ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

психолог

Животнева Елена Алексеевна

ГКУСО МО “Серебряно-Прудский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних “Подросток”

Московская область, Серебряно-Прудский район, с.Узуново


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

“В гармонии с миром”


«Коррекция межличностных отношений у детей школьного возраста »

(КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)




Разработчик
психолог
отделения диагностики и социальной реабилитации
Животнева Е.А.

 

 

 

 

Московская область – 2017 год

 

Цели и задачи программы.
Цель: коррекция межличностных отношений детей.
Задачи:
1. Коррекция отношения ребёнка к другим людям:
- установление и развитие отношений партнёрства и сотрудничества между детьми;
- развитие у ребёнка способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;
- обучение ребёнка способам предотвращения или разрешения межличностных конфликтов;
- устранение дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях;
2. Коррекция отношения ребёнка к себе:
- формирование наиболее адекватной самооценки;
- приобретение уверенности в себе, создание и принятие внутреннего “Я”;
- обучение приёмам саморегуляции психического состояния;
3. Коррекция отношений ребёнка к реальной жизни:
- обучение ребёнка навыкам выбора и принятия решений, укрепление его волевых качеств;
- формирование у ребёнка позитивной установки на отношение к окружающему миру.

Реализация программы.
Группы для занятий комплектуют с учётом проблем, имеющих у детей. Как правило, в группу входят дети близкого возраста; целесообразны следующие возрастные границы от 10 - 16 лет.
Количественный состав группы 5-6 человек.
Цикл включает 12 занятий.
Продолжительность занятия 1 час не реже 1 раза в неделю.
Психокоррекционная группа является не только средством организации работы с детьми. В соответствии с законами действия группы, она начинает путь собственного развития, постепенно превращаясь в мощное средство психологического воздействия на участников, систему их отношений.
Цель психолога - сделать эффект такого воздействия предсказуемым и направленным и при необходимости усилить его.
Структура занятий способствует поддержанию и развитию групповой динамики.
Занятие включает следующие элементы:
- ритуал приветствия
- разминку
- основное содержание
- рефлексию занятия
- ритуал прощания.

Постановка проблемы и обоснование программы.
Для детей, находящихся в центре “Подросток”, характерны трудности в освоении новых социальных ролей, социальная дезадаптированность, несформированность системы позитивных межличностных отношений со сверстниками и взрослыми. У детей занижена самооценка, развито недоверие к окружающим, особенно к взрослым. Часто подростки сознательно провоцируют конфликт, чтобы иметь основания подтвердить свою мрачную оценку окружающего мира. Это развязывает им руки, даёт свободу действий, в том числе и криминальных.
Для данной категории детей необходима психокоррекция межличностных отношений.
Опыт показывает, что в таких случаях целесообразно использовать игровые формы моделирования позитивного межличностного общения. В ходе игр и тренингов подросток усваивает бессознательно один из главных законов жизни:
Все , что происходит в жизни человека, при правильном видении, способствует его внутреннему росту; жизненные испытания всегда даются по силам, и если человек не теряет веры и надежды, он справляется с трудностями и переходит на более высокий уровень развития.


Методические рекомендации по проведению практических занятий.

ЗАНЯТИЕ 1
«ЗНАКОМСТВО»
ЦЕЛЬ: знакомство участников друг с другом и с групповой работой. Создание комфортной,
доверительной атмосферы.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Ведущий представляется сам и предлагает каждому ребенку, оторвать понравившийся по
цвету лепесток цветика - семицветика и рассказать о себе. Цветок можно передавать по
кругу или тому, кто пожелает рассказать о себе первым.
2. Ведущий знакомит и объясняет содержание правил работы в группе, которые нельзя
нарушать:
Прошлое не вспоминается и не обсуждается.
Конфиденциальность.
Открытость и искренность.
Добровольность.
Толерантность.
Затем, ведущий предлагает выбрать «хранителей правил»: дети выбирают то правило,
соблюдение которого они будут "контролировать на всех занятиях, нарушение «карается»
штрафом: отстранение от участия в каком- либо задании, можно предложить особый коврик,
на котором будет сидеть ребёнок, если нарушит правила; в случае грубого нарушения -
исключение из группы.
Ведущий организует «мозговой штурм» с целью преодоления недоверия детей друг к
другу, установления контакта между участниками, выявления проблемных тем: каждый
участник на листе бумаги пишет вопрос, который его волнует и, на который он хотел бы
получить ответ в ходе групповой работы. Все листы сворачиваются, перемешиваются и
раздаются. Каждый участник отвечает на доставшийся вопрос, все принимают активное
участие.
Игра «Хлопки по кругу».Участники двигаются по часовой стрелке и хлопают в ладоши
один раз, как только ведущий внезапно хлопает в ладоши два раза, все участники меняют
направление. По ходу игры ее участники будут ошибаться, за каждой ошибкой должен
следовать вопрос: «Почему ты ошибся?», «Кто тебе помешал?»
Игра «комплименты) •. Ведущий предлагает участникам придумать комплименты друг для
друга, относящиеся к внешности или характеризующие личностные качества. Он бросает
мяч одному из ребят и говорит ему комплимент, получивший мяч бросает его тому, кому
хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно, чтобы комплимент получил каждый
участник.
Подведение итогов занятия. Это могут быть вопросы: «Что вам запомнилось на
сегодняшнем занятии?», «Было ли что-то, что вас удивило на занятии? », «Назовите что- то
одно, что вам понравилось, и одно, что не понравилось на занятии».
Игра «Спасибо за приятное занятие».«Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу
предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить
дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один
из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо
за приятное занятие! »оба остаются в центре, по - прежнему держась за руки. Затем
подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает
ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга
постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе
присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным
крепким троекратным пожатием рук».

