выполнил:
учитель физкультуры
СОШ №
г.Сочи
Особенности развития физических качеств учеников 9 класса
Важность подросткового периода определяется тем, что в нем закладывается основы и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок личности. Подростковый период считают трудным и критическим, т. к. происходит коренная ломка характера, интересов и отношений ребенка. Происходящие изменения нередко сопровождаются, с одной стороны, проявлением у самого подростка значительных субъективных трудностей разного порядка, а с другой - трудностей в его воспитании: подросток не поддается воздействиям взрослых, у него проявляются разные формы непослушания, сопротивления и протеста (упрямство, грубость, негативизм, строптивость, замкнутость, открытость). Проблема биологического фактора в развитии подростка обусловлена тем, что именно в этом возрасте происходят кардинальные изменения в организме ребёнка на пути к биологической зрелости, развертывается процесс полового созревания. За всем этим стоят процессы морфологической перестройки организма. Начало перестройки организма связано с активизацией деятельности гипофиза, особенно его передней доли, гормоны которой стимулируют рост тканей и функционирование других важнейших желез внутренней секреции (половых, щитовидной, надпочечников).
Увеличение мышечной силы расширяет физические возможности подростков. Однако мышцы подростка утомляются скорее, чем у взрослых, и ещё не способны к длительным напряжениям, что необходимо учитывать при занятиях спортом и физическим трудом. Перестройка моторного аппарата сопровождается потерей гармонии в движениях, появляется неумение владеть собственным телом (обилие движений, недостаточная их координация, общая неловкость, угловатость).
По мере возрастного созревания организма для воспитания выносливости используются все более широкий комплекс упражнений - циклических, ациклических и смешенных. Причем основной организационно-методической формой использования ациклических и смешанных упражнений в этих целях является круговая тренировка по методу длительной непрерывной и интенсивной работы (2, с.257).
В процессе воспитания выносливости у детей чрезвычайно важно создать оптимальные условия для функционирования систем кислородного обеспечения организма. С этой целью в единстве с основными упражнениями «на выносливость» применяются специальные дыхательные упражнения, стремятся проводить занятия в атмосфере, богатой кислородам.
Однако из определенных черт методики воспитания выносливости в 9 классе - постепенный переход от воздействий, направленных преимущественно на увеличение аэробных возможностей, к воспитанию специальной выносливости в упражнениях различного характера, в том числе субмаксимальной и максимальной мощности (13, с.61).
Возрастной период учеников 9-го класса благоприятный для развития выносливости мальчиков, незначительной развития силы мальчиков и скоростно-силовых способностей девочек.
Общая выносливость мальчиков имеет высокий темп прироста от 14 до 15 лет. В возрасте от 15 до 16 лет темп развития общей выносливости у мальчиков резко снижается, в другие периоды наблюдается средний темп прироста выносливости.
Скоростная выносливость имеет высокий темп прироста в возрасте от 13 до 14 лет и от 15 до 16 лет. Средние темпы прироста выпадают на возрастной период от 14 до 15, от 16 до 17 лет (15, с 45).
Существенно отличается от мальчиков динамика природного прироста выносливости у девочек. У них в 14 -15 лет повышается медленно скоростная выносливость, а в возрасте от 15 до 17 лет повышается в среднем темпе (12, с. 68).
Учитывая особенности возрастной динамики выносливости у девушек (падения ее показателей после 14 лет) для них предусматривают менее значительные нагрузки на выносливость, чем у юношей. Дозирования физических нагрузок характеризуется для подростка интенсивным половым созреваниям, который существенно влияет на уровень трудоспособности учеников. Вместе с тем и для девушек необходимо предусмотреть такую систему упражнений, которая исключила бы у них регресс выносливости в старшем школьном возрасте (16, с.72).
Всероссийские конкурсы для логопедов и дефектологов СМИ ВИОП «Аксиома»