выполнила:
педагог – психолог
Татаринцева Ю.А.
Цель работы: обеспечение безопасности и сохранение психологического здоровья детей как основа для полноценного психического развития на всех этапах дошкольного детства.
Психологическая помощь организуется:
• по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей;
• на основании результатов психологической диагностики;
• на основании рекомендаций ПМПК.
Коррекционно – развивающая работа проводится в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы.
Для детей с задержкой психического развития разрабатываются индивидуальные коррекционно – развивающие программы, учитывающие потенциальные возможности и имеющиеся трудности ребенка, его индивидуальные особенности.
В работе с "нормативными" детьми используются программы разных авторов, которые адаптируются к условиям ДОУ и задачам развития (коррекции).
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность курса занятий зависит от объема коррекционно – развивающей программы.
Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования.
Основные методы коррекционно – развивающих воздействий:
• Игровая терапия
• Арт-терапия
• Куклотерапия
• Песочная терапия
• Психогимнастика
• Элементы нейропсихологической коррекции
• Релаксационные упражнения
• Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности
• Упражнения для развития познавательных процессов
Работа педагога-психолога ведётся по трём основным направлениям:
• работа с детьми;
• работа с родителями;
• работа с персоналом.
ФГОС – определяет особую программу ДОУ психолого-педагогической поддержки развития детей , через направления: Социально-коммуникативное развитие,
Познавательное развитие,
Речевое развитие,
Художественно- эстетическое развитие,
Физическое развитие.
Цель: Создание условий для естественного психологического развития ребёнка.
Развитие эмоциональной сферы .
Развитие коммуникативных умений , необходимых для успешного развития процесса общения.
Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, необходимых для успешного обучения в школе.
Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений , наглядно – действенного, наглядно- образного, словесно-логического и творческого мышления.
Формирование позитивной мотивации к обучению.
Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
Организационно-методическая работа
Работа с детьми:
Наблюдение и помощь в период адаптации
Диагностика и тестирование
Индивидуальные и групповые занятия
Определение уровня готовности к школьному обучению
Работа с родителями:
Выступление на родительских собраниях,
Рекомендации по результатам диагностики,
Бюллетени для родителей : « Памятка родителям по адаптации детей», «Кризис трёх лет», «Как вырастить ребёнка счастливым», «Что должен знать и уметь ребёнок с 4-5 лет», « Кризис семи лет», «Игры которые лечат», «Детские страхи – ступеньки детства»
«Десять заповедей для родителей» и т.д.
Индивидуальные консультации по запросу родителей
Важным направлением в работе педагога-психолога является психологическое консультирование родителей, детей и педагогов.
Психологическое консультирование осуществляется в индивидуальной и групповой форме: «Адаптация ребёнка к новым социальным условиям» «Рекомендации по результатам диагностики» «Что такое школьная готовность»…
Работа с педагогическим коллективом темы консультаций:
Как помочь ребёнку адаптироваться к д /с
Мелкая моторика и её возможности
Рабочая программа педагога ДОУ
Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы
Закономерности развития детского коллектива
Особенности работы педагога с проблемными детьми Психологические основы работы с семьей
ВЫВОД: Анализ работы за год показал, что наиболее результативной была работа в направлении «психологическое консультирование», «коррекционно-развивающая работа» с детьми, «работа с родителями». Менее эффективной оказалась работа с педагогическим коллективом. В целом в течение учебного года были задействованы все направления деятельности.