выполнила:
Педагог-психолог
Дудник Олеся Александровна
МАУ ДО «Народные ремесла»
Хабаровский край
г. Хабаровск
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия с детьми
«Формирование и развитие коммуникативного потенциала вокалистов для сознательного управления эффектами социальной фасилитации в условиях публичного выступления»
Группа 7-13 человек
Составил педагог-психолог
Дудник О.А.
Пояснительная записка
к работе(занятие) по теме: «Формирование и развитие коммуникативного потенциала вокалистов для сознательного управления эффектами социальной фасилитации в условиях публичного выступления»
Влияние зрителей спортивных состязаний на уровень достижений спортсменов имеет важное научное и прикладное значение для спортивной практики. В психологии она получила название «эффекта социальной фасилитации», то есть эффекта влияния присутствия зрителей и судей на психику, на сознание и поведение спортсменов во время соревнований. Сущность этого эффекта состоит в реакциях спортивных болельщиков, выражающих своё эмоциональное отношение к спортсменам во время их выступлений на своём или чужом поле, что выражается либо в побудительных, либо в тормозящих стимулах деятельности для демонстрации своего спортивного мастерства участниками соревнований. Публичное соревнование – это отражение в сознании и психическом состоянии спортсмена общественных условий соревновательной деятельности, связанных с психологическим воздействием публики и соревновательного стресса. В таком зрелищном виде спорта как фигурное катание, спортсмен должен в какой-то мере сознавать присутствие зрителей, стремиться вызывать момент сопереживания зрительного зала именно его выступлению, вступать с публикой и судьями в зрительный контакт, стараться передать им своё настроение. Если ему это удаётся, то выступление оказывается более успешным. В условиях публичного выступления помимо спортсменов фигуристов оказываются артисты и певцы-вокалисты. Поэтому формирование и развитие у вокалистов, так же как у фигуристов коммуникативного потенциала предполагает способность сознательно управлять эффектами социальной фасилитации. Под этим подразумевается сознание своих возможностей в ситуации выступления, перед широкой аудиторией, сопровождаемое положительны эмоциональным состоянием (Санная,1986). Тему данной работы мы считаем актуальной, так как свободное владение собой в ситуации публичного выступления – довольно сложная задача ни только для опытных спортсменов, но даже для профессиональных актёров.(Вяткин, 1981)
Занятие представляет собой ряд упражнений, направленных на формирование и развитие коммуникативного потенциала вокалистов в условиях публичного выступления.
Цель занятия: сформировать и развить коммуникативный потенциала вокалистов для сознательного управления эффектами социальной фасилитации в условиях публичного выступления.
Задачи занятия:
1.Сформировать нейтральное отношение к отрицательной реакции зрителя
2.Развить коммуникативные способности в условиях публичного выступления
3.Развить навыки управления эффектами социальной фасилитации
Ходя занятия.
1.Знакомство с ребятами.
2.Беседа «Что такое коммуникация?»
3.Упражнение «Смелый артист»
Одному участнику предлагается выйти на сцену и спеть песню, а зрителям в зале предлагается изображать недовольных зрителей, которые пришли на выступление фигуристов, а перед ними выступают не фигуристы, а вокалист. При этом вместо сцены, вокалисту нужно выйти на скользкий лёд и сохраняя равновесие исполнять песню.
Ожидаемый результат.
Попав в экстремальные условия, преодолевая страх у вокалиста развиваются такие личностные качества, как смелость, воля, артистизм, способность доводить дело до конца (допеть до кона) не смотря на негативную реакцию зрителя.
У зрителей формируется понимание, что вокалисту и любому выступающему перед публикой необходима поддержка.
4. Упражнение «Аплодисменты»
Одному участнику предлагается выйти на сцену и обратиться к зрителям с просьбой исполнить хором песню из мультфильма, знакомую всем. Зрители запевают, а вокалист должен им в такт аплодировать в знак поддержки и подпевать. Когда песня допета до конца зрители и вокалист друг другу аплодируют.
Ожидаемый результат.
Вокалист учится контактировать (развитие коммуникации) со зрителями.
5.Упражнение «Лови взгляд»
Одному участнику предлагается выйти на сцену и выискивать в зрительном зале зрителя с открытыми глазами, чтоб встретиться с ним взглядом. Зрители в зале сидят с закрытыми глазами, предварительно они должны договориться между собой, кто будет открывать глаза первый, кто второй и т.д. Ведущий хлопает один раз-глаза открывает тот, кто по уговору первый. Два хлопка-второй. И так все по хлопкам открывают глаза. Выступающий ловит взгляд.
Ожидаемый результат.
Вокалист развивает способность зрительного контакта со зрителями.
6.Упражнение «Обращение к зрителю»
Одному участнику предлагается выйти на сцену и спеть песню-обращение к зрителю с благодарностью. Слова можно придумывать на ходу. Например: «Дорогие мои зрители, спасибо что любите меня и пришли на моё выступление… я очень рад петь для вас свои песни и т.д.» Зал в поддержку аплодирует.
Ожидаемый результат.
У вокалиста формируются навыки коммуникации и сознательного управления эффектами социальной фасилитации.
В конце занятия в беседе выясняем, какие чувства и эмоции испытывали ребята в ходе упражнений.
Список литературы:
1.Санная М.В. Самооценка и саморегуляция деятельности фигуриста как факторы эффективности и надёжности спортивного результат. Автореф. Канд. Дис. – М., 1983г.
2.Гришина М.В. Подготовка фигуристов :основы управления – м., Фис.1986г.
3.Вяткин, Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях Серия: Наука - спорту Издательство: Физкультура и спорт, 1981 г.
Всероссийские конкурсы для логопедов и дефектологов СМИ ВИОП «Аксиома»