ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Калмыкова Наталья Егоровна

педагог-психолог

МАОУ «Медико-биологический лицей»

г. Саратов

Семинар для педагогов
Тема. Профилактика конфликтных ситуаций в образовательной среде.
Цль: обучение приемам и техникам разрешения конфликтных ситуаций.

«Все конфликты в мире и в душе человека проходят через его сердце и возвращаются к нам осмысленными и понятными. А то, что понятно, уже не так страшно».
Эрих Фромм
Конфликт создан не для разрушения, его суть иная — он выявляет ложь. Умение идти на конфликт не имеет ничего общего с эмоциональной агрессией. Конфликт, это вовсе не «А ты кто такой?», конфликт — это «Смотри — у тебя вот здесь ошибка. И ее можно исправить».

1. Просмотр видео.
Есть разные способы разрешения конфликтных ситуаций. Давайте сейчас вспомним некоторые из них (просмотр мультфильма «Конфликтная ситуация»)
2. Упражнение «Линейка успешности в решении конфликтных ситуаций»
Мы Вас приглашаем к исследованию, насколько Вы готовы к решению различных конфликтных ситуаций в жизни.
Займите, пожалуйста, определенное место на нашей линейке, которое будет соответствовать различным утверждениям.
И чем выше балл, тем легче человек умеет разрешать конфликтные ситуации данной группы
• Какому баллу, на Ваш взгляд, соответствует Ваше умение разрешать конфликты в ситуации учитель-ученик. Выберите себе место на нашей линейке.
• На каком уровне вы бы хотели уметь это делать? Займите это место, пожалуйста.
• Далее, займите место, соответствующее вашему умению разрешать конфликты в ситуации учитель-родитель
• Желаемое место
• Ситуация Учитель-учитель (конфликты с коллегами)
• Желаемое место в этой ситуации
• Ситуация учитель – администрация
• Желаемое место
Выводы: Уважаемые коллеги, Вы сейчас приняли участие в небольшом проективном тесте.
Оценки: если вы оценили себя 5-7 баллов, это средний уровень
Ниже – либо не хватает опыта и навыков в разрешении конфликтов данных категорий, либо занижена оценка собственных навыков.
Выше – вы чувствуете себя уверенно в различных конфликтных ситуациях, у вас достаточно опыта и навыков в данной области.
Вы могли обратить внимание в ходе упражнения на возможно большую разницу между тем, что есть и тем, что вы бы хотели иметь. Если ваши умения находятся на 5, например, а хотите вы 10ку. Важно понимать, что сразу перепрыгнуть на 10 ку очень сложно. Хвалите себя за маленькие постепенные успехи и удачи и тогда вы обязательно будете продвигаться к цели.
Важно воспринимать конфликт как опыт, который для чего- то пришел к Вам. Воспринимайте конфликтную ситуацию как точку некоторого роста для Вас, способ самосовершенствования.
3. Групповое упражнение
Разделитесь, пожалуйста, на 3 группы.
Задание первой группы показать тройку, второй – дом, третьей – дерево.
Обсуждение.
Самоанализ.
- Теперь уделим несколько минут для самоанализа.
 Как вы себя чувствовали во время упражнения?
 Кем вы являлись в вашей картине?
 Выбор обосновывался:
 собственным решением,
 вам предложили,
 необходимостью ситуации
 Основная функция Вашей роли?
 Как это связано с вашей жизнью?
Упражнение показывает, как человек взаимодействует с окружающими людьми. И не важно, где это происходит. Так как стратегия и тактика остаются прежними:
- активную или пассивную позицию мы занимаем;
- лидер (человек организовывает, учитывая особенности других), диктатор (которому все равно, что чувствуют другие, главное любыми путями добиться цели);
- роль жертвы (если не я, то кто будет тем конем, навязали роль);
- отношение к другим

4. Приемы и техники конструктивного общения
Для того, чтобы конфликт не был разрушающим, необходимо хорошо владеть различными техниками и приемами, снижающими накал.