ЗАНЯТИЕ 2
«Мир детский - мир твой и мой»
ЦЕЛЬ: осознание общего и разного между мирами каждого ребенка. Особенности восприятия
эмоциональных переживаний, мотивации.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
В начале каждого занятия психологу важно почувствовать группу, диагностировать
состояние детей, чтобы скорректировать план работы на день. В этом могут помочь
вопросы к участникам: «Как вы себя чувствуете?», «Что нового (хорошего, необычного)
случилось за это время?), «Назовите одно хорошее и одно плохое событие, которые
произошли между нашими встречами?», «Что запомнилось с предыдущего занятия?»
Упражнение «Ассоциации с встречей». Участникам предлагается высказать свои
ассоциации с встречей. Например: «Если бы наша встреча была животным, то это была бы
... собака».
Тема для обсуждения: ««Я сам строю свою жизнь». Как вы думаете, что это такое, о чем мы
будем здесь говорить. Бывает ли так в вашей жизни, когда вам не нравится, что за вас
решают, что вам делать, куда ходить и как вам жить? Да. А бывает ли так, что вы не знаете,
что вам нужно делать, что бы вам самим хотелось, и в тоже время не хотите, чтобы за вас
решал другой человек. Да, бывает. А хотелось бы вам самим распоряжаться своим
временем, строить планы и быть хозяевами своей жизни? Да. Но одного желания
недостаточно: нужно знать себя, свои желания, потребности и возможности, предвидеть
последствия на несколько шагов вперед, как в шахматах. И кроме того, нужно понимать
других людей, так как многое в нашей жизни зависит от других. На наших занятиях мы
будем узнавать себя и других людей, распоряжаться своим временем, принимать решения и
строить свою жизнь».
Ещё один вариант: «Мы живем в мире людей и в мире вещей. И мы знаем о качествах вещей -
мы знаем, что хрустальная ваза может разбиться, а шерстяная вещь, если мы ее покупаем,
должна обладать совершенно определенными качествами. То же с людьми. Важно знать о
своих качествах и качествах других людей».
Упражнение «Ласковое имя». Это упражнение выполняется в круге. Участник бросает мяч
другому участнику, называя при этом свое ласковое имя. После того как все участники
назовут свое ласковое имя, мяч возвращается назад, при этом каждый участник
вспоминает ласковое имя того, кто бросал ему мяч, и произносит его.
Упражнение «20 Я». Каждому члену группы даются карандаш и бумага. «Двадцать раз
ответьте на вопросы «кто я, какой я». Используете характеристики, черты, интересы,
чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения «Я» ...
Если вы уже закончили, приколите листок бумаги на грудь. Затем начинайте медленно ходить
по комнате, подходите к другим членам группы и внимательно читайте то, что написано на
листке у каждого. Пожалуйста, ходите молча и лишь читайте, что написано у остальных. Когда
я скомандую «стоп!» вы можете остановиться рядом с кем - нибудь из детей и рассказать друг
другу о своих ответах».
Возможный вариант проведения. «Можете не показывать свой список всем, но дайте
прочитать свой список тому, кому захотите».
Работа с фотографиями. Участники группы делятся на пары. Каждая пара получает
фотографию какого - либо человека. Ее задача - описать как можно более подробно мысли,
чувства и поведение данного человека. Коллективное обсуждение.
Упражнение «Сильные чувства». Участники делятся на тройки. Каждый игрок
рассказывает членам подгруппы о двух людях из своего окружения, к которым он
испытывает сильные чувства. После этого члены команды создают скульптурную
композицию. Рассказчик выбирает игрока, который будет представлять его самого.

Остальные изображают тех людей, о которых шла речь. Рассказчик располагает каждого
участника на нужном расстоянии от себя и задает ему соответствующее положение тела.
Когда рассказчик будет удовлетворен скульптурой, он говорит о том, почему эти люди
вызвали у него сильные чувства, как на сегодняшний день он видит свои отношения с
ними. Варианты: игроки могут рассказывать о своих друзьях, близких, родных.
Подведение итогов занятия.
Упражнение «Аплодисменты по кругу». «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется
предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем
становятся все сильнее.и сильнее». Ведущий начинает хлопать в ладоши, глядя и
постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из
группы следующего, кому они аплодируют вдвоём. Третий выбирает четвёртого и т.д.
Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

ЗАНЯТИЕ 3
«ВСЕ МЫ ЧЕМ - ТО ПОХОЖИ»
ЦЕЛЬ: развитие взаимодействия между членами группы, умения почувствовать друг друга.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Упражнение «Как тебя звать». Участникам предлагается представиться: назвать свое имя,
рассказать, нравиться ли оно, и сказать, каким именем ему хотелось бы, чтобы его
называли в группе.
Многие дети часто недовольны своим именем. Они предпочитают, чтобы их называли в группе
их полным или другим именем.
Упражнение «Прогноз погоды». «Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок,
который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас
«плохая погода» или «штормовое предупреждение», а может быть, для вас солнце уже
светит вовсю».
Игра «Сиамские близнецы». Участники игры распределяются по парам. Задание
заключается в том, чтобы сделать как можно больше шагов в положении, при котором два
участника изображают сиамских близнецов. Для этого оба участника встают рядом, плечо к
плечу, расставив ноги на ширину плеч так, чтобы стопой одной ноги соприкасаться со
стопой партнера. Эти две «внутренние» для пары ноги объявляются «сросшимися» на
время игры. Затем участники, поддерживая друг друга и следя за тем, чтобы их
«внутренняя общая нога» не распалась, должны прошагать как можно больше.
Игра «Проникнуть в круг». Все участники встают в плотный круг, плечом к плечу, лицом к
центру. Один человек - за кругом. Он должен проникнуть в круг, воздействуя на
окружающих любыми способами: уговорами, лаской, приказами, мимикой, позами и т.д.
Единственное условие, которое нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах -
запрещается применять физическую силу и угрозы.
Игра «Зеркало». Выбирается ведущий, его роль - «человек». Все остальные - «зеркала».
Ведущий перемещается по замкнутому пространству. Он смотрит в «зеркала» (на других
участников игры), а они его «отражают», повторяя все действия, которые он выполняет.
Важно, чтобы «зеркала» точно повторяли движения, позы, мимику «человека».
Достоверность «отражения» важна для установления контакта, возникновения эмпатии.
Смена ролей.
Игра «Карусель». Члены группы становятся в круг, положив руки либо на плечи, либо на
пояс соседей. Все маленькими шажками двигаются направо, пока кто - нибудь не скажет
«СТОП!».Этот игрок произносит несколько положительных фраз о группе. Он может
назвать действия, которые ему понравились, отметить положительные качества всей
группы или отдельных ее участников, свой собственный успех. Затем группа идет мелкими
шажками налево, пока кто - нибудь опять не скажет «Стоп!», И не выскажет свои
положительные суждения о группе. Аналогичным образом группа движется то вправо, то
влево, пока не выскажутся все игроки.
Подведение итогов занятия.
Упражнение «Подарок». Участники встают в круг. «Сейчас мы будем делать подарки друг
другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой­
то предмет и передаёт его своему соседу справа (мороженое, ёжика, гирю, цветок и т.п.).

