ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

 

выполнила:

Кочеткова Ульяна Александровна

педагог-психологТОГБОУ

Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония»

Тамбовская область, г. Рассказово

Коррекционно-развивающая

психолого-педагогическая программа

по развитию познавательных процессов у дошкольников

 с ограниченными возможностями здоровья

«Учимся, играя!»

 

 

 

 

Составитель:

Кочеткова Ульяна Александровна, педагог-психолог

 

 

 

 

 

Рассказово, 2018

Пояснительная записка

В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья. По результатам исследований индивидуальных особенностей старших дошкольников (Институт возрастной физиологии РАО)  оказалось, что:

- 80-90% детей шести-семи лет имеют те или иные отклонения в физическом здоровье;

- 18-20% - пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья;

- около 60% - нарушения речевого развития;

- около 35% - несформированность зрительно-пространственного восприятия;

- более 30% - несформированность сложно-координированных движений руки и графических движений;

- более 70% - несформированность интегративных функций (зрительно-моторных, слухо-моторных и сенсо-моторных координаций);

- примерно у 13% - отмечается компенсаторная леворукость, сопряженная с нарушениями речевого развития;

- около 25% - имеют замедленный темп деятельности (медлительные дети);

- примерно у 15% - проявлен синдром гиперактивности.

Сущность сопровождения ребенка с нарушениями в развитии методологически раскрыта в работах И.И. Мамайчук, М.М. и Н.Я.Семаго, М.Р. Битяновой, которые понимают сопровождение как двусторонний процесс приспособления ребенка к образовательной среде и среды к возможностям ребенка, - взаимоадаптации, являющиеся основной характеристикой комплексного сопровождения ребенка.

В коррекционной педагогике и специальной психологии в последние годы утвердилось принципиальное положение о возможностях компенсации отставания в психическом развитии детей при создании адекватных состоянию ребенка педагогических условий. 

Успешное обучение ребенка с ОВЗ в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку. Для удачного обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения и т.д. И конечно, он должен быть готов к усвоению учебных предметов.        

Вовремя начатое и специально организованное психолого-педагогическое сопровождение позволяет скорректировать имеющиеся  и предотвратить возможные трудности  в процессе усвоения знаний, сопровождающиеся различными девиациями поведения. Создавая ситуацию успеха, отмечая даже незначительные успехи, целенаправленно формируя коммуникативные способности и мотивируя детей к общению со взрослыми и сверстниками, педагоги-психологи активизируют, интенсифицируют деятельность детей и оказывают   целостное воздействие на интеллектуальные, эмоциональные и личностные компоненты психики в их системном единстве.

Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного воспитания и обучения – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой психического нарушения. Осуществляя  развитие, воспитание и обучение детей с ОВЗ в условиях  Ресурсного центра «Шаг навстречу» на базе ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония», мы  столкнулись с проблемой нехватки программно-методического обеспечения образовательного процесса данной категории детей. И это оправдано, ведь спектр нарушений (в том числе и  интеллектуальных) в структуре дефекта каждого ребёнка  индивидуален, определен весьма ограниченными коммуникативными способностями, а зачастую и познавательными возможностями, что делает невозможным создание единой унифицированной, четко регламентированной программы  воспитания, обучения и развития детей с ОВЗ. Поэтому создание примерных  коррекционно-развивающих программ  по оказанию психолого-педагогической помощи ребёнку  с ОВЗ при подготовке к школе становится актуальной задачей педагогического сообщества, занимающегося проблемой адаптации и развития детей с ОВЗ, что обеспечит реализацию образовательных прав детей  данной категории.

Содержание данной коррекционно-развивающей программы направлено на формирование необходимых   качеств ребёнка с ОВЗ, обеспечивающих частичную интеграцию в условиях образовательной организации.

Программа рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в усвоении общеобразовательной дошкольной программы. Это обусловливает несвоевременное формирование школьно-значимых функций, элементов учебной деятельности и препятствует достижению определенного уровня готовности к школьному обучению.  В состав категории детей, принимающих участие в программе, входят соматически ослабленные дети, дети с функциональной недостаточностью нервной системы, в том числе из неблагоприятной микросоциальной среды, дети с незрелостью эмоционально-волевой сферы (гармонический и дисгармонический инфантилизм), а также имеющие наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы недостаточное развитие познавательной деятельности (развитие внимания, памяти, речи).

