ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Задохина Елена Александровна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №33»

Саратовская область город Саратов

В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения – школьников и дошкольников. 

Наш детский сад комбинированного вида № 240 «Ручеек» Волжского района г. Саратова большое внимание уделяет экологическому образованию и воспитанию. Свою работу мы начали со знакомства с законами по охране природы, принятыми нашим правительством, особенно с теми, в которых речь идет о нашей области. С 1993г. в Саратовской области действует региональная концепция экологического воспитания и образования детей. Изучив концепцию, программы и методическую литературу по данному вопросу, наладив научные и общественные связи, мы создали экологический совет, в функции которого входит организационно-методическое обеспечение экологического воспитания детей в нашем детском саду. На данном совете мы разработали и приняли за основу Концепцию экологизации деятельности дошкольников. Цель Концепции - разработать принципы и основные положения деятельности дошкольного образовательного учреждения по воспитанию основ экологической культуры детей. В основу Концепции мы положили целостное представление о МДОУ как информационно- культурной структуре, способной реализовать основные принципы устойчивого развития и стать в этом отношении для местного населения показательной действующей моделью – «эталоном экологической культуры». На основании разработанной концепции определили основную цель и задачи экологического образования и воспитания наших дошкольников.
Цель: развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.
Задачи:
1. Совершенствовать экологическое образование и воспитание дошкольников.
2. Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности.
3. Пропаганда экологической культуры среди воспитанников, педагогов, родителей МДОУ
4. Воспитывать гуманное отношение к природе. Основываясь на нравственно-положительных переживаниях ребенка в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, занятиях и пр.
При активном участии Саратовского педагогического института ГОУ ВПО «Саратовский университет им. Н.Г. Чернышевского» и СарИПК и ПРО, Всероссийского общества охраны природы, комитета по охране окружающей среды на базе нашего детского сада проводится постоянно действующий семинар-практикум для воспитателей Волжского района, города и области на которых проходят лектории, практические занятия, обмен опытом (круглый стол), осваиваются новые технологии, совершенствуется мастерство.
Работу по экологическому образованию и воспитанию строим по программе Николаевой Н.С. «Юный эколог» (2002г.). Эколого-оздоровительная работа проводиться по региональной программе «Основы здорового образа жизни» Орлова М.М., Аккузина О.П. и др., с целью получения результатов и выводов о характере влияния окружающей среды на уровень заболеваемости и физического развития детей с последующими рекомендациями по экологическому оздоровлению обстановки МДОУ. В целях улучшения экологического воспитания детей на территории детского сада посажено более 200 наименований растений: поляна лекарственных трав, цветник (однолетники и многолетники), составлена экологическая тропа.
В вопросе воспитания экологической культуры мы не одиноки, нам помогают родители. Вместе с ними мы интересно проводим родительские собрания, используя различные формы проведения. Это и конкурсы (лучшего садовода, огородника), на лучшую поделку из природного материала, КВН «Знаешь ли ты природу?», конкурс на лучший осенний букет, и круглые столы, и деловые игры, на которых дети обязательно радуют родителей своими выступлениями. Вместе с родителями организуем детей на совместный отдых («в лес за грибами», спортивно-развлекательный праздник «Зимушка-зима», «Бегом за здоровьем») и труд (совместная посадка комнатных растений). Стараемся просвещать родителей по вопросам экологического воспитания.
По итогам работы наш детский сад был награжден: в 2004 году дипломом 2-ой степени за второе место в городском смотре – конкурсе на лучшую постановку экологического воспитания в детских дошкольных учреждениях и Почетной грамотой от Правительства Саратовской области, комитета государственного экологического контроля и природопользования, 2005-2006 году - Почетной грамотой за участие во Всероссийском смотре – конкурсе на лучшую постановку экологического воспитания в детских дошкольных учреждениях.
Мы не думаем останавливаться на достигнутом. Над многими вопросами по экологическому образованию и воспитанию мы продолжаем работу:
- более глубоко прорабатываем теорию и методику экологического воспитательно-образовательного процесса;
- полученные экологические знания включаем в практическую деятельность;
- развиваем частную методику, используя свой опыт с учётом особенности региона;
- повышаем экологическую культуру педагогического коллектива и родителей;
Коллектив МДОУ овладел инновационными технологиями. Таким является метод проектов. Проектирование позволяет развивать творческие способности педагогического и детского коллектива.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальна для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это – звено в системе воспитания.
В детском саду был разработан и внедрён в жизнь проект «Планета цветов».
Цель проекта: развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.
Задачи проекта:
1.Совершенствовать экологическое образование и воспитание дошкольников.
2.Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности.
3. Пропаганда экологической культуры среди воспитанников, педагогов, родителей МДОУ.