ЗАНЯТИЕ 4
«Я - ЭТО ЦЕЛЫЙ мир»
ЦЕЛЬ: умение раскрыть себя перед другими как личность, осознание своих индивидуальных
качеств, укрепление уверенности в себе, активизация сил, развитие навыков и умений выражать
свои чувства.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Повторение пройденного материала. Краткий обзор информации, полученной на
предыдущем занятии.
Упражнение «Нетрадиционное приветствие». Ведущий знакомит подростков с
необычными способами приветствия и испытать новые ощущения и эмоции:
Лбами.
Плечами.
Коленями.
Стопами ног.
Тыльными сторонами ладони.
Носами. Далее следует обсуждение:
- Что испытывали участники при обычных и нетрадиционных способах приветствия?
- Какие новые эмоции появились?
Упражнение «Букет». Водящий стоит в центре круга сидящих на стульях участников.
Участники группы выбирают себе цветок из трех предложенных ведущим или самими
участниками. Например: роза, ландыш, пион. Если в группе 12 человек, то будет по 4
цветка каждого вида. По команде водящего меняются местами те, чей цветок он назвал. А
по команде «букет» меняются местами все участники. Водящий должен успеть сесть на
место одного из участников, который становится следующим водящим.
«Самораскрытие». Ведущий предлагает закрыть глаза и слушать его инструкции:
представьте себе шкалу от 1 до 10. Единица на этой шкале означает, что вы стесняетесь
раскрыться, десять - что вы можете быть откровенными и искренними с участниками
группы. Теперь подумайте, каким количеством баллов вы оцениваете свою способность к
самораскрытию на занятиях группы. Когда вы определите это для себя, поднимите, не
открывая глаз, соответствующее количество пальцев. Держите пальцы до тех пор, пока я не
попрошу вас открыть глаза. Я сделаю это, когда последний из вас покажет на пальцах свои
баллы. Теперь откройте глаза и посмотрите, сколько пальцев поднял каждый.
Почему каждый из вас поставил себе ту или иную оценку?
Что необходимо изменить в группе, чтобы балл был выше?
Чья оценка оказалась неожиданной?
5. Упражнение «Что я люблю - чего я не люблю». Дети составляют список того, что им
нравится и не нравится: дела, еда, игры, люди и т.д.
6. Упражнение «Золотая рыбка». Ведущий предлагает всем сесть поудобнее, закрыть глаза и
подумать над тем, какие три желания он загадал бы золотой рыбке и почему. После этого все
открывают глаза и высказываются вслух.
Медитация «Декларация самоценностн». Участники удобно располагаются на стуле,
закрывают глаза, руки свободно лежат на коленях ладонями вверх и произносят следующие
слова за ведущим:
Все во мне только мое.
Я могу видеть и слышать.
Я могу чувствовать и думать.
Я могу говорить и действовать.
Это все принадлежит мне.
Я могу открыть в себе что - то новое.

Я имею право делать то, что для меня лучше.
У меня есть право самому выбирать.
Значит, у меня есть все, чтобы мне было хорошо.
Все для себя я могу сделать самостоятельно.
Я могу позаботиться о себе.
Я знаю, как помочь себе.
Я отличаюсь от других людей.
Но я - это я.
И это здорово.
8. Подведение итогов занятия. Домашнее задание. Каждый ребенок заводит себе «Тетрадь
моих достижений», в которой он будет записывать и зарисовывать свои успехи. Тетрадь
заполняется каждую неделю.
9. Упражнение «Пересядьте все те, кто ... ». Участники садятся кружком. Водящий стоит в
центре круга. «Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами
(пересесть) всем тем, кто обладает каким - то общим признаком. Этот признак он называет.
Например, я скажу: «Пересядьте все те, кто любит мороженое», - и все, кто любит мороженое,
должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться
успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру.
Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге. »

