, частая смена раздражителей, неинтересная деятельность – становится вялым, невнимательным, движения некоординированными). Выносливость нервной системы возрастает к 7 – 8 годам.
Характеристика детей с разными типами темпераментов.
Дети- сангвиники – преобладает хорошее настроение, жизнерадостные. На положительный стимул – громкий смех, на отрицательный – громкий плач. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. С удовольствием и энергией берутся за новое дело. Движения –выразительные, живая мимика. Чувства, интересы, настроение - не устойчивые. Нередко бросают начатое дело, не доводят его до конца. Высокая работоспособность. Легко переходят от сна к бодроствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке. Любят шумные, подвижные игры. Их легко дисциплинировать. Речь громкая, энергичная, в быстром темпе.
Дети – холерики – часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: не плачут, а рыдают, не смеются, а хохочут. Бурно реагируют на внешние раздражители, несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Очень активны, подвижны. Движения порывистые. Навыки формируются долго, с трудом перестраиваются, переключают внимание. Трудно дисциплинируются. Импульсивны, нарушают правила. На запрет – бурный протест, чувствительны к нарушению режима, сложившихся стереотипов. Плохо засыпают, беспоскойно спят, не могут сдерживать чувство голода. Речь быстрая, сбивчивая, непонятная.
Дети – флегматики – низкая эмоциональная раздражительность, бедная мимика. эмоции проявляются неявно: негромкий смех, тихий плач. Высокая работоспособность, все делает тщательно, кропотливо, длительно концентрируется на выполнении задания. Медленно включается в деятельность, необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что от них требуется. Навыки и привычки формируются медленно, но зато очень устойчивы. Предпочитают одиночные, спокойные игры, не любят подвижные и соревнования. Легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно реагируют на ее нарушение, изменении режима дня. Легко засыпают, много спят. Речь медленная, негромкая, с паузами.
Дети – меланхолики – очень ранимые, долго помнят и переживают обиду, подвержены страхам. Нахмуренное лицо взрослого вызывает слезы, отказ от выполнения деятельности. Способны к сопереживанию другим, чутко улавливают настроение, чувствительны к искусству. Движения и мимика вялые. Нервная система истощается быстро (нарушение режима, новая обстановка – преутомление, снижение работоспособности). Нуждаются в длительном отдыхе для восстановления сил. Любят одиночные игры. Речь тихая, невыразительная.
Важно учитывать тип темперамента ребенка.
Игнорирование свойств темперамента приводит к формированию отрицательных черт характера у ребенка: у сангвиника – распыленность; холерика – несдержанность, резкость, легкомысленность; у меланхолика – застенчивость, замкнутость; у флегматика – безынициативность, лень, вялость, апатию.
В процессе взаимодействия с ребенком:
у сангвиника - необходимо формировать устойчивые привязанности, интересы, учить доводить начатое дело до конца, тщательно выполнять задания, считаться с чужим мнением;
у холерика - поддерживать энергичность, направлять на полезные дела, учить качественно их выполнять, ставить сложные задачи, помогать в освоении окружающего мира, добиваться сдержанного поведения, реализовать потребность в двигательной активности. Необходимо контролировать поведение, деятельность, учит соблюдать правила, считаться с другими;
флегматика – чаще хвалить за скорые действия, побуждать к движению, игре, конструированию, предупреждать заранее о смене вида деятельности, не применять окрики, угрозы, поторапливание, т.к. это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребенка, развивать его чувства, эмоции;
меланхолика – одобрять, поддерживать положительные эмоции, создавать ситуации успеха в деятельности, выражать уверенность в его силах, развивать активность, смелость.»
6.Работа с памятками «Первые уроки для малышей и родителей» (домашний практикум «Игры на развитие восприятия ребенка раннего возраста»)
7.Свободные высказывания участников «Что я узнал нового и полезного на сегодняшней встрече»