ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Доклад по самообразованию
«Детская агрессивность как психологическая проблема»
выполнила:
музыкальный руководитель
Гревцева Мария Ивановна
МБДОУ №30 «Чебурашка»


ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Агрессия (от латинского «agressio» — приступ, нападение) – это деструктивное, мотивированное поведение, которое противоречит правилам и нормам сосуществования в обществе людей, наносящее людям вред (отрицательные переживания, физический вред, состояния напряженности, подавленности, страха, и пр.).
А.Басс. и А.Дарки выделяют 5 типов агрессии :
1. Физический тип агрессии (физические действия против кого-либо);
2. Косвенный тип агрессии направленный (злобные шутки, сплетни) и ненаправленный (топанье, крики в толпе);
3. Негативизм (оппозиционная манера поведения):
4. Раздражение (вспыльчивость, грубость):
5. Вербальный тип агрессии (крики, угроз, ругань).
Все эти типы агрессии наблюдаются у людей всех возрастов, а иногда происходит проявление с раннего детства.
Агрессия выполняет в опасной для человека ситуации функцию защиты и адаптации. Должна вызывать настороженность ситуация, когда агрессия постоянно переживается ребенком. С ощущениями беззащитности могут быть связаны устойчивые агрессивные реакции, ненужности. Агрессия может являться причиной невозможностью достичь цели, разочарования, в последствии чего повышается тревожность, напряжение и появляется чувство безысходности. Г.Паренс считает, что, любой тип агрессии – упрямство, враждебность, упорство – может быть вызван попытками воздействовать и контролировать ситуацию. Г.Паренс выделяет два вида агрессии:
1. Деструктивная агрессия - поведение, которое причиняет боль. Такой вид агрессии активизируется и накапливается при длительных, сильных и неприятных переживаниях. Пусковым механизмом является переживание стресса или боли. Этот вид агрессии приводит к возникновению эмоциональных конфликтов, чувства вины, формировать грубые черты характера, а также уменьшает способности к адаптации. Агрессивность накапливается не находя выхода, и становится чертой характера, окрашивая эмоционально всю жизнь человека. В.В. Лебединский предлагает сравнительную характеристику явлений эпилептоидной психопатии, как в детском, так и взрослом жизненных периодах: у взрослых при эпилептоидной психопатии наряду с взрывчатостью, жестокостью присутствует склонность к слащавости и угодничеству. У дошкольников же слащавость и угодничество практически не наблюдается. Это явление гиперкомпенсации, которое накапливается в более старшем возрасте. Формирование эпилептоидной психопатии на первых этапах (в 2—3-летнем возрасте) характерно бурными и затяжными аффективными реакциями, в частности с чувством физического дискомфорта.
На первый план постепенно выступает агрессивность, зачастую с садистическими наклонностями, упрямство, при невыполнении требований длительное состояние озлобленности, мстительность. В дошкольном коллективе сосуществовать с такими детьми трудно не только из-за длительности и силы аффективных вспышек, эмоциональности, но так же из-за связанной с постоянным стремлением к самостоятельности, конфликтности, жестокости властности. Уже с 2—3 летнего возраста дети обращают на себя внимание агрессией, легким возникновением аффективных вспышек со злобностью, негативизмом, упрямством. На малейшие замечания в ответ у этих детей появляются бурные реакции протеста. Тяжелые аффективные разряды зачастую заканчиваются астеническим состоянием со слезами расслабленностью, вялостью.
Агрессивное поведение в дошкольном возрасте имеет следующие формы :
1. Вербальная агрессия: демонстративный крик, жалобы, агрессивные фантазии, оскорбления дразнилки;
2. Физическая агрессия: физическое нападение, порча продуктов деятельности другого дошкольника, уничтожение чужих вещей, угрозы, запугивания, физическое нападение.
Физическая агрессия выражается в драках, разрушительном отношении к вещам. Дошкольники рвут книги, разбрасывают, поджигают и крушат игрушки, вещи. Иногда разрушительность и агрессивность совпадают, и тогда ребенок бросает игрушки в других. Такое поведение обычно мотивироваться какими-то драматическими событиями, потребностью во внимании. Многим дошкольникам свойственна агрессивность. Для ребенка разочарования и переживания, кажущиеся взрослым незначительным и мелкими оказываются в силу незрелости нервной системы острыми и труднопереносимыми. Поэтому удовлетворительным для дошкольника решением оказывается физическая реакция, особенно если имеется ограничение к способности к самовыражению.
