выполнила:
Соловьева Светлана Викторовна
МАДОУ д/с №32 «Акварельки»
г. Балаших
мкр Железнодорожный
Московская область
Права ребенка – обязательный и неотъемлемый компонент эффективного современного общества. Их соблюдение говорит о грамотном и оптимальном отношении к будущему поколению. К сожалению, как отмечают многие исследователи и собственные педагогические наблюдения, сами дети не имеют достаточно полного представления о своих правах.
Игра это не только удовольствие и радость для ребенка, ведь в процессе игры он приобретает новые знания, умения и навыки, раскрывает свои возможности.
На протяжении трех недель с дошкольниками старшей группы была проведена серия игровых занятий, имеющая целью повышение уровня знаний детей о своих правах.
При первоначальном ознакомлении детей с правом на имя, тематика игровых занятий была следующая: «Наши имена», «Ласковые имена», «Четвертый лишний». На этих игровых занятиях дети получили сведения о происхождении имен, их значимости; познакомились с правом на имя; дала ребятам представление о том, что каждый человек должен красиво представляться. С помощью игр и бесед дети учились составлять ласкательные производные из своего имени; учились называть полные имена от производных; вспоминали и называли названия городов, песни, в которых присутствуют имена людей; вспомнили имена людей с такими же именами, как и у ребят.
В работе по формированию знаний о праве на имя было запланировано не только расширить и углубить представления детей, но и научить их применять это право в жизни; способствовать развитию правового мировоззрения и социально-нравственных представлений; конкретизировать и приблизить эти знания к жизненному опыту ребенка.
Большое значение я придавала формированию опыта нравственного поведения. С этой целью были использованы различные виды игр с проблемными ситуациями «Можно ли жить без имени и фамилии», «Я заблудился»; различные беседы, задания, способствующие обогащению детей новыми впечатлениями, дающими возможность сделать правильный выбор, формирующие умение поступать в соответствии с нормами и правилами поведения.
В творческих, развивающих играх «Стиральная машина», «Маленькие дизайнеры», а так же и в трудовой деятельности формировала у детей навык совместной деятельности, чувство общности, внимательное доброжелательное отношение друг к другу.
В дидактических и словесных играх, таких как «Я знаю…», «Когда я стану взрослым» закрепляла знания о профессиональной деятельности пап и мам.
При ознакомлении с правом на дом проводила игровой тренинг «Если чужой стучится в дверь», творческую игру «Встреча друзей», где закрепляли знания детей о правилах поведения и этикета. В разнообразных видах деятельности: игровой, трудовой, двигательной ребята приучались согласовывать свои действия и поступки с действиями других членов коллектива; формировала у детей соподчинять свои интересы с интересами других, соотносить свои желания с желаниями других, принимать окружающих такими, какие они есть, и терпимо относиться к различиям людей, находить взаимовыгодные решения, добиваться общего результата.
Для ознакомления детей с правом на лечение были проведены ролевые игры «Приходи лечиться», «Заботимся о здоровье» с целью воспитания желания вести здоровый образ жизни; закрепления культурно-гигиенических навыков.
Для того чтобы научить детей отождествлять себя с другим человеком, ставить себя на его место использовала воображаемые игровые ситуации «Чудесные очки». Позднее применяла прием идентификации, отождествления (игровая ситуация «поставь себя на место другого человека: больного, инвалида, оказывающего помощь и т.д.») здесь я делала акцент не только на воспитание сочувствия, желание помочь людям с физическими недостатками, но и на воспитание чувства уважения к ним, восхищения их силой воли.
Для формирования знаний детей о праве на личное имущество были проведены игровые занятия «Моя любимая игрушка», «Право на личное имущество» с целью воспитания доброго и внимательного отношения к людям, воспитание открытости, честности, бережливости.
Для соотнесения сложных понятий с привычными жизненными ситуациями, для развития правового мировоззрения были использованы различные игры. Для того, чтобы научить детей правильно оценивать поступки героев, я предлагала сказки наоборот, где положительный герой становился отрицательным.
Проводила дидактические игры, чтобы научить детей разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу», совершенствовать знания детей о социальных нормах, познакомить с различными моделями взаимодействия друг с другом («Я имею право»); развивать навыки сотрудничества («Комуфляж»).
Заключительным этапом была игра-путешествие «О правах, играя».
С целью выявления уровня правовой культуры дошкольников мною была проведена соответствующая диагностическая процедура. Диагностика проводилась до проведения игровых занятий и после на возрастной группе детей: старший дошкольный возраст.
Количество испытуемых: 15 человек.
Выводы: На начальном этапе в результате проведения исследования было выявлено, что большинство (52%) дошкольников данной группы имеют средний уровень развития правовой культуры. Высокий уровень правового воспитания наблюдается у 35% группы. Низкий уровень правовой культуры выявлен только у двух человек группы, что составляет 13% от всех участников исследования.
После проведения серии игровых занятий с целью повышения уровня правовой культуры наблюдаются существенные изменения в знаниях детей в области права. Высокий уровень правовой культуры выявлен у 6 человек группы, что составляет 40% всех испытуемых. Низкий уровень правовой культуры сохраняется у 1 человека, что составляет 7% группы. 53% дошкольников имеют средний уровень развития правовой культуры.
Так, диагностика показывает, что количество детей с высоким уровнем правового воспитания выросло. В то же время, наблюдается тенденция к уменьшению количества дошкольников с низким уровнем знаний в области права.
В целом, обобщая все вышеизложенное, хочется отметить, что проблема изучения прав ребенка остается достаточно актуальной в современном образовании и требует особого внимания и изучения, как со стороны педагогов, так и со стороны методистов, со стороны родителей.
Проведенное исследование не позволяет решить всех задач по правовому воспитанию дошкольников, но позволяет наметить дальнейшие пути эффективного изучения прав ребенка и повышения уровня правовой культуры посредством разнообразной игровой деятельности.
На нашем СМИ Вы можете принять участие в конкурсах для музыкальных руководителей.