В родительском уголке было вывешено красочное объявление о проекте «Планета цветов» с предложением принять активное участие родителям. На первом этапе было проведено анкетирование родителей для выявления возможностей каждой семьи по оказанию помощи в осуществлении проекта. Живой интерес со стороны всех участников проекта вызвал эскиз будущих клумб и защита проекта цветника.
Для более детального изучения детьми видов цветов, предлагаемых для посадки, было решено оформить паспорта клумб, которые включали в себя название, фотографию цветка, его характеристики и способы ухода. Вся остальная информация была сгруппирована по разделам («Цветочные часы», «Легенды о цветах», «Интересное из жизни цветов») и использовалась при более детальном ознакомлении детей с цветами.
Чтобы привести задуманное в исполнение, необходимо было позаботиться о почве, ёмкостях под почву, семенах и пр., и в этом родители приняли самое живое участие. Теперь можно было заняться посадкой и выращиванием рассады.
22 апреля был организовали праздник, посвящённый дню Земли, в содержание которого входила не только торжественная часть, но и подготовка клумб к посадке.
Родители активно включились в работу по изготовлению настольных дидактических игр, которые позволили закрепить названия цветов, знание их внешнего вида, знание стадий роста и развития растений, а также органов растений и их функции; развить у детей умение группировать растения по месту их произрастания; формировать умение по словесному описанию находить картинку с названным цветком, восстанавливать образ цветка без картинки; развивать умение составлять из отдельных частей целое по образцу.
В начале мая выращенная рассада была высажена в грунт. Рассада на клумбе вызвала восторг у детей. С большой ответственностью и интересом наши дошкольники занимались выращиванием цветов. Мы вместе с детьми представляли, как будут выглядеть наши цветы, когда вырастут, какими они будут благоухающими, красивыми, яркими. Было предложено пофантазировать вместе с родителями на тему: «Моя семья похожа на цветок…». Эти фантазии позволили организовать выставку совместных работ по предложенной теме. Данная работа была приурочена Всемирному дню защиты окружающей среды.
К осени наша клумба оделась в яркий благоухающий наряд цветы. Работа по проекту подходила к завершению. Всех участников проекта переполняли чувства удовлетворения, радости, восторга. Музыкальный работник предложила организовать праздник «День рождения планеты Цветов». Начались приятные хлопоты: подбор костюмов, оформление зала, организация выставки «Лучший букет», разучивание песен, танцев, стихов. Праздник позволил в торжественной обстановке отметить наиболее активных участников проекта.
Таким образом очевидно, что проект «Планета цветов» помог коллективу МДОУ объединить детей и родителей на основе общего интереса, привлечь внимание взрослых к экологическому воспитанию дошкольников.
С марта 2010 года на базе старшей группы прошла апробация целевой программы «Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009-2013гг», в рамках эколого-образовательного проекта «Растем вместе» авторы проекта Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А.
Занятия проводились 2 раза в неделю в первой половине дня, было проведено 8 занятий в период с марта по апрель 2010 года.
Чтобы услышать мнение, впечатление каждого ребёнка решили сократить численность детей до 10 человек.
Занятия проводились в групповой комнате. В ходе планирования и подготовки занятий воспитателями были продуманы следующие моменты:
-место для практической деятельности,
-игровую площадку для проведения физминуток и игр малой подвижности,
- расположение и использование демонстрационного и раздаточного материала
- подбор занимательного игрового материала
-использование динамических схем, развивающих мышление, творчество ребёнка, позволяющих наглядно применить полученные знания.
По длительности занятия можно было разбить на 2, т.к. некоторые длились 30-35 минут (в старшей группе длительность занятия 25 минут). Но в связи с тем, что занятия насыщены разнообразной деятельностью, сменой статического положения, дети не уставали, им было интересно, и занятия проводились полностью. Предложенный познавательный материал не был сложен для понимания детей.
В целях повышения интереса детей к занятиям, пониманию научного изложения отдельных понятий, воспитателями были внесены следующие дополнения:
-сказочные герои из нарисованных картинок превратились в настоящих, которых можно потрогать и взять за руку, отправляясь в необыкновенное путешествие по миру растений. Игрушечный персонаж Чипполино, изготовлен из бросового материала (коробок разного размера), одетый в вязанный костюм и проращенного детьми лука, вместо головы. Мягкие игрушки: кот Матроскин, старичок Лесовичок, баба-Яга (вместо старухи Шапокляк), мудрая сова из мультфильма «Вини-Пух и все, все, все…» (вместо Знайки). Игрушки: Дюймовочка, Доктор Айболит.
В представлении главных героев сказки «Фрукты и овощи» (вместо картинок – настоящие овощи).
- использование в играх малой подвижности, физминутках масок-шапочек для каждого ребёнка.
