выполнила:
Калмыкова Наталья Егоровна
педагог-психолог
МАОУ «Медико-биологический лицей»
г. Саратов
Семинар для педагогов
Тема. Профилактика конфликтных ситуаций в образовательной среде.
Цль: обучение приемам и техникам разрешения конфликтных ситуаций.
«Все конфликты в мире и в душе человека проходят через его сердце и возвращаются к нам осмысленными и понятными. А то, что понятно, уже не так страшно».
Эрих Фромм
Конфликт создан не для разрушения, его суть иная — он выявляет ложь. Умение идти на конфликт не имеет ничего общего с эмоциональной агрессией. Конфликт, это вовсе не «А ты кто такой?», конфликт — это «Смотри — у тебя вот здесь ошибка. И ее можно исправить».
1. Просмотр видео.
Есть разные способы разрешения конфликтных ситуаций. Давайте сейчас вспомним некоторые из них (просмотр мультфильма «Конфликтная ситуация»)
2. Упражнение «Линейка успешности в решении конфликтных ситуаций»
Мы Вас приглашаем к исследованию, насколько Вы готовы к решению различных конфликтных ситуаций в жизни.
Займите, пожалуйста, определенное место на нашей линейке, которое будет соответствовать различным утверждениям.
И чем выше балл, тем легче человек умеет разрешать конфликтные ситуации данной группы
• Какому баллу, на Ваш взгляд, соответствует Ваше умение разрешать конфликты в ситуации учитель-ученик. Выберите себе место на нашей линейке.
• На каком уровне вы бы хотели уметь это делать? Займите это место, пожалуйста.
• Далее, займите место, соответствующее вашему умению разрешать конфликты в ситуации учитель-родитель
• Желаемое место
• Ситуация Учитель-учитель (конфликты с коллегами)
• Желаемое место в этой ситуации
• Ситуация учитель – администрация
• Желаемое место
Выводы: Уважаемые коллеги, Вы сейчас приняли участие в небольшом проективном тесте.
Оценки: если вы оценили себя 5-7 баллов, это средний уровень
Ниже – либо не хватает опыта и навыков в разрешении конфликтов данных категорий, либо занижена оценка собственных навыков.
Выше – вы чувствуете себя уверенно в различных конфликтных ситуациях, у вас достаточно опыта и навыков в данной области.
Вы могли обратить внимание в ходе упражнения на возможно большую разницу между тем, что есть и тем, что вы бы хотели иметь. Если ваши умения находятся на 5, например, а хотите вы 10ку. Важно понимать, что сразу перепрыгнуть на 10 ку очень сложно. Хвалите себя за маленькие постепенные успехи и удачи и тогда вы обязательно будете продвигаться к цели.
Важно воспринимать конфликт как опыт, который для чего- то пришел к Вам. Воспринимайте конфликтную ситуацию как точку некоторого роста для Вас, способ самосовершенствования.
3. Групповое упражнение
Разделитесь, пожалуйста, на 3 группы.
Задание первой группы показать тройку, второй – дом, третьей – дерево.
Обсуждение.
Самоанализ.
- Теперь уделим несколько минут для самоанализа.
Как вы себя чувствовали во время упражнения?
Кем вы являлись в вашей картине?
Выбор обосновывался:
собственным решением,
вам предложили,
необходимостью ситуации
Основная функция Вашей роли?
Как это связано с вашей жизнью?
Упражнение показывает, как человек взаимодействует с окружающими людьми. И не важно, где это происходит. Так как стратегия и тактика остаются прежними:
- активную или пассивную позицию мы занимаем;
- лидер (человек организовывает, учитывая особенности других), диктатор (которому все равно, что чувствуют другие, главное любыми путями добиться цели);
- роль жертвы (если не я, то кто будет тем конем, навязали роль);
- отношение к другим
4. Приемы и техники конструктивного общения
Для того, чтобы конфликт не был разрушающим, необходимо хорошо владеть различными техниками и приемами, снижающими накал.
