ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Борзило Лилия Вениаминовна

Педагог-психолог, дефектолог

МДОУ № 58 «Красная шапочка»

Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри

Программа на развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста, 

с использованием элементов кинезиологии
«Скоро в школу»

 

 

 

 

 

 

 

 


Разработал педагог – психолог МДОУ
Борзило Лилия Вениаминовна

 

 

«Движение может заменить лекарство –
но, ни одно лекарство не заменит движения»
Ж. Тассо.
Актуальность и новизна использования метода кинезиологии
в работе с детьми дошкольного возраста.
Происходящие изменения в обществе и принятые стандарты дошкольного образования выдвинули новые требования к системе образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуального, творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Особенно актуально звучит задача по социализации ребенка, развитию у него потребностей в творчестве, формировании любознательности, мотивации в достижении успеха по новым дошкольным стандартам. И, т.к. развитие современного общества носит динамический характер, то и ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. В условиях модернизации дошкольного образования воспитание творческих и интеллектуальных способностей становится одним из главных направлений в работе с детьми. В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности - учебной. Большое значение при этом будет иметь развитие интеллектуальных способностей и формирование соответствующих умений у детей. Чтобы он развивался необходимо создать условия для полноценного развития, учитывая не только традиционные методы развития интеллекта, но и методы кинезиологии. Для детей с интеллектуальными нарушениями характерно слабое развитие кисти и пальцев, они плохо запоминают. Поэтому вопрос об интеллектуальном развитии через метод кинезиологии становится наиболее актуальным на данном этапе.
Актуальность работы обусловлена необходимостью формирования интеллектуальных способностей через метод межполушарного взаимодействия. Это позволяет избегать трудности у детей в обучении и в создании условий для формирования новых возможностей искомых психических навыков и процессов, которые могут сформироваться и стать нужными ребенку через кинезиологические приемы и методы. Ведь работа здесь направлена от движений к мышлению, а не наоборот.
В основу моей работы легли материалы исследований отечественных и зарубежных ученых: Лурия А.Р., Бехтерева Н.П, Семенович А.В, Сиротюк А.Л., О.А.Семенова, Хомская Е.Д, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лейтеса, П.Н. Анохина, И.М. Сеченова , Смит Кр., Шейфер Дж. Пол Деннисон с программой «Гимнастика мозга»
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Метод кинезиологии помогает детям через движения развиваться во всех направлениях. Готовность ребенка к школе – это сложный компонент определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении. Чем увереннее и спокойнее начнется для первоклассника школьная жизнь, чем лучше ребенок сможет адаптироваться к новым условиям, новым людям, тем больше шансов, что у ребенка не будет проблем ни в начальной школе, ни в последующем обучении.
Но самое главное - изучив материалы метода кинезиологии, я поняла, что для наших детей в детском саду он будет очень актуален. Ведь он не требует никаких материальных и методических затрат. Руки всегда основная часть тела ребенка, они рядом и постоянно в дошкольном возрасте требуют нагрузки в движении. Как показывает практика, большое количество детей, поступающих в школу, имеют нарушения в развитии мелкой и крупной моторики, нарушения познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Ведь специалисты (Е.И.Аркин, Н.А.Берштейн, Д.Б.Эльконин) утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждая связь тонкой моторики с развитием мозга. Чем лучше развита способность двигаться, тем больше потенциал к обучению и развитию интеллектуальных способностей.
