foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Всероссийский электронный журнал ВИОП "Аксиома" (СМИ) - зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Форма распространения : Сетевое издание Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3 «Солнышко»

Автор:
воспитатель высшей категории
Кузнецова Полина Юрьевна
Образование: высшее педагогическое (окончила
Новосибирский государственный педагогический
университет в 2011 году)
Педагогический стаж - 12 лет
Воспитатель высшей категории
МКДОУ д/сад № 3 «Солнышко»

 

• Данный проект носит комплексный характер – включает в себя опытно-исследовательскую, творческую, познавательную и практическую деятельность. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. Проект содержит комплекс мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала, экологической грамотности всех участников процесса.
• Данный проект предназначен для работы с детьми 3-7 лет.
• Для достижения поставленной цели была использована совокупность методов и приемов:

Наглядные:
• Создание развивающей, окружающей среды;
• Показ картинок, динамической паузы с использованием мультимедийной системы, презентации

Словесные:
• Объяснения;
• Беседы;
• Вопросы;
• Чтение художественной литературы;
• Загадки

Практические:
• Динамические паузы;
• Опыты;
• Игры с песком, рисование песком
• Посадка растений
• Совместные праздники

• Результативность данного проекта заключается в следующем: расширение и обогащение знаний детей через экспериментально-исследовательскую, творческую, изобразительную деятельность; проявление мыслительной деятельности; установление тесного контакта с родителями, повышение компетентности родителей по вопросам экологического воспитания; создание системы работы по экологическому воспитанию, повышение профессионального уровня педагогов.


• Особенностью является то, что проект был построен на сотворчестве родителей и детей в решении вопросов по экологическому воспитанию.

 

СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт проекта
2. Актуальность проекта
3. Цель и задачи проекта
4. Ожидаемые результаты
5. Краткое описание проекта
6. Приложение:
6.1. Мини-проект «Огородное чудо»
6.2. Экологическая акция «Елочка – зеленая иголочка»
6.3. Мини-проект «Песочные фантазии»
6.4. Водный десант
6.5. Экологический театр
7. Заключение
8. Научно-методическое обеспечение проекта

 

Паспорт проекта
1. Наименование: «Природа – наш дом родной!»
• Вид проекта: информационно-исследовательский
• Продолжительность проекта: долгосрочный
• Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, 5-7 лет, педагоги, родители
• Проблема, на решение которой направлен проект: как научить детей беречь природу, любить ее
• Гипотеза проекта: воспитанники групп и их родители, получив знания об экологических объектах и влияния на них человека, будут бережнее к ним относиться
2. Актуальность проекта
Жизненный путь человека с самого рождения немыслим вне мира, который его окружает. Однако взаимоотношения людей с природой не всегда носят гуманный характер. Все чаще мы замечаем, что стали редкими многие обычные когда-то растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами природные угодья. Загрязнены вода, воздух, почва.
Мы, педагоги, не можем не беспокоиться, так как именно на нас лежит ответственность за воспитание и образование детей. Взрослые, которые повинны в экологических бедах, когда-то тоже были детьми, поэтому проблема экологического воспитания детей – одна из основных, которую призваны решать педагоги, и включает в себя бережное отношение ко всему живому; эмоциональную отзывчивость на его состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие; желание и умение заботиться о живом, создавая необходимые условия для существования.
Но как это осуществить? Мы понимаем, для того чтобы заинтересовать детей, надо сделать воспитательную работу привлекательной для них. Тогда у нас родилась идея проекта «ПРИРОДА – НАШ ДОМ РОДНОЙ»

3. Цель проекта
Создать условия для подготовки детей 5 – 7 лет к обучению основам экологии, природопользования.


Задачи:
1) сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:
- познавательную,
- ценностно – ориентированную,
- творческую, художественно – эстетическую (через театральную и изодеятельность),
- коммуникативную.
2) расширить знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной.
3) развивать воображение, умение реализовать свои впечатления в художественно – творческой деятельности.

