выполнила:
Ковалева Юлия Владимировна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области гимназия №1 имени Н.И. Ферапонтова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области Структурное подразделение «Детский сад «Ладушки»
Самарская обл.
Г. Новокуйбышевск
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области гимназия №1 имени Н.И. Ферапонтова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области
Структурное подразделение «Детский сад «Ладушки»
Интерактивное логопедическое занятие с воспитанниками 6-7 лет с воспитанниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
по теме: «Земля – наш дом, наведем порядок в нем».
Учитель-логопед
Ковалева Ю.В.
г. Новокуйбышевск, 2018 г.
Цель занятия: Активизация и актуализация словаря по теме «экология».
Задачи занятия:
Коррекционно-образовательные:
• Совершенствование навыков словообразования: образование относительных прилагательных, сравнительной степени прилагательных, уменьшительно-ласкательной формы существительного.
Коррекционно-развивающие:
• Упражнение в образовании предложно-падежных конструкций (дифференциация предлогов, обозначающих движение в-из, на-с, к-от; признак предмета – предлог без ).
• Развитие умения составлять предложения с опорными словами.
• Расширение и активизация словаря признаков.
Коррекционно-воспитательные:
• Воспитание интереса детей к слову;
• Воспитание у детей бережного отношения к нашей планете.
Оборудование: проектор, экран, предметные картинки с изображение птиц, рыб, деревьев, насекомых, людей, цветов, воздушные шары с вложенными записками, зеленые ленточки, простые карандаши.
Ход занятия.
I. Организационный момент
Дети заходят в зал и садятся на стулья по инструкции
Логопед:-Егор сядет на 1-й стул слева, Илья -на последний стул, Люда – на 3 стул, Вика –между Людой и Егором, Матвей - справа от Люды, и Олеся слева от Ильи.
II. Основная часть
1. На слайде появляется изображение планеты Земля.
Логопед:- Что вы видите на картинке (Планету Земля)
- Какая она. (красивая, родная). 22 апреля мы отмечали праздник –День Земли….
2. Звучит сигнал тревоги, на слайде – изображение загрязненной Земли. Логопед читает текст.
Послание из будущего
2218 год…из-за безжалостного отношения к природе возникла экологическая катастрофа глобального масштаба!!! Планета не может мириться с таким обращением к природе!!!....загрязнение воздуха, почвы во всех точках планеты.. Наши учёные нашли способ отправить послание в прошлое чтобы предупредить людей о катастрофе и изменить печальное будущее. Но, произошел сбой и послание разделилось на несколько частей. Мы надеемся, что Вы их найдете и узнаете СЕКРЕТ, который поможет спасти Землю!
Логопед: - Ребята, необходимо срочно действовать, мы постараемся найти все части послания и узнать как спасти Землю и не допустить беды.
Вы станете - спасателями, надо только произнести специальные слова
Один, два, три и все пятнадцать
Начинаем превращаться
Из мальчишек и девчонок
Мы в спасателей Земли
Звонко мы в ладоши хлопнем.
И ногами громко топнем!
Смелость мы с собой возьмем
И планету мы спасем!
(повязать детям на руку зеленую ленточку – спасатель планеты)
Логопед:- У природы есть богатства, три клада: Вода, Земля и Воздух – три её основы. Маршрут нашего путешествия состоит из трех этапов - «Лес», «Вода» и «Воздух».
2. Отправляемся в лес.
Логопед:- ребята, посмотрите как много мусора! Как вы думаете – откуда он? (люди отдыхали и не убрали за собой мусор). Давайте поможем лесу. А как мы можем это сделать. Конечно, убрать весь мусор!
Логопед предлагает детям рассортировать мусор по контейнерам (металл, бумага, пластик)
Игра «Сортировщики»
Собрать мусор в разные контейнеры
1 – мусор из пластика
2 мешок – мусор из бумаги
3 мешок – мусор из металла
Логопед:- Молодцы! Давайте проверим (образование относительных прилагательных: бутылка (какая?) – пластиковая, тарелка (какая?) – пластиковая, стаканчик (Какой?) – пластиковый …. Газета (какая?) – бумажная, фантик (какой?) – бумажный, салфетка (какая?) – бумажная… Крышка (какая?) – металлическая, банка (какая?) – металлическая,
гвоздь (какой?) – металлический.
А шарик из какого материала? (из резины). В шарике часть послания (слово – «Беречь»)
3. Логопед:- Еще одно богатство Земли – вода. Что теперь будет, если воды на планете станет мало и она исчезнет?
Ответы детей: засохнут растения, животные погибнут, люди, земля высохнет и будет пустыня, исчезнут озёра, моря, океаны.
Логопед:- Подойдите к столам, у каждого из вас есть картинки, рассмотрите их, назовите обобщающее слово и объясните для чего нужна вода. Дайте ответ полным предложением.
Дидактическая игра «Кому нужна вода?»
Детям раздаются наборы картинок, они называют обобщающее понятие и составляют предложение.
синица, ворона, ласточка (птицы); Птицы пьют воду.
