выполнила:
Задохина Елена Александровна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №33»
Саратовская область город Саратов
В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения – школьников и дошкольников.
Наш детский сад комбинированного вида № 240 «Ручеек» Волжского района г. Саратова большое внимание уделяет экологическому образованию и воспитанию. Свою работу мы начали со знакомства с законами по охране природы, принятыми нашим правительством, особенно с теми, в которых речь идет о нашей области. С 1993г. в Саратовской области действует региональная концепция экологического воспитания и образования детей. Изучив концепцию, программы и методическую литературу по данному вопросу, наладив научные и общественные связи, мы создали экологический совет, в функции которого входит организационно-методическое обеспечение экологического воспитания детей в нашем детском саду. На данном совете мы разработали и приняли за основу Концепцию экологизации деятельности дошкольников. Цель Концепции - разработать принципы и основные положения деятельности дошкольного образовательного учреждения по воспитанию основ экологической культуры детей. В основу Концепции мы положили целостное представление о МДОУ как информационно- культурной структуре, способной реализовать основные принципы устойчивого развития и стать в этом отношении для местного населения показательной действующей моделью – «эталоном экологической культуры». На основании разработанной концепции определили основную цель и задачи экологического образования и воспитания наших дошкольников.
Цель: развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.
Задачи:
1. Совершенствовать экологическое образование и воспитание дошкольников.
2. Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности.
3. Пропаганда экологической культуры среди воспитанников, педагогов, родителей МДОУ
4. Воспитывать гуманное отношение к природе. Основываясь на нравственно-положительных переживаниях ребенка в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, занятиях и пр.
При активном участии Саратовского педагогического института ГОУ ВПО «Саратовский университет им. Н.Г. Чернышевского» и СарИПК и ПРО, Всероссийского общества охраны природы, комитета по охране окружающей среды на базе нашего детского сада проводится постоянно действующий семинар-практикум для воспитателей Волжского района, города и области на которых проходят лектории, практические занятия, обмен опытом (круглый стол), осваиваются новые технологии, совершенствуется мастерство.
Работу по экологическому образованию и воспитанию строим по программе Николаевой Н.С. «Юный эколог» (2002г.). Эколого-оздоровительная работа проводиться по региональной программе «Основы здорового образа жизни» Орлова М.М., Аккузина О.П. и др., с целью получения результатов и выводов о характере влияния окружающей среды на уровень заболеваемости и физического развития детей с последующими рекомендациями по экологическому оздоровлению обстановки МДОУ. В целях улучшения экологического воспитания детей на территории детского сада посажено более 200 наименований растений: поляна лекарственных трав, цветник (однолетники и многолетники), составлена экологическая тропа.
В вопросе воспитания экологической культуры мы не одиноки, нам помогают родители. Вместе с ними мы интересно проводим родительские собрания, используя различные формы проведения. Это и конкурсы (лучшего садовода, огородника), на лучшую поделку из природного материала, КВН «Знаешь ли ты природу?», конкурс на лучший осенний букет, и круглые столы, и деловые игры, на которых дети обязательно радуют родителей своими выступлениями. Вместе с родителями организуем детей на совместный отдых («в лес за грибами», спортивно-развлекательный праздник «Зимушка-зима», «Бегом за здоровьем») и труд (совместная посадка комнатных растений). Стараемся просвещать родителей по вопросам экологического воспитания.
По итогам работы наш детский сад был награжден: в 2004 году дипломом 2-ой степени за второе место в городском смотре – конкурсе на лучшую постановку экологического воспитания в детских дошкольных учреждениях и Почетной грамотой от Правительства Саратовской области, комитета государственного экологического контроля и природопользования, 2005-2006 году - Почетной грамотой за участие во Всероссийском смотре – конкурсе на лучшую постановку экологического воспитания в детских дошкольных учреждениях.
Мы не думаем останавливаться на достигнутом. Над многими вопросами по экологическому образованию и воспитанию мы продолжаем работу:
- более глубоко прорабатываем теорию и методику экологического воспитательно-образовательного процесса;
- полученные экологические знания включаем в практическую деятельность;
- развиваем частную методику, используя свой опыт с учётом особенности региона;
- повышаем экологическую культуру педагогического коллектива и родителей;
Коллектив МДОУ овладел инновационными технологиями. Таким является метод проектов. Проектирование позволяет развивать творческие способности педагогического и детского коллектива.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальна для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это – звено в системе воспитания.
В детском саду был разработан и внедрён в жизнь проект «Планета цветов».
Цель проекта: развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.
Задачи проекта:
1.Совершенствовать экологическое образование и воспитание дошкольников.
2.Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности.
3. Пропаганда экологической культуры среди воспитанников, педагогов, родителей МДОУ.
