выполнила:
Старший воспитатель
Колоскова Татьяна Викторовна
МАДОУ № 15 «Журавушка»
г. Березовский
Здоровье, как важное условие для качественного перехода к ФГОС ДО
Дошкольное детство, является первым уровнем в образовательной системе нашего государства. Именно в дошкольном детстве закладываются те основы всесторонне развитого ребенка, который затем шагает вверх по ступеням образования.
ФГОС ДО определяет как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы.
На начальном этапе работы нашего учреждения по введению ФГОС ДОО был сделан глубокий анализ посещаемости детей дошкольного возраста ДОУ, анализ сведений о здоровье воспитанников ДОУ, показал неуклонный рост процента заболеваемости детей и рост дней, пропущенных по болезни одним ребенком, как раннего так и дошкольного возраста.
Анализ состояния здоровья воспитанников позволил нам прийти к выводу о том, что главная задача, стоящая перед нами, на ближайшее время это - снижение риска развития хронических заболеваний, укрепление и развитие имеющегося ресурса здоровья. С помощью анализа нами было выявлено, что на ухудшение здоровья влияют многие факторы, связанные с высоким уровнем соматических заболеваний у детей и со снижением иммунитета; в том числе и неправильное отношение законных представителей воспитанников ДОУ к своему здоровью и здоровью своих детей и др.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Для работы в данном направлении коллективом педагогов
МБДОУ № 14 был разработан долгосрочный проект «За здоровьем в детский сад». Цель проекта: Создание системы здоровьесбережения на основе выстраивания алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса ДОУ, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка и формирование основ здорового образа жизни.
Представим некоторые моменты данного проекта.
Вид проекта: практико – ориентированный, открытый
Участники проекта: сотрудники ДОУ, воспитанники, родители (законные представители), специалисты детской поликлиники, спортивная школа.
Продолжительность: долгосрочный. Сроки реализации: август 2014г – май 2015г.
В рамках данного проекта был намечен комплекс мероприятий по его реализации: была составлена программа дополнительной деятельности «Островок Здоровья»; разработан «Маршрут Здоровья» для детей; «Азбука Здоровья» для педагогов; для родителей постоянно действующая информация включающий в себя ряд оздоровительных рубрик: «О здоровье всерьез», «Это следует знать…», «Секреты здоровья», «Волшебный мир здоровья», «Медицинская сестра рекомендует…», «Здоровье – глазами детей»; обновление и пополнение развивающей предметно - пространственной среды ДОУ, групповых.
На основе проекта «За здоровьем в детский сад», воспитательно- образовательный процесс в детском саду строится таким образом, что позволяет реализовывать те принципы, которые нам диктует жизнь и те требования, которые заложены в Федеральном законе «Об образовании в РФ», ФГОС ДО и модели выпускника детского сада (целевые ориентиры), согласно которой выпускник имеет высокий уровень физического, образовательного, нравственного, коммуникативного, гражданского развития, обладает богатым интеллектуально - творческим потенциалом.
Была разработана общая стратегия по созданию здоровьесберегающей среды в ДОУ и дома
В семье |
В ДОУ |
1. По мере материальной возможности позаботится о создании условий для физического развития детей. |
1. В группе создавать условия для свободной двигательной деятельности детей. |
2. Желательно приобрести несколько настольно-печатных игр (учитывая возраст детей) по формированию привычки к здоровому образу жизни.
|
2. Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными. Разъяснять родителям негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и развитие детей. |
3. Заранее согласовывать выполнение режима дня дома в выходные дни.
|
3. Пропагандировать опыт по воспитанию полезных привычек -как основу становления характера ребенка. |
4. Вспоминать о своем детстве и рассказывать какими видами спорта вы любили заниматься, в какие подвижные игры вы играли со сверстниками. |
4. Оказывать постоянное внимание и проявлять уважение к выбору подвижных игр. Привлекать детей, обучающихся в различных спортивных секциях к взаимообучению сверстников. |
5. Создавать благоприятную гигиеническую обстановку, предусматривающую систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха +20 +22 °С. |
|
6. Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к окну. |
6.Соблюдение требований СанПиН по организации жизни детей в ДОУ. |
7. Добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур. |
|
8. Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом. |
|
9. Осуществлять закаливающие процедуры с использованием воды, воздуха, солнечных лучей в соответствии с состоянием здоровья, рекомендации врача |
|
10. Создание библиотеки детской и энциклопедической литературы, содержание которой способствует формированию у детей привычки к здоровому образу жизни. |
10. Пропагандировать среди родителей детской литературы, являющейся педагогически ценной. |
11. Личный пример взрослых родителей и педагогов — мы за здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек; участие в спортивных соревнованиях; пешеходные прогулки; здоровое питание; соблюдение режима дня; двигательная активность и т.п. |
|
12. ПО мере возможности расширять сферу реальных контактов с людьми, ведущими здоровый образ жизни. |
12. Обогащать знания детей о жизни и деятельности людей, ведущих здоровый образ жизни.
|
Оптимизация системы физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ, осуществлялась за счет внедрения современных здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс:
- Медико-профилактические технологии
Приложение 7
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Приложение 2
- Технологии обучения здоровому образу жизни.
