выполнила:
выполнила:
учитель- логопед
Мохова Ирина Александровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 "Золушка" Туапсинский район г.Туапсе
В современных условиях, связанных с качественным изменением состава детей в ДОУ , возникла необходимость поиска нетрадиционных путей коррекционно- образовательных путей уже в дошкольном возрасте. Одним из таких эффективных направлений является САМОМАССАЖ. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается
речевая функция
Дети с речевой патологией испытывают значительные трудности в овладении техникой письма, при переходе от устной речи к письменной явно видны недостатки развития речи, тонких дифференцированных движений рук, графомоторных навыков. У детей дошкольного возраста еще недостаточно развиты мышцы кисти, еще не закончено окостенение запястья, фаланг пальцев, поэтому самомассаж необходимо проводить в это время, так как это сензитивный период для развития ручной умелости и графомоторных навыков, а мускульная память очень цепкая. Важно отметить, что
Самомассаж обеих рук благотворно влияет на развитие речевых зон в обеих полушариях, а это служит страховкой от потери речи в случаях травм черепа и т.д. Психоневрологи советуют всю интеллектуальную нагрузку давать только на фоне «разогретых рук».
В самомассаже используют: поглаживание, растирание, легкое поглаживание, надавливание, пощипывание, сгибание, разгибание пальцев. Используются упражнения :катание грецкого ореха, ребристого карандаша, прищепки, бигуди и т.д.
Очень много упражнений с использованием нетрадиционных материалов.
Самомассаж рекомендуют выполнять 2-3 раза в день по 5-10 минут в старшем возрасте, используется 3-5 упражнений между которыми проводить расслабление мышц. Каждое упражнение выполнять 8 раз: 4 раза для правой и 4 раза для левой. Все упражнения выполняются по направлению к лимфоузлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения расслабление: поглаживание или стряхивание рук.
Выполняется самомассаж только чистыми руками, сухими, теплыми с коротко остриженными ногтями. Противопоказания: лихорадочные состояния, восполительные процессы, конъюктивиты, заболевания кожных покровов и головы, увеличенные лимфоузлы.
Можно использовать различные игры и упражнения для самомассажа лица, кистей, пальцев рук, головы, ушных раковин(он показан детям с раннего возраста).
Можно использовать аппликаторы Ляпко, Кузнецова. Как один из приемов самомассажа используется комплексы артикуляционных упражнений.
Одним из видов самомассажа является ПУГОВИЧНЫЙ МАСААЖ. В коробку из под обуви заполняем пуговицами , желательно побольше. Упражнения:
Опустить руки в коробку., поводите ладонями по поверхности пуговиц, захватить пуговицы руками, чуть приподнимите и разожмите руки, погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и поплавайте в нем, попробуйте перетереть пуговицы между ладонями, наберите их в горсть и пересыпайте их из ладошки в ладошку одной рукой, затем другой, потом обеими., захватите «щепотку» пуговиц, отпустите, вытяните самую большую, маленькую, круглую, квадратную и т.д. Можно использовать пуговичный массаж и для стоп, выполняя круговые движения, глубоко погрузиться пошевелить пальцами и т.д. Благодаря такому массажу мы активируем так называемый «мануальный интеллект», стимулируя кончики пальцев рук и ладони. Таким образом , происходит активизация сенсорно- моторных функций, необходимая для успешного взаимодействия с окружающим миром. Массаж ног важен для активизации жизненно значимых центров организма.
Для развития мелкой моторики, а она важна для развития речи, необходимо сочетать пальчиковую гимнастику с самомассажем кистей и пальцев, используя для этого «СУХОЙ БАССЕЙН». Для этого берется миска (приблизительно 25 см в диаметре и высотой 12-15 см) и заполняется на 8 см промытым и высушенным горохом, фасолью. Выполняются различные упражнения, руки ребенка массируются,
Пальцы становятся более чувствительными, а их движения- координированными. Т Такой самомассаж способствует нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук, формированию произвольных, координированных движений. Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом.
П р и л о ж е н и е .
Самомассаж рук:
«СТРЯПАЕМ»-имитация скатывания колобков.
Мы постряпаем ватрушки, будем сильно тесто мять.
Колобочков накатаем будем маме помогать.
«Добываем огонь»-растирание ладоней друг о друга, чтоб стало горячо.
Мы как древние индейцы добываем огонек:
Сильно палочку покрутим- и огонь себе добудем.
«РУЧКИ ГРЕЕМ».
Очень холодно зимой, мерзнут ручки ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть, посильнее разогреть
«ПИЛА»-ребром ладони одной руки «пилим по ладони, предплечью другой руки.
Пилим, пилим, мы бревно- очень толстое оно.
Надо сильно постараться и терпения набраться.
УПРАЖНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ «СУХОГО БАССЕЙНА»
ГОРОХ
Опустить кисти рук в «бассейн», помешать горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.
В миску насыпали горох и пальцы запустили,
Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.
ФАСОЛЬ
На дне бассейна спрятать игрушки из киндер- сюрприза. Опустить кисти рук в бассейн, помешать фасоль, затем найти и достать их, можно на ощупь угадать, что спрятано, предварительно рассмотреть эти фигурки.
В миске не соль, совсем не соль, а разноцветная фасоль.
На дне – игрушки для детей, мы их достанем без затей.
ТЕСТО
Опустить кисти рук в бассейн и изображать как месят тесто.
Месим , месим тесто, есть в печи место.
Будут, будут из печи булочки и калачи.
ЗАРЯДКА
Сжимать и разжимать кулачки в бассейн.
Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке будут буковки писать.
ЛИТЕРАТУРА ПО ДАННОЙ ТЕМЕ:
- Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика».
- И.А.Поварова «Коррекция заикания».
- М.Поваляева « Педагогическая диагностика и коррекция речи»
- О.Крупенчук «Стихи для развития детей»
- Г.В.Дедюхина, Л.Ю.Могучая «Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми, страдающими ДЦП »
- Е.В.Новикова «Зондовый массаж: коррекция тонкой моторики руки».
- Коррекционно- педагогическая работа по физическому воспитанию у дошкольников с ЗПР» п/р Е.Мастюковой.
- Е Шевцова «Артикуляционный массаж при заикании»
- И.В.Блыскина «Логопедический массаж»
- Белякова «Логопедия. Заикание.»
- А.Л.Сиротюк «Обучение детей с учетом психофизиологии»
- Журнал «Логопед»:
№3-2004 «Коррекционные возможности массажа»
№2-2005 «Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками.»
№6-2004 «Самомассаж рук при подготовки детей с речевыми нарушениями к школе».
№3-2008 «Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна».
№6-2010 «Логопедический массаж в коррекционно- развивающей работе с детьми
Раннего возраста с двигательными нарушениями».
№3-2011 «Приемы игровой оптимизации при проведении массажа артикуляционного аппарата»
№3-2004 «Коррекционные возможности массажа».
№3-2007 «Самомассаж с использованием кинезиологических упражнений».