-физминутки подобранны в соответствии с темой занятия.
- Стихотворение «Ты-росток…» И.Токмаковой использовали как физминутку.
-стихи, используемые на занятиях, заучивали заранее в свободной деятельности с детьми с целью экономии времени на занятии.
- использование гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики, музыкального сопровождения (например, «Одну простую сказку…», из мультфильма «Пластилиновая ворона»)
- дети, участники спектаклей, заранее готовили костюмы, разучивали роли.
- воспитатель в занятии №4 устроил спектакль с настоящими растениями.
- к занятию №5 подобрано стихотворение «Весна» И. Токмаковой, в котором раскрываются предложенные слова «стрекочет», «звенит». Детям дали возможность послушать поэтическое звучание данных слов в сочетании со словом «весна».
-игру «Собери растение» воспитатель провёл следующим образом: было предложено собрать растение из имеющихся частей, наклеить на лист и разукрасить, все дети справились с поставленной задачей, два ребёнка захотели взять домой и дополнить аппликацию другими объектами природы.
- схема с надписью, т.к. в силу возрастных особенностей детей не все дети умеют читать, заменена на картину и изображением предметов и объектов. Не достаточно продуманы предложенные схемы, необходимо соответствие клеток и картинок
При проведении занятий дети испытывали ряд затруднений:
- в словесной игре «Игра в слова», затруднение вызвали слова: пасека-пчёлы, тля-божья коровка, соты-пчёлы, защитная окраска, отпугивающая окраска.
Воспитатель дал готовый ответ, в других случаях дети приходили к выводу, находили правильный ответ с помощью наводящих вопросов.
-по закреплению понятий «ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ», «ОБЪЕКТЫ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ», «БАКТЕРИИ», «ВИРУСЫ», запланирована индивидуальная работа с детьми
-предшествующая работа к занятию по разъяснению новых сложных понятий: бактерии, вирусы, объекты живой и неживой природы. Такая предшествующая работа требовалась на первых 3-х занятиях. Потом дети легко употребляли в речи данные термины.
-в игре « Где обитают растения?» (путали понятия «сад» и «огород»).
-в игре «Волшебный мешочек», при описании на ощупь фруктов и овощей не отгадали болгарский перец.
- вводится сложное новое понятие для детей «Фотосинтез» без разъяснения и закрепления.
-игра «Да-нет» вызвала затруднение у детей.
В ходе работы по проекту у детей менялось отношение к самому занятию. В ходе занятия №6 в игре «Фрукты и овощи», дети справились с поставленными задачами, т.к. предложенный материал на определение места звука в слове, количества частей слова, ударения, знаком детям. При определении частей в слове использовали игровой приём - прохлопать столько раз, сколько частей.
Игра детям принесла радость и удовольствие, когда были определены в войско все овощи, дети дружно захлопали. Дети на последних занятиях хлопали в ладоши, радуясь своим правильным ответам, удачному разрешению проблемных ситуаций (встреча с Бабой Ягой) и просто интересному занятию.
При подведении итогов занятия №7, дети отметили, что понравилось на занятии всё. Если на предыдущих занятиях отмечались определённые игры, игровые моменты, литературные герои, то данное занятие запомнилось и отметилось детьми в целом положительно.
По результатам диагностической методики: работа с цветописями можно сделать следующие выводы:
в начале занятия дети отдавали преимущественно предпочтение цветам средней части спектра (зелёный, голубой цвет). 41 раз-45,5%; выделили синдром умеренный, стимулирующий к цветам верхней части спектра (красный, оранжевый, жёлтый), 38раз-42,2%-синдром позитивно-стимулирующий, и только 8раз-8,8%- отдали предпочтение цветам нижней части спектра, выделен негативный, астенический синдром.
В конце занятия выделили синдром позитивно-стимулирующий (верхние цвета спектра) – 48раз-53,3%, 33раза-36,6% средней части спектра, что соответствует стимулирующему синдрому и только 9раз-10% выбраны цвета нижней части спектра.
Общий вывод: в начале и в итоге занятия дети в основном выбрали и обосновали цвета верхней части спектра, что соответствовало позитивно-стимулирующему синдрому: значит чувства детей к занятиям положительны.
При использовании методики, основанной на выборе лица человечка выяснилось, что на отношение детей к занятиям влияют следующие факторы: не выспался, мама не надела любимую кофту, было трудное задание, негативное отношение к Бабе Яге (хотя всему научили, рассказали и взяли с собой в игру). Настороженное отношение к Бабе Яге сохранилось и при выборе ступеньки для неё. Здесь она занимает последнюю нижнюю ступень.
Была проведена диагностика осознанности ребёнком отношения к сказочным героям, положительно или равнодушно относящихся к растениям.
Самую нижнюю ступень занимает баба Яга (она злодейка, хотела погубить растения)
Самую верхнюю ступень занимает кот Матроскин, потому, что он живёт в деревне, имеет огород, любит трудиться и ухаживать за растениями. Много дети узнали про растения из рассказа кота.
Ниже на ступень расположился полюбившийся герой Чипполино, т.к он путешествовал с детьми на разных занятиях, понравился им и сам является растением.
С третьей по пятую ступень занимают герои: Лесовичёк, Дюймовочка, доктор Айболит, сова.
При определении своего места на лесенке по отношению к растениям 90% детей поставили себя на верхнюю ступень, аргументируя тем, что любят растения, много узнали про них, бережно к ним относятся, умеют ухаживать за ними. Один ребёнок определил своё место на 5 ступени, без объяснения.
В ходе занятий у детей возникали вопросы по значению непонятных новых слов: «пасека», «объекты живой, неживой природы», «явления». «вирусы», «бактерии», «фотосинтез».Дети просили объяснить значение слов, дополняли ответы воспитателей своими впечатлениями из личного опыта. Предлагали свою помощь и непосредственное участие каждого в опытно-экспериментальной работе с яблоком (занятие №8).
Исследовательская деятельность вызывает у детей неподдельный интерес к природе, даёт возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. В исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире.
Важное условие для развития дошкольника- применение полученных знаний, результатов проделанной работы на практике, в повседневной жизни. И дети после занятий при поливе растений, объясняли друг другу правила ухода за растениями, пользу каждого растения для окружающего мира. В игровой деятельности, в общении и взаимоотношении со взрослыми и детьми красной строкой проходила природоохранная тема. Возник интерес к детской литературе природоведческого характера.
Интересны высказывания детей:
-«Чем пахнут листья?» (теплотой, добротой, зеленью).
- Лес нужен для отдыха, для красоты, дом для зверей и растений.
На построение логических цепочек «Что было бы, если исчезли …»
- деревья (везде будет углекислый газ, нельзя будет дышать; не будет мака - значит не будет вкусных булочек)
-птицы (не будет пения, все листья съедят гусеницы, на деревьях останутся только толстые зелёные гусеницы)
- насекомые (не будет пчёл-мёда, бабочек-красоты, муравьёв-люди не научатся трудиться, будут ленивые)
-грибы (не сварить суп, нет еды для животных, лекарства для зверей).
В игре «Картина мира» дети нашли много добрых слов благодарности объектам природы:
-Солнце (греет, даёт энергию, радость, тёплые дни)
-Вода (чистота, питьевая вода, полив для растений, мытьё рук)
-Воздух (дышать нужно чистым воздухом)
-Ветер (когда жарко, приносит прохладу)
-Земля (стоим на ней, растут растения, на земле все живут, земля мягкая - не провалишься, как в болото; земля не боится, когда мы по ней ходим)
-Растения (дают воздух; радуют красотой, цветами; поглощают углекислый газ и дают кислород; из сока делают шампуни, календула - лечит; пионы, розы - для красоты; дают людям хорошее, доброе настроение)
-Бактерии и грибы (питаются умершими растениями и животными, создают питательные вещества)
-Животные (приглашают нас в свой мир, где можно с ними познакомиться; дают молоко; можно кататься на лошади и просто любоваться животными)
-Человек (уход за растениями и животными)
-Вирусы и бактерии (помогают человеку победить болезни; нельзя давать конфеты изо рта в рот)

Дети научились видеть особенности, свойства, качества, назначение живых и неживых объектов. Любоваться окружающей красотой, беречь и охранять её. Определять взаимосвязь живой и неживой природы, понимать значимость каждого элемента природного мира.
По мере накопления практических знаний, ведь занятия построены не в форме рассказа воспитателя, а с элементами практической деятельности и игровой деятельности, так близкой детям дошкольного возраста, менялось и само отношение ребёнка к окружающему миру. Если дети в начале цикла занятий не все соглашались, что в будущем будут заниматься разведением цветов, ухаживать за садом, огородом (кто-то будет строителем, врачом, продавать мороженное). То на итоговом занятии все дети высказали
мнение: «Помимо своих основных профессий, они не дадут окружающий мир в обиду: не разрешат вырубать деревья, не будут курить, (т.к. курение загрязняет воздух), посадят деревья, заведут домашних животных, и обязательно будут ухаживать за ними; посадят сады, огороды, цветники, и 4 ребёнка из 10 будут садовниками.
Период дошкольного детства благодатная почва для формирования основ нравственного поведения, культурных эталонов, экологической грамотности. Т.о. правильное отношение ребёнка к природе строится на приобретённых знаниях в ходе реализации практически-деятельностного подхода по изучению и охране природы, в частности своего региона.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.