4. Ожидаемые результаты
• Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
• У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
• Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
• У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
• Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:
* Все живые организмы имеют равное право на жизнь.
* В природе все взаимосвязано.
* В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
• Многие дети приобретут опыт в проведении простейших и сложных опытов, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
• Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
• К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
• У детей будут сформированы творческие навыки посредством экологического театра.
• Развиты изобразительные навыки при работе с песком.
5. Краткое описание проекта
Проект «Природа – наш дом родной» - это система совместной детско – взрослой действительности по организации и использованию эколого – развивающей среды. Для детей проект – это увлекательная игра в «ученых», «исследователей», «защитников природы». Для взрослых участников проекта (педагогов, родителей) – это новые интересные формы взаимодействия с детьми, основанные на следующих положениях:
- общение взрослых с детьми должно быть выстроено так, чтобы малыши на живых примерах и образцах поведения активно приобретали личный опыт приобщения к основам экологической культуры;
- при ознакомлении ребенка с окружающим миром с самого раннего детства следует делать упор не столько на знания о предметах и явлениях, сколько на навыки бережного обращения с ними;
- каждому дошкольнику должны быть созданы условия для наиболее полного раскрытия его возрастных особенностей и возможностей.
Проект «Природа – наш дом родной» - это система совместных проектов: практико – ориентированных, информационных, творческих, интегрированных. Используемая методика работы с детьми представляет собой соединение
практической деятельности дошкольников с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме. Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам». Каждый дошкольник по своей натуре – маленький исследователь. Поэтому эмблемой для детей стал любознательный

ПОЧЕМУЧКА

Девиз:
«Природу не уродуй.
Природу не обидь.
Родился человеком –
Так им и надо быть!»
Проект выстроен по принципу ненасильственного развития, в нем учтены возрастные особенности, интересы и предпочтения детей. В рамках данного проекта дети и воспитывающие их взрослые осуществили три объемных проекта, экологическую акцию, экологическую сказку по созданию и использованию эколого – развивающей среды на территории дошкольного учреждения:

- «Огородное чудо»
- «Елочка – зеленая иголочка»
- «Песочные фантазии»
- «Водный десант»
- «Экологический театр»


Организация работы по проекту
«Природа – наш дом родной»

 

 

 На нашем СМИ Вы можете принять участие в Всероссийских конкурсах для воспитателей детских садов

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ресурсы проекта:
• Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», Рыжова « Экологическое развитие детей в детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.
• Уголки природы в каждой возрастной группе.
• Общий цветник для организации труда в природе. Зеленая зона на участке детского сада.
• Парки поселка.
• Природное окружение для организации экскурсий и наблюдений.
• Опытнические зоны в средних, старших и подготовительных группах. Огород на окне в каждой возрастной группе.
• Высокий профессиональный уровень педагогов по организации детской исследовательской деятельности объектов природы и проведения презентации результатов исследований. Возможность участия в областном конкурсе «Экобеби».
• Детская библиотека поселка Коченево.
• Видеотека с собранием дисков познавательного материала по разным направлениям объектов природы.
Риски проекта:
1. Низкая заинтересованность родителей.
2. Могут быть упущены отдельные направления экологического
проекта из-за большого объема изучаемого материала
Предупреждение рисков:
1. Для повышения познавательного интереса детей и их родителей
провести в группах родительские собрания по разъяснению
запланированных задач по экологическому проекту "Природа – наш дом родной", привлечь родителей к активному участию в проекте совместно
со своими детьми.

6. Механизмы реализации проекта
Этапы реализации проекта
1) Подготовительный этап:
- подбор методической и художественной литературы,
- исследование окружающей среды детского сада.
- создание экологической тропы детского сада (приложение),
- создание Клуба исследователей и защитников природы «Родничок».
Основной целью Клуба является формирование экологической культуры всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов).
Занятия Клуба проводятся раз в неделю в соответствии с планом.

2) Познавательно-исследовательский:
- поиск ответов на поставленные вопросы, разными способами, реализация мини-проектов, экологических акций, экологических сказок:
Мини-проект «Огородное чудо»
Экологическая акция «Елочка – зеленая иголочка»
Мини-проект «Песочные фантазии»
Водный десант
Экологический театр
3) Обобщающий (заключительный):
- обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ.
- закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
- разработка перспектив развития проекта.