В родительском уголке было вывешено красочное объявление о проекте «Планета цветов» с предложением принять активное участие родителям. На первом этапе было проведено анкетирование родителей для выявления возможностей каждой семьи по оказанию помощи в осуществлении проекта. Живой интерес со стороны всех участников проекта вызвал эскиз будущих клумб и защита проекта цветника.
Для более детального изучения детьми видов цветов, предлагаемых для посадки, было решено оформить паспорта клумб, которые включали в себя название, фотографию цветка, его характеристики и способы ухода. Вся остальная информация была сгруппирована по разделам («Цветочные часы», «Легенды о цветах», «Интересное из жизни цветов») и использовалась при более детальном ознакомлении детей с цветами.
Чтобы привести задуманное в исполнение, необходимо было позаботиться о почве, ёмкостях под почву, семенах и пр., и в этом родители приняли самое живое участие. Теперь можно было заняться посадкой и выращиванием рассады.
22 апреля был организовали праздник, посвящённый дню Земли, в содержание которого входила не только торжественная часть, но и подготовка клумб к посадке.
Родители активно включились в работу по изготовлению настольных дидактических игр, которые позволили закрепить названия цветов, знание их внешнего вида, знание стадий роста и развития растений, а также органов растений и их функции; развить у детей умение группировать растения по месту их произрастания; формировать умение по словесному описанию находить картинку с названным цветком, восстанавливать образ цветка без картинки; развивать умение составлять из отдельных частей целое по образцу.
В начале мая выращенная рассада была высажена в грунт. Рассада на клумбе вызвала восторг у детей. С большой ответственностью и интересом наши дошкольники занимались выращиванием цветов. Мы вместе с детьми представляли, как будут выглядеть наши цветы, когда вырастут, какими они будут благоухающими, красивыми, яркими. Было предложено пофантазировать вместе с родителями на тему: «Моя семья похожа на цветок…». Эти фантазии позволили организовать выставку совместных работ по предложенной теме. Данная работа была приурочена Всемирному дню защиты окружающей среды.
К осени наша клумба оделась в яркий благоухающий наряд цветы. Работа по проекту подходила к завершению. Всех участников проекта переполняли чувства удовлетворения, радости, восторга. Музыкальный работник предложила организовать праздник «День рождения планеты Цветов». Начались приятные хлопоты: подбор костюмов, оформление зала, организация выставки «Лучший букет», разучивание песен, танцев, стихов. Праздник позволил в торжественной обстановке отметить наиболее активных участников проекта.
Таким образом очевидно, что проект «Планета цветов» помог коллективу МДОУ объединить детей и родителей на основе общего интереса, привлечь внимание взрослых к экологическому воспитанию дошкольников.
С марта 2010 года на базе старшей группы прошла апробация целевой программы «Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009-2013гг», в рамках эколого-образовательного проекта «Растем вместе» авторы проекта Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А.
Занятия проводились 2 раза в неделю в первой половине дня, было проведено 8 занятий в период с марта по апрель 2010 года.
Чтобы услышать мнение, впечатление каждого ребёнка решили сократить численность детей до 10 человек.
Занятия проводились в групповой комнате. В ходе планирования и подготовки занятий воспитателями были продуманы следующие моменты:
-место для практической деятельности,
-игровую площадку для проведения физминуток и игр малой подвижности,
- расположение и использование демонстрационного и раздаточного материала
- подбор занимательного игрового материала
-использование динамических схем, развивающих мышление, творчество ребёнка, позволяющих наглядно применить полученные знания.
По длительности занятия можно было разбить на 2, т.к. некоторые длились 30-35 минут (в старшей группе длительность занятия 25 минут). Но в связи с тем, что занятия насыщены разнообразной деятельностью, сменой статического положения, дети не уставали, им было интересно, и занятия проводились полностью. Предложенный познавательный материал не был сложен для понимания детей.
В целях повышения интереса детей к занятиям, пониманию научного изложения отдельных понятий, воспитателями были внесены следующие дополнения:
-сказочные герои из нарисованных картинок превратились в настоящих, которых можно потрогать и взять за руку, отправляясь в необыкновенное путешествие по миру растений. Игрушечный персонаж Чипполино, изготовлен из бросового материала (коробок разного размера), одетый в вязанный костюм и проращенного детьми лука, вместо головы. Мягкие игрушки: кот Матроскин, старичок Лесовичок, баба-Яга (вместо старухи Шапокляк), мудрая сова из мультфильма «Вини-Пух и все, все, все…» (вместо Знайки). Игрушки: Дюймовочка, Доктор Айболит.
В представлении главных героев сказки «Фрукты и овощи» (вместо картинок – настоящие овощи).
- использование в играх малой подвижности, физминутках масок-шапочек для каждого ребёнка.