Поэтому одной из главных задач нашего детского сада является всесторонней развитие личности ребенка с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения новыми методами и приемами обучения интеллектуальным способностям, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка. Метод кинезиологии стал очень актуален и интересен, ведь для детей и взрослых этот метод был в новинку. Поэтому я решила применять данную методику в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Условия возникновения необходимости данной программы
Чем выше у ребенка способность к обобщению, тем быстрее он приобретает возможность мыслить абстрактно. А переход к абстрактному мышлению обозначает совершенно новый, качественно более высокий уровень развития интеллекта ребенка, характеризующийся, как правило, высоким показателем речевой активности, используемой в качестве инструмента получения и передачи информации, знанием и применением логических приемов, способностью ребенка формировать суждения и некоторые умозаключения. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи ребенок будет и инициативным и самостоятельным. Это позволит ему легче адаптироваться в социальной жизни.
К интеллектуальным чувствам относятся: любопытство, любознательность и удивление. И поэтому если взрослые будут стараться добиваться от детей только усвоения знаний, умений и навыков, а не учитывать, какие чувства вызывает то или иное задание, то вся работа эта будет впустую. Вот тогда мы и наблюдаем недоразвитие психических параметров, что в дальнейшем сказывается на общем развитии ребенка.
Выбранное мною направление деятельности не явилось для меня случайным, это результат анализа исследований в области интеллектуального и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. Проведя наблюдение за детьми в естественных условиях развития - игра, разнообразная деятельность, занятия - я увидела, что дети с проблемами в развитии познавательной и эмоциональной сферы, требуют коррекционно-развивающей работы в этом направлении, с использованием новых методов и приемов. Поэтому я решила ознакомиться с системой занятий по развитию интеллекта с помощью кинезиологических упражнений и нетрадиционных пособий для развития интеллектуальных способностей детей.
Педагоги и специалисты ведут работу по развитию познавательных процессов, речи, и дети много рисуют, но просмотрев рисунки и понаблюдав за деятельностью детей, я пришла к выводу, что в настоящее время применение обычных методов и приемов уже недостаточны, требуется применение новых методик. Вот тогда я и начала собирать банк данных по применению кинезиологических упражнений на практике.
В развитии интеллекта общими причинами недоразвития являются: инертность, тугоподвижность нервных процессов, что ведет к снижению работоспособности, повышенной утомляемости и отвлекаемости, отсутствие целенаправленных действий, снижения интереса к окружающему; низкий уровень ориентировочной деятельности, недоразвитие моторики. С этим связано:
- ограничение практического чувственного опыта
- недостаточная деятельность
- несовершенствование взаимодействия анализаторов, что затрудняет накопление сенсорного опыта - позднее это нарушение речи (бедность словаря, трудности в формировании собственных высказываний, непонимание обращенной речи)
Основные логические приемы (классификация, обобщение, сериация, аналогии, систематизации) можно сформировать и отработать в тренинге при помощи кинезиологических упражнений. Для ее удачной реализации нам понадобится немного: всего лишь необходимо увлечь ребенка применением кинезиологических упражнений, разыгрывая сказочные и бытовые ситуации, а затем, постепенно усложняя правила игры, вводить реализацию логических задач как поставленную необходимость.
Обучение детей организую в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение с взрослым. Создаю условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей.
Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.
Кинезиологические упражнения сейчас очень популярны и используются не только детьми, но и взрослыми. Сами комплексы упражнений можно взять из книги А.Сиротюк «Обучение детей с учетом психофизиологии», Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте».

