выполнила:
учитель- логопед
Мохова Ирина Александровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 "Золушка" Туапсинский район г.Туапсе
Каждое полушарие головного мозга имеет свои специфические функции. Например, у «чистого» правши за речь, чтение, письмо и счет отвечает левое полушарие головного мозга, правое же полушарие выполняет более глобальные функции: в его «ведении» находится зрительное восприятие (узнавание) лиц, формы, цвета, слуховое восприятие музыки, звуков природы и т. п.. у «чистых» левшей все наоборот. Родители в большинстве случаев очень рано начинают бороться с левшеством у своих детей: ребенку еще в коляске дают погремушки в правую руку, а ложку и карандаши в правую руку дают уже в год - полтора.
Таким образом, у этих детей развивающаяся на базе слухового восприятия речь «не знает» в каком полушарии ей «осесть», ее все время «запихивают» в то полушарие головного мозга, которое должно реализовать не речевое, а музыкальное восприятие и воспроизведение; одновременно тормозится развитие тонких движений в ведущей левой руке, ведущем левом глазе, который следит за движением левой руки. Ломка заложенных природой функций задерживает у ребенка в сравнении с правшой звукопроизношение, грамматически верное оформление фразы: речь таких ребятишек долгое время остается односложной, задерживаются навыки рисования, двигательная пластика. Зона владения рукой тесно соседствует в коре головного мозга с зоной движений артикуляционного аппарата. Поэтому у левшей нередко встречается задержка речевого развития (особенно у мальчиков), шепелявость, картавость, заикание.
В настоящее время ни один учитель начальной школы не заставляет детей-левшей писать правой рукой. Но беда в том, что в школу приходят дети-левши, переученные с левой руки на правую мамами. Многие родители не знают, что в семье у кого то когда то было левшество и оно может быть не явным, а скрытым. Дайте ребенку полную свободу в движениях и действиях, учитесь уважать самостоятельность ребенка с пеленок, но настойчиво учите его с раннего детства навыкам опрятности, аккуратности, соблюдению режима дня.
Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты:
- Ребенку вручается несколько спичечных коробков. Задание: « Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.
- Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая рука держит пузырек
- Ребенка просят развязать несколько узлов на шнурке средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит)
- Ребенок должен протереть классную доску (стол, шкаф и т. д.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука.
- Ребенка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.
- При раздаче карт их раскладывают ведущей рукой.
- При хлопках в ладоши ведущая рука - сверху.
- Ребенка просят погладить игрушку, держа ее в руке, - гладит ведущая рука.
- Нарисовать пальцем одной руки круги на ладони другой – рисует ведущая рука.
9.Неведущая рука держит часы, ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые, движения, заводящие часы.
- Ведущая рука держит нитку и вдевает ее в ушко, а неведущая рука держит иголку.
- При переплетении пальцев рук сверху оказывается большой палец ведущей руки.
- Ребенка просят поднять лежащий на полу предмет. Это действие очень редко выполняется неведущей рукой.
Для того чтобы результаты тестирования были объективными, постарайтесь соблюдать следующие условия:
- Лучше, чтобы ребёнок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть.
- Это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребёнка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребёнком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т.д. будут разложены рядом со столом на низком столике, чтобы ребёнок не видел их, не отвлекался