За различными типами вербальной агрессии зачастую стоит неудовлетворенная потребность чувствовать себя более сильнее или отомстить за собственные обиды. Часто дошколята бранятся, не понимая значения слов. В иных случаях ребенок, использует слово, не понимая смысла, желая огорчить или досадить кому-либо. Брань является в неприятных ситуациях средством выражения эмоций: упал, задели или поддразнили. В данном случае полезно ребенку дать альтернативу браным выражениям – слова, которые в качестве разрядки можно произнести («пропади пропадом», «елки-палки»).
Начальные стадии агрессии, негативизма, упрямства являются признаками кризиса 3 лет. Данный кризис в онтогенезе один из самых эмоционально насыщенных значимых и насыщенных кризисов. Препятствия, которые возникают при формировании самостоятельности, активности детей (авторитарность, гиперопека, критика и высокие требования со стороны взрослых) на негативном этапе этого кризиса препятствуют развитию самооценки и самосознания детей. Негативизм, агрессия, упрямство, отгороженность, тревога становятся устойчивыми свойствами личности при этих стилях воспитания. На все виды деятельности детей влияют вышесказанные качества, как на общение с окружающими, так и на учебу и могут привести к серьезным отклонениям в старшем дошкольном возрасте.
Многие факторы влияют на становление агрессивного поведения ребенка. Могут способствовать проявлению агрессивных качеств некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга . «Демонстрируемые с экранов телевизоров сцены насилия, способствуют повышению агрессивности зрителей. В работах У.Джозефсона в 1972 году показано, что после просмотра фильма со сценами насилия агрессивность у дошкольников возрастает в 1,5-2,5 раза. Если просматривание фильмов носит постоянный характер, то агрессивность становится характерной чертой поведения».
У детей дошкольного возраста вместе с мотивированной агрессией наблюдаются агрессивные действия, не имеющие цели, кроме причинения вреда иному человеку, говорить может о формировании психопатической личности .
Между стилями воспитания в семье и проявлениями детской агрессии существует непосредственная связь (Р.Бэрон, Д.Ричадсон, Д.Лэшли, Р.Кэмпбэлл, В.В.Столин, А.С. Спиваковская И.В.Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, и др.). В психологии выделяются различные типы неправильного воспитания:
Неприятие. «Может быть неявным и явным. Явное неприятие наблюдается, когда ребёнок родился изначально нежелательным, или планировался ребёнок другого пола, т.е. когда ребенок начальные ожидания родителей не удовлетворяет. Неявное неприятие сложнее обнаружить. ребенок в таких семьях желанен, на первый взгляд, о нем заботятся, к нему внимательно относятся, но душевного контакта нет. Тому причиной может быть собственная нереализованность, например, для родителя ребенок является препятствием для развития карьеры. Перенося свои проблемы на дошколёнка, родитель создает эмоциональный вакуум, провоцирует на обратное неприятие собственного ребенка. Как правило, в семьях, где доминируют отношения такого рода, дети становятся либо чересчур забитыми, либо агрессивными, замкнутыми, обидчивыми робкими. В ребёнке чувство протеста порождает неприятие. Формируются в характере черты неустойчивости, негативизма, в отношении взрослых особенно .что приводит к неверию в свои силы, неуверенности в себе»
Как правило, жестокие дети – это дети, которые мало интересуются школьными делами и которых не любят. Таких детей легко увлекают агрессивные фантазии, заимствованные из фильмов со сценами насилия. Их родители очень часто склонны к агрессии, применяют телесные наказания к детям и постоянно по поводу их со-цельного поведения выражают неудовольствие. Замечено, чем малограмотные и моложе отец, тем больше у его сына шансы стать агрессивным.
Ребенок старшего дошкольного возраста учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, если строго наказывать за любое проявление агрессивности, но это не гарантирует подавления агрессивности в любой другой ситуации.