берёза, ёлка (деревья); Деревьям нужна вода.
щука, карась (рыбы); Рыбы живут в воде.
кузнечик, бабочка, жук (насекомые); Насекомые пьют воду.
Слон, лев, волк (животные) Животные пришли пить воду.
Девочка, бабушка, мальчик (люди) Людям нужна вода.
Ромашка, роза (цветы) Цветы засохнут без воды.
Логопед:- Молодцы. Мы можем открыть еще 1 шарик и получить часть послания («леса»).
Отправляемся дальше.
4. На слайде изображение загрязненной реки.
Логопед: - Посмотрите, мы подошли к реке. На речку приезжали всё лето купаться, загорать, отдыхать люди, они даже не знают правила поведения у реки. А вы знаете? (нельзя бросать в воду мусор, нельзя оставлять мусор на берегу водоёма, нельзя вырубать деревья на берегу реки, нельзя мыть машины в реке).
Логопед: - - Правильно. Посмотрите, какая грязная вода и сколько мусора на берегу. Нам надо перейти на другой берег, чтобы увидеть, какой это мусор и решить, что с ним делать. Но сначала нужно перейти через мост. Мост этот не простой. По нему смогут пройти только самые отважные и внимательные.
Игра «Скажи наоборот» (закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: В – ИЗ, НА – С, К – ОТ) .дети делают 1 шаг вперед после правильного ответа)
• Мальчик бросил фантик на землю. – Мальчик поднял фантик с земли.
• Девочка налила воду в стакан. – Девочка вылила воду из стакана.
• Мама положила яблоки в сумку. -.Мама достала яблоки из сумки
• Ваня поставил велосипед на песок. – Ваня убрал велосипед с песка.
• Машина подъехала к берегу. – Машина отъехала от берега.
Логопед: - Молодцы, мы можем открыть следующую часть послания (в шарике слово – «поля»).
5. Логопед: - Вот мы и пришли к берегу реки. Посмотрите, сколько мусора на берегу, что это (сломанные вещи). .Их можно починить. Дать старым вещам вторую жизнь (на слайде – изображение предметов без какой-либо части)
Игра «Без чего?»
Машина без колеса
Стол без ножки
Дом без окна
Заяц без уха ….
Логопед: - Молодцы! Давайте откроем следующую часть послания.
Мы убрали мусор с берега (на слайде изображение чистой реки). Посмотрите какая стала вола в реке? (чистая, прозрачная).
А какой стал лес после нашей уборки? (чистый, живой, зеленый).
Вы чувствуете какой на лугу воздух, давайте вдохнём глубоко и скажем, какой здесь воздух? (Свежий, прозрачный, чистый, пахнет цветами и травами).
Пойдемте по тропинке и посмотрим куда она нас приведет. А пока идем прочитаем еще одну часть послания («и реки»).
6. На слайде изображение чистого леса (после уборки)
Игра «Было-стало»
Небо было синее , а стало еще синее.
Речка была глубокая, а стала еще глубже.
Дуб был большой, а стал еще выше.
Сосна была высокая, а стала еше выше.
Дорожка широкая, а становится еще шире.
Логопед: - Давайте откроем следующую часть послания («чтоб»).
7. На слайде изображение города в смоге от выхлопных газов и работающих заводов.
Логопед: - Вот мы и пришли, догадались где мы? (В городе.)
Логопед: - Правильно, мы оказались в городе. Здесь много машин, заводов и фабрик, всё это загрязняет воздух, давайте скажем, какой здесь воздух? (Грязный, несвежий, удушливый.)
Логопед: - Воздух пахнет газами, он сильно загрязнён, небо затянуло дымом, Солнца совсем не видно.
-Назовите главных помощников Земли в очищении воздуха. (Деревья, растения)
Игра «Посади дерево». На карточках контурные изображения деревьев и цветов. Детям нужно обвести изображения по контуру.
На слайде появляется зеленого парка.
Логопед: - Молодцы! Посадили целый парк деревьев и теперь сможем открыть следующую часть послания («сохранилось»).
8. Логопед: - Давайте скажем добрые и ласковые слова, возможно мы сможем рассеять тучи над городом.
Дидактическая игра «Скажи ласково»
Вода – водичка, дождь-дождик, река-речка, лист-листик, облако-облачко
капля – капелька, дождь – дождик, река – речка, ручей-ручеек, родник-родничок.
Логопед: - От ваших ласковых слов выглянуло солнышко, дым рассеялся, давайте откроем следующую часть послания («все навеки»).
9. Логопед: - А теперь, когда испытания закончены, вы должны составить послание из слов, которые нашли.
Дети подходят к столам читают слова-части послания и составляют предложение:
«Беречь леса, поля и реки, чтоб сохранилось все навеки»
III. Итог.
Логопед: - Молодцы! Вы прошли все испытания и сумели прочитать послание из будущего. Скажите, как нужно делать, чтобы не допустить экологическую катастрофы в будущем? (бережно относиться к природе, не мусорить в лесу, на реке, в городе, ухаживать за растениями…).