ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Шабанова Маргарита

МБДОУ «ЦРР – д/с «Солнышко»

рп Усть-Абакан

Игры и упражнения для развития связной речи у детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. В

Концепции дошкольного воспитания отмечено, что главным орудием общения и обобщения опыта деятельности является речь. Она пронизывает всю жизнь ребенка. В детском саду должны быть созданы условия для полноценного общения детей.

Развитие полноценной речи является наиважнейшим условием успешности обучения. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок, может давать развернутые ответы на сложные вопросы программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои суждения, воспроизводить содержание произведений художественной литературы.

Практика работы с детьми показывает, что связная речь детей дошкольного возраста недостаточно сформирована. Рассказы детей даже на близкую им тему (о маме, о детских забавах, о признаках времен года и т. д.) нередко отличаются недостаточной содержательностью, непоследовательностью. Предложения в основном простые, неполные. Отсутствие или слабость логичной связи дети компенсируют навязчивым повторением одних и тех же слов или использованием в начале предложений союза «и».

В условиях современного дошкольного образования актуальной стала проблема наиболее сложного этапа овладения детьми родным языком - овладение связной речью.

Чтобы дети научились связно и красиво строить свои высказывания, необходимо ежедневно на всех возрастных этапах проводить:

артикуляционную гимнастику;

дыхательную гимнастику;

пальчиковые игры и упражнения;

в режимных моментах использовать фольклор, художественное слово, стихи, песни.

 

Игры и упражнения для развития связной речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста. (Которые я использую в своей работе)

В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь и к трём годам свободно объясняется с окружающими. Задачи

всестороннего развития ребёнка будут решаться полноценно только при условии правильного обучения речи.

Игры с предметами или игрушками

Направлены на развитие тактильных ощущений, умения манипулировать
с различными предметами и игрушками, развивают творческое воображение, мышление, речь.
Олины помощники.
Цель: Способствовать развитию умения образовывать форму множественного числа глаголов.
Ход: К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы отгадайте, кто эти помощники, что они помогают делать Оле?
Кукла идет. Воспитатель указывает на её ноги. Что это? (Это ноги). Они Олины помощники. Что они делают? (ходят, бегают, танцуют). Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают. (Руки берут, рисуют, глаза смотрят и т. д.)

Почтальон принёс открытку.
Цель: Формировать умение образовывать формы глаголов в настоящем времени.
Ход: В дверь кто-то стучит. Воспитатель: Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован. Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто изображён, что делает?

Таким образом, дети правильно называют персонаж, и его действия. Затем воспитатель перемешивает открытки, показывает по одной, а дети отгадывают, чья это открытка.

Что за предмет?

Цель: Формировать умение правильно называть предмет.

Ход: Ребёнок достаёт из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его.

Разноцветный сундучок.
Цель: Формировать умение детей называть предметы.

Ход: Воспитатель показывает детям сундучок и говорит:
Я картинки положила в разноцветный сундучок. Ну-ка, Ира, загляни-ка, Вынь картинку, назови. Дети достают картинку, называют, что на ней изображено.
Волшебный кубик.

Цель: Развивать умение детей чётко произносить звуки, звукоподражать животным.
Ход: Ребёнок бросает кубик и вместе с воспитателем произносит:

«Вертись, крутись, на бочок ложись». Затем ребёнок изображает то, что нарисовано на верхней грани кубика (самолёт, и произнести соответствующий звук (У-у-у).

Помоги мишутке найти свою тарелку.

Цель: Способствовать развитию умения сравнивать предметы по размеру (большой - маленький, сопоставлять их: маленькая тарелочка - маленькому мишутке, большая – большому медведю).

У кого какая шубка.

Цель: Развивать умение детей вычленять характерные особенности животных и птиц.
Воспитатель показывает картинки и предлагает детям назвать, у кого шубка из меха, а у кого из перьев.


Словесные игры.

Они построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения

и желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.
Эхо.

Цель: Формировать умение правильно и чётко произносить гласные звуки.
Ход: воспитатель громко произносит А-А-А, ребёнок» Эхо» тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетания гласных звуков: ау, уа и. т. д.

Паровоз.

Цель: Отрабатывать правильное произношение гласного звука «У»
Ход: воспитатель предлагает ребёнку позвать паровоз. «У-у-у» гудит ребёнок, и паровоз едет на этот звук.

Лошадка.

Цель: правильно произносить звук «И»
Ход: воспитатель предлагает позвать лошадку. Ребёнок произносит И-и-и,

и лошадка скачет, ребёнок заканчивает произносить, лошадка останавливается. Далее лошадку зовёт следующий ребёнок.

 


Настольно-печатные игры

Используются как наглядное пособие, направленное на развитие зрительной памяти и внимания.

