ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

преподаватель технических дисциплин

Сазонова Марина Николаевна

ГБПОУ МО «Гидрометеорологический техникум»

Московская область

г. Балашиха

мкр-он Железнодорожный


Судьба так распорядилась мной, что спустя 20 лет я вернулась на педагогическую работу в родной техникум. Родной, потому что сама его закончила и потому что преподаватели нас Учили как своих детей - не только специальности, но и жить в обществе.
Закончила педагогический институт (1984). Чуть позже, благодаря базе полученных в техникуме знаний, получила высшее техническое образование (1992).
Преподавала в техникуме в течение 7 лет. Конечно, в то время я располагала начальным опытом педагогической работы, но жажда познаний, хорошие взаимоотношения со студентами и преподавательским составом, которые, помнили меня еще студенткой, и оказывали мне всестороннюю помощь, способствовали моему развитию. В 1995 году я успешно прошла аттестацию, получила один из высших в то время разрядов и покинула педагогику.
Прошло 20 лет.
И вот я уже вышла из кабинета руководителя техникума, получив комплект документов по вопросу преподавания «Основ радиотехники и радиолокации». Изучив их, я должна была разработать: рабочую программу (РП), календарно-тематический план (КТП), Методичку по проведению практических работ, План проведения внеурочных заданий, билеты к экзамену, комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине и другие документы, необходимые для качественного проведения процесса обучения . Я была ошеломлена! Но не напугана.
Следующим шагом было знакомство с кабинетом, в котором предполагалось читать данный курс. Я вошла в тот же кабинет, который покинула20 лет назад. На столах стояла все та же аппаратура. Меня настигла вторая волна удивления! Но процесс возвращения был запущен! Отступать было поздно и некуда.
В своих архивах я нашла документы (КТП, планы уроков, конспекты и др.), по которым раньше работала. КТП были написаны под копирку. Они вызывали улыбку. Как давно и примитивно это было! С улыбкой на лице и в душе, педагогическая деятельность, после перерыва в 20 лет, продолжилась! Или началась?

В первую очередь я приступила к изучению документов Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС, ФГОС СПО) по специальности 11.02.07 Радиотехнические информационные системы (РИС). Это нормативный документ, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ. При изучении и состыковки требований ФГОС с календарными планами выделились следующие вопросы.
1. После изучения предмета «Основы радиотехники и радиолокации», студенты должны уметь: рассчитывать параметры радиотехнических цепей; пользоваться технической и справочной литературой. А так же, знать: радиотехнические сигналы и цепи, распространение радиоволн в атмосфере; свободные и вынужденные колебания в колебательном контуре; конструкцию и характеристики различных антенных устройств; физические основы радиолокации, принципы построения радиолокационных систем (РЛС); радиолокационные методы измерения дальности и угловых координат .
2. При изучении 10 пунктов Общих компетенций, вопросов не возникло за исключением одной. В ОК 7 предполагается «брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий». Это вызывает недопонимание. Я не могу согласиться с разработчиками ФГОСа, что все студенты, прослушав курс «Основы радиотехники и радиолокации», сделав все практические работы, положительно решив контрольные и сдав экзамен, смогут «брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных)». Да, можно и даже нужно научить каждого студента «брать на себя ответственность за собственный результат выполненных заданий», но научить каждого быть лидером команды, это, как мне кажется, задача других наук. Проводить тренинги посвященные искусству руководить людьми и управлять персоналом – это может быть менеджмент, психология и др. Предмет же «Основы радиотехники и радиолокации» требует знаний физики, электротехники, электроники. Задача преподавателя объединить все эти знания в один междисциплинарный курс и дать базовые знания для дальнейшего более глубокого изучения как радиотехники так и радиолокации.
3. Студент в будущем должен обладать профессиональными компетенциями (ПК). При эксплуатации аэрологических и метеорологических РИС и при проведение радиолокационных метеорологических наблюдений установленные требования, на мой взгляд, реальные.
Но, требования ПК 2.2., в которых говорится, что при «эксплуатировании РИС, аэрологических теодолитов, метеорологических приборов, водородных баллонов, газогенераторов и радиозондовых оболочек, применяемых для аэрологических наблюдений» отнесены к предмету «Основы радиотехники и радиолокации» не совсем корректно. Из всех перечислений, на мой взгляд, только «эксплуатировать РИС» имеет место. Эксплуатировать же аэрологические теодолиты, метеорологические приборы, водородные баллоны, газогенераторы и радиозондовые оболочки, применяемые для аэрологических наблюдений – это вопрос аэрологических наблюдений. Как мне кажется, надо было бы разделить ПК 2.2 на два подпункта:
2.2.1. Эксплуатировать РИС;
2.2.2. Эксплуатировать аэрологические теодолиты, метеорологические приборы, водородные баллоны, газогенераторы и радиозондовые оболочки, применяемые для аэрологических наблюдений.
Тогда в компетенции при изучении предмета «Основы радиотехники и радиолокации» надо прописать только пункт 2.2.1.
4. Итак, мы выпускаем специалиста, который должен обладать общими компетенциями, а именно - организовывать деятельность, выбирать методы, принимать решения, осуществлять поиск и использовать информацию, работать в коллективе, брать на себя ответственность, эксплуатировать оборудование РИС, уверенно пользоваться компьютерными и телекоммуникационными средствами и др.
Возникает вопрос. Каким образом наработать практику, чтобы этими компетенциями стал владеть студент? А он действительно должен всем этим владеть, иначе на рынке труда будет не востребован.
Согласно ФГОС самом техникум имеет возможность разработать и утвердить Программу подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
Для всех техникумов, и для нашего в частности, вопрос наработки практических умений встает очень остро.
Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются учебная, производственная, преддипломные практики.
Производственная практика, организация которой была 20 лет назад, уже как 20 лет ушла в прошлое. Сегодня организовать качественную производственную практику на сети очень сложно. Одна из проблем этого заключена в том, что наука, образование и производство живут каждый своей жизнью.
Нельзя не согласиться тем, что задача обеспечения взаимодействия науки, образования и производства стоит достаточно остро перед учреждениями среднего профессионального образования, из-за происходящих структурных изменений, научных и образовательных приоритетов, которые диктует работодатель. Условия глобальной конкуренции требуют усиления практической направленности образования, а это в первую очередь означает повышение требований к профессиональному образованию в широком смысле этого слова. Учебные заведения должны подготовить не просто специалистов среднего звена, но конкурентоспособных, квалифицированных молодых специалистов, востребованных в данном регионе и обладающих современными знаниями, имеющих высокий уровень образованности. Молодые специалисты, выпускники техникума в условиях рыночной экономики должны обладать знаниями корпоративной этики, понимать многие бизнес-процессы в организациях, развивать свои профессиональные навыки и компетенции, быть в курсе последних достижений науки, как нашей страны, так и других стран.
С целью, повысить профессиональный опыт студентов (как это было 20 лет назад), я обратилась на производство, как в области гидрометеорологии говорится «на сеть», к выпускнику нашего техникума, начальнику аэрологической станции, уже Почетному метеорологу России, с просьбой оказать помощь в прохождении производственной практики нашим студентам. Получила положительный ответ, сделала расчет затрат (билеты туда-обратно, проживание, питание), предложила студентам и …. отказ. Желающих не оказалось. Основными причинами стали: недостаток средств в семьях, боязнь оторваться от дома, отсутствие стимула.
Да! Чтобы поставить студента «на крыло и выпустить в жизнь» преподавателю необходимо усердно трудиться каждую минуту! Вперед!

Блиц-олимпиады для педагогов  проводятся дистанционно в тестовом режиме. 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.