Программа является перспективной и необходимой  потому, что составлена с учётом возрастных особенностей детей 5 – 7 лет и ведущей их деятельности – игры.  Программа «Учимся, играя!» будет интересна для психологов, социальных педагогов, воспитателей, так как включает игры и упражнения, не требующие большой подготовки, но в комплексе имеющих большую практическую ценность в коррекционно-развивающей и профилактической деятельности.

Вид программы: коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа.

Участники программы.

  • Дети среднего и старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с особыми образовательными потребностями
  • Родители
  • Педагог-психолог Ресурсного центра развития и коррекции «Шаг навстречу».

Цель программы: оказание коррекционно-развивающей помощи детям среднего и старшего  дошкольного возраста с ОВЗ с целью дальнейшей возможности включения их в систему школьного обучения.

Задачи:

- развивать познавательную активность детей, обогащать словарный запас;

- формировать умение наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи;

- развивать память, мышление, речь, воображение; мелкую моторику;

- формировать навыки общения, правильного поведения.

Практиче­ская реализация этих задач осуществляется в про­цессе формирования меха­низмов предметной и игровой деятельности как ве­дущих видов деятельности в дошкольном детстве, ознакомления с окружающим миром, развития речи.

Методические принципы программы

  • системность (содержание программы как совокупность взаимосвязанных компонентов);
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  • наглядность (наглядные средства могут быть использованы в различных коррекционно-развивающих целях: для закрепления знаний, как зрительная опора в объяснении педагога, как самостоятельный источник информации);
  • связь с жизнью (с личным опытом детей);
  • опора на разные уровни организации психических процессов;
  • принцип программированного обучения, предполагающий включение в программу операций, первоначально выполняемых совместно с психологом, с родителем, а в дальнейшем, по мере формирования  соответствующих умений, ребёнком самостоятельно;
  • учёт оптимальной эмоциональной сложности материала, позволяющий создать  благоприятный  эмоциональный фон, как в процессе работы, так и при её окончании.

Структура и содержание программы

 

Коррекционно-развивающая программа «Учимся, играя!» реализуется педагогом-психологом.

Программа рассчитана на 31 занятие. Продолжительность одного занятия 40 минут. Форма работы групповая и  индивидуальная. Режим посещения занятий – 1 раз в неделю. Кроме этого, родителям предлагаются домашние задания для закрепления пройденного материала.

Основой организации коррекционно-развивающей работы является дифференцированный подход, который учитывает структуру дефекта,  степень выраженности отклонений в развитии,  потенциальные  возможности ребенка и уровень сформированности основных психических процессов. Основополагающим является принцип единства психодиагностики и психокоррекции: направления психокоррекционной работы определяются исходя из результатов психодиагностического исследования. 

  1. Диагностический этап.

Работа специалиста с детьми включает два блока диагностического обследования: при поступлении ребенка и в конце периода обучения.

Результативность проводимой коррекционно-развивающей работы определяется данными полученными в ходе углубленных диагностических обследований, по итогам которых:

  • дети, достигшие положительных результатов, завершают занятия в группе;
  • дети, не достигшие положительных результатов, продолжают занятия до достижения 7-летнеговозраста.
  1. Коррекционно-развивающий этап.

Огромная роль в развитии ребёнка принадлежит своевременной диагностике, по результатам которой впоследствии планируется коррекционно-развивающая работа.

Основной коррекционный блок занятий направлен на коррекцию познавательных процессов у детей с ОВЗ.

  1. Диагностический этап (заключительный).

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов в результате психокоррекционных воздействий.

Критерии оценки эффективности психологической коррекции требуют учета структуры дефекта, механизмов его проявлений, анализа целей коррекции и используемых методов психологического воздействия. Результаты коррекционной работы могут проявляться у ребенка в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекциониого процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.

 

Принципы планирования и организации

коррекционно-развивающих занятий

  • принцип единства диагностики и коррекции определение методов коррекции с учётом диагностических данных;
  • безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности;
  • принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы;
  • принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов;
  • соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

 перейти к публикации для педагогов 

Структура занятия

Каждое занятие состоит из трех частей: вводной, основной и завершающей.