Программа разработана в соответствии с:
 ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 ФГОС ДО утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва;
 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»; нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность музыкального руководителя образовательного учреждения.
 Письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006г № 06-1844
Цель программы:
«Активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, развитие межполушарного взаимодействия, улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий»
Задачи:
1. Развитие межполушарной специализации.
2. Развитие межполушарного взаимодействия.
3. Развитие межполушарных связей.
4. Синхронизация работы полушарий.
5. Развитие мелкой моторики.
6. Развитие способностей.
7. Развитие памяти, внимания.
8. Развитие речи.
9. Развитие мышления.
10. Устранение дислексии и дисграфии.

Условия для результативности коррекционно-развивающей работы:
 упражнения необходимо проводить ежедневно
 детей с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному
 занятия проводятся утром
 занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
 занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
 от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
 упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
 упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
 отработка одного упражнения каждое занятие (2 упражнения в месяц), при условии проведения занятий 1раз в неделю (с педагогом-психологом)
 длительность занятий по одному комплексу упражнений – 45-60 дней.

Структура развивающих занятий
В сетке занятий старшей и подготовительных группах один раз в неделю отведено время для коррекционно-развивающей работы психолога. Развитие интеллекта с помощью кинезиологических упражнений проводится на занятиях с психологом. Воспитатель каждый день отрабатывает комплекс упражнений с детьми в группе. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 10-15 до 20-25 минут в день.
Каждое занятие состоит из 3-х частей
Первая часть – приветствие.
Это позволяет детям настроиться на совместную деятельность. Чаще всего применяю такие приветствия - как:
-Мы вначале будем хлопать,
А затем мы будем топать,
А потом мы повернемся
И друг другу засмеемся (дети выполняют движения).
Второй раз с этими же словами, но в конце - «И друг другу улыбнемся». Способы приветствия могут быть различные, но обязательно с движениями.
Вторая часть – основная, которая выполняет всю смысловую нагрузку. Предложенные в этой части игры и упражнения перекликаются друг с другом – есть и интеллектуальные и кинезиологические упражнения. Разнообразие приемов дает возможность быть детям в тонусе, поддерживать интерес на протяжении всего занятия Конечно дети меняют положения – то сидя, то стоя, то в кругу, то за столами. Занятие в этой части построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 6 блоков заданий
1. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, восприятия.
2. Дыхательно-координационные упражнения (кинезиология). Направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.
3. Симметричные рисунки (кинезиология) направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизации стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.
4. Артикуляционная гимнастика направлена на профилактику и исправление речевых нарушений, на развитие моторики мышц артикуляционного аппарата.
5. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилам и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.
6. Пальчиковая гимнастика (кинезиология) Способствует развитию психических функций (внимания, памяти, мышления и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук.
7. Упражнение для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствует снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия (кинезиология).
На занятии рекомендуется выполнить по 3-6 кинезиологических упражнений в зависимости от поставленной задачи.
Третья часть - заключительная – прощание. Основная цель - создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятиях. Игры и приемы могут быть разными.
Игра «Пирамида любви» - Дети все по одному кулачку складывают пирамиду на руку психолога – образуется пирамида. Все держат руки и в конце говорят «Всем-всем - до свидания».
«Обнималки» - дети обнимаются в паре, с кем хотят, потом 2-3 раза меняются с другими и тоже обнимаются, а в конце при выходе из кабинета психолога, я стараюсь каждого погладить по спине и поблагодарить за работу. Дети в свою очередь тоже высказывают свое мнение о занятии.
Применение различных гимнастик на занятиях позволяет развивать у детей в комплексе межполушарное взаимодействие, а именно:
• Дыхательная гимнастика играет огромную роль в оздоровлении детей Она проводится в различных режимных моментах в течении всего дня- на утренней гимнастике, на занятиях, в свободной деятельности и т.д. Для того чтобы ребенок научился говорить, думать надо научить его правильному дыханию. Для этого на своих занятиях я с детьми изучаю игровые приемы дыхательных техник
• Психогимнастика М.И.Чистяковой. Психогимнастика – это специальные этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. В каждой группе детского сада имеются дети, у которых наблюдаются излишняя утомляемость, истощаемость, непоседливость, вспыльчивость, раздражительность, замкнутость.
• Кинезиологическая гимнастика включает в себя упражнения:
- для развития межполушарного взаимодействия;
- развития творческого (наглядно-образного) мышления (правое полушарие);
- развитие абстрактно-логического мышления (левое полушарие);
- профилактика нарушения зрения и активизации работы мышц глаз
• Суставная гимнастика
- самомассаж ушей;
- потирание ладоней;
- поколачивание пальчиками и другое

В работе с детьми целесообразно использовать следующие кинезиологические методы:

1.Растяжки – они нормализуют тонус мышц. Гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение), гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц.
Гипертонус – проявляется, как правило, в двигательном беспокойстве, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции.
Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая возможным приемам релаксации.
2.Дыхательные упражнения. Дыхание – самая важная физическая потребность тела. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
3.Глазодвигательные упражнения. Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего организма. Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения.
4.Телесные упражнения. При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. В результате движений во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций.
5.Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи. (морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук), а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
6.Массаж. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха – голове.
7.Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений.

