ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Колегова Алёна Григорьевна

педагог - психолог

МАОУ – СОШ №168

Российская Федерация Свердловская область г. Екатеринбург

Управление образованием администрации г. Екатеринбурга
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 168

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа профилактического курса
«Как нам договориться?»
Тренинговые занятия для обучающихся 4 классов начальной школы

 


СОСТАВИЛ
Педагог – психолог
А.Г. Колегова

 

 

 

Екатеринбург, 2015 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная профилактическая программа разработана на основе практического руководства, составленного Д. Валкером для начальной школы «Тренинг разрешения конфликтов», 2006г.
Программа рассчитана на 15 учебных часов с подгруппой 12-15 человек.
Режим работы: 1 занятие в неделю.
Цель курса:
- Создание социально-психологических условий для развития конструктивного взаимодействия в социальной среде;
- Профилактика проявления насилия и агрессивного поведения в классном коллективе.
Задачи:
- Создание в классном коллективе атмосферы взаимного доверия и уважения к личной ценности каждого индивидуума, независимо от его социального, культурного или семейного статуса, вероисповедания и национальной принадлежности, а также пола;
- Формирование у каждого ребенка адекватной самооценки и реального представления о своих способностях и возможностях в различных сферах деятельности;
- Развитие способности мыслить критически и вместе стремиться к решению общей проблемы.

Конфликт в классе – без этого не обходится ни в одной школе. Он порождает высокое эмоциональное напряжение, тревожность, фрустрацию, нестабильность самооценки, дезадаптацию в школьной среде.
Данная ситуация требует от детей умения владеть собой, критически мыслить и оценивать ситуацию, более терпимо относиться к происходящему и участникам конфликта, иметь опыт вариативного подхода к решению своих проблем. Немаловажным является вопрос адекватного оценивания себя как личности. Создание социально-психологических условий для развития данных социальных навыков и личностных качеств является предметным содержанием профилактического курса.
Содержание программы нацеливает обучающихся на отказ от насилия и агрессии в сфере личных и социальных отношений. В ходе обучения детям предлагается:
- находить ненасильственные методы разрешения конфликтов;
- изменять структуры, которые служат источником конфликта;
- сознательно, конструктивно и творчески разрешать проблемные ситуации;
- искать пути, ведущие участников конфликта в «выигрышу»: вместо того, чтобы бороться друг против друга, они сообща анализируют проблему и стараются достичь согласия, которое не вредит их отношениям, а напротив, обогащает их.
При подобном отношении к конфликтам они не представляют собой опасности, а являются средством развития коммуникативной компетентности личности.

Программа предполагает использование следующих основных видов деятельности, направленных на развитие ключевых компетенций:
Коммуникативная:
- диалог в группе по заявленной проблеме на основе самостоятельных исследований и наблюдений реальных жизненных ситуаций;
- рассказ о личном опыте решения проблемных и конфликтных ситуаций;
- участие в коммуникативных играх и тренинговых упражнениях.

Мировоззренческая:
- выполнение тестовых заданий на выявление личностной позиции в конфликтных ситуациях;
- участие в социометрическом опросе;
- аргументация в группе своих эмоционально-ценностных установок в отношении социума.
Организационно-деятельностная:
- подбор фактов и примеров для аргументации выбранной позиции в проблемной ситуации;
- инсценирование и анализ конфликтных жизненных ситуаций по предложенному алгоритму;
- решение проблемных конфликтных ситуаций в рабочих группах;
- работа по релаксационным техникам.

Креативная:
- создание группового рисуночного проекта, отражающего основное содержание изучаемых понятий по теме конфликт;
- моделирование вариантов бесконфликтного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Учебно-тематическое планирование
Раздел, тема Количество часов
всего теорети-ческих практи-ческих диагности-
ческих
1 2 3 4 5
1. Организационный блок.
I этап диагностики. 1
Организация работы. Стартовая диагностика. - - - 1
2. Развитие чувства самоуважения. 2
Чем я похож и чем отличаюсь от других? - - 1 -
Кто «Я»? Какой «Я»? Самоуважение. - 1 - -
3. Общение в сложных жизненных ситуациях. 3
Обращение с просьбой. - - 1 -
Вежливый отказ. Отказ в ситуации давления. - - 1 -
Что такое толерантность? - 1 - -
4. Умение выходить из проблемных и конфликтных ситуаций. 6
Что такое сотрудничество. - 1 - -
Правила сотрудничества. - - 1 -
Что такое конфликт? - 1 - -
Конфликт. Как он устроен? - 1 - -
Правила поведения в конфликте. - - 2 -
5. Саморегуляция в ситуациях коммуникации. 2
Релаксационное дыхание. Психофизиологический тренинг. - - 1 -
Визуализация. Психофизиологический тренинг. - - - 1
6. Итоги курса. II этап диагностики. 1
Подведение итогов курса. Итоговая диагностика. - - - 1
ИТОГО 15