Цель вводной части — сформировать чувство доверия к взрослому, создать положительный эмоциональный фон, чувство безопасности, снизить психоэмоциональное напряжение.

Используются:

  • упражнения-приветствия;
  • игры-разминки.

В основной части используются:

  • игры, направленные на расширение жизненной активности, расширение поведенческих механизмов адаптации, механизмов саморегуляции;
  • игры и задания, направленные на развитие познавательной сферы;
  • коммуникативные игры.

Завершающая часть направлена на формирование позитивного отношения к занятиям и создания положительной мотивации. Используется:

  • прощаниеупражнения на отработку ритуалов прощания.

Оснащение кабинета педагога-психолога для проведения

коррекционно-развивающих занятий:

Материально-техническая база (мебель, оборудование):

  • закрытый стеллаж для книг и канцелярских принадлежностей,
  • стулья
  • столы (один стол специалиста, один для занятий с ребенком),
  • ковер и шторы (жалюзи) нейтральных тонов.

Оборудование и учебный материал

  • магнитофон с подборкой музыки;
  • ковровое покрытие;
  • лампы дневного света;
  • методические материалы для игр и упражнения (рисунки, фотографии, схемы и др.);
  • реквизит для игр;
  • бумага разных форматов;
  • большие и маленькие цветные магниты;
  • куклы-перчатки;
  • карандаши цветные;

Рабочее место педагога-психолога:

  • компьютерный стол
  • монитор;
  • системный блок;
  • аудиоколонки;
  • аудиотека.

Ожидаемые результаты реализации программы

  • определенный уровень развития познавательных процессов (начальные формы словесно-логического мышления; определенная степень произвольности и опосредованности психических процессов: внимания, памяти, мышления и речи);
  • развитие мелкой моторики руки, которая является основой для овладения процессом письма в школе и других важных функций психики ребёнка;
  • эмоционально-мотивационная готовность (наличие познавательного мотива, потребности в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности; эмоциональная устойчивость, отсутствие импульсивности);
  • повышение уровня работоспособности, комфортности, уменьшение уровня тревожности, агрессивности утомляемости детей;
  • стремление к общению.

 

 

 

Календарно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Сроки проведения

Кол-во часов

Диагностический блок

1

 Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

 Методика «Найди и вычеркни»

 

 

1

2

Методика «Запомни рисунки», «Запомни цифры».

Методика «Что здесь лишнее?»

 

1

Коррекционно-развивающий блок

3

Занятие 1.

1.   Приветствие

1.1. Игра «Доброе утро»

2. Игра «Угадай меня!»

3. Упражнение «Радуга»

4. Упражнение «Рисуем по клеточкам»

5. Игры с мягкими модулями

6. Прощание. Упражнение «Улыбка»

 

1

4

Занятие 2.

1.   Приветствие

1.1. Игра «Доброе утро»

2. Игра «Что растёт после дождя?»

3. Упражнение «Лабиринт»

4. Упражнение «Рисуем по клеточкам»

5. Упражнение «Найди лишний предмет»

6. Игры с мягкими модулями

7. Прощание. Упражнение «Улыбка»

 

1

5

Занятие 3.

1.     Приветствие

1.1. Игра «Доброе утро»

2. Игра «Раз, два, три – шепчи!»

3. Упражнение «Найди лишний предмет»

4. Упражнение «Рисуем по клеточкам»

5. Упражнение «Запомни фигуру»

6. Игры с мягкими модулями

7. Прощание. Упражнение «Улыбка»

 

1

6

Занятие 4.

1.     Приветствие

1.1. Игра «Доброе утро»

2. Игра «Нос, пол, потолок»

3. Упражнение «Подбери пару»

4. Упражнение «Рисуем по клеточкам»

5. Упражнение «Лабиринт»

6. Игры с мягкими модулями

7. Прощание. Упражнение «Улыбка»

 

1

7

Занятие 5.

1.     Приветствие

1.1. Игра «Доброе утро»

2. Игра «Рыба, птица, зверь»

3. Упражнение «Найди лишний предмет»

4. Упражнение «Рисуем по клеточкам»

5. Игра «Я положил в мешок»

6. Игры с мягкими модулями

7. Прощание. Упражнение «Улыбка»

 

1

8

Занятие 6.

