ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:
музыкальный руководитель
Шинкаренко Н.В.
МБОУ № 14 г. Хабаровск

 

Методика освоения настольных музыкально-дидактических игр

Задание.
Сформулировать задачу, игровые действия и правила к какой-либо музыкально-дидактической игре.
Задание. Выделить (по порядку) этапы освоения настольной музыкально-дидактической игры.
1. Знакомство с музыкальным произведением, составляющим основу игры.
2. Знакомство с внешним видом игры, содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями.
3. Перенос музыкально-сенсорных умений и навыков и игровых действий в свободную деятельность.
4. Самостоятельное использование музыкально-дидактических игр.
Созданию прочных навыков музыкально-сенсорного восприятия способствует четырехэтапное освоение музыкально-дидактических игр. На каждый этап отводится примерно две недели. Время, затраченное на игру, не должно превышать 2 -4 минут. Игры, проводимые в самостоятельной деятельности, регламентируются режимом дня.

Первый этап осуществляется на трёх – четырёх занятиях.
1-е занятие. Происходит знакомство детей с песней и пьесой, включенной в музыкально-дидактическое упражнение, которое построено так, что в нём отчётливо выделяется дидактическая задача: различение интервалов, длительности звуков, тембрового и динамического звучания (например, в качестве упражнения к игре «Кто скорее уложит кукол спать?» предлагается песня «Спите, куклы», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова).
Знакомство с песнями-упражнениями желательно проводить в сочетании с восприятием картин, иллюстраций, соответствующих содержанию песен.
2-е занятие. Выделяются характерные для каждой песни слуховые дифференцировки, подчеркивается их выразительное звучание (например, чередование двух соседних ступеней лада в игре «Гармошка» напоминает типичный наигрыш гармоники). Таким образом дети сначала прислушиваются, сравнивают отдельные музыкальные звуки, а затем учат ту или иную песню.
3-е занятие. Продолжают уточнять свойства музыкальных звуков данного упражнения, используя двигательный опыт («Спите куклы»: дети имитируют укачивание куклы, соотносят высокий и низкий звуки с соответствующими карточками). Педагог оценивает уровень восприятия ими музыкальных звуков разной высоты.
4-е занятие. Активизируются самостоятельные действия: дети поют песню «Спите, куклы», пропевают ноты соль и ми, играют в игру «Угадай-ка!».
К концу первого этапа педагог не показывает как действовать, а ограничивается разъяснениями, советами, указаниями.
Второй этап предусматривает три - четыре занятия.
1-е занятие. Детей знакомят с содержанием игры, показывают разные по размеру карточки, объясняют их назначение.
2-3-е занятия. Дети должны чётко усвоить содержание игры, понять взаимосвязь музыки и игровых действий; они начинают критически оценивать свои ответы и ответы своих товарищей.
4-е занятие. Осуществляется вторая контрольная проверка уровня различия свойств музыкальных звуков ( дети самостоятельно поют, педагог задаёт вопросы, цель которых – выяснить, знают ли дети правило игры ).
Третий этап. Детям предлагают играть в свободное от занятий время. Количество участников определяется правилами каждой игры. Однако обычно присутствуют и те дети, которые с удовольствием наблюдают за ходом игры, а затем становятся её активными участниками.
Роль педагога на данном этапе активная, он участник всех игр детей и косвенно руководит ими: объясняет, если есть необходимость, правила игры; предлагает внимательно слушать музыкальное задание; показывает, как правильно его выполнить; находит приёмы для индивидуального воздействия на каждого, отмечает успехи.
Четвёртый этап. Музыкально-дидактическая игра включается в самостоятельную деятельность. Но это не означает, что дети, играя, должны быть предоставлены сами себе. Педагог выступает в роли организатора игровой деятельности: следит, чтобы игровой материал был в хорошем состоянии, находился на видном месте. Педагог, присматриваясь к детям, регулирует их коллективные взаимоотношения.
Задание. Определить этап, на котором проводится игра, описанная в карточке ( для каждой команды – одна карточка ).
Первая карточка
Игра « Ритмическое лото»
Цель. Познакомить с музыкально – дидактическим упражнением
« Слушаем и различаем». Слушать песни Е. Тиличеевой: « Мы идём с флажками», «Небо синее», «Месяц май», «Смелый пилот».
Материал. Иллюстрации из «Музыкального букваря», соответствующие содержанию песен.
Методика проведения. Детям сообщают, что они будут слушать маленькие ритмические песенки. Они поочередно выставляют иллюстрации и исполняют соответствующие песни, затем педагог прохлопывает ритмический рисунок песен.
Ответ. Первый этап.

Вторая карточка
Игра «Ритмическое лото»
Цель. Проверить усвоение детьми правил игры, умение различать ритмические рисунки песен.
Материал. Игровые карточки.
Методика проведения. Сначала дети повторяют песни и их ритмические рисунки. Затем им раздают маленькие карточки и предлагают поиграть в «Музыкальную угадайку». Дети угадывают ритмические рисунки песен, предлагаемые в любой последовательности. Угадав, они поднимают карточки. Педагог отмечает тех, с кем следует позаниматься отдельно. Далее он показывает игровые карточки и уточняет с детьми некоторые правила игры.
Ответ. Второй этап.

Методика организации дидактических игр с детьми
Задание. Выделить (по порядку) этапы организации дидактической игры в свободной деятельности (для каждой команды – набор карточек).
1. Подготовка к проведению игры.
2. Привлечение детей к игре.
3. Ознакомление с содержанием и дидактическим материалом.
4. Объяснение хода игры.
5. Название и определение количества участников.
6. Обращение внимания детей на четкое выполнение правил.
7. Показ игровых действий.
8. Определение роли педагога.
9. Проведение игры, наблюдение за выполнением правил.
10. Подведение итогов игры.
11. Получение обратной связи.
12. Анализ проведение игры (для педагога).

Игра «Продолжи выражение!»
Участники по очереди предлагают свой вариант продолжения фраз.
• «Мне нравятся дидактические игры потому, что…».
• «Мне не нравятся дидактические игры потому, что…».

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. По итогам занятия участники прикрепляют листочки к соответствующим веткам Дерева целей (см. фото).

 Всероссийские конкурсы для логопедов и дефектологов СМИ ВИОП «Аксиома»

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.