ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Войцех Марина Сергеевна

МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №39»

Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский

Статья для публикации

 

 

 


«Исправление депривационных нарушений и профилактика депривации у детей дошкольного возраста»

 

 

 


Составитель: Войцех Марина Сергеевна

 

г. Петропавловск-Камчатский
2018 г.
«Исправление депривационных нарушений и профилактика депривации у детей дошкольного возраста»
В современном мире вопрос психической депривации человека превратился в предмет изучения и интереса нового поколения психологов, специальных педагогов, врачей и социальных работников. Этот интерес не случаен. Учёные-психологи доказали, что такое психическое явление как депривация оказывает большое влияние на становление психических функций человека, развитие его личности в целом.
С депривацией сталкиваются практически все люди. Депрессии, неврозы, заболевания, лишний вес… Корни таких проблем нередко связанны с дефицитом ярких впечатлений в жизни, недостатком эмоционального общения или информации. Но истинные причины нарушений зачастую остаются не выявленными.
При обсуждении проблемы психической депривации в детском возрасте речь идет о неудовлетворении потребностей ребенка в материнской любви, двигательной активности, во впечатлениях и культуре в широком смысле слова. Количество и качество эмоциональных, сенсорных и других стимулов является условием полноценного психического развития в детстве, а также фактором психического благополучия как в детстве, так и в зрелости. Таким образом, длительные лишения важных для человека потребностей, постоянное переживание неуспеха способствует снижению общей активности человека, вызывая чувство бесполезности усилий. Поэтому важно научиться распознавать депривации, выделять среди других психологических проблем личности.
Термин «депривация» сегодня широко используется в психологии и медицине. Особенно активно этот термин используется в психологической литературе последних лет. Однако в определении содержания этого понятия отсутствует единство. Он пришел из английского и в обиходной речи означает «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей».
Деприва́ция (лат. deprivatio — потеря, лишение) — психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворения самых необходимых жизненных потребностей (таких как сон, пища, жилище, общение ребёнка с отцом или матерью, и т. п.), либо лишением благ, к которым человек был привычен долгое время.
Таким образом, психическая депривация - это психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере в течение длительного времени. Психические потребности ребенка наилучшим образом удовлетворяются, несомненно, его ежедневным общением с родителями, с окружающей средой. Если по какой - либо причине ребенок изолирован от стимулирующей среды, то он неизбежно страдает от недостатка стимулов. Эта изоляция может носить разную степень. При полной изоляции от человеческой среды в течение длительного периода можно предполагать, что основные психические потребности, которые с самого начала не удовлетворялись, развиваться не будут. Одним фактором при возникновении психической депривации является недостаточное поступление стимулов - социальных, чувствительных, сенсорных. Предполагается, что другим фактором при возникновении психической депривации является прекращение связи уже создавшейся между ребенком и его социальной средой.
Сенсорная депривация иногда описывается понятием «обед¬ненная среда», то есть среда, в которой человек не получает до¬статочное количество зрительных, слуховых, осязательных и про¬чих стимулов. Такая среда может сопровождать развитие ребенка, а также включаться в жизненные ситуации взрослого человека. В обедненную среду часто попадает ребенок, оказав¬шись в детском доме, больнице, интернате или другом учреждении закрытого типа. Подобная среда, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом воз¬расте. Однако для ребенка она особенно губительна. Как показывают многочисленные психологические исследования, необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлении, так как именно в процессе поступления в мозг и пере¬работки разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение органов чувств и соответству¬ющих структур мозга.
Сенсорная депривация может иметь отрица¬тельное воздействие на психическое развитие ребенка в любом возрасте, в каждом возрасте по-своему. По¬этому для каждого возраста следует специально ставить и особым образом решать вопрос о создании разнообраз¬ной, насыщенной и развивающей среды обитания ре¬бенка.
Когнитивная (информационная) депривация препятствует со¬зданию адекватных моделей окружающего мира. Если нет необхо¬димой информации, представлений о связях между предметами и явлениями, человек создает «мнимые связи» (по И. П. Павлову), у него появляются ложные убеждения. С эмоциональной депривацией могут столкнуться как дети, так и взрослые. По отношению к детям иногда используют по¬нятие «материнская депривация», подчеркивая важную роль эмо¬циональной связи ребенка и матери. Разрыв или дефицит этой связи приводит к целому ряду нарушений психического здоро¬вья ребенка.
Социальная депривация в литературе трактуется достаточно широко. С ней сталкиваются и дети, живущие или обучающиеся в закрытых учреждениях, и взрослые люди, которые по тем или иным причинам находятся в изоляции от общества или имеют ограниченные контакты с другими людьми, пожилые люди пос¬ле выхода на пенсию.
Кроме указанных выше, существуют и другие виды деприва¬ции. Например, с двигательной депривацией человек сталкивает¬ся тогда, когда есть ограничения в движениях. Она может возникать в результате трав¬мы, болезни или в других случаях. Такая депривация не является непосредственно психической, но оказывает тем не менее сильное воздействие на психическое состояние человека. Данный факт был неоднократно зафиксирован при проведении соответствующих экспериментов. Двигательная депривация влияет и на психичес¬кое развитие.