1.     Приветствие

1.1. Игра «Доброе утро»

2. Упражнение «Лабиринт»

3. Игра «Снежинки»

4. Упражнение «Рисуем по клеточкам»

5. Упражнение «Недостающее животное»

6. Игры с мягкими модулями

7. Прощание. Упражнение «Улыбка»

 

1

9

Занятие 7.

1.     Приветствие

1.1. Игра «Доброе утро»

2. Упражнение «Один или два?»

3. Упражнение «Недостающее животное»

4. Упражнение «Рисуем по клеточкам»

5. Упражнения «Найди отличия»

6. Игры с мягкими модулями

7. Прощание. Упражнение «Улыбка»

 

1

10

Занятие 8.

1.     Приветствие

1.1. Игра «Доброе утро»

2. Игра «Бывает – не бывает»

3. Упражнение «Найди и раскрась»

4. Упражнение «Рисуем по клеточкам»

5. Упражнение «Запомни фигуру»

6. Игры с мягкими модулями

7. Прощание. Упражнение «Улыбка»

 

1

11

Занятие 9.

1.     Приветствие

1.1. Игра «Доброе утро»

2. Игра «Съедобное - несъедобное»

3. Упражнение «Назови одним словом»

4. Упражнение «Рисуем по клеточкам»

5. Игра «Закончи слово»

6. Игры с мягкими модулями

7. Прощание. Упражнение «Улыбка»

 

1

12

Занятие 10.

1.     Приветствие

1.1. Игра «Доброе утро»

2. Игра «Мешочек с секретом»

3. Упражнение «Лабиринт»

4. Упражнение «Рисуем по клеточкам»

5. Упражнение «Назови одним словом»

6. Игры с мягкими модулями

7. Прощание. Упражнение «Улыбка»

 

1

13

Занятие 11.

1.     Приветствие

1.1. Игра «Доброе утро»

2. Игра «Что изменилось?»

3. Упражнение «Соотношение понятий»

4. Упражнение «Рисуем по клеточкам»

5. Упражнение «Запомни фигуру»

6. Игры с мягкими модулями

7. Прощание. Упражнение «Улыбка»

 

1

14

Занятие 12.

1.     Приветствие

1.1. Игра «Доброе утро»

2. Игра «Земля, вода, огонь, воздух»

3. Упражнение «Сравни предметы»

4. Упражнение «Рисуем по клеточкам»

5. Упражнение «Найди отличия»

6. Игры с мягкими модулями

7. Прощание. Упражнение «Улыбка»

 

1

15

Занятие 13.

1.     Приветствие

1.1. Игра «Доброе утро»

2. Игра «Совушка»

3. Упражнение «Что перепутал художник?»

4. Упражнение «Рисуем по клеточкам»

5. Упражнение «Найди два одинаковых предмета»

6. Игры с мягкими модулями

7. Прощание. Упражнение «Улыбка»

 

1

16

Занятие 14.

1.     Приветствие

1.1. Игра «Доброе утро»

2. Игра «Что где растёт»

3. Упражнение «Найди и раскрась»

4. Упражнение «Рисуем по клеточкам»

5. Упражнение «Волшебные коврики»

6. Игры с мягкими модулями

7. Прощание. Упражнение «Улыбка»

 

1

17

Занятие 15.

1.     Приветствие

1.1. Игра «Доброе утро»

2. Игра «Говори наоборот»

3. Упражнение «Что перепутал художник?»

4. Упражнение «Найди и раскрась»

5. Упражнение «Запоминай-ка»

6. Игры с мягкими модулями

7. Прощание. Упражнение «Улыбка»

 

1

18

Занятие 16.

1.     Приветствие

1.1. Игра «Доброе утро»

2. Игра «Звуковые прятки»

3. Упражнение «Закончи предложение»

4. Упражнение «Рисуем по клеточкам»

5. Упражнение «Запоминай-ка»

6. Игры с мягкими модулями

7. Прощание. Упражнение «Улыбка»

 

1

19

Занятие 17.