В процессе реализации программных мероприятий ведущей является технология психологического тренинга. Фрагментарно используется технология сотрудничества и игровые технологии. Сопутствующим являются ИКТ, элементы метода функционального биоуправленя. ФБУ - это принцип, лежащий в основе организации самоуправления физиологическими функциями организма и позволяющий совершенствовать систему обучения саморегуляции. Метод разработан НПФ «Амалтея» (Санкт-Петербург).
Предполагаемый результат:
Знание:
- Принципов организации конструктивного взаимодействия в социальном окружении;
- Правил поведения в конфликте;
- Правил сотрудничества в рабочей группе;
- Тактики поведения в ситуациях эмоционального «давления» со стороны социума.
Владение:
- Приемами саморегуляции эмоционального состояния;
- Способами анализа конфликтной ситуации;
- Алгоритмом выхода из проблемных и конфликтных ситуаций;

Контроль результативности проводится на основе диагностических методик:
1. Тест Томаса «Предрасположенность личности к конфликтному поведению».
2. Социометрическое исследование. Методика Морено.

Критерии оценки достижения планируемых результатов
Качественные Количественные
Наличие у обочающихся постоянного круга общения в классе 85%
Выбор конструктивных форм поведения в конфликтных ситуациях 80%
Владение навыками саморегуляции 70%

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. «Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы)», Д. Валкер, «Речь», 2006 г.
2. «Тропинка к своему Я», О.В. Хухлаева, «Генезис», 2001г.
3. «Жизненные навыки» Уроки психологии в начальной школе, под редакцией С.В. Кривцовой, «Генезизс», 2007г.
4. «Твое здоровье. (регуляция психики)», Г.К.Зайцев,С-П «Детство-пресс»,2007г.
5. «Как научить детей сотрудничать?» Психологические игры и упражнения. 4 части, К.Фопель, М. «Генезис», 2000г.
6. «Формирование эмоционально-волевой регуляции учащихся начальной школы» Н.П.Слободяник, «Айрис-дидактика», М. 2008г.
7. «Психологическое неблагополучие детей в начальной школе», В.В.Сорокина, «Генезис», М. 2005г.
8. «Приглашение в мир общения» часть 1, 2, Н.В.Прилипко, «Перспектива», М. 2004г.
9. Психологические ресурсы интернета:
- «Антистресс» (Режим доступа: http.//marks.on.ufanet.ru)
- «Психея» (Режим доступа: http.//www.psyheya.ru).

Календарно – тематическое планирование по профилактическому курсу
«Решение конфликтов»

Тема. Цели. Средства реализации образовательного процесса Содержание Колич.
часов Сроки проведения
1 группа/
2 группа

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
1. Постановка целей и задач работы.
Знакомство с правилами работы в группе.
2. Диагностический этап
Анализ характера межличностного взаимодействия в классном коллективе.
Технология психологического тренинга, ИКТ Знакомство с группой, установление эмоционального контакта.
Изучение характера межличностного взаимодействия в классе, предрасположенности личности к конфликтному поведению.
1

 

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА САМОУВАЖЕНИЯ.
1.Формирование навыков самопознания и самоуважения.
2.Формирование положительного образа «Я», адекватной самооценки.
Игровые технологии
Чем я похож и чем отличаюсь от других?
1
Технология психологического тренинга
Кто Я? Какой Я? Самоуважение.
1

ОБЩЕНИЕ В СЛОЖНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ
1.Развитие взаимоуважения и толерантности в общении.
2. Дать опыт личного переживания ситуаций общения.
3. Предложить модели конструктивного взаимодействия в разных жизненных ситуациях.
4. Формирование системы убеждений о значимости собственного мнения в общении, ответственности за свои действия.
Технология психологического тренинга, игровые технологии
Обращение с просьбой.
1

Вежливый отказ. Отказ в ситуациях «давления»
1
Технология сотрудничества
Что такое толерантность?

1
УМЕНИЕ ВЫХОДИТЬ ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ И КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ.
1.Рассмотрение понятия «конфликт» и его составляющих
2. Формирование навыков конструктивного поведения в конфликте; объективной оценки происходящего; вариативного подхода к решению проблемных и конфликтных ситуаций. Технологии психологического тренинга, сотрудничества Что такое сотрудничество. 1
Технологии психологического тренинга, сотрудничества Правила сотрудничества. 1
Технологии психологического тренинга, сотрудничества Что такое конфликт? 1
Технологии психологического тренинга, сотрудничества Конфликт. Как он устроен? 1
Технологии психологического тренинга, сотрудничества Правила поведения в конфликте. 2
САМОРЕГУЛЯЦИЯ В СИТУАЦИЯХ КОМУНИКАЦИИ.
1. Знакомство с техниками саморегуляции.
2. Формирование у обучающихся осознание личной ответственности за свое собственное физическое и психическое здоровье.
Элементы метода функционального биоуправления Релаксационное дыхание. Психофизиологический тренинг.
1
Визуализация. Психофизиологический тренинг.
1

2. Диагностический этап
1. Изучение эмоционального состояния на момент окончания занятий.
2. Изучение динамики развития взаимоотношений в классном коллективе.
3. Подведение итогов работы по курсу.
Технологии сотрудничества, ИКТ
Характер межличностного взаимодействия в классе. Предрасположенность личности к конфликтному поведению.
«Обратная связь» по итогам курса.
1

 Перейти к конкурсам для логопедов

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.