Применение: Данная методика может быть включена в различные области деятельности (занятия, музыкально-ритмические занятия, физкультурные занятия, занятия по коррекции познавательных процессов, совместная деятельность педагогов с детьми). Необходимо учитывать следующее: творческую деятельность прерывать нецелесообразно. В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, комплекс рекомендуется применять перед началом работы.

Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации.
Для всестороннего использования кинезиологических упражнений благоприятным становится взаимодействие специалистов: учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей. Они в течение дня на своих занятиях и в свободной деятельности закрепляют кинезиологические упражнения, которые позволяют настроить детей на активную работу межполушарного взаимодействия. От такой совместной работы у детей наблюдается положительная динамика не только в развитии интеллекта, но и в усвоении методов выполнения упражнений, а также применении их в играх, соревнованиях, различных праздниках.
Работа с родителями
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая деятельность, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей, воспринимается родителями положительно.
Среди родителей пропагандирую использование кинезиологических упражнений для занятий с детьми в домашних условиях. Родители детей, посещающих нашу группу, ознакомлены с условиями выполнения кинезиологических упражнений. Использую в работе с родителями проведение тематических консультаций по разным направлениям развития ребенка.
Единство требований, скоординированная деятельность педагога и родителей, направленная на всестороннее развитие ребёнка, даёт возможность добиться хороших результатов в развитии дошкольника. Важно найти такую форму общения с родителями, которая обеспечивает и взаимопонимание, и поддержку в решении различных проблем, касающихся воспитания и развития их детей. Поэтому стараюсь использовать в работе с родителями различные формы взаимодействия, которые позволяют строить отношения на принципах взаимоуважения, личной заинтересованности, индивидуального подхода.
1. Групповые родительские собрания, практические семинары
2. Мероприятия в рамках родительского клуба «Связующая нить»
2. Подгрупповые и индивидуальные беседы, консультации.
3. Практические занятия для родителей с элементами тренинга
6. Папки – передвижки, буклеты.

Прогнозирование результата:
Кинезиологические упражнения совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижают заболеваемость и делают жизнь ребенка более безопасной благодаря таким качествам, как ловкость, сила, гибкость; готовят ребенка к школе, постепенно приучают его выдерживать нагрузки, снижают утомляемость, проявлять волю; способны помочь ребенку справляться со стрессовыми ситуациями и постоять за себя в непростой жизни. Так же:
- повышается мотивация детей к учебной деятельности
- происходит незаметный переход от игровой деятельности к саморазвитию и коррекции
- оптимизируется процесс коррекции речи, преодоление речевых дефектов
- формируются процессы саморегуляции
- синхронизируют работу полушарий,
- улучшают мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику,
- способствуют улучшению памяти и внимания,
- облегчают в дальнейшем процесс чтения и письма,
- формируют пространственные представления,
- повышают способность к произвольному контролю.
Актуализация всех телесных навыков будет способствовать эффективности коррекции артикуляционных дефектов, развитию восприятия, внимания, памяти, эмоций, а также процессов саморегуляции. Таким образом, в результате коррекции, развития и формирования психических функций будет создаваться базовая предпосылка для их участия в овладении чтением и письмом.

 

 

 


Список используемой литературы:
1. Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998.
2. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000.
3. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001.
4. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.
5. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста /Под ред. Цветковой Л.С. М., 2001.
6. Архипов Б.А., Воробьева Е.А., Семенович А.В., Назарова Л.С., Шегай В.М. Комплексная методика психомоторной коррекции. М., 1998.
7. Воробьева В.А., Иванова Н.А., Сафронова Е.В., Семенович А.В., Серова Л.И. Комплексная нейропсихологическая коррекция когнитивных процессов в детском возрасте. М., 2001.
8. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.
9. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., 1999.

 Принять участие в конкурсах для психологов

 

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.