1.     Приветствие

1.1. Игра «Доброе утро»

2. Игра «Профессии»

3. Упражнение «Найди и раскрась»

4. Упражнение «Рисуем по клеточкам»

5. Упражнение «Угадай-ка»

6. Игры с мягкими модулями

7. Прощание. Упражнение «Улыбка»

 

1

20

Занятие 18.

1.     Приветствие

1.1. Игра «Доброе утро»

2. Упражнение «Чья это тень?»

3. Упражнение «Найди отличия»

4. Упражнение «Рисуем по клеточкам»

5. Упражнение «Запоминай-ка»

6. Игры с мягкими модулями

7. Прощание. Упражнение «Улыбка»

 

1

21

Занятие 19.

1.     1 Приветствие

1.1. Игра «Доброе утро»

2. Упражнение «Чья это тень?»

3. Упражнение «Найди одинаковые фигуры»

4. Упражнение «Рисуем по клеточкам»

5. Упражнение «Запоминай-ка»

6. Игры с мягкими модулями

7. Прощание. Упражнение «Улыбка»

 

1

22

Занятие 20.

1.     1 Приветствие

1.1. Игра «Доброе утро»

2. Игра «Один - много»

3. Упражнение «Найди закономерность»

4. Упражнение «Рисуем по клеточкам»

5. Упражнение «Запоминай-ка»

6. Игры с мягкими модулями

7. Прощание. Упражнение «Улыбка»

 

1

23

Занятие 21.

1.     1 Приветствие

1.1. Игра «Доброе утро»

2. Игра «Назови детёныша»

3. Упражнение «Найди закономерность»

4. Упражнение «Рисуем по клеточкам»

5. Упражнение «Запоминай-ка»

6. Игры с мягкими модулями

7. Прощание. Упражнение «Улыбка»

 

1

24

Занятие 22.

1.     Приветствие

1.1. Игра «Доброе утро»

2. Игра «Что появилось?»

3. Упражнение «Волшебный коврик»

4. Упражнение «Рисуем по клеточкам»

5. Упражнение «Найди закономерность»

6. Игры с мягкими модулями

7. Прощание. Упражнение «Улыбка»

 

1

25

Занятие 23.

1.     Приветствие

1.1. Игра «Доброе утро»

2. Игра «Бывает – не бывает»

3. Упражнение «Волшебные коврики»

4. Упражнение «Рисуем по клеточкам»

5. Упражнение «Найди закономерность»

6. Игры с мягкими модулями

7. Прощание. Упражнение «Улыбка»

 

1

26

Занятие 24.

1.     Приветствие

1.1. Игра «Доброе утро»

2. Игра «Я - фотоаппарат»

3. Упражнение «Аналогии»

4. Упражнение «Рисуем по клеточкам»

5. Упражнение «Найди закономерность»

6. Игры с мягкими модулями

7. Прощание. Упражнение «Улыбка»

 

1

27

Занятие 25.

1.     Приветствие

1.1. Игра «Доброе утро»

2. Игра «Закончи предложение»

3. Упражнение «Найди лишнее слово»

4. Упражнение «Рисуем по клеточкам»

5. Упражнение «Найди фрагменты»

6. Игры с мягкими модулями

7. Прощание. Упражнение «Улыбка»

 

1

28

Занятие 26.

1.     Приветствие

1.1. Игра «Доброе утро»

2. Игра «Закончи предложение»

3. Упражнение «Найди лишнее слово»

4. Упражнение «Рисуем по клеточкам»

5. Упражнение «Запомни и нарисуй»

6. Игры с мягкими модулями

7. Прощание. Упражнение «Улыбка»

 

1

29

Занятие 27.

1.     Приветствие

1.1. Игра «Доброе утро»

2. Упражнение «Назови слова»

3. Упражнение «Найди и обведи»

4. Упражнение «Рисуем по клеточкам»

5. Упражнение «Запоминай-ка»

6. Игры с мягкими модулями

7. Прощание. Упражнение «Улыбка»

 

1

Диагностический блок (заключительный)

30

 Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

 Методика «Найди и вычеркни»

 

 

1

31

Методика «Запомни рисунки», «Запомни цифры».

Методика «Что здесь лишнее?»

 

1

 

Итого:

 

31

часов

Список используемой литературы.