Работа с родителями
Работа с родителями требует тщательного, непрерывного и системного подхода. Большую роль здесь играет информация, которую несут педагоги в семью. Отбор информации должен происходит тщательно. Абстрактные сведения о глобальных экологических проблемах родителей, как правило, не интересуют, а катастрофы и катаклизмы даже отторгают принятие информации.
Мы старались предоставлять сведения, лично значимые для родителей, основанные на конкретных примерах из жизни. Красочно оформленная, опосредованная информация вполне может изменить точку зрения или, хотя бы, заставит задуматься о происходящем.
В каждой группе детского сада оформлена экологическая страничка и страничка элементарных естественнонаучных представлений у детей с целью заинтересовать родителей, привлечь их к совместной деятельности, т.к. это способствует эмоциональному сближению детей и родителей, дает возможность ребятам почувствовать себя взрослыми, а папе и маме – лучше понять мир ребенка.
Совместная деятельность имеет разнообразные формы: это встречи, походы и экскурсии с различной тематикой, анкетирование. Анализ анкет позволил составить прогнозы, выработать стратегию и тактику, определить дальнейшую работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Участники проекта - дети старшей группы
Тип проекта: практический
По предметно – содержательной области: познавательное развитие, экология, труд.
По количеству участников: групповой
По времени проведения: долгосрочный
По характеру контактов (степени охвата): в рамках образовательного учреждения.
Источники информации: методические рекомендации к созданию предметно – развивающей среды, интернет – ресурсы.
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике - отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу. Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.
Цель: Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.
Задачи:
1. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
2. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
3. Развивать познавательные и творческие способности.
5. Воспитывать бережное отношение к своему труду.
Проектная идея: Создать в группе детского сада огород на подоконнике.
Участники проекта: дети старшей группы МКДОУ д/с №3 «Солнышко», родители и воспитатели группы.
Работа с родителями.
1.Провести родительское собрание участие в проекте «Огород на подоконнике».
2.Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, семена для посадки, палочки для рыхления, лейки
3.Домашнее задание – с детьми вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за луком.
Ожидаемые результаты.
1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
2.У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
Способы оценки: Опыты, наблюдения, беседы.
Проект рассчитан на 12 недель.
1 ЭТАП – подготовительный (2 недели)
В группе детского сада разбили огород на подоконнике. Изготовили таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах. Сбор художественной литературы: стихи загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки.
Воспитатели группы, первая неделя января.
Родительское собрание: Участвуем в проекте « Огородное чудо». Воспитатели группы, родители -1 неделя марта
Разбивка огорода на подоконнике. Дети, воспитатели, вторая неделя марта
Изготовление табличек - указателей с названиями растений. Дети, воспитатели, вторая неделя марта.
Изготовление табличек - указателей с названиями растений. Дети, воспитатели, вторая неделя марта.
2 ЭТАП – исследовательский (8 недель)
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы. Рассматривание семян (укропа, огурцов), посадка семян и рассады. Дети, воспитатели группы, 3 неделя февраля.
Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений». Воспитатели группы. 1-2 неделя февраля
Занятия с детьми: «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы». Воспитатели группы. В течении всего проекта
Проведение дидактических игр: «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?». Воспитатели группы. В течении всего проекта
Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. Воспитатели группы. В течении всего проекта
Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу). Воспитатели группы. В течение всего проекта
Беседы о том, как выращивают овощи на огороде. Воспитатели группы. В течение всего проекта .
3 ЭТАП - заключительный (2 недели)
Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили выставку рисунков «Чудеса огорода», где дети представили на обозрение родителей свои рисунки, подготовили и рассказали рассказ о том, как они вырастили лучок, укроп, огуречную рассаду, на своем подоконнике в группе. Провели конкурс «Угадай название овоща».

Подведение итогов реализации проекта. Дети, воспитатели группы, родители. 2 неделя мая
Оформление выставки рисунков детей: «От семечки к ростку». Дети, воспитатели группы. 1неделя мая
Проведение конкурса: «Угадай название овоща». Воспитатели группы- 1неделя мая.
Организационная деятельность.
1. Подобрать художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме
2. Подобрать материал и оборудование для опытно - экспериментальной деятельности
3.Составить перспективный план мероприятий

 

План экспериментальной деятельности:
Земля.
Название мероприятия: « Узнаем, какая земля»
Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется
Материал, оборудование: земля в контейнерах
Вода
Название мероприятия: Вода и растения
Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)
Солнце
Название мероприятия: Солнце и растения
Цель: Определить роль солнца в жизни растений
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату)
Человек
Название мероприятия: Человек и растения
Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)

 

 

 

 

 

 

 

ФОТОАЛЬБОМ «ЗИМНИЙ ОГОРОД»

 

 

 

 

 

 

 

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

 

 

 

 

 

Коллекция семян, дидактических игр, муляжей овощей, героев для инсценировок экологических сказок

 

 

 

 

 

 