Подбор картинок по парам.
Цель: сравнивать предметы, находить одинаковые.
Разрезные картинки и кубики.

Цель: Развивать умение из отдельных частей (2-4 частей) составлять целый предмет.
Найди такой же предмет.

Цель: соотносить предметы, изображённые на картине, с отдельными предметами.

Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика. Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения;
тренировка органов артикуляции.

«Подуем на снежинку». Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.

«Бабочка летает». Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т. д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.

«Плывет, плывет кораблик». Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.

Игры по развитию общей моторики.

Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.

Мы идем по кругу, посмотри. И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки. Поскакали, поскакали: скок, скок, скок. А потом, как аисты встали – и молчок.

Подвижные игры с речевым сопровождением.
Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».

Игры – подражания с речевым сопровождением.

«Птичий двор»
Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.

Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!», Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!», Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!» Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,
А наш Петя-петушок рано-рано поутру нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

Пальчиковые игры и упражнения.

Ученые, изучая деятельность детского мозга, психику детей, отмечали большое стимулирующее значение функций руки. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей, была выявлена следующая закономерность:
если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое

развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя и общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Я считаю, что пальчиковые игры и упражнения помогают налаживать коммуникативные отношения на уровни соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, дают нам воспитателям возможность проводить занятия, игры по звуковой культуре речи более живо и интересно. Помогают детям овладеть наиболее сложным программным материалом и закрепить его усвоение во время свободной деятельности. А самое важное, что пальчиковые игры направлены на развитие речи, в частности одной из ее сторон – звуковой культуры.

Новое в моей практике это то, что:
Была создана картотека «Весёлые ладошки» игр и пособий для развития мелкой моторики руки.

Использованы в работе нетрадиционные игры и пособия

В соответствии с принципом систематичности составила план работы. Чтобы оказывать консультативную помощь родителям, пришлось изучать научно-методическую литературу. Корректировать образовательную и свободную деятельность детей.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп.

Группа игр с предметами.

а) - игры с палочками (спичками, веточками) где детям предлагается выполнить рисунок из палочек с постепенным усложнением задания:

• выполнить узор после выкладывания его взрослым;

• по конечному результату (образцу);

• по уменьшенной схеме;

• по словесной инструкции;

б) пальчиковые игры с карандашом (желательно, шестигранным, так как он дополнительно массажирует пальцы и ладонь, где детям можно предложить следующие задания (выполнение заданий педагогами и родителями)

• катать карандаш между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони;

• катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного, поочерёдно правой и левой рукой;
• катать карандаш между соответствующими пальцами обеих рук по очереди (между указательным пальцем правой руки и указательным пальцем левой руки и т. д.);
• поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу;
поочерёдно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу.
в) игры и упражнения с использованием мелких предметов и природного материала, где можно использовать такие варианты заданий:

• нанизывание на проволоку, шнурок необходимое количество бусин, шариков, пуговиц по демонстрации действия, по образцу, по рисунку узора, по словесной инструкции; составление бус (нанизывание бусин разных цветов в определённой последовательности);

• сортировка мелких предметов (бусин, пуговиц, монет, горошин, зёрен и

т. д.); ребёнку необходимо разложить предметы на группы, двигая их подушечками пальцев по столу или осуществляя захват предметов двумя пальцами правой (или левой) руки поочерёдно (большим и указательным, большим и средним и т. д.); игра «Золушка»;
• сжимание и разжимание мелких резиновых игрушек (мячей-ежей, цилиндров с разнообразными шипами) одной рукой, пальцами одной руки; двумя руками одновременно или поочерёдно;

• растирание ладоней грецкими орехами (массаж ладоней, включая тыльную сторону);

• перекатывание грецких орехов по столу одной рукой (двумя руками);
• перекладывание мелких предметов (бобов, гороха, пуговиц, бусин, мозаики) из одной ёмкости в другую; захват предмета осуществляется попеременно двумя пальцами; усложнение – захват двух-трёх предметов одновременно;

• складывание пирамидок, матрёшек, любых сборных игрушек; вкладывание формочек одна в другую; подбирание крышек к разнообразным ёмкостям;

• нанизывание колец на тесьму, стержень;

• пальчиковый театр;

• выкладывание из круп, пуговиц, бусинок букв, цифр, разнообразных рисунков;

• «рисование» картин крупой, бусинами, семенами, листьями деревьев.

Группа игр с речевым сопровождением.

Это игры и упражнения, основанные на использовании различных стихотворений, потешек.

Таким образом, чтобы механизм взаиморегуляции двигательной и речевой функции «сдвинул» речевое развитие в позитивном направлении, необходимо использовать разнообразные приемы и методы по формированию тонких движений пальцев рук.

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.