 

  1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Внимание и память. Проверяем готовность к школе. – М.: РОСМЭН, 2013.
  2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Мышление. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2012.
  3. Доронова Т.Н., Карабанова О.А. Игра в дошкольном возрасте. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.
  4. Екжанова Е.А., Стребелева. Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей  с нарушениями интеллекта. М.: Просвещение, 2005.
  5. Закревская О.В. Развивайся, малыш! М.: Гном, 2012г.
  6. Здравствуй школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю./Под ред. Пилипко Н.В. – М.: УЦ Перспектива», 2002.
  7. Ильина М.Н. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений.- СПб.: «Дельта», 1998.
  8. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий. - М.: Книголюб, 2004.
  9. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. С.-Пб. Речь, 2006.
  10. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 1996.
  11. Папка дошкольника. Будем внимательны! Задания на развитие внимания и зрительного восприятия. Серия: Солнечные ступеньки Издательство: ООО "ВК "Дакота"
  12. Папка дошкольника. Логика. Серия: Солнечные ступеньки Издательство: ООО "ВК "Дакота"
  13. Папка дошкольника. Думаем, рисуем. Задания на развитие внимания и зрительной памяти. Серия: Солнечные ступеньки Издательство: ООО "ВК "Дакота"
  14. Рогалевич Н.Н. Сто заданий для успешной подготовки ребёнка к школе. М.: АСТ; Мн.:Харвест, 2007г.
  15. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста/Сост. Н.В. Нищева.-С-Пб. ООО «Изд. «Детство-пресс», 2011г.
  16. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития,1996.

 

Приложение №1

Анкета  о ребенке

Ф  И ребенка _______________________________________ Возраст __  лет ___  мес

Кем заполняется __________________________ Степень родства ________________

Пожалуйста, отметьте правильные утверждения

 

  1. Речь/Язык/Коммуникативные навыки

Н = Неверно О = Отчасти верно А = Абсолютно верно

1. Знает собственное имя

 Н

 О

 А

2. Реагирует на ‘нет’ или ‘стоп’

 Н

 О

 А

3. Может выполнять некоторые команды

 Н

 О

 А

4. Может сказать одно слово

 Н

 О

 А

5. Может сказать 2 слова подряд

 Н

 О

 А

6. Может сказать 3 слова подряд

 Н

 О

 А

7. Знает 10 или больше слов

 Н

 О

 А

8. Использует в речи предложения из 4 и более слов

 Н

 О

 А

9. Объясняет, что он/она хочет

 Н

 О

 А

10. Задает осмысленные вопросы

 Н

 О

 А

11. Речь чаще всего осмысленна/логична

 Н

 О

 А

12. Часто использует предложения, выстроенные в логической последовательности

 Н

 О

 А

13. Поддерживает разговор

 Н

 О

 А

14. Имеет нормальные коммуникативные навыки для своего возраста

 Н

 О

 А

 

  1. Социализация

Н = Не совпадает О = Отчасти совпадает А = Абсолютно совпадает

1. Кажется, что находится в раковине – вы не можете достучаться до него/нее

 Н

 О

 А

2. Игнорирует других людей

 Н

 О

 А

3. Практически не обращает внимание, если к нему/к ней обращаются

 Н

 О

 А

4. Не склонен к совместной деятельности

 Н

 О

 А

5. Зрительный контакт отсутствует 

 Н

 О

 А

6. Предпочитает оставаться в одиночестве

 Н

 О

 А

7. Не проявляет привязанности

 Н

 О

 А

8. Не здоровается с родителями

 Н

 О

 А

9. Избегает контактов с окружающими

 Н

 О

 А

10. Имитация отсутствует

 Н

 О

 А

11. Не любит прикосновений / объятий

 Н

 О

 А

12. Не делится, указательный жест отсутствует 

 Н

 О

 А

13. Не машет рукой "до свидания"

 Н

 О

 А

14. Непослушный/непокладистый

 Н

 О

 А

15. Испытывает приступы гнева, раздражительности

 Н

 О

 А

16. Недостаток друзей/нет компании

 Н

 О

 А

17. Редко улыбается

 Н

 О

 А

18. Не понимает чувств других людей

 Н

 О

 А

19. Безразличен, если ему выражают симпатию

 Н

 О

 А

20. Не реагирует на уход родителей

 Н

 О

 А

 