ЗАНЯТИЕ 5
«ПУТЬ ДОВЕРИЯ»
ЦЕЛЬ: формирование чувства близости между детьми, умения сопереживать, понимать чувства
другого, доверять друг другу.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Повторение пройденного материала.
Упражнение «Глаза в глаза». Участники разбиваются на пары, садятся или встают друг
напротив друга и в течении 5 минут молча смотрят друг другу в глаза, пьпаясь понять
мысли и чувства. Затем участники делятся своими ощущениями с группой.
Ведущий (психолог) рассказывает об эмпатии - постижении эмоционального состояния
другого человека, умение сопереживать. В структуре эмпатии выделяют различные
компоненты: физиологические, кинестетические, аффективные, когнитивные и
мотивационные. Эмпатию рассматривают как: - процесс переживания эмоционального
состояния другого в ответ на его эмоциональное поведение; - понимание внутренней жизни
другого человека, способность вставать на его позицию, сохранив при этом свою.
Ведущий предлагает разыграть несколько сценок, в которых необходимо как можно ярче
передать эмоции персонажей:
Мальчик - сирота остался один. Передайте его душевное состояние.
Семья беженцев, попавшая в чужой город вынуждена скитаться и попрошайничать на
улице.
Благополучная семья преуспевающего бизнесмена. Его дочь учится в престижной школе, а
ее друг из простой семьи.
Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживания? Какие
группы людей особенно нуждаются в сочувствие, поддержке?
Ведущий предлагает детям завести дома «календарь настроения».В нем отмечать каждый
день свое настроение разным цветом:
- красный - восторженное;
- оранжевый - радостное, теплое;
- желтый - светлое, приятное;
- зеленый - спокойное;
- синий - неудовлетворительное, грустное;
- фиолетовый - тревожное, напряженное;
- черный - тоскливое, уньшое.
4. Упражнение «Паровозики». Упражнение выполняется в тройках. Каждая тройка
представляет собой поезд. «Паровоз» - идет первым с вьпянутыми вперед руками, «вагон» -
передает управление, «машинист» - управляет всем поездом. При этом у «вагона» и «паровоза»
завязаны глаза.
При обсуждении акцент ставится на том, насколько было спокойно в роли паровоза, который
идет первым, но не знает, в какую сторону (у него завязаны глаза, как и у вагона), насколько
можешь доверять машинисту и «вагону». Как это было - быть в роли паровоза, вагона,
машиниста?
Упражнение «Слепой и поводырь». «Разбейтесь по двое. Один из вас двоих надевает
повязку на глаза так, чтобы ничего не видеть. Второй будет ведущим. Когда ты ведущий -
. ты должен провести «слепого» по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и
уверенно. Это упражнение выполняется молча, без слов».
После выполнения упражнения участники меняются ролями.
Как ты чувствовал себя, когда был «слепым»? Вел ли тебя твой поводырь бережно и уверенно?
Знал ли ты все время, где ты? Как ты себя ощущал в роли поводыря? Что ты делал, чтобы

вызвать и укрепить доверие своего партнёра? Когда тебе было лучше: когда ты вёл или когда
тебя вели?
Подведение итогов занятия. Упражнение «Лесенка - шкала доверия». Дети выстраиваются
по шкале - по воображаемой линии с заданными крайними точками - от безусловного
доверия до полного недоверия, сами находя свое место. Когда все определили свое место,
крайние участники делятся своим опытом и размышлениями - что дает и чем мешает так
сильно проявленное качество. В этом им помогают «группы поддержки» участники,
которые ближе к соответствующему полюсу лестницы. После обсуждения хорошо дать
возможность детям по желанию встать в другом месте шкалы и прислушаться к своим
ощущениям на новом месте.
Обсуждение: Кому, чему мы можем доверять и не доверять? В качестве примеров можно
использовать конкретные ситуации: незнакомый человек просит у тебя велосипед и т.д. Всем
ли знакомым людям можно доверять? Как мы понимаем, что человеку можно доверять?
Меняется ли степень доверия в зависимости от ситуации и человека? Было ли в жизни что - то
хорошее и что - то плохое, что тебе принесло доверие и что принесло недоверие?
Также в занятии может быть использовано обсуждение песен: «Если друг оказался вдруг ... »,
«Не вини коня, вини дорогу ... », обсуждение поговорок, в которых отражается позитив
доверия: «С людьми мирись, а с грехами борись», «Хоть и не вдруг, да буду друг»и позитив
недоверия: «Доверяй, но проверяй», «Единожды солгавший, кто тебе поверит».
Упражнение «Какой он?». Один из участников (водящий) выходит за дверь, а остальные
загадывают кого - то из группы. Водящий, задавая вопрос «какой он?», должен по
качествам, называемым участниками, догадаться, кто был загадан.

ЗАНЯТИЯ 6 и 7
«АГРЕССИЯ И ГНЕВ»
ЦЕЛЬ: работа с агрессией и гневом, осознание этих состояний, отработка навыков
конструктивного общения, самоконтроля, адекватных способов выражения агрессии и гнева,
проигрывание различных эмоций и состояний.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Повторение пройденного материала. Краткий обзор предыдущего занятия.
2. Упражнение «Пожелания». «Начнем работу с высказывания пожеланий друг другу на
сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете
мяч кому - то и одновременно говорите свое пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою
очередь, бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем
внимательны, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить».
3. Упражнение «Карлики и великаны». Все стоят в кругу. На команду: «Великаны!» - все стоят,
а на команду: «Карлики!» нужно присесть. Следите внимательно за словами, так как ведущий
попробует вас запутать - будет приседать на команду «Великаны» и т.п.
4. Упражнение «Застывшая скульптура». При «потасовке» ее участникам предлагается
замереть, изображая глиняную скульптуру в эастывших агрессивных позах. Остальным
предлагается побыть скульптором и поменять что - то в этой скульптуре. Например,
положение рук, ног, выражение лица. Возможно, получится совсем другая скульптура,
например совместная деятельность или рукопожатие.
5. Упражнение «Превращение злости». Если есть доска с маркерами, или мелками, то
противникам даются два разных цвета и предлагается быстро зарисовать доску. Затем
посмотреть на общий рисунок и постараться увидеть, что в результате получилось. Это
получившееся общее изображение нужно обвести, обозначив, например животное, растение,
облака к т.д,
6. Упражнение «Два барана». На четвереньках два человека пытаются, упираясь плечом,
сдвинуть соперника из центра круга. Остальные - болельщики.
7. Упражнение «Кулаки, ладони, руки скрещены на груди». Все по команде, не договариваясь,
выбрасывают руки определенным образом: кулаки, ладони или руки скрещены на груди.
Задача в том, чтобы вся группа выбросила руки одинаково.
8. Упражнение «Прорвись в круг». Участники встают в круг, держась за руки. Отвергаемый
участник стоит вне круга и его задача - оказаться в центре круга.
9. Упражнение «Одеяло». Ведущий взбивает одеяло и «усаживает» его на стул в центре круга,
как будто это он сам. «Представьте себе, что здесь сижу я, Оксана Александровна. Сейчас
каждый из вас по очереди может подойти и что - то сделать с этим одеялом, то есть со мной.
Дети подходят к одеялу ... Ну как, теперь она вам нравится?. А может быть что - то еще
сделать?»
10. Упражнение «Датский бокс». Члены группы разбиваются на пары и встают друг напротив
друга на расстоянии вытянутой руки. Затем сжимают руку в кулак и прижимают его к кулаку
своего партнера так, чтобы пальцы были прижаты друг к другу: восемь пальцев прижаты друг
к другу, а большие пальцы вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх. Затем
один из игроков считает до трех, и на счет «три» начинает-ся бокс. Побеждает тот, чей большой
палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к руке хотя бы на секунду. После
этого можно начать следующий раунд.
11. Упражнение «Птицы». «Наша группа сейчас похожа на птичью стаю: все заняты своими
делами, переговариваются о чем - то. Давайте побудем этими птицами, представим себя ими ...
Что вы чувствуете, летая в этой стае?»
12. Чаепитие.