Содержание
Тип: исследовательско - творческий
Срок: краткосрочный (2 недели)
Место проведения: МКДОУ детский сад № 3 «Солнышко»
По количеству участников: групповой (старшая группа)
Проблема: Каким образом предотвратить вырубку молодых елей под Новый год?
Введение
Наступила зима. Вот уже снег хрустит под ногами. Приближение Нового Года все ощутимее. А главное дерево праздника, конечно же, елка, украшенная игрушками, гирляндами, мишурой, она создаёт особое праздничное настроение. Но каждый год после новогодних праздников мы наблюдаем картину, как около мусорных баков валяются ёлочки, которые недавно украшали дома и радовали детей. Не правда, ли грустная картина? Мы задумались, а могут ли дети помочь лесным красавицам, изменить ситуацию? Поэтому мы решили до наступления новогодних праздников привлечь внимание детей, родителей, жителей нашего города к этой проблеме - сохранения лесных красавиц.
Цель проекта - формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к природным богатствам родного края, повышение творческой активности и природоохранной деятельности детей.
Задачи проекта:
1. формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного поведения детей в природе;
2. развивать познавательный интерес к миру природы;
3. развивать умение правильно взаимодействовать с природой;
4. способствовать развитию творческих способностей, воображению детей;
5. воспитывать бережное отношение к хвойным деревьям, желание сохранить их растущими в ближайшем окружении: на участке, в лесу;
6. способствовать включению семьи в процесс реализации проекта по формированию экологической культуры;
7. привлечь внимание жителей нашего города к проблеме сохранения хвойных деревьев в период предновогодних и новогодних праздников.
Реализация проекта

Начальный этап
1. Подборка художественной литературы:
• Сказки: «Сказка о ёлочке, которую не срубили» (А. Сожан), «Сказка про ёлочку» (М. Шкурина), «Ёлочка» (Г. Х. Андерсен.).
• Стихи: «Лесная красавица» (Т. Волгина), «Искусственная ёлка», К. Ибряева «Приглашаем в лес на ёлку», «В снегу стояла ёлочка…» (С.Михалкова), «Живи, ёлочка» (И. Токмаковой).
• Загадки про лесную красавицу.
• Физминутки : «Вот под елочкой зеленой», «Елочки», «Новогодняя елочка», «Есть в лесу».
• Пословицы: «Ель — не сосна: шумит неспроста», «Мы в дом ель, а она с собой – метель».
• Дидактические игры: “Найди сходство и отличие”, “ Собери ёлочку” (пазлы), “Третий лишний”, «Найди самую высокую елку»,«Сделаем бусы на елку».
• Подвижные игры: “Раз, два, три к ёлочке беги”, «Найди пару – высокая и низкая елочка», «Какие бывают елки».
2. Сформулированы проблемные вопросы:
• Что мы знаем об еле?
• Отчего зимой у ёлки зелёные иголки?
• Почему у елочки колючие иголочки?
• Зачем нужны ели?
• Что будет, если на свете не станет елей?
3. Сформулированы учебные вопросы:
• Какую роль играет ель в жизни человека?
• Как можно помочь сохранить ели?
Технологический этап

Работа с детьми

Экология Экскурсия по парку – наблюдение за елочками (цель - формировать у детей представление о живой елке, способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев)
Мир, в котором я живу Беседа «Маленькой елочке хорошо в лесу!» (цель - формирование представлений о необходимости сохранения елочки и способах ее замены)
Развитие речи «Защитим елочку – зеленую иголочку» - составление сказки по опорным вопросам, по заданному началу предложения (цель - воспитывать экологическое мировоззрение: бережно относиться к лесным красавицам, желание защищать их.
Аппликация «Лесная красавица вокруг друзей - зверей»- коллективная работа (цель: воспитывать у детей интерес к жизни елочек, понимания необходимости сохранения их целостностей)
Конструирование «Зеленая красавица» - творческое конструирование из бумаги (цель – формировать доброжелательное отношение к елочкам)
Работа с родителями
• Папка – передвижка «5 преимуществ искусственных елок перед живыми».
• Опрос «Какая елка будет стоять в вашем доме на Новый год?»
Рефлексивный этап
• Украшение елочек на территории детского сада.
• Выпуск сборника стихов и рассказов о елочке «Ёлочка – красавица».
• Инсценировка сказки для младших групп ««Сохраним ёлочку – красавицу наших лесов»».
• Выставка творческих работ – совместная деятельность детей с родителями и воспитателями «Сделаем елочку своими руками».
• Оформление выставки творческих работ «Наша елочка родная»

Выводы
В результате проведенной работы дошкольники понимают и знают, что:
• ели играют в природе и в жизни человека важную роль.
• вырубка елей наносит большой вред природе.
• как помочь хвойным деревьям жить долго и приносить людям пользу и радость.
В результате проведенной работы мы отметили:
• Повышение уровня экологической культуры не только воспитанников, но и педагогов, а также родителей детей.
• Развитие у детей устойчивого интереса к представителям растительного мира – хвойным деревьям.
• Активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Данный проект открыл удивительный мир еловых красавиц. Он поспособствовал к размышлению – стоит ли рубить зеленую красавицу ради новогодних праздников. Помог ответить на вопросы: отчего зимой у ёлки зелёные иголки? Почему у елочки колючие иголочки? Зачем нужны ели? Что будет, если на свете не станет елей? Как можно помочь сохранить ели? И на многие другие вопросы.
Проект позволил развить творческое мышление дошкольников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Перед реализацией проекта и после, мы провели опрос среди родителей старшей группы, попросив их ответить на вопросы: какую ель они собираются наряжать в преддверье Нового года «живую» или «искусственную».