Техники активного слушания
Золотое правило о том, что каждый человек, являясь уникальной личностью, желает быть услышанным, а главное – выслушанным и понятым. Все что требуется, это повторение с долей перефразирования («вы считаете…), уточнения (правильно ли я вас понял…) некоторых реплик, произнесенных вашим собеседником. Благодаря этому вы дадите ему ощутить тот факт, что вы слушаете его и даже понимаете. Так же, эффективным может быть обозначение эмоционального состояния, повторение сказанного им предложения с последующим перефразированием в уточняющий вопрос («Я понимаю, что вы обеспокоены плохой успеваемостью по математике. Что предпринимали для улучшения положения?») Благодаря этому он сможет убедиться в вашей максимальной концентрации.
Прием «Может быть»
Каждый человек имеет свою картину мира. Вспомним замечательную притчу, когда жена смотрит в окно, на постиранное белье и говорит мужу о том, как соседка плохо стирает белье. И вот однажды посмотрев в то же окно, она отмечает. Что соседка наконец-то научилась стирать. На что муж говорит: « Все, то же самое, просто ты вчера помыла наконец-то окно!». Наши мнения не всегда или не полностью объективны. Поэтому, когда нас критикуют, ответ лучше начинать с фразы «может быть». Тем самым мы допускаем то, что собеседник в чем-то прав, но даем понять, что и наша точка зрения имеет место быть. Вообще к критике необходимо научиться относится рационально: отбрасывать лишнее и оставлять то, что будет являться очередной точкой роста. Ведь критика на пустом месте не рождается.
Прием отзеркаливания
В обязательном порядке на вооружение стоит взять прием «зеркала». Он одновременно прост, но требует небольших навыков или склонности к эмпатии. Все что вам требуется – повторять движения, жестикуляцию, позы и элементы речи вашего собеседника. В основе этого «приема» лежит два психологических фактора. В первую очередь, любому человеку приятно находиться в обществе индивида, который несколько похож на него, так как общение кажется максимально комфортным. В то же время играет роль фактор эгоизма, поскольку большинству людей становится приятно, когда их собеседник старается быть похожим на них, отчего они испытывают выраженную симпатию и расположенность к контакту
Прием закругления
Важно научиться правильно заканчивать обсуждение: подытоживать . Например «Мы с вами обсудили… , пришли к выводу…, определили ресурсы… , распределили обязанности, мысль должна быть завершена, поставили ЖЭТ- зарядили положительной эмоцией (шутка, юмор в конце, переход на позитивное состояние, переход на положительное эмоциональное чувство.
Правило американского капрала
Необходимо запустить мысль, убедить, в том, как будут развиваться события если… . Прием правило американского капрала поможет быть услышанным и понятым. Оно заключается в том, что прежде чем, что-то рассказать, надо обозначить, что мы хотим сказать, потом рассказать это и закончить тем, что повторить то, о чем рассказывали. То есть всего повторяем три раза. Особо важны конгруэнтность вербального и невербального, интонация, контакт глаз.
Эрик Берн (три позиции)
5. Упражнение в тройках.
А сейчас мы предлагаем вам всем объединиться в тройки, возможно будет несколько четверок.
Где роли будут распределены следующим образом. Один из Вас будет играть родителя с некоторой конфликтной ситуацией из вашего опыта. Второй участник – учитель, разрешающий данную ситуацию. И третий (возможно четвертый участник) – наблюдатель. Он будет внимательно отслеживать то, что происходит. Отмечать, какие техники и приемы конструктивного общения используются. Так же обращать внимание на невербальные проявления участников.
Обсуждение займет 5 минут.
Далее 5 минут – обсуждение в тройках процесса и обратная связь наблюдателя.
Слайд Самоанализ.
Все садятся. Поделитесь пожалуйста, что получилось.
Какие техники конструктивного общения было сложнее всего применять? Причины?
Какие техники и приемы легко встраивались в общение?
Удивила ли Вас обратная связь наблюдателя?
Какие открытия Вы сделали с помощью наблюдателя?
Рефлексия.
Что мне поможет продуктивно решать конфликты?
Всероссийские конкурсы для логопедов и дефектологов СМИ ВИОП «Аксиома»