-физминутки подобранны в соответствии с темой занятия.
- Стихотворение «Ты-росток…» И.Токмаковой использовали как физминутку.
-стихи, используемые на занятиях, заучивали заранее в свободной деятельности с детьми с целью экономии времени на занятии.
- использование гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики, музыкального сопровождения (например, «Одну простую сказку…», из мультфильма «Пластилиновая ворона»)
- дети, участники спектаклей, заранее готовили костюмы, разучивали роли.
- воспитатель в занятии №4 устроил спектакль с настоящими растениями.
- к занятию №5 подобрано стихотворение «Весна» И. Токмаковой, в котором раскрываются предложенные слова «стрекочет», «звенит». Детям дали возможность послушать поэтическое звучание данных слов в сочетании со словом «весна».
-игру «Собери растение» воспитатель провёл следующим образом: было предложено собрать растение из имеющихся частей, наклеить на лист и разукрасить, все дети справились с поставленной задачей, два ребёнка захотели взять домой и дополнить аппликацию другими объектами природы.
- схема с надписью, т.к. в силу возрастных особенностей детей не все дети умеют читать, заменена на картину и изображением предметов и объектов. Не достаточно продуманы предложенные схемы, необходимо соответствие клеток и картинок
При проведении занятий дети испытывали ряд затруднений:
- в словесной игре «Игра в слова», затруднение вызвали слова: пасека-пчёлы, тля-божья коровка, соты-пчёлы, защитная окраска, отпугивающая окраска.
Воспитатель дал готовый ответ, в других случаях дети приходили к выводу, находили правильный ответ с помощью наводящих вопросов.
-по закреплению понятий «ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ», «ОБЪЕКТЫ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ», «БАКТЕРИИ», «ВИРУСЫ», запланирована индивидуальная работа с детьми
-предшествующая работа к занятию по разъяснению новых сложных понятий: бактерии, вирусы, объекты живой и неживой природы. Такая предшествующая работа требовалась на первых 3-х занятиях. Потом дети легко употребляли в речи данные термины.
-в игре « Где обитают растения?» (путали понятия «сад» и «огород»).
-в игре «Волшебный мешочек», при описании на ощупь фруктов и овощей не отгадали болгарский перец.
- вводится сложное новое понятие для детей «Фотосинтез» без разъяснения и закрепления.
-игра «Да-нет» вызвала затруднение у детей.
В ходе работы по проекту у детей менялось отношение к самому занятию. В ходе занятия №6 в игре «Фрукты и овощи», дети справились с поставленными задачами, т.к. предложенный материал на определение места звука в слове, количества частей слова, ударения, знаком детям. При определении частей в слове использовали игровой приём - прохлопать столько раз, сколько частей.
Игра детям принесла радость и удовольствие, когда были определены в войско все овощи, дети дружно захлопали. Дети на последних занятиях хлопали в ладоши, радуясь своим правильным ответам, удачному разрешению проблемных ситуаций (встреча с Бабой Ягой) и просто интересному занятию.
При подведении итогов занятия №7, дети отметили, что понравилось на занятии всё. Если на предыдущих занятиях отмечались определённые игры, игровые моменты, литературные герои, то данное занятие запомнилось и отметилось детьми в целом положительно.
По результатам диагностической методики: работа с цветописями можно сделать следующие выводы:
в начале занятия дети отдавали преимущественно предпочтение цветам средней части спектра (зелёный, голубой цвет). 41 раз-45,5%; выделили синдром умеренный, стимулирующий к цветам верхней части спектра (красный, оранжевый, жёлтый), 38раз-42,2%-синдром позитивно-стимулирующий, и только 8раз-8,8%- отдали предпочтение цветам нижней части спектра, выделен негативный, астенический синдром.
В конце занятия выделили синдром позитивно-стимулирующий (верхние цвета спектра) – 48раз-53,3%, 33раза-36,6% средней части спектра, что соответствует стимулирующему синдрому и только 9раз-10% выбраны цвета нижней части спектра.
Общий вывод: в начале и в итоге занятия дети в основном выбрали и обосновали цвета верхней части спектра, что соответствовало позитивно-стимулирующему синдрому: значит чувства детей к занятиям положительны.
При использовании методики, основанной на выборе лица человечка выяснилось, что на отношение детей к занятиям влияют следующие факторы: не выспался, мама не надела любимую кофту, было трудное задание, негативное отношение к Бабе Яге (хотя всему научили, рассказали и взяли с собой в игру). Настороженное отношение к Бабе Яге сохранилось и при выборе ступеньки для неё. Здесь она занимает последнюю нижнюю ступень.
Была проведена диагностика осознанности ребёнком отношения к сказочным героям, положительно или равнодушно относящихся к растениям.