Результаты нашего опроса

До реализации проекта Живая елочка Количество семей 10
Искусственная елочка Количество семей 12
После реализации проекта Живая елочка Количество семей 7
Искусственная елочка Количество семей 15
По результат опроса можно сделать вывод, что 3 семей пересмотрели свое решение в пользу сохранения елочки – природного богатства в пользу искусственной ели. Это обстоятельство очень радует нас, значит, проделанная работа не прошла зря.
Подводя итоги своей работы, мы можем сделать вывод: мы добились поставленной цели, воспитанники узнали много нового и интересного о зеленой красавице, об ее значении в природе и жизни человека. Считаем, что и ребята, и взрослые не остались равнодушными к проблеме сохранения елей в нашей местности, активно обсуждали предложенные нами рекомендации по экологическому поведению.

 

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «ВЫРОСЛА ЕЛКА В ЛЕСУ, НА ГОРЕ»

Цель. Познакомить с признаками зимы.
Задачи:
1. Расширить знания детей о зимних явлениях природы (выпал снег, морозы, деревья спят и т.д.);
2. Учить связной речи, совершенствовать умения детей участвовать в беседе, развивать память, умение выразительно читать стихотворение с использованием карт-схем;
3. Воспитывать коммуникативные навыки, умение доброжелательно общаться со сверстниками и взрослыми;
4. Формировать художественно-творческие навыки, развивать фантазию в выполнении аппликации;
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыка, познавательная.
Планируемые результаты: проявляют чуткость к художественному слову при заучивании стихотворения Е. Трутневой «Елка», положительные эстетические чувства и эмоции при прослушивании музыкальной композиции; интересуется играми, жизнью людей; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решение игровых и познавательных задач; интересуется изобразительной детской деятельностью (аппликация – коллаж).
Индивидуальная работа:
Привлечь к беседе: Аришу В., Даниила Ш., Лесю Ч. – учить полно и развернуто отвечать на вопрос. Учить чистому выразительному чтению стихотворения: Артема П., Настю Е., Таню А.,
Предварительная работа: Экскурсия. Рассматривание альбомов, иллюстраций о зиме, слушание классических музыкальных произведений, рассматривание репродукций картин русских художников о зиме.
Материалы и оборудование:
Группа разделена на три развивающие зоны.
1. «Зимняя полянка» - елочки в снегу, пенечки, снежинки, карточки-схемы для заучивания стихотворения.
2. «Учебно-познавательная» - мультимедийная система, презентация: «Елки в зимнем лесу».
3. «Художественно-творческая» - готовые аппликационно выполненные елки, наклеенные на бумагу разных тонов, мелко нарезанная новогодняя мишура, кисточки, клей, салфетки.
I. Организационный момент
Дети входят в группу, их встречает Снеговик.
Снеговик. Дорогие ребята, я загадаю вам загадку, а вы должны отгадать ее и тогда узнаете, кто к нам придет в гости.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки
Детям радость подарила,
И на санках прокатил.
(Зима)

Под музыку входит Зима.
Зима: Здравствуйте, мои друзья!
В гости к вам пришла – Зима.
По болотам и равнинам,
Косогорам и долинам,
По полям и по лесам
Я спешила в гости к вам!

- Дети, а как природа изменилась зимой?
- Что мы видим на земле, на деревьях?
- Снег какой?
- Снежинки какие?
- Много ли птиц зимой? Где они?
- Дни зимой длинные или короткие?
- А ночи?
Игра: «Скажите ласково» по кругу передавая снежинку (снег- снежок, ветер – ветерок, мороз – морозец и т.д.)
Отгадайте загадку:
- Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ни чего сама не шьет,
А в иголках круглый год? (елка)
Зима приглашает детей, пройти и посмотреть какие красивые зимой стоят елочки. Презентация: «Елки в зимнем лесу».
Снеговик. Сейчас ребята, я предлагаю вам сделать вместе со мной физминутку. (Включается «Новогодняя физминутка», дети выполняют по показу движения.)
Зима. Молодцы, ребята! Давайте пройдем и присядем на полянку.
А сейчас, ребята, я расскажу вам стихотворение, написала его Е. Трутнева, а называется стихотворение «Елка».
Выросла елка
В лесу на горе.
У нее иголки
Зимой в серебре.
У нее на шишках
Ледышки стучат.
Снежное пальтишко
Лежит на плечах.
(Вопросы по содержанию стихотворения)
- Как называется стихотворение?
- Где выросла елка?
- Какие у нее иголки?
- Что у нее на шишках?
- Что у нее лежит на плечах?
- Сегодня, ребята мы будем заучивать стихотворение. Я буду читать стихотворение еще раз, а вы заполняйте и шепотом за мной повторяйте (читаю стихотворение, выставляю схемы).

