ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Моисеева Марина Владимировна

Музыкальный руководитель

МАДОУ д/сад «Берёзка»

Нижегородская область Г.о.г. Первомайск

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Моисеева Марина Владимировна
г. Первомайск
moise.marina2017@ yandex.ru
В статье рассматриваются проблемы развития детей, система музыкально-оздоровительной работы в условиях современного ДОУ, раскрывающая виды здоровьесберегающих технологий.

От состояния детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы.
По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.
Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную ее пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье ребенка, не прививают ему любви к окружающим людям, самому себе. А ведь именно в дошкольном детстве, или периоде первого детства, интенсивно развиваются все органы и системы человека.
Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но
эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка.
Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальная НОД, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творчеких способностей каждого ребенка 1, с. 7.
Система музыкально - оздоровительной работы предполагает использование следующих здоровьесберегающих технологий:
Валеологические песни- распевки.
Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат, подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика
Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха, неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и работу дыхательного центра. В ДОУ включают упражнения дыхательной гимнастики Б.Толкачева и А.Стрельниковой 2, с. 12.
В результате проведения на каждом НОД повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.
Артикуляционная гимнастика
Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада перед зеркалом. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
Пальчиковые игры.