Приложение 4.
- Коррекционные технологии.
Приложение 3.
- Технологии обеспечения социально – психологического благополучия ребёнка в ДОУ.
Приложение 1
- Технологии здоровьебережения и здоровьеобогащения педагогов ДОУ.
Приложение 6
- Технологии валеологического просвещения родителей.
Приложение 5.
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, спортивных праздников «Спорт и я – верные друзья», «Папа, мама, я - спортивная семья», «День Здоровья» и др. Приложение 5.
Спортивный праздник
«Спорт — помощник, спорт — здоровье, спорт — игра!»
Ведущая:
Внимание, внимание. Начинаем соревнования. Здравствуйте, мои друзья. Вас всех видеть рада я. Сегодня мы проводим спортивный праздник под названием «Спорт – помощник, Спорт – здоровье, Спорт – игра»
Всем участникам: ФИЗКУЛЬТ – УРА.
Гость – Воспитанник спортивной школы
Будем с летом мы дружить,
Будем спорт всегда любить,
Потому что все ребята –
Быстрые и смелые!
Ведущая: Все собрались? Все здоровы?
Бегать и играть готовы?
Ну, тогда подтянись,
Не зевай и не ленись.
На разминку, становись!
Ритмичная гимнастика
Ведущая: Молодцы, молодцы!
Все ребята – удальцы!
Внимание! Внимание!
Начинаем соревнования!
В наших соревнования участвуют 2 команды
1 эстафета «Собери солнышко» (Дети собирают «солнышко» из обруча и гимнастических палок).
Ведущий: Подсохли все овражки,
Выползли на свет букашки:
Пчёлки, мухи, мотыльки
И проворные жуки!
Гость – Воспитанник спортивной школы
Ребята отгадайте загадку!
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком
И поделится медком! (Пчела)
2 эстафета «Пчёлки». (Из большого ведра перевести «мёд» - воду). Кто быстрее?
Ведущая: Смелые пчелки, вылетайте,
И мед свой собирайте!
Ведущая: А теперь, ребятки, еще загадка:
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь,
Зелен он, как огуречик,
Называется? (Кузнечик)
3 эстафета «Кузнечики». (Дети под музыку В. Шаинского на двух ногах из обруча в обруч по «цветочкам», обратно - бегом.)
Ведущая: Снова, ребятки,
Веселая загадка:
Ползет сороконожка
По узенькой дорожке,
Листочками питается,
В бабочку превращается? (Гусеница).
4 эстафета «Гусеница» (друг за друга за плечи по сигналу бегут к финишу, обегают ориентир и возвращаются) .
Ведущая: Ребята, а теперь последняя, но трудная загадка:
Он сети, как рыбак, готовит,
А рыбы никогда не ловит!
Все. Паучок.
5 эстафета «Паучки» (прикрепить паучка на «паутинку»). Кто быстрее?
В завершение праздника
Гость – Воспитанник спортивной школы:
Ну а теперь будем танцевать. Выходите не ленитесь, дружно вместе веселитесь!!! Звучит веселая песня.
В завершении хотелось бы сказать: «Выпускник детского сада, должен прожить счастливую дошкольную жизнь, получив возможность для полноценного развития личности и социализации. А это возможно лишь при одном обязательном условии - ДЕТИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ!»
Приложение 1
Технологии обеспечения социально – психологического благополучия ребёнка в ДОУ.
Сказкотерапия.
Праздники и развлечения.
Приложение 2
Технологии сохранения и стимулирования здоровья. Прогулки
Приложение 3
Коррекционные технологии. Артикуляционная гимнастика
Приложение 4
Технологии обучения здоровому образу жизни. Организованная образовательная деятельность.
Приложение 5
Технологии валеологического просвещения родителей.
Приложение 6
Технологии здоровьебережения и здоровьеобогащения педагогов ДОУ.
Приложение 7
Медико-профилактические технологии