Рис.1 Рис.2 Рис.3 Рис.4
- А сейчас, вставайте, подвигаемся и не только расскажем, но и покажем это стихотворение: «Елка» (этюд под музыку – «Вырастали елочки»).
Выросла елка Дети встают с корточек и поднимают руки над
В лесу на горе. головой домиком.
У нее иголки Руками сверху вниз показывают серебро на иголках.
Зимой в серебре.
У нее на шишках Стучат кулачками.
Ледышки стучат.
Снежное пальтишко Обнимают себя за плечи.
Лежит на плечах.
Дети по желанию читают стихотворение по картам-схемам.
Зима. Знаете, дети. Я начинала рисовать картину, елочки в снегу, но не успела – Вы мне поможете? В художественно-творческой зоне готовые аппликации елки, их нужно украсить серебристым инеем (дети намазывают ветви клеем и посыпают нарезанной мишурой (самостоятельное выполнение детьми работ под музыку: «Зима» П.И. Чайковский).
Из индивидуальных работ составляется общая панорама: «Елочки в лесу», при рассматривании которой дети отмечают красоту зимних елей.
Зима, вновь читает стихотворение: Е. Трутневой «Елка»
Панорама остается в группе, в свободное время ее рассматривают дети самостоятельно, находят свои работы.
Ритуал, окончания образовательной деятельности: «Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
И не будем огорчаться, что пришла пора прощаться

 

 

 

 

ПРАЗДНИКИ С ЕЛОЧКОЙ

«Чтобы ёлки не
рубить, лучше в магазин сходить. Выбери любую ёлочку-родную…»

 

 


Вид проекта: творчески – информационный
Продолжительность проекта: июнь – август
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Девиз проекта:

 

 

 

 

 

 


Цель проекта: расширить знания детей о свойствах песка. Заинтересовать детей необычной техникой выполнения поделок из песка.

 

Перспективное планирование по проекту «Песочные струйки»

Месяц Название мероприятий Задачи Форма и место проведения

 

июнь


Занятие песочные картины Уточнить знания детей о свойствах песка. Познакомить с техникой рисования песка. Просмотр слайд-фильма «Песок наш помощник». Рисование цветным песком. Проведение опытов.

 


июнь
Цветной песок Обучать детей окрашиванию и хранению песка. Побуждать к получению разнообразных оттенков песка для выполнения работ в различных цветовых гаммах.
Совместная деятельность во время прогулки

 

июль Необычная картина Заинтересовать детей необычной техникой рисования песком. Познакомить с алгоритмом выполнения песочных картин.
Упражнять детей в рисовании песком небольших миниатюр.
Беседа с рассматриванием панно М.И. Семиной «Лунный пейзаж» на участке детского сада во время прогулки

 

август Подарок своими руками. Оформить выставку «Песочные фантазии» Продолжать учить детей использовать технику рисования цветным песком, развивать творческие способности и фантазию детей, побуждать к поиску собственных решений.
Беседа «Продолжаем знакомиться с необычными свойствами песка» Оформление бросового материала песком.

 

• Дети овладели алгоритмом выполнения песочных картин.
• Умеют окрашивать песок, получать разнообразные оттенки.
• У детей развивается творческие способности, фантазия.
• Дети осваивают азы детского дизайна.

 

 

 

 

 

 

1.Конспект занятия «Песочные картины»
1. Фотоальбом с описанием техник

 


Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №3 «Солнышко»


«Песочные картины»
(занятие в старшей группе)

 

 

 

 

 

 


