выполнила:
педагог-психолог
Мамурина Оксана Валерьевна
МБОУ Некрасовская СОШ
Ярославская область, Некрасовский район
ОРГАНИЗАЦИЯ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ
РАБОТЫ В ШКОЛЕ
С ДЕТЬМИ ОВЗ
Одним из ведущих направлений психолого-педагогического сопровождения учащихся нашей школы является работа с классами коррекционно-развивающего обучения.
В нашей школе существуют два класса, обучающиеся которых имеют VIII вид.
В данных классах учебная деятельность осуществляется согласно организационно-педагогическим и психологическим условиям обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии:
- щадящий режим;
- меньшая наполняемость классов;
-соответствие темпов учебной работы возможностям познавательной деятельности;
- использование специальных образовательных программ.
Целью работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является организация помощи детям на основе проведения комплексных мероприятий для получения детьми образования и развития личности в целом.
Одним из основных направлений в работе с особыми детьми является коррекционо-развивающее сопровождение процесса обучения и воспитания.
Коррекционно - развивающаяся работа педагога-психолога с воспитанниками школы ориентирована на познавательную, эмоционально-личностную и социальную сферу жизни и самосознания детей.
Педагогом-психологом составляются и апробируются коррекционные про-граммы, включающие в себя следующие блоки: коррекция сенсорно - перцептивной и познавательной деятельности, эмоционального развития ребенка в целом, поведение детей и подростков, личностное развитие в целом т отдельных его аспектов. Продолжительности и интенсивность работы по программам определяется допустимыми для конкретной группы детей нагрузками, а также тяжестью состояния ребенка и его возрастам.
Задачи:
• Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций с учетом уровня актуального развития учащихся;
• Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания;
• Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом.
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
1. Диагностическое направление – заключается в проведении первичного обследования школьников и дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся.
2. Коррекционно-развивающее направление – предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий, комплектование групп учащихся.
3. Консультативно-просветительское и профилактическое направле-ние – обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка, предполагает разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, по возможности, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
4. Организационно-методическое направление – включает подготовку и участие психолога в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется поэтапно:
Первый этап ориентирован на развитие познавательных возможностей школьников с учетом их актуального развития и потенциальных возможностей; формирование положительной учебной мотивации.
Второй этап ориентирован на развитие и становление личностной сферы учащихся и эмоционально-волевых особенностей.
Основное содержание работы первого и второго этапов:
• совершенствование различных характеристик произвольного внимания: объема, устойчивости, переключения и распределения;
• развитие зрительной и слуховой памяти;
• развитие логического мышления, интеллектуальных операций: сравне-ния, анализа, синтеза, умения проводить обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию по заданному или найденному признаку;
• формирование положительного отношения к школе, к учебе.
Третий этап – ориентирован на развитие коммуникативных умений.
Содержание работы третьего этапа обучения:
• формирование навыков позитивного взаимодействия и сотрудничества с другими людьми;
• развитие личностных качеств, необходимых для продуктивных взаимоотношений с окружающими;
• развитие умений и навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;
• создание и поддержание благоприятного эмоционально-психологического климата, сплочение и развитие классного коллектива.
Все этапы взаимосвязаны и направлены на реализацию поставленных целей и задач программы сопровождения.
Рассмотрим один из методов коррекционно-развивающей работы - групповые коррекционно-развивающие занятия.
Принципы построения коррекционно-развивающих занятий:
1. Системность и последовательность.
2. Индивидуально-дифференцированный подход - все задания подобраны от простого к сложному.
3. Максимальное использование игровых методов обучения.
4. Психологическая безопасность.
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта.
Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий. Для детей эти занятия очень важны - принципы построения позволяют ощутить успех практически каждому, а значит, ребенок чувствует себя в безопасности; нестандартные задания, игровая форма заданий, непринужденный характер - это повышает мотивацию выполнения задания. Таким образом, незаметно для детей, мы осуществляем главную задачу коррекционных занятий - исправление нарушенных высших психических функций, связанных с задержкой психического развития, иногда с органическими дефектами учеников, а также их личностных особенностей (эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сфер и др.), затрудняющих процессы обучения и школьной адаптации.
Коррекционные занятия носят интегрированный характер, позволяющий ре-шать несколько разноплановых задач. При этом важно подчеркнуть, что содержание этих задач в рамках каждого занятия опережает уровень актуального развития детей, но соответствует границам зоны их ближайшего развития.
Эффективность же коррекционной работы в школе зависит от создания целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии – это сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. В условиях школы коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, состоящем из педагогической, психологической коррекции, а также медицинского сопровождения.