ЗАНЯТИЯ 8 и 9
«СТРАШНОЕ И УЖАСНОЕ»
ЦЕЛЬ: раскрепощение, снятие страхов, преодоление неуверенности в себе, повышение
самооценки, принятие себя, установление доверия к миру и окружению.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Повторение пройденного материала. Краткий обзор предыдущего занятия.
Упражнение «Меняющаяся комната». «Давайте сейчас все будем медленно ходить по
комнате ... А теперь представьте, что комната наполнена жвачкой и вы продираетесь сквозь
нее ... А теперь комната стала оранжевой - оранжевые стены, пол, потолок, вы чувствуете
себя наполненными энергией, веселыми, легкими, как пузырьки в «Фанте» ... А теперь
пошел дождь, все вокруг стало голубым и серым. Вы идете печально, грустно, усталые ... »
Упражнение «Изобрази животное». Дети ходят по комнате и одновременно изображают
какое - то животное: медведя, зайчика, тигра, змею, котенка ...
Можно также модифицировать это упражнение, например один ребенок изобразил животное в
центре круга, а другие отгадывают, кого он изобразил и изображают его таким же образом.
Или все идут гуськом, первый - изображает кого - то, а остальные стараются как можно
точнее воспроизвести его движения.
Упражнение «Ах, какой ты молодец - раз!». Участники разбиваются на пары. Один из них
говорит о себе что - то хорошее, а второй - считает эти комплименты: «Ах, какой ты
молодец - раз! .. Ах, какой ты молодец - два! .. » и т.д. Затем участники меняются местами. В
обсуждении можно задавать вопросы: «Легко ли было говорить о себе столько хорошего?
Что помогало, что мешало выполнять это упражнение?»,
Притча «Про ворону и павлина». В парке дворца на ветку апельсинового дерева опустилась
черная ворона. По ухоженному газону шествовал павлин. Ворона прокаркала: «Как вообще
можно позволять такой странной птице входить в этот парк. Он выступает так важно, что
можно подумать - это сам султан, а при этом у него невероятно некрасивые ноги. А его
перья, что за жуткий голубой цвет! Такой цвет я бы никогда не надела. Он тянет за собой
свой хвост, как будто он лиса». Ворона прекратила делать замечания и выжидательно
замолчала. Павлин некоторое время ничего не говорил, а затем начал, грустно улыбаясь: «Я
думаю, твои слова не соответствуют действительности. То что ты видишь во мне плохого,
основывается на неправильном понимании. Ты говоришь, я важничаю, потому что я прямо
держу свою голову, так что перья на плечах топорщатся и на шее появляется второй
подбородок. В действительности, я совсем не важничаю. Я знаю свои недостатки, и я знаю,
что мои ноги покрыты сморщенной кожей. Это меня сильно огорчает, поэтому я и держу
голову так высоко, чтобы не видеть своих ужасных ног. Ты видишь только мои недостатки,
а на мои достоинства и мою красоту ты закрываешь глаза. Ты не задумывалась над этим?
То, что ты называешь ужасным, ЛЮДЯМ очень нравится во мне»
При обсуждении обращается внимание группы на то, что все имеет позитивные и негативные
стороны, что у каждого есть позитивные качества, дети учатся видеть в себе и друг в друге не
только «ужасные ноги», но и «красивые перья».
Можно провести ролевое обыгрывание ПРИТЧИ. Задать вопросы: «Как вела себя Ворона?
Побудьте Воронами. А как вел себя Павлин? Побудьте Павлинами». Можно разделить
участников на две группы, одни будут Павлинами, а другие - Воронами, и предложить детям
походить как эти птицы. Можно выбрать пару участников, один будет Павлином, а другой -
Вороной. Ворона спрашивает: «А что в тебе хорошего?» и Павлин отвечает, что хорошего он в
себе видит. Затем они меняются ролями. Важно, что дети при этом могут вербализировать свои
положительные качества и почувствовать гордость.
Упражнение «Анализ стресс - факторов». Процедура. Сядьте удобно. Сделайте несколько
полных вздохов. Ответьте на ряд вопросов: Каков Ваш уровень счастья(вряд ли он может