Р.п. Коченево

Цель: Расширять кругозор детей.
Задачи: Расширять и закрепить знания детей о свойствах песка. Развивать диалогическую и монологическую речь, фантазию, образное и логическое мышление, тактильную чувствительность и мелкую моторику рук.
Методы и приемы:
• Наглядные, фильм: «Наш помощник песок», песочные часы.
Словесные:
• Загадки
• Вопросы
• Постановка проблем
Практические:
• Опыты с песком
• Игры с песком
Продуктивная деятельность:
• Рисование песком
Материал и оборудование: покрывало, ящик с песком, песочные часы, лист цветного картона, мелкие игрушки, наждачная бумага, опрыскиватель, таз с водой, лупа, тарелка, ложка, салфетка на каждого ребенка.
Индивидуальная работа: привлечь к работе Сережу Р., Стаса В., Сережу Б., учить их делать выводы по экспериментальной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия
Дети встают вокруг ящика с песком, прикрытого покрывалом.
Воспитатель: Как вы думаете, что под покрывалом? Можно узнать, что здесь спрятано, отгадав загадку:
Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать,
Целый день в него играть?... (песок).
Сегодня мы поиграем в необычные песочные игры (снимает покрывало с ящика). Какой, песок в ящике? (сухой). Погрузите в него руки. Что вы чувствуете? (дети описывают свои ощущения). Как называются частички песка? (песчинки). Давайте пройдем в лабораторию. Рассмотрим песчинки в лупу. Что вы видите? (песчинки примерно одинаковые по размеру, но различаются по цвету и форме).
Песчинки не связанны между собой, поэтому песок можно пересыпать с одного места на другое. Мы говорим: «Песок сыпучий». Это свойство используется в песочных часах (показывает). Мелкие песчинки тонкой струйкой перетекают из одной емкости часов в другую. Что образовали песчинки в нижней части колбы часов? (горку). Как вы думаете, если насыпать песок, находящийся в наших тарелочках, в одно место, песчинки образуют горку? (да). Убедитесь в этом. (дети насыпают горку из песка). Давайте подойдем к ящику с песком.
Воспитатель: Замечательная горка. Давайте пофантазируем. Представьте, что внутри нее спрятан клад (проводится игра: «Мой клад». В песок закопано несколько игрушек. Воспитатель; подойти нескольким детям, найти игрушку в песке, на ощупь угадать ее, назвать, а только потом показать детям.
Давайте пройдем в нашу лабораторию.
- Дети, вспомните сказку К.И. Чуковского «Федорино горе». Чем Федора хотела почистить посуду? (песком). Как вы думаете, песок действительно может очищать посуду? (предположение детей). Потрите песчинки между пальцами. Что вы чувствуете? (песчинки твердые, царапают кожу). Попробуйте почистить песком различные предметы (дети натирают песком лист цветного картона, игрушки пластмассовый и деревянный кубики, металлическую кастрюльку и т.п.). Затем рассматривают предметы через лупы, делают вывод: песчинки оставляют на их поверхности царапины.
Воспитатель: это свойство песка используется человеком. Рассмотрите в лупу эту бумагу. Ее называют наждачной бумагой, или шкуркой (дети рассматривают кусочки наждачной бумаги через лупу). Как ее получают? Бумагу или ткань смазывают клеем и покрывают тонким слоем песка, а затем используют для шлифования металлических и деревянных изделий.
Дети, а давайте мы сейчас с вами посмотрим фильм «Песок – наш помощник» (кадры – строительство дорог, знаний, производство стекла, посуды, игры детей с песком).
Проходите, дети в лабораторию.
Воспитатель: (смачивает песок водой из опрыскивателя, предлагает детям прикоснуться к нему, проверить его сыпучесть, дети выполняют задания и объясняют, как и почему изменились свойства песка).
Воспитатель: Как вы думаете, почему красивые куличики получаются только из влажного песка? (вода скрепляет песчинки). Что произойдет с куличиками, когда песок высохнет? (куличики рассыплются). Правильно, влажный песок прекрасно сохраняет форму.
Воспитатель: А сейчас давайте подойдем к песочнице и поиграем в игру: «Следопыты». – Вы, отворачиваетесь, а я приложу к песку игрушку, затем поворачиваетесь, смотрите и говорите мне, какая игрушка, оставила на песке отпечаток или след?
Воспитатель: Дети, а знаете ли вы, что с помощью песка можно рисовать? Для этого необходим цветной песок. Я предлагаю вам сесть за столы. Подумайте, какие предметы вы бы хотели нарисовать, используйте для этого трафареты, обведите их простым карандашом смажьте изображения клеем ПВА и цветными струйками песка рисуйте свои предметы (дети под спокойную музыку, выполняют работы).
Когда все дети выполняют свои работы, воспитатель предлагает аккуратно разместить их на столе, рассмотреть их.
Воспитатель: По-моему, получилось, замечательно! А вы, как думаете? (Ответы детей).
Воспитатель: Ну, вот и закончилось наше занятие. Мы с вами познакомились с волшебным миром песка. Что вы узнали нового о песке? Чем, понравилось заниматься? (Ответы детей).
Ритуал: Давайте за руки возьмемся,
В круг веселый соберемся.
Мы не будем огорчаться,
Что уже пора прощаться!