 Техники активного слушания
Золотое правило о том, что каждый человек, являясь уникальной личностью, желает быть услышанным, а главное – выслушанным и понятым. Все что требуется, это повторение с долей перефразирования («вы считаете…), уточнения (правильно ли я вас понял…) некоторых реплик, произнесенных вашим собеседником. Благодаря этому вы дадите ему ощутить тот факт, что вы слушаете его и даже понимаете. Так же, эффективным может быть обозначение эмоционального состояния, повторение сказанного им предложения с последующим перефразированием в уточняющий вопрос («Я понимаю, что вы обеспокоены плохой успеваемостью по математике. Что предпринимали для улучшения положения?») Благодаря этому он сможет убедиться в вашей максимальной концентрации.

 Прием «Может быть»
Каждый человек имеет свою картину мира. Вспомним замечательную притчу, когда жена смотрит в окно, на постиранное белье и говорит мужу о том, как соседка плохо стирает белье. И вот однажды посмотрев в то же окно, она отмечает. Что соседка наконец-то научилась стирать. На что муж говорит: « Все, то же самое, просто ты вчера помыла наконец-то окно!». Наши мнения не всегда или не полностью объективны. Поэтому, когда нас критикуют, ответ лучше начинать с фразы «может быть». Тем самым мы допускаем то, что собеседник в чем-то прав, но даем понять, что и наша точка зрения имеет место быть. Вообще к критике необходимо научиться относится рационально: отбрасывать лишнее и оставлять то, что будет являться очередной точкой роста. Ведь критика на пустом месте не рождается.
 Прием отзеркаливания
В обязательном порядке на вооружение стоит взять прием «зеркала». Он одновременно прост, но требует небольших навыков или склонности к эмпатии. Все что вам требуется – повторять движения, жестикуляцию, позы и элементы речи вашего собеседника. В основе этого «приема» лежит два психологических фактора. В первую очередь, любому человеку приятно находиться в обществе индивида, который несколько похож на него, так как общение кажется максимально комфортным. В то же время играет роль фактор эгоизма, поскольку большинству людей становится приятно, когда их собеседник старается быть похожим на них, отчего они испытывают выраженную симпатию и расположенность к контакту

 Прием закругления
Важно научиться правильно заканчивать обсуждение: подытоживать . Например «Мы с вами обсудили… , пришли к выводу…, определили ресурсы… , распределили обязанности, мысль должна быть завершена, поставили ЖЭТ- зарядили положительной эмоцией (шутка, юмор в конце, переход на позитивное состояние, переход на положительное эмоциональное чувство.
 Правило американского капрала
Необходимо запустить мысль, убедить, в том, как будут развиваться события если… . Прием правило американского капрала поможет быть услышанным и понятым. Оно заключается в том, что прежде чем, что-то рассказать, надо обозначить, что мы хотим сказать, потом рассказать это и закончить тем, что повторить то, о чем рассказывали. То есть всего повторяем три раза. Особо важны конгруэнтность вербального и невербального, интонация, контакт глаз.
Эрик Берн (три позиции)
5. Упражнение в тройках.
А сейчас мы предлагаем вам всем объединиться в тройки, возможно будет несколько четверок.
Где роли будут распределены следующим образом. Один из Вас будет играть родителя с некоторой конфликтной ситуацией из вашего опыта. Второй участник – учитель, разрешающий данную ситуацию. И третий (возможно четвертый участник) – наблюдатель. Он будет внимательно отслеживать то, что происходит. Отмечать, какие техники и приемы конструктивного общения используются. Так же обращать внимание на невербальные проявления участников.
Обсуждение займет 5 минут.
Далее 5 минут – обсуждение в тройках процесса и обратная связь наблюдателя.
Слайд Самоанализ.
Все садятся. Поделитесь пожалуйста, что получилось.
 Какие техники конструктивного общения было сложнее всего применять? Причины?
 Какие техники и приемы легко встраивались в общение?
 Удивила ли Вас обратная связь наблюдателя?
 Какие открытия Вы сделали с помощью наблюдателя?
Рефлексия.
Что мне поможет продуктивно решать конфликты?

 

 

  Всероссийские конкурсы для логопедов и дефектологов СМИ ВИОП «Аксиома»

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.