ЗАНЯТИЕ 10
«ВСЕ ВОКРУГ ЖИВЕТ И ДВИЖЕТСЯ»
ЦЕЛЬ: формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру, расширение
представлений о мире, развитие наблюдательности, навыков невербального общения,
эмоциональной экспрессии.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Упражнение «Давайте поздороваемся». По сигналу ведущего дети начинают хаотично
двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться
надо определенным образом. Например: 1 хлопок - здороваемся за руку; 2 хлопка¬
плечиками; 3 хлопка - спинами и др.
Упражнение «Какое чувство ты испытываешь?». Ведущий называет различные домашние
занятия и предлагает детям мимикой выражать то чувство, которое возникает при этом
(интерес, грусть, скука, радость и др.). Остальные отгадывают, какое именно чувство
изображает водящий.
Упражнение «Победитель». Попробуйте воспринимать окружающий мир с позиции
победителя, доволен, настроен на активное действие. В этой роли нужно «жить» сначала
несколько минут, затем час и более, доведите это время до 2 - 3 часов в день. При этом
попытайтесь осознать реальные преимущества, которые имеет человек, ощущающий себя
победителем.
Упражнение «Жизнь прекрасна». Несколько раз в день подходите к зеркалу, и внимательно
рассматривайте выражение своего лица. Скорее всего, первое время Вы будите видеть лицо
обиженного человека, раздраженного человека. Постарайтесь улыбнуться самому себе,
скажите при этом: «Я милый и хороший человек, у меня все в полном порядке. Я ни на кого
не обижаюсь и не сержусь. Ничто меня не раздражает. Жизнь прекрасна! » эти слова можно
говорить и вслух. Повторите их несколько раз подряд, сохраняя на лице улыбку.
Сказкотерапия. Сказка «Чудо» (автор Ю.Комарова), «Заповедное озеро» (автор Т.
3инкевич - Евстигнеева). Рисунок и обсуждение.
Рисунок «Я и мой мир вокруг меня». Это упражнение лучше проводить после беседы о
взаимоотношениях человека с окружающим миром. Разговор ведется о разных уровнях,
разной дистанции выстраиваемых отношений с людьми. Есть «Я», вокруг меня находится
самое ближайшее мое окружение. Это моя семья, близкие друзья, то есть микросоциум.
Следующая сфера взаимодействия - это родственники, друзья, приятели, соседи, коллеги,
одноклассники, учителя, те люди; взаимодействие с которыми для меня достаточно
значимо. Следующий уровень - это люди, которые не оказывают особого влияния на мою
судьбу, обычно мы не знаем их лично. Это продавец. в магазине, кондуктор в транспорте,
врач, учащиеся школы ... Самый дальний уровень - это те люди, о существовании которых
мы редко задумываемся, например одинокий старый рыбак с берегов Австралии ... Можно
представить это в виде наглядной схемы, состоящей из 4 концентрических окружностей, в
центре - «Я», а вокруг - социальные сферы.
Целью является изображение и осознание ребенком значимых сфер своего окружения,
прояснение своих взаимоотношений С окружающим миром. «Возьмите лист бумаги. Рисуйте,
оставляя середину листа пустой. Нарисуйте все, что вас окружает в жизни, с кем и с чем вам
приходится общаться, взаимодействовать - ваш социальный мир. Нарисовали? Теперь в центре
нарисуйте себя ». Расскажи что - нибудь о своем рисунке. Нравится ли тебе твой рисунок,
нравится ли тебе твой портрет? Что из нарисованного для тебя важно, а что - наименее? Есть
ли разделяющая граница между тобой и окружающим миром? К чему из окружения ты
обращен на рисунке? Как ты взаимодействуешь с тем, что нарисовано вокруг тебя? Что это для
тебя значит?

быть полным, равным 100%)? Вас беспокоит что - то в прошлом? Вы тревожитесь о
будущем? Сравниваете себя с кем - то? Вы чувствуете, что Вас кто - то несправедливо
обидел? Хотите отомстить кому - то? Вы чувствуете, что «все бесполезно, все
безнадежно?». После этого детям предлагается обсудить их проблемы в группе.
Упражнение «Уровень счастья». Процедура. Составьте список (перечень) всего того, за что
Вы можете быть благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в Ваш список
Было включено все, что стоит благодарности: солнечный день, свое здоровье, здоровье
членов семьи, возможность читать, работать и т .д. Занятие завершается анализом
поведения участников группы, самоотчётом об их психическом состоянии.
Упражнение «Самооценка». Процедура. Участникам задается перечень 20 личностных
качеств на отдельных карточках: смелость, энергичность, доброжелательность;
терпеливость, грубость, вспыльчивость, трусость, высокомерие, презрительность,
жестокость, застенчивость, настойчивость, целеустремлённость, уверенность в себе,
упрямство, завистливость, общительность, порядочность, мстительность,
подозрительность. Задача каждого - проанализировать развитие этих качеств у себя по
степени важности (индивидуальная работа). Затем вся группа приступает к выполнению
общего задания. В ходе совместного обсуждения, группа должна решить какое качество
является наиболее важным. Затем выбирается второе по степени важности качество и т.д.
Спорные проблемы обсуждаются вплоть до полного согласия. После этого участники
тренинга сопоставляют свои самооценки с проранжированными качествами. Психолог
предлагает участникам обсудить, что происходит в группе во время дискуссии.
Сказкотерапия. «Потерявшая сердце» (автор А.Гнездилов). Рисунок к сказке. Обсуждение.
Упражнение «Придумай веселый конец». Читается начало детской страшилки, например:
«Однажды вечером черная рука бродила по городу ... » А далее вместе придумывают
смешное продолжение и окончание.
Упражнение «Картинная галерея». Детям выбирают любого известного страшного
персонажа и рисуют его, но так, чтобы он стал смешным. Затем организовывается выставка
рисунков.
упражнение «Ладошка». Дети кладут свою ладошку на лист бумаги, раздвинув пальцы.
Контуры ее обводятся карандашом. На каждом пальце нужно написать что либо хорошее о
себе: <<Я красивый»; «Я сильный» и т.п. Затем ведущий собирает «Ладошки», поочередно
прочитьmает их группе, а дети догадываются, где чья «Ладошка».
Кричалка «Я очень хороший!». Вслед за ведущим, сначала шепотом, а потом все громче,
вплоть до крика повторяются слова: «Я очень хороший!»
Подведение итогов занятия.