Помимо видов, существуют и различные виды форм проявления деприваций. Различают явную и скрытую депривации.
Явная депривация носит очевидный характер: пребывание человека в условиях социальной изоляции, длительное одино¬чество или воспитание ребенка в детском доме. В культурном понимании это видимое отклонение от нормы. Скрытая депривация не так очевидна. Она возникает при внешне благоприятных условиях, которые, в свою очередь не дают возможности удовлетворения значимых для человека потребностей. Таким образом, депривация представляет собой сложное, многоаспектное явление, имеющее отношение к различным сферам человеческой жизни.
Проявления психической депривации могут проявляться от легких странностей до очень грубых поражении развития интеллекта и характера.
Психологи выделяю характерные особенности депривированных детей. Депривированный ребенок отличается также запаздыванием развития социальных и гигиенических навыков, при создании которых необходим тесный контакт ребенка и взрослого (соблюдение телесной чистоты, одевание, остальное самообслуживание, выражение собственных пожелании и т. п.). Наконец, мы наблюдаем у таких детей в дошкольном возрасте также бросающееся в глаза запаздывание развития тонкой моторики, которая обычно находится в контрасте с почти соответствующим уровнем грубой моторики. Развитие адаптивных функций (перцепция, манипуляция предметами, игра, применение инструментов, приспосабливание к ситуации с заданиями и вообще проявления практического интеллекта) держатся обычно на среднем уровне, так что его можно использовать в целях оценки действительных способностей ребенка. У детей старшего возраста, страдающих депривацией, в испытаниях интеллекта при общей более низкой продуктивности отмечается сходная неравномерность с явным преобладанием практического компонента над словесно-понятийным.
Депривированный ребенок отличается явными недостатками в испытаниях понятийных и по знаниям, в социальной информированности, а также в практических суждениях и оценках. Такие дети не умеют работать самостоятельно, его рассеивают побочные раздражители, однако у него можно относительно быстро проводить рабочую выучку. Они приспосабливаются к заданиям и довольно равномерно работают под прямым руководством. Таким образом, оценка детей из учреждений посредством вербальных тестов уровня интеллекта должна неизбежно искажать картину их умственных возможностей.
Исправление последствий депривации всё же возможно, это доказывают многочисленные исследования психологов. Чем полнее педагог-психолог познаёт ребенка, тем глубже будут воздействовать исправительные мероприятия, а чем раньше их предпринять, тем больше будет надежды на успех.
К основным методам устранения последствий психической депривации относится реактивация. Суть реактивации заключается в следующем: если ранняя депривация вызвала нарушения на уровне основной активности психических процессов, ребенку следует обеспечить поступление достаточного количества стимулов из окружающей среды. С методологической точки зрения здесь была бы уместна адаптационная терапия, включающая также фармакологическое воздействие на активационный уровень центральной нервной системы ребенка. Сюда относится и обеспечение условий для развития моторики и нормальной функции органов чувств.
Второй метод устранения последствий психической депривации – это редидактивное учение. Некоторые последствия депривации можно, по-видимому, устранить путем «переучивания». Ребенок получает избранные и дозированные стимулы, укрепляющие желаемое поведение. Дело касается создания новых, более целесообразных навыков, вместо прежних, непригодных, представляющих здесь «признаки деривационного поражения».
Следующий метод устранения последствий депривации - реэдукация. Многие исследователи считают, что некоторые нарушения можно исправлять, прежде всего, упорядочением отношений ребенка ко всему социальному и происходящему вокруг него. Необходимо по-новому формировать свойства характера ребенка и преобразовать его характер.
Ещё один метод устранения последствий депривации называется ресоциализация. Восстановление утраченных ценностей и ролей, переобучение, возвращение к нормальному образу жизни называется ресоциализацией. В этом методе преобладает самостоятельный анализ и оценка внешних социальных условий, событий, а также самовоспитание.
Практикующие психологи говорят о том, что перевоспитание и лечение детей, которые подверглись психической депривации, дело очень сложное, продолжительное и предъявляющее значительные требования. Из этого следует, что предупреждение депривации является не только более действенным, но и более экономным методом, так что главные усилия следует направлять на практике именно в этом направлении.
Очень важно вести просветительскую работу в сфере профилактики депривации. Просвещение в области депривации может ознакомить широкую общественность с основными нуждами ребенка, с взаимосвязью между удовлетворением этих нужд и жизнью семьи, а также с ценностью здорового развития ребенка для общества. Ведущей задачей просвещения в данной области является указание путей, с помощью которых можно согласовать потребности развивающегося ребенка с потребностями развивающегося общества в данных условиях.

 

Преимущества прохождения Всероссийских блиц-олимпиад для педагогов на ВИОП «Аксиома» (СМИ)

 

ЛИТЕРАТУРА:
1. Бережнова Л. Н. Предупреждение депривации в образовательном процессе. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000
2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка.-М.: Изд-во Смысл, Изд-во «Эксмо», 2004
3. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. для воспитателя. - М.: Просвещение, 1985
4. Психическая депривация: Хрестоматия / Сост. Н. Н. Крыгина. – Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2003
5. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 2001
6. Раттер М. Помощь трудным детям.- М.: Изд-во «Прогресс», 1987

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.