III. Сенсорные навыки/Познавательные способности

Н = Не совпадает О = Отчасти совпадает А = Абсолютно совпадает

1. Откликается на собственное имя

 Н

 О

 А

2. Реагирует на похвалу

 Н

 О

 А

3. Смотрит на людей и животных

 Н

 О

 А

4. Смотрит на картинки (и телевизор)

 Н

 О

 А

5. Умеет рисовать, раскрашивать, мастерить

 Н

 О

 А

6. Правильно играет с игрушками

 Н

 О

 А

7. Выражение лица соответствует ситуации

 Н

 О

 А

8. Понимает происходящее на телеэкране

 Н

 О

 А

9. Понимает объяснения

 Н

 О

 А

10. Осознает окружающую среду

 Н

 О

 А

11. Осознает опасность

 Н

 О

 А

12. Проявляет воображение

 Н

 О

 А

13. Проявляет инициативу

 Н

 О

 А

14. Умеет самостоятельно одеваться

 Н

 О

 А

15. Проявляет любопытство, заинтересованность

 Н

 О

 А

16. Смелый - исследует окружающее 

 Н

 О

 А

17. Адекватно воспринимает окружающее, не уходит в себя

 Н

 О

 А

18. Смотрит туда, куда смотрят другие

 Н

 О

 А

 

  1. Здоровье/Физическое развитие/Поведение

Н = Нет проблем НП=Небольшие Проблемы СП=Средние Проблемы С=Серьезные проблемы

1. Ночное недержание мочи

Н

НП

СП

С

2. Мочится в штаны/памперсы

Н

НП

СП

С

3. Какает в штаны/памперсы

Н

НП

СП

С

4. Поносы

Н

НП

СП

С

5. Запоры

Н

НП

СП

С

6. Проблемы со сном

Н

НП

СП

С

7. Ест слишком много/слишком мало

Н

НП

СП

С

8. Ест очень ограниченный набор продуктов

Н

НП

СП

С

9. Гиперактивность

Н

НП

СП

С

10. Апатия

Н

НП

СП

С

11. Бьет или ранит сам себя

Н

НП

СП

С

12. Бьет или ранит других

Н

НП

СП

С

13. Ломает и разбрасывает все вокруг

Н

НП

СП

С

14. Чувствительность к звукам

Н

НП

СП

С

15. Тревожность/страх

Н

НП

СП

С

16. Подавленность/слезы

Н

НП

СП

С

17. Припадки

Н

НП

СП

С

18. Навязчивая речь

Н

НП

СП

С

19. Неизменный порядок действий

Н

НП

СП

С

20. Вопли и крики

Н

НП

СП

С

21. Потребность в однообразии

Н

НП

СП

С

22. Постоянная возбужденность

Н

НП

СП

С

23. Нечувствительность к боли

Н

НП

СП

С

24. Концентрация на определенных предметах / темах

Н

НП

СП

С

25. Повторяющиеся движения

Н

НП

СП

С

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Конспекты коррекционно-развивающих занятий.

Занятие 1.

Задачи:

- познакомить детей с психологом и друг с другом

- упражнять детей в распознавании основных цветов

- тренировать память

- развивать мышление, внимание, зрительное восприятие

- развивать коммуникативные способности

- развивать тонкую моторику

- развивать зрительно-моторную координацию

- учить действовать по образцу, ориентироваться на листе

Оборудование: тетради в клетку, макет радуги на каждого ребенка, наборы цветных карандашей, клей, простые карандаши, ластик, прищепки.

Ход занятия:

  1. Приветствие.

Занятие педагог-психолог может проводить от лица сказочного героя с использованием кукол-перчаток, таким образом, происходит общение взрослого с ребёнком через куклу-посредника.

Психолог:  Я очень рада встрече с вами. Наши занятия станут местом, где вы узнаете много нового и интересного, получите ответы на разные сложные вопросы. На наших встречах можно вместе и поработать, и поиграть.

Ребята, сигналом к началу  занятия будут такие слова, послушайте:

- Раз, два, три – слушай и смотри!

- Три, два, раз – мы начнем сейчас!