Возможная модификация упражнения. Отметьте на своем рисунке знаком «плюс»
положительные связи (с кем и с чем вам приятно взаимодействовать) и знаком «минус» -
отрицательные связи (с кем или с чем неприятно взаимодействовать).
7.Упражнение «Сегодня первый день твоей оставшейся жизни». Участникам группы
предлагается представить, что сегодня - первый день их оставшейся жизни, и поделиться, как
они хотят его провести, чего важно добиться, что сделать, увидеть, почувствовать в
оставшейся жизни.
8. Упражнение «Письмо себе в следующий год». «Мы напишем письмо, которое запечатаем и
откроем только в следующем году. Напишите себе о том, какие вы сейчас, что вас интересует, что вы думаете о себе - будущем, как вы будете выглядеть, чем заниматься, кто будет вокруг вас ...
что вы хотите пожелать себе в будущем».
9. Упражнение «Послание миру». Упражнение позволяет обратиться к общечеловеческим
ценностям и целям. Группа разбивается на две команды. Каждая выбирает одну из
предложенных тем. Например: «Как можно сберечь воду?», «Как можно защищать
животных?», «Как сделать нашу страну богатой?», «Как уменьшить число одиноких людей на
земле?». Или какую - то другую проблему по собственному усмотрению. Каждая команда
размышляет над этой проблемой. Составляет речь, рисует плакаты, лозунги. Команды по
очереди выступают со своими предложениями. Обсуждение. Как протекала работа в твоей
группе? Почему важно, чтобы дети интересовались мировыми проблемами? Доволен ли ты
результатами работы группы? "
Подведение итогов.
Упражнение «Быстрые превращения». «Начните ходить по комнате. Сейчас мы с вами
будем превращаться в различных людей, испытывающих разные чувства. Представьте, что вы
сейчас - актер, стоящий на сцене после удачного выступления. Зал вам рукоплещет, слышны
крики «Браво!». Превратитесь в этого актера. Что вы сейчас чувствуете? А теперь, представьте,
что вы нечаянно разбили красивую вазу в гостях у друга. Что вы чувствуете сейчас?» и т.д.

ЗАНЯТИЕ 11
«СЧАСТЬЕ - ЭТО КОГДА ТЕБЯ ПОНИМАЮТ ... »
ЦЕЛЬ: развитие партнёрства и сотрудничества между детьми, умения отстаивать свои права,
высказывать своё мнение; приобретение навыков общения; сознание чувства полноты жизни,
ощущения счастья.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Краткий обзор информации предыдущего занятия.
Упражнение «Глаза в глаза». Участники разбиваются на пары, садятся или встают друг
напротив друга и в течении 5 минут молча смотрят друг другу в глаза, пытаясь понять
мысли и чувства. Затем участники делятся своими ощущениями с группой.
Упражнение «Конфета в бутылке». Дети образовывают торойки. В течении 2 минут каждая
тройка обсуждает между собой, что они будут делать для того, чтобы успешно справиться
со сложной задачей: команда получает четыре связанные между собой нити, на самой
длинной из них висит конфета, игроки берут каждый по короткой нити. Необходимо
засунуть конфету в бутьтку не прикасаясь к ней руками. Анализ упражнения.
Упражнение «Твоя жизнь». «Нарисуй что - то, что символизировало бы тебя маленького и
тебя взрослого (в 30 - 40 лет). И подумай, что тебе - сегодняшнему можешь дать ты
маленький и ты взрослый, что помогло бы тебе сейчас». После упражнения участники
делятся своими открытиями.
Упражнение« Мой жизненный путь». «Путник шел по дороге, которая называется
«Жизнь». Дорога привела его к перекрестку. Путник остановился, осмотрелся и задумался.
По какому пути идти дальше? Представьте себя на месте этого путника ... О чем вы
думаете, что вы чувствуете? Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите карандаш и
изобразите на листе свою прошлую историю, свое положение в настоящий момент и
варианты своей будующей жизни. Используете свои воспоминания, переживания, фантазии
и мечты.
Куда вы хотите придти? Что вы возьмёте с собой в дорогу? С чем встретитесь на своем
пути? Чему вам предстоит научиться? Обсуждение. Какие пути получились? В какой части
своего жизненного пути путник наиболее счастлив, переживает радость? Что этому
способствует? Важно обратить внимание на связность прошлого и настоящего, настоящего
и будущего. Чем отличается прошлый путь от настоящего и будущего? Что общего между
ними? Какова цель этого пути? Как вы узнаете, что ваша цель достигнута? Что вам
необходимо для того, чтобы достичь поставленной цели? Какие условия, средства,
возможности?»
Упражнение «Разные ответы». Перед выполнением упражнения с участниками
обсуждается, как они понимают отличие уверенных ответов, неуверенных и агрессивных,
ведущий подытоживает и предоставляет примеры подобных ответов. Заранее ведущий
составляет список сложных ситуаций, в которых гипотетически могут оказаться участники.
Например: «Друг просит у тебя машинку, а ты сам взял её только что поиграть. Ты
говоришь ... », Группе предлагается первая ситуация из списка, выбираются три
добровольца, которые демонстрируют неуверенный, агрессивный и уверенный ответы в
данной гипотетической ситуации. После выполнения, группа обсуждает, какие ответы
получились у участников, при этом важно обратить внимание не только на вербальные, но
и на невербальные компоненты. В следующей ситуации участвуют другие три члена
группы. В дальнейшем можно использовать одну ситуацию на одного человека, чтобы он
попробовал ответить неуверенным, агрессивным и уверенным ответом в данной ситуации.
Упражнение «Нападающий и защищающийся». Участники группы делятся на пары. Один
участник играет роль нападающего, а другой - защищающегося. Они ведут диалог.