Д. Страссбергом обнаружено, что дети, которые подвергаются физическому воздействию со стороны родителей, более агрессивные по сравнению с теми детьми, которых физически не наказывали. Чем агрессивнее было поведение детей по отношению к сверстникам, тем строже было наказание.
Э. Аронсон пришел к выводу, что « не снижает привлекательности проступка наказаниеи само по себе является демонстрацией агрессивного поведения. Если вмешаться в агрессивные действия детей до того, как они приняли острый характер, нужно ограничиться не слишком строгим и быстрым наказанием. Был сделан следующий вывод: «Когда еще не сформировались собственные ценности у детей, то они выработают отвращение к агрессии скорее, если наказывают их не слишком строго быстро ». В этой связи в работах Л.С. Выготского вызывает интерес анализирования данной проблемы. Он анализирует построенную систему на авторитарном принципе нравственного воспитания. В этом случае в силу превосходства в положении, авторитет приписывается взрослому, а не зарабатывается в совместной деятельности с детьми и жизни. Выготский связывал в нравственном развитии перемены личности с необходимостью разрушить в моральном воспитании авторитарный принцип. Усовершенствование системы нравственного воспитания учёный связывал с отказом в морали авторитарного принципа, с тем, что каждый поступок должен возвращаться в виде впечатлений о том, что ребёнку всегда необходимо знать конечные результаты своих поступков, как он действует на окружающих. Между умственным развитием, моральным поведением и сознанием, рассматривая зависимость, Л.С. Выготский исходил из того, что сознание оказывает на наше моральное поведение решительное воздействие, но никакой прямой зависимости между ними не может быть при этом установлено. Л.С. Выготский считал, что интеллектуальное развитие не является гарантией морального поведения само по себе и может соединяться с величайшей безнравственностью,…Однако сознание оказывается решающим для нравственности только то, которое связано с поведением непосредственно и реализуется напрямую в движении. Иначе к неправильным поступкам может привести правильное сознание.
2. Гиперсоциальное воспитание. Неправильно ориентированные родители. Это люди слишком «правильные», которые пытаются выполнять досконально все рекомендации, педантично, по «идеальному» воспитанию. Произведено в ритуал «Надо». Дошкольник как бы запрограммирован у гиперсоциальных родителей. Он дисциплинирован и исполнителен чрезмерно, вынужден подавлять свои эмоции постоянно и сдерживать желания. При указанном типе воспитания у гиперсоциального ребёнка возможно несколько путей развития: агрессивная бурная реакция, бурный протест, даже в результате психотравмирующей ситуации самоагрессия или, наоборот, эмоциональная холодность, замкнутость, отгороженность.
3. Тревожно-мнительный тип воспитания наблюдается в тех случаях, когда возникает неотступная тревога за ребенка, благополучие его, здоровье. Воспитание наблюдается в семьях с единственным ребенком по этому типу нередко, а также, где растет поздний или ослабленный ребенок. В итоге ребенок воспринимает естественные трудности тревожно, относится к окружающим с недоверием. Дошкольник нерешителен, несамостоятелен, робок, обидчив, мучительно в себе не уверен
4. Эгоцентрическое воспитание. Часто единственному, долгожданному ребенку, навязывается о себе представление как о сверхценности: он «смысл жизни», кумир. Интересы при этом окружающих нередко, игнорируются. В итоге ребёнок старшего дошкольного возраста не принимает и не понимает интересы других во внимание, не может перенести длительные лишения, воспринимает преграды агрессивно. Такой дошкольник капризен, расторможен, неустойчив. Поведение детей очень схоже с аффективными проявлениями относящимся ко второй группе.
5. К агрессивным вспышкам ребенка старшего дошкольного возраста попустительское, пренебрежительное отношение взрослых приводит к становлению у него агрессивных черт личности. Дошкольники используют непослушание и агрессию часто для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослых. Дети влияют на дальнейшее развитие событий и при этом добиваются своего с помощью колебания и неуверенности взрослых при принятии различных решений, что приводит ребенка к капризам и вспышкам гнева.
Я остановилась так подробно на проблемах развития личности в кругу семьи, рассмотрев далеко не все аспекты семейных взаимоотношений, которые влияют на эмоциональную сферу дошкольника, потому что семья является одним из главных факторов развития и полноценного становления личности ребёнка.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.