выполнила:
Щеколдина Татьяна Сергеевна
ГБОУ Школа № 1272 города Москвы Дошкольные группы «Непоседы»
Город Москва
Конспект занятия на тему «Звук «Б».
Конспект занятия по произношению в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи. В ходе занятия в игровой форме происходит развитие фонематического слуха и формирование навыка звукового и слогового анализа.
Тема: Звук «Б».
Цель: Учить детей слышать и правильно произносить звук «Б» в слогах, словах и предложениях.
Оборудование:
- картинки-символы звука «Б»;
- полоски для обозначения слогов (короткие) и слов (длинные);
- кружки красного цвета;
- кружки синего цвета с изображением колокольчика (для звонких звуков) и без колокольчика (для глухих звуков);
- предметные картинки.
План занятия (30 минут)
№ п/п |
Название этапа
|
Задачи |
Длительность (мин) |
1. |
Организационный момент.
|
Тренировать детей в умении определять на слух одинаковый звук в словах. |
1 мин |
2. |
Выделение на слух слов со звуком «Б» из ряда. |
Продолжать тренировать детей в умении выделять на слух слова со звуком «Б» из ряда слов. |
2 мин |
3. |
Изменение слогового ряда по заданию логопеда. |
Продолжать учить детей запоминать и изменять ряд из трех слогов. |
3 мин |
4. |
Добавление звука «Б» в начало слов. |
Тренировать детей в умении добавлять звук «Б» в начало слов без опоры на картинки. |
2 мин |
5. |
Дидактическая игра «Раздели слова на слоги».
|
Продолжать учить детей делить слова на слоги, выделять слоги со звуком «Б». |
3 мин |
6. |
Физминутка «Покажи и скажи».
|
Продолжать учить детей соотносить произнесение ряда слогов с серией движений. |
1 мин |
7. |
Звуковой анализ слов.
|
Тренировать детей в умении определять количество и последовательность звуков в словах, обозначать звуки соответствующими графическими знаками определенного цвета. |
4 мин |
8. |
Дидактическая игра «Измени слово».
|
Продолжать учить детей преобразовывать слова, заменяя определенный звук в слове на заданный. |
4 мин |
9. |
Употребление слов со звуком «Б» в предложениях. |
Продолжать учить детей составлять предложения, содержащие слова со звуком «Б», с опорой на картинки. |
4 мин |
10. |
Дидактическая игра «Запомни и повтори».
|
Учить детей выделять слова со звуком «Б» в стихотворном тексте, читать короткое стихотворение наизусть. |
5 мин |
11. |
Итог занятия.
|
Подвести итог занятия. Закреплять умение детей подбирать слова с заданным звуком без опоры на картинки. |
1 мин |
Ход занятия.
- Логопед спрашивает у детей: «Какой одинаковый звук в словах: бык, банка, бусы? »
Сегодня мы будем работать со звуком «Б». На доску вывешивается картинка-символ звука «Б». (вода булькает в чайнике) Какой это звук? (согласный, звонкий)
- На столах у детей карточки-символы звука «Б».
Буду говорить слова. Услышите слово со звуком «Б», поднимите карточку. Логопед произносит слова: бантик, машина, руль, баран, бочка, майка, губы, вагон, батон, бусы, жук, собака, диван. Какой звук вы слушали в словах?
- Запоминайте слоги: БА-БА-БЫ. Повторите. Сколько слогов? Положите столько коротких полосок. Поставьте первый слог на последнее место. Скажите новый ряд. Так же разбирается еще 1-2 ряда слогов. (бэ-бо-бо; бу-бы-ба)
Вы запоминали и переставляли слоги с каким одинаковым согласным звуком?
- Буду говорить слова без первого звука. Добавляйте звук «Б» и говорите слово. Логопед произносит: -абочка, -анка, -алкон, -арсук, -ашня, -анан, -атон, -улавка, -утон, -улка, -уква, -утылка, -удка.
Какой звук вы добавляли?
- Будем делить слова на слоги. Логопед показывает детям картинку: бусы. Дети делят слово на слоги, называют общее количество слогов, первый и второй слоги. Далее логопед предлагает детям произнести только тот слог, в котором есть звук «Б». Аналогичная работа проводится со словами КАБАН, РАБОТА, ЗУБЫ, БАБУШКА.
На что делили слова? Слоги с каким звуком выделяли?
- Дети встают около своих стульев. Логопед предлагает детям поиграть в игру «Покажи и скажи». Педагог произносит три слога со звуком «Б» (Например, бо-ба-бы) и показывает серию из трех движений (Например, руки вверх – на пояс – на плечи). Дети воспроизводят ряд слогов и движения.
- Логопед показывает детям картинку «бык» и предлагает обозначить это слово длинной полоской. Говорите это слово, слушайте: какой первый звук? Положите нужный кружок на первое место. Говорите слово еще раз, слушайте: какой второй звук? Положите нужный кружок на второе место. Далее дети слушают и обозначают третий звук, определяют общее количество звуков, называют все звуки по порядку. Аналогичная работа проводится со словом «зубы».
Мы считали звуки в каких словах? Сколько звуков было в этих словах?
- Запоминайте слово: бак. Замените звук «А» на звук «Ы». Какое слово получилось? Скажите. (бык) Далее дети выполняют преобразования слов по заданию логопеда:
Бак---бык---бок---бор.
Булка---балка---банка.
Зубы---губы---губа.
Мы меняли один звук на другой и получали новое слово. Как мы получали новое слово?
- На доске картинки с изображением предметов со звуком «Б» в названии и без звука «Б». Дети называют все картинки. Далее логопед предлагает детям выбрать картинку со звуком «Б» в названии и придумать предложение.
Что вы говорили? (предложения) Слова с каким нужным нам звуком были в ваших предложениях?
- Слушайте стихотворение: Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку. Какие слова со звуком «Б» вы услышали? Учим стихотворение наизусть.
- С каким звуком мы сегодня работали? Вспомните и скажите слово со звуком «Б».