выполнила:
Моисеева Марина Владимировна
Музыкальный руководитель
МАДОУ д/сад «Берёзка»
Нижегородская область Г.о.г. Первомайск
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Моисеева Марина Владимировна
г. Первомайск
moise.marina2017@ yandex.ru
В статье рассматриваются проблемы развития детей, система музыкально-оздоровительной работы в условиях современного ДОУ, раскрывающая виды здоровьесберегающих технологий.
От состояния детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы.
По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.
Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную ее пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье ребенка, не прививают ему любви к окружающим людям, самому себе. А ведь именно в дошкольном детстве, или периоде первого детства, интенсивно развиваются все органы и системы человека.
Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но
эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка.
Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальная НОД, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творчеких способностей каждого ребенка 1, с. 7.
Система музыкально - оздоровительной работы предполагает использование следующих здоровьесберегающих технологий:
Валеологические песни- распевки.
Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат, подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика
Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха, неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и работу дыхательного центра. В ДОУ включают упражнения дыхательной гимнастики Б.Толкачева и А.Стрельниковой 2, с. 12.
В результате проведения на каждом НОД повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.
Артикуляционная гимнастика
Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада перед зеркалом. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
Пальчиковые игры.
Важное место в НОД занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую гимнастику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно - ассоциативное мышление на основе устного народного творчества.
Речевые игры.
Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи с слухом речевым. В речевых играх Т.Боровик и Т.Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом 3, с. 20.
Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются детские
музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористистические средства. Кроме того, формирование речи у человека
идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомические и театральные возможности. Использование речевых игр эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Музыкотерапия - важная составляющая музыкально- оздоровительной работы ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно - игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия по Н.Ефименко проводится педагогами в течение всего дня- детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для НОД, свободной деятельности.
Музыкальная НОД с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка его интересов. Успех НОД невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.
Перейти к публикациям для педагогов
Библиографический список
1.Еременко Н.И., Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.– Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
2.Арсеневская О.Н., Система музыкально - оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения – Волгоград: Учитель, 2011.
3.Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: сценарии занятий с детьми 3-4 лет- М.: Сфера, 2004.