Самую нижнюю ступень занимает баба Яга (она злодейка, хотела погубить растения)
Самую верхнюю ступень занимает кот Матроскин, потому, что он живёт в деревне, имеет огород, любит трудиться и ухаживать за растениями. Много дети узнали про растения из рассказа кота.
Ниже на ступень расположился полюбившийся герой Чипполино, т.к он путешествовал с детьми на разных занятиях, понравился им и сам является растением.
С третьей по пятую ступень занимают герои: Лесовичёк, Дюймовочка, доктор Айболит, сова.
При определении своего места на лесенке по отношению к растениям 90% детей поставили себя на верхнюю ступень, аргументируя тем, что любят растения, много узнали про них, бережно к ним относятся, умеют ухаживать за ними. Один ребёнок определил своё место на 5 ступени, без объяснения.
В ходе занятий у детей возникали вопросы по значению непонятных новых слов: «пасека», «объекты живой, неживой природы», «явления». «вирусы», «бактерии», «фотосинтез».Дети просили объяснить значение слов, дополняли ответы воспитателей своими впечатлениями из личного опыта. Предлагали свою помощь и непосредственное участие каждого в опытно-экспериментальной работе с яблоком (занятие №8).
Исследовательская деятельность вызывает у детей неподдельный интерес к природе, даёт возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. В исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире.
Важное условие для развития дошкольника- применение полученных знаний, результатов проделанной работы на практике, в повседневной жизни. И дети после занятий при поливе растений, объясняли друг другу правила ухода за растениями, пользу каждого растения для окружающего мира. В игровой деятельности, в общении и взаимоотношении со взрослыми и детьми красной строкой проходила природоохранная тема. Возник интерес к детской литературе природоведческого характера.
Интересны высказывания детей:
-«Чем пахнут листья?» (теплотой, добротой, зеленью).
- Лес нужен для отдыха, для красоты, дом для зверей и растений.
На построение логических цепочек «Что было бы, если исчезли …»
- деревья (везде будет углекислый газ, нельзя будет дышать; не будет мака - значит не будет вкусных булочек)
-птицы (не будет пения, все листья съедят гусеницы, на деревьях останутся только толстые зелёные гусеницы)
- насекомые (не будет пчёл-мёда, бабочек-красоты, муравьёв-люди не научатся трудиться, будут ленивые)
-грибы (не сварить суп, нет еды для животных, лекарства для зверей).
В игре «Картина мира» дети нашли много добрых слов благодарности объектам природы:
-Солнце (греет, даёт энергию, радость, тёплые дни)
-Вода (чистота, питьевая вода, полив для растений, мытьё рук)
-Воздух (дышать нужно чистым воздухом)
-Ветер (когда жарко, приносит прохладу)
-Земля (стоим на ней, растут растения, на земле все живут, земля мягкая - не провалишься, как в болото; земля не боится, когда мы по ней ходим)
-Растения (дают воздух; радуют красотой, цветами; поглощают углекислый газ и дают кислород; из сока делают шампуни, календула - лечит; пионы, розы - для красоты; дают людям хорошее, доброе настроение)
-Бактерии и грибы (питаются умершими растениями и животными, создают питательные вещества)
-Животные (приглашают нас в свой мир, где можно с ними познакомиться; дают молоко; можно кататься на лошади и просто любоваться животными)
-Человек (уход за растениями и животными)
-Вирусы и бактерии (помогают человеку победить болезни; нельзя давать конфеты изо рта в рот)
Дети научились видеть особенности, свойства, качества, назначение живых и неживых объектов. Любоваться окружающей красотой, беречь и охранять её. Определять взаимосвязь живой и неживой природы, понимать значимость каждого элемента природного мира.
По мере накопления практических знаний, ведь занятия построены не в форме рассказа воспитателя, а с элементами практической деятельности и игровой деятельности, так близкой детям дошкольного возраста, менялось и само отношение ребёнка к окружающему миру. Если дети в начале цикла занятий не все соглашались, что в будущем будут заниматься разведением цветов, ухаживать за садом, огородом (кто-то будет строителем, врачом, продавать мороженное). То на итоговом занятии все дети высказали
мнение: «Помимо своих основных профессий, они не дадут окружающий мир в обиду: не разрешат вырубать деревья, не будут курить, (т.к. курение загрязняет воздух), посадят деревья, заведут домашних животных, и обязательно будут ухаживать за ними; посадят сады, огороды, цветники, и 4 ребёнка из 10 будут садовниками.
Период дошкольного детства благодатная почва для формирования основ нравственного поведения, культурных эталонов, экологической грамотности. Т.о. правильное отношение ребёнка к природе строится на приобретённых знаниях в ходе реализации практически-деятельностного подхода по изучению и охране природы, в частности своего региона.