 

 

 





 

 


С помощью экологической сказки, были поставлены и решены следующие задачи:
1. Формировать знания детей о лесе и обитателях леса.
2. Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.
3. Учить бережному и доброму отношению к природе.
4. Развивать речь, творческую, познавательную активность


«ЛЕСНАЯ СКАЗКА» (ФОТОАЛЬБОМ)






 

 

 


«РЕПКА» (ФОТОАЛЬБОМ)

 

 

 

щ

 

В ходе решения задач проекта, повысился уровень экологической культуры и информированности взрослых, ответственных за воспитание детей.
Ценностно – ориентированная деятельность помогла детям осознать многостороннее значение природы, получить практикум просветительской и природоохранной деятельности. Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему. Совместная проектная деятельная помогла родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.



Познавательные знания детей – 55%
Творческие умения – 70%
Трудовые навыки – 72%
Бережное отношение – 65%

 

Познавательные знания детей – 75%
Творческие умения – 88%
Трудовые навыки – 90%
Бережное отношение – 90%

 

 

 

 

 


1. Н. Рыжова «Наш дом – природа», М.: 2010
2. Н. Рыжова «Экологическое воспитание в детском саду », М.: 1998
3. М.Н. Сигимова «Мир природы глазами ребенка», Новосибирск, 1996
4. М.Н. Сигимова «Эмоциональное и творческое развитие детей в детском саду», Новосибирск, 1994
5. С.Н. Теплюк «Занятия на прогулках с детьми старшего дошкольного возраста», М.: 2002
6. Н. Рыжова «Растем вместе», М.: 2010
7. О.А. Скоролупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода», М.: 2008
8. Н. Рыжова «Экологические сказки», М.: 2008
9. Е. Маложина «Знакомим дошкольников с растениями»
10. Н.П. Чубыкина «Земля – наш дом», Новосибирск, 1999
11. Л. Н. Ердаков «Играя, обучаемся», Новосибирск, 1999
12. Градобоева Т. Экологическое воспитание детей //Дошкольное воспитание. – 1998 №7.
13. Лучич М.В. «Детям о природе» Издание второе – М., 1989.
14. Маневцова Л.М., Саморукова П.Г. «Мир природы и ребенок» - СПб; 1998.
15. Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду» - М., 1998.
16. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» - Минск, 1995.
17. Николаева С.Н. «Как приобщить ребенка к природе» - М., 1993.
18.Николаева С.Н. «Создание условий для экологического воспитания детей» - М., 1993.
19. Николаева С.Н. «Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста» - М., 1996.
20. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста» - М., 1998.
21. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание дошкольников» - М., 1998.
22.сНиколаева С.Н. «Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду» - М., 1999.
23. Статьи Николаевой С.Н. //Дошкольное воспитание. – 1988. №№2, 6, 12; 1998 №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
24. Николаева С.Н «Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей// Дошкольное воспитание. – 2002 №7.
25. Николаева С.Н. «Типовая модель экологического воспитания» // Дошкольное воспитание. – 2004 №4.
26. Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. М., 2005.
26. Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условие ее реализации в детском саду. М., 2009.
27. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. – 2005, N 7. С. 2-5; N 11. - с. 51-54.
28. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 36-42.
28. Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 12-20.
29. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 3-9
30. В.В. Москаленко «Опытно-экспериментальная деятельность», Волгоград: 2009
31. Зенина Т., Туркина А. Неживая природа: конспекты занятий для подготовительной к школе группы // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 27-35 /
32. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. – 2006. - N 3. - с. 10-12.
33. Левитман М.Х. Экология - предмет: интересно или нет? - СПб.: СОЮЗ, 2006. – 282 с.
34. Мойснер Г.П. Всё начиналось с экологической тропы. //Начальная школа, 2005. - №3.
35. Королева И. А. Роль экологической тропы в формировании у детей бережного отношения к природе / Королева И. А.// Современный детский сад . - 2008. - № 5. - С. 56-62.
36. Григорьева А. И. Формирование экологической культуры дошкольника / 37. Григорьева А. И.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 44-45.
38. Йозова О. Дети экспериментируют : [исследовательская деятельность детей в экологическом воспитании] / Йозова О.// Дошкольное воспитание. - 2009. - № 9. - С. 64-70.
39. Анцыперова Т. А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Анцыперова Т. А.//
40. Детский сад от А.до Я. - 2009. - № 1. - С. 152-158.
41. Богданец Т. П. Как развивать экологическое мышление в игре / Богданец Т. П.// Современный детский сад . - 2008. - № 7 - С. 25-28.
42. Богданец Т. П. Как развивать экологическое мышление в игре / Богданец Т. П.// Современный детский сад . - 2008. - № 7 - С. 25-28.