выполнила:
Старший воспитатель
Цапаева Любовь Вячеславовна
МБДОУ детский сад №3 «Улыбка»
Нижегородская область г.Бор.
Педагогический конфликт в дошкольном образовательном учреждении.
Конфликт — это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление. Конфликт –это нормальное явление человеческой жизни. В педагогической конфликтологии в качестве участников конфликта рассматриваются обобщенные "субъекты конфликта", под которыми следует подразумевать отдельных лиц или группу людей в педагогическом социуме, являющихся непосредственными участниками конфликта и вовлеченных во все его стадии. В основе педагогического конфликта лежит ситуация ,включающая в себя , противоречивые позиции сторон по какому-то поводу , либо противоречивые цели или средства их достижения . Дошкольное детство- это первый этап становления личности. Именно на этом этапе у ребёнка закладываются базисные основы личностной культуры, которые должны соответствовать общечеловеческим духовным ценностям. В этот момент дошкольник приобретает знания о явлениях общественной жизни, о взаимоотношениях окружающих его взрослых и детей, что проявляется в эмоционально –оценочном отношении к происходящему. Поэтому необходимо обратить внимание на то, в каких социально-экономических и культурных условиях развивается ребёнок, кто его окружает, какая обстановка создана в окружающем его коллективе .А.С.Макаренко говорил, что ребёнка воспитывает все: вещи, обстановка, но прежде всего и больше всего взрослые ,из них на первом месте родители и педагоги. которые его окружают. Очень сильное воздействие на ребёнка оказывает личность воспитателя, не только его знания, его мировоззрение , но и его внешний вид, мимика, жесты и даже тон голоса. В отличии от педагогического коллектива школы, педагогический коллектив детского сада, вовлеченный в педагогический процесс, включает в себя не только педагогов , но и обслуживающий персонал. Коллектив детского сада можно определить как группу совместно работающих сотрудников, имеющие общие цели в учебно-воспитательной работе, общие стили общения и поведения , тон и подход к ребенку. Этико-профессиональные связи между сотрудниками являются стержневой составляющей в понятии коллектива и решающим фактором определяющим сплоченность, активность и жизненность коллектива,членами , которого они являются.Они зависят от того как люди воспринимают себя и друг друга, как относятся к общей цели своей профессиональной деятельности. Наиболее часто встречающиеся конфликты в дошкольном учреждении и причины их возникновения:
1. Педагог – педагог
Причины: личная антипатия, несовпадение точек зрения по профессиональным вопросам, ревность к отношениям с родителями, детьми, ощущение собственной нереализованности, недостаточная заинтересованность педагога в реализации образовательных программ и в их результатах, игнорирование воспитателем предложений другого воспитателя, новых разработок.
2. Руководитель — педагог
Причины: разногласия по поводу внедрения различных программ, игнорирование педагогических принципов и взглядов друг друга, завышенные требования и неадекватная оценка труда. Несоответствие деятельности воспитателя ожиданиям администрации, неудовлетворенность стилем руководства.
3. Педагог — родитель
Причины: разногласия по поводу психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе. Завышенные требования к ребенку, неадекватная оценка способностей ребенка, недостаточное внимание к ребенку, недобросовестное отношение к работе, низкая квалификация, завышенные требования к педагогу, гиперопека ребенка, неосведомленность родителей о работе ДОУ, получение неточной информации о работе в ДОУ.
4. Родитель — руководитель
Причины: недостаточная осведомленность родителя о деятельности ДОУ, специалистах и их деятельности. Недостаточная информированность администрации о семье. Члены коллектива дошкольного образовательного учреждения связаны между собой , на основе выполнения профессиональной педагогической деятельности.Действия работников должны быть согласованы, и направлены для достижения общей цели в воспитании подрастающего поколения.В коллективе дошкольного образовательного учреждения действуют как общепринятые нормы межличностных отношений, так и вырабатываются свои внутренние требования и традиции. Отступление от норм приводит к возникновению конфликтной ситуации.
Список используемой литературы:
1. Андреев В.И. Конфликтология - М., 2011.
2. Анцупов А.Я. Шипилов А. И. Конфликтология – М., 2009
3. Вершинин М.С. Конфликтология: Конспект лекций. - СПб., 2007
4. Выготский Л.С. Детская психология. Собр. соч. 6т. М., 2004. Т.
5. Гришина Н.В. Производственные конфликты и их регулирование,СПб, 2011.
Блиц-олимпиады для педагогов проводятся дистанционно в тестовом режиме.