выполнила:
Дерябина Анна Александровна
магистрант, кафедра общей и профессиональной педагогики
куратор:
Антропова Лидия Григорьевна, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики
Челябинский государственный университет
Город Челябинск
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В современном мире социально-активная, яркая творческая личность становится все более востребованной обществом. Развитие и становление такой личности является одной из важнейших проблем психологической и педагогической теории и практики. Идея воспитания, направленного на развитие креативности личности лежит в основе современного подхода к воспитательно-образовательному процессу.
В последнее время понятие «креативность» получило широкое распространение, почти вытеснив ранее существовавшее словосочетание «творческие способности». Понятие «креативность» происходит от латинского creatio, что означает «сотворение», «создание» [3, с.39].
Процесс формирования яркой творческой личности, обладающей способностью продуктивно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в детстве и является условием дальнейшего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала детей. Одним из направлений психического развития ребенка является развитие разносторонности личности, ориентированное, в первую очередь, на развитие креативности.
По нашему мнению, развитие креативности детей в дошкольном образовательном учреждении будет успешным, если обеспечить два педагогических условия, первое из которых: реализация программы занятий с дошкольниками, предусматривающая включение детей в рефлексивную и разнообразную творческую деятельность: изобразительную, художественно-речевую, музыкальную, пластическую, проектную.
Рефлексия выступает важнейшим, определяющим звеном между знанием и личным опытом человека. Для дошкольников это качество необходимо для применения общих знаний в конкретных ситуациях своей практической действительности.
Под познавательной рефлексией психологи понимают способность субъекта к осознанию процесса познавательной деятельности, к учету своих возможностей в ее выполнении и выбору эффективного способа достижения целей, а также умение оценивать, анализировать собственные действия и соотносить их с предметной ситуацией [4, с.327].
Практически в любой жизненной ситуации успешность нашего действия во многом связана с умением понимать суть взаимодействия и себя в ней. Этим умением объясняется как эффективность деятельности человека, так и его личные взаимоотношения. Поэтому уровень развития рефлексивных умений существенно определяет качество нашей повседневной жизни.
Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, так как для ребенка это является радостью познания и творчества. Необходимым условием умения изображать является зрительное восприятие окружающего мира. Чтобы вылепить или нарисовать какой-нибудь предмет, с ним необходимо познакомиться, запомнить его величину, цвет и форму.
Основными формами изобразительной деятельности дошкольников являются: рисование, аппликация, конструирование, лепка и всякий ручной труд. Такие занятия регулярно проводятся в детских садах. Благодаря им дети получают возможность приобрести свой первый художественный опыт.
Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Пополнение «копилки» познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка. В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся быть сосредоточенными, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей.
Художественно-речевая деятельность обогащает опыт детей знаниями народных сказок с поучительным содержанием, образами сказочных героев, воспитывает интерес к литературным произведениям. Через сказки дошкольники учатся видеть и понимать семиотическое значение, которое выражается в обобщенных образах: скатерти-самобранке, шапке-невидимке, сапогах-скороходах и т. п.
Дружба героев сказок с животными и другими существами окружающей природы и помощь, которую они получают от «мудрых зверей», отражают осознание нашего родства с природой. Медведь в сказках – символ веры, обращенной на служение высоким целям. Встреча с бессмертными существами (гномы, карлики, звезды, солнце) всегда приводит к счастливому концую.
Музыка является одним из богатейших и эффективных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры (музыкальное воспитание) нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыка имеет похожую с речью интонационную природу, для которой необходима речевая среда. Для того, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения.
Известный фольклорист Г.М. Науменко писал: «… у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …» [2, с.59].
Двигательно-пластическая выразительность включает сочетание двух составляющих. Первая составляющая – структурная выразительность движений – это присущая самому движению содержательность, информативность, которая прочитывается по определенным опорным элементам, фазам и направлению протекания движения. Вторая составляющая – пластическая выразительность движений.