Нападающий чувствует своё ПРЕВОСХОДСТВО. Он указывает, ругает, критикует, требует,
говорит громко, то есть «нападает». Защищающийся постоянно извиняется и
оправдывается, говорит, как будто хочет угодить, старается, говорит вкрадчиво, тихо, то
есть «защищается». Через 5 - 1 О минут участники меняются ролями. Постарайтесь
полностью испытать власть, авторитет «нападающего» или манипулирующую пассивность
«защищающегося». Обсуждение. Участники делятся своими впечатлениями, как они себя
чувствовали в заданных ролях. Сыгранные роли сравниваются с действиями в реальной
жизни, какая роль была более по душе, а какой роли было трудно следовать.
Упражнение «Дотянись до звезд». «Встаньте и закройте глаза. Сделайте три глубоких
вдоха и выдоха ... Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звёздами.
Посмотрите на какую - нибудь особенно яркую звезду, которая связывается у вас с мечтой,
желанием или целью ... Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться
до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою
звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой ... Теперъ выберите у себя над
головой другую звёздочку, которая напоминает о другой мечте ... Потянитесь обеими
руками как можно выше и сорвите эту звезду. Положите ее рядом с первой», Можно дать
возможность детям сорвать несколько звезд. Обсуждение может касаться значений
некоторых звёзд для детей.
Подведение итогов занятия.

ЗАНЯТИЕ 12
«МЫ ВМЕСТЕ!»
ЦЕЛЬ: подведение итогов.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Краткий обзор предыдущего занятия.
Упражнение «Хочу в будущем - делаю сейчас». Беседа о том, что будущее начинается в
настоящем. Затем ведущий бросает детям мячик, называя какие - либо факты будущего, а
они должны придумать, что для этого нужно сделать в настоящем. Например: «В будущем
ты - командир самолёта». - «Сейчас я стараюсь хорошо учиться, не отступать перед
трудностями и т.д.
Ролевая игра «Волшебный магазин». Покупая в «Волшебном магазине» жизненные блага
(например: слава, сила, успех, здоровье, счастье, любовь, машина, самолёт и т.д.), каждый
участник расплачивается своими духовными ценностями (например: свобода, честь,
любовь, достоинство и т.д.)
Упражнение «Строим город». Лист ватмана или стекло покрывается слоем пластилина.
Каждый участник группы кладет свою ладонь и обводит отпечаток руки. Это его ДОМ. ОН
что - ТО строит на своей территории из пластилина. Затем эти территории соединяются в
один город. Цель этого этапа - активизация взаимодействия между участник4ами группы.
Дороги строятся компактно, с заходами в соседние дома, таким образом создавая единую
сеть коммуникаций, социальных связей. Такой навык строить взаимодействие, создавать
круг друзей поможет им в будущем получать поддержку друг друга и строить новые связи.
Упражнение «Пожелание». Каждый участник пишет на листке бумаги какое - либо
пожелание, сворачивает листок и кладёт его в центр комнаты. Когда все участники
напишут свои пожелания, они встают в круг и любуются множеством пожеланий в центре.
Затем.каждый вынимает по одному пожеланию, и, таким образом, получается, что все
участники группы обменялись пожеланиями.
Упражнение «Волшебный сундук». Ведущий руками изображает, как он с неба опускает
большой сундук и открывает его. Сообщает детям, что в Волшебном сундуке лежат самые
разные сокровища и подарки. Каждый по очереди может подойти к сундуку и выбрать для
себя понравившийся подарок. Этот подарок он изображает невербально, руками.
Остальные могут попробовать догадаться, что он выбрал. После того, как все участники
получили подарки, ведущий сообщает, что там осталось ещё очень много сокровищ,
закрывает его и вся группа вместе поднимает Волшебный сундук в небо.
Упражнение «Чемодан в дорогу». «Наша работа подходит к концу. Мы, конечно, будем
встречаться, но не будем больше собираться здесь всей нашей группой и заниматься. Мы
провели здесь много времени и многое узнали друг о друге. Сейчас мы для каждого из нас
соберём «чемодан» - соберём качества и особенности, которые проявлялись на наших
занятиях. Каждый из нас будет выходить из комнаты, а оставшиеся будут решать, какие
качества мы ему соберём: мы возьмём одно качество, которое нам понравилось, из тех, что
уже есть у участника и одно качество, которое нам хотелось бы, чтобы он изменил.
Выбирать качества будем все вместе, чтобы между нами было согласие по поводу этих
выборов, Кто хочет выйти первым?»
Вариант. Каждому участнику на листке пишут, что нравится в этом участнике и что
хотелось бы, чтобы было изменено ... А для ведущего пишут, что понравилось в занятиях и
что хотели бы изменить.

 

 



РЕЗУЛЬТАТЫ, ОЖИДАЕМЫЕ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Снижение поведенческих рисков.
Стимулирование детей на позитивное отношение друг к другу.
Формирование у каждого ребёнка адекватной самооценки.
Расширение способов взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Освоение новых форм поведения и самовыражения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Алиева М.А., Гришанович т.в., Лобанова Л.В., Травнвкова н.г., Грошихина Е.Г. Я сам строю
свою жизнь.! Под ред. Е.г. Трошихяной- СПб.: Речь, 2006г.
2. Программы психолого - педагогической реабилитации несовершеннолетних. Отв. ред. Г.М.
Иващенко> М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002г.
3. Профилактика девиантного поведения учащихся в образовательных учреждениях. Сборник
методических рекомендаций/ Под ред. ил. Башкатова.- Коломна: ГОУ ВПО МО «КГПИ» - 2006г.
Пезешкиан Х. Основы позитивной психотерапии.- Архангельск, 1993.
Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий
социально - психологических тренингов.- М.: Российское педагогическое агенство, 1995г.
Психогимнастика в тренинге. Под ред. Н.Ю. Хрящевой- СПб.: «Речь», 2000г.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.- М., 1994г.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные
программы.- М.: Новая школа, 1995г.
9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения:
Практическое пособие: В 4 Т.- М.: Генезис, 1998,г.


.

 

 

 

 

Программа рассмотрена и утверждена методическим советом СРЦН
«Подросток» 11 .12 .2017 г.
Состав методического совета:
Председатель: Штейн О.Н. - директор СРЦН «Подросток»
Члены:
Кушунина Г.В. -зам. директора по воспитательной и
реабилитационной работе;
Чуйкова М.В. - зав. стационарным отделением;
Ершова О.Н. - зав. отделением участковой социальной службы.

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.