Для того, чтобы наше занятие началось, давайте скажем эти слова вместе. Встаньте, пожалуйста, возле своих столов. Смотрите на меня и повторяйте движения, которые я буду показывать. Старайтесь повторять за мной слова, чтобы лучше их запомнить.

- Раз, два, три(хлопает в ладоши три раза) – слушай(показывает руками на уши) и смотри(показывает руками на глаза)!

- Три, два, раз! (хлопает в ладоши три раза) – мы начнем сейчас!(протягивает навстречу детям руки ладонями вверх)

1.1 Игра «Доброе утро»

Психолог: Мне очень хочется пожелать доброго утра каждому из вас. Доброе утро ребята! И давайте поиграем с вами в игру «Доброе утро». Я скажу слова: «Доброе утро…» и назову кого-то из нашей группы. Те, кого я назову, помашут мне рукой.

Доброе утро всем девочкам!

Доброе утро всем мальчикам!

Доброе утро всем, кто пришел сегодня на занятие!

Доброе утро всем, кому нравится такая погода, какая сейчас за окном!

Доброе утро всем, кто любит конфеты!

Доброе утро всем, у кого в одежде есть жёлтый цвет!

Доброе утро всем, кто сегодня успел хоть один раз улыбнуться!

Доброго утра всем, кто хочет знать, во что мы будем играть сегодня!

Молодцы!

  1. Игра «Угадай меня!»

Дети встают в шеренгу. Первый ребенок выходит вперед и говорит: «Угадай мое имя, оно начинается на букву «О»!». Дети начинают угадывать, называя имена на эту букву, тот, кто угадал, делает шаг из шеренги вперед. Потом выходит второй ребенок и тоже загадывает имя. Победителем игры станет тот, кто сделал шагов больше всех. Если дети уже умеют считать, то психолог может им подсказывать, называя число букв в имени.

3.Упражнение «Радуга»

Психолог: А теперь ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:

Дождь кончается – она появляется,

Семицветная дуга под названьем… (радуга)

Раздать детям шаблон радуги. Психолог читает сказку и вместе с детьми раскрашивает радугу.

Сказка «Радуга»

 Умеют ли разговаривать вещи?

Часто во время дождя ты стоишь у окна, смот­ришь, прислушиваешься. Тебе кажется, что у всех вещей есть голос, что все они разговаривают. Ка­рандаши тоже умеют говорить.

Слышишь, говорит красный:

- Я - мак, я - огонь!

Вслед за ним откликается оранжевый:

- Я - морковь, я - апельсин, я - заря!

Жёлтый тоже не молчит:

- Я - пух утёнка, я - пшеница, я - солнце!

И зелёный шелестит:

- Я - трава, я - сады, я - леса!

И синий не отстаёт:

- Я - колокольчик, я - чернила, я - море!

И фиолетовый шепчет:

- Я - слива, я - сирень в цвету, я - сумерки!

Но дождь смолкает. И вместе с ним цветные

карандаши.

- Глядите! Радуга - это я! - гово­рит красный.

- И я! - добавляет оранжевый.

- И я! - улыбается жёлтый.

- И я! - ликует зелёный.

- И я! - восклицает голубой.

- И я! - веселится синий.

- И я! - смеётся фиолетовый. И все рады: в радуге над горизонтом - и огонь, и апельсины, и солнце, и трава, и небо, и море, и сирень. В ней - всё.

Раскрась радугу.

Психолог: Ребята, радуга появляется после дождя, а что еще появляется после дождя, например, в лесу? (грибы)

  1. Упражнение «Рисуем по клеточкам».

Психолог: Перерисуйте в тетрадь по клеточкам грибок. Раскрасьте. Это белый гриб. Шляпка у него сверху коричневая, а ножка белая и толстая.

 

 

   

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Игры с мягкими модулями.
  2. Прощание. Упражнение «Улыбка»

Психолог: Ребята, сегодня мы замечательно поработали и даже немного поиграли. Предлагаю вам наклеить раскрашенную радугу в тетрадь, как символ успешного выполнения всех заданий.

Психолог: Дети, прошу вас взяться за руки и образовать круг. Посмотрите в глаза своему соседу и подарите ему молча самую добрую улыбку. (Упражнение выполняется по очереди).

Ребята, всем спасибо за работу. До следующего занятия.

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.