Средством развития двигательно-пластической выразительности в дошкольном детстве выступает освоение языка выразительных движений. Как правило, оно происходит в повседневной жизни стихийно и преимущественно неосознанно – в силу подражательного присвоения ребенком норм невербального общения, принятых в его ближайшем окружении (семье), поэтому может быть более или менее ограниченным. Наиболее продуктивно освоение дошкольниками языка выразительных движений протекает при осмысленном и произвольном его освоении, условия для которого создаются в рамках целенаправленного обучения детей от 3 до 7 лет. Произвольные выразительные движения для дошкольника – это образные движения (игровой образ), посредством которого воплощаемый образ становится двигательно-пластическим. Произвольное и осмысленное двигательно-пластическое воплощение игрового образа постепенно развивает у дошкольника способность отделять себя самого от исполняемого образа: собственные действия и эмоции от образных движений и переживаний. Такое различение становится необходимым условием развития способности к управлению собственными эмоциями. Другими словами, управление собственными движениями и эмоциями, мотивированное интересной для ребенка деятельностью, развивает у него способность к регуляции собственного поведения в целом.
Проектная деятельность – это различные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии с взрослыми, а с другой, на основе приобретённого опыта (пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами и действиями, конструирование, фантазирование, наблюдение-изучение-исследование).
Проектная деятельность – это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, так как получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, а также свои поступки.
«Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать», – писал Песталоцци [2, с.67].
Развитие креативности детей в дошкольном образовательном учреждении будет успешным, если обеспечить второе педагогическое условие: организовать занятия творческой мастерской с родителями, направленные на формирование готовности взрослых развивать креативность дошкольников.
Специалисты в сфере дошкольного образования указывают важность родительского участия в воспитании креативности у детей, так как от семьи зависит одно из важнейших условий, необходимых для достижения желаемого результата – создание благоприятной для творчества атмосферы. К тому же, из всех взрослых именно с родителями ребенок имеет самую сильную эмоциональную связь. Ребенок любит маму и папу, с удовольствием проводит с ними время и получает от этого огромное количество положительных эмоций. Это значит, что при правильном подходе, занятия с родителями будут продуктивнее.
Еще один важный момент заключается в том, что, в отличие от групповых занятий, внимание взрослого сосредоточено на одном ребенке, а не делится между несколькими детьми. Если в процесс включаются оба родителя, ребенок получит более полный и разнообразный творческий опыт. Это связано с тем, что мамы и папы обычно выбирают разные подходы и методы, из-за чего занятия охватывают более широкий круг упражнений.
Творческая мастерская – одна из форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями. Работа в «творческой мастерской» помогает установить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе совместной предметной деятельности, и направлена на сохранение в ребенке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей, развитию самостоятельности и творческой инициативы.
Организуя «творческие мастерские» воспитатель является наставником и помощником в развитии у ребенка творческого потенциала. Работая с детьми по различным тематикам, у родителей и детей появляются новые семейные интересы, традиции и формируются творческие навыки.
Получая квалифицированную помощь педагога в развитии творческого потенциала детей, родители пропагандируют положительный опыт общественного и семейного воспитания.
Цель создания творческих мастерских: формирование педагогической компетентности, творческого мышления и навыков совместной деятельности дошкольных образовательных учреждений и семьи через различные формы взаимодействия педагога с родителями и детьми.
Задачи создания творческих мастерских:
- создать условия для творческой самореализации участников педагогического процесса;
- развивать у детей творческие способности, мышление, познавательный интерес через совместную творческую деятельность взрослого и ребенка;
- расширять сферу участия родителей в педагогическом процессе и жизни образовательного учреждения;
- повышать педагогическую культуру и грамотность у родителей.
Список литературы:
- Загвязинский, В.И., Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 208 с.
- Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 288 с.
- Сидорчук Т.А. Формирование креативности личности на начальном этапе ее становления на основе системы творческих заданий: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – М., 1998. – С.21.
- Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 672 с.
Всероссийские конкурсы для логопедов и дефектологов СМИ ВИОП «Аксиома»