выполнила:
Гончаренко Елена Дмитриевна
Педагог-психолог
МАДОУ «Цветик-семицветик»
Ханты-Мансийский округ Югра, г. Когалым
Консультация для родителей
Подготовила: педагог-психолог Е.Д. Гончаренко
«Отравляющая педагогика»
Комплекс воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности
Вспомните себя в детстве. Мы были где-то непонятливы, эгоистичны, невежественны, глупы. И за это нас ждало возмездие – наказание, делались соответствующие выводы, принимались необходимые меры. Это в свою очередь побуждало многих к грубости, хулиганству, протесту. Некоторые притворялись послушными, а некоторые и правда, становились послушными, старательными и даже пере-старательными. Теперь, сами став родителями, мы часто раздражаемся, злимся и порой доходим до отчаянья: Ну как еще наказывать, что бы ребенок слушался?
Первый тезис: Наказывая, подумай – зачем?
Каждый раз, применяя то, или иное наказание к своему ребенку, вы должны четко осознавать для чего вы это делаете, какого результата вы хотите добиться, и возможно ли добиться желаемого результата выбранными методами.
7 правил для всех:
1. Наказаниене должно вредить здоровью – ни физическому, нипсихическому. По идее, наказание должно быть полезным, не так ли? Однако, часто родители забывают об этом подумать.
2. Если есть сомнения: наказывать или нет – не наказывайте.
Даже если уже поняли, что обычно вы слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Ни каких профилактик - «На всякий случай».
3. За 1 раз – одно наказание. Даже если проступков много, наказание может быть суровым, но одно за все сразу, а не по одному за каждый. Наказание – не – за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды. Никогда не отнимайте подаренного вами, или кем бы то ни было.
4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало (через неделю, месяц, год и т.д.). Оставить. Простить. Запоздалое наказание внушает ребенку прошлое, тормозит его развитие, не дает стать другим.
5. Наказание – прощение. Инцидент исчерпан. Страница перевернута. Как ни в чем не бывало. О старых грехах – ни слова. Не мешайте ребенку начинать жизнь с начала.
6. Ребенок не должен бояться наказания – не наказания, а вашего огорчения. Однако, не следует забывать, что ребенок не совершенен – он не может не огорчать любящих его. Не может и жить в постоянном страхе причинить огорчение.
7. Без унижения. Если ребенок считает, что вы не справедливы – наказание не будет эффективно, оно подействует в обратную сторону.
Второй тезис: Насилие рождает монстров
Утверждения «Отравляющей педагогики», которые неизбежно ведут к травматизации личности ребенка:
Автор: американский психолог Алиса Миллер «Правила» - как воспитать ребенка с «убитой душой»
1. Родители хозяева (не слуги!) зависимого от них ребенка
2. Родители определяют, что хорошо, а что плохо.
3. Ребенок несет ответственность за их гнев. Если родители сердятся – виноват он.
4. Родители всегда должны быть защищены.
5. Детское самоуважение создает угрозу родителю.
6. Ребенок должен быть сломлен, и чем раньше, тем лучше.
7. Все это должно произойти, пока ребенок еще совсем маленький, что бы ребенок «не заметил» этого, и не был в состоянии разоблачить родителей.
В результате таких родительских внутренних утверждений «Отравляющей педагогики», у детей появляются следующие жизненные установки, которые они проносят через всю жизнь:
• Любовь – это обязанность.
• Ненависть может уйти, если попросить прощения.
• Родители заслуживают уважения просто потому, что они родители.
• Дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети.
• Обида – делает ребенка сильнее
• Высокая самооценка – вредна
• Низкая самооценка – делает людей альтруистами
• Нежность (сильная любовь) вредна
• Удовлетворять детские желания – не правильно.
• Суровость, грубость и холодность – хорошая подготовка к жизни.
• Притвориться благодарным – лучше, чем честная неблагодарность.
• То, как вы себя ведете, важнее того, чтовы на самом деле есть.
• Родители – не переживут, если их обидеть.
• Тело – это нечто грязное и отвратительное.
• Сильные чувства – вредны.
• Родители – не могут говорить глупости, или быть виноватыми.
• Родители всегда правы
Перейти к конкурсам для логопедов
В противоположность принципам отравляющей педагогики, гораздо труднее определить черты педагогики позитивной. Однако мы можем сформулировать основные ориентиры, на которые вам следует опираться, какой бы стиль воспитания вы ни выбрали:
1. Любовь к ребенку
2. Уважение к ребенкуи его правам
3. Терпимость к его чувствам
4. Желание узнать из его поведения:
а) о индивидуальности ребенка
б) о родительских чертах
в) об эмоциональной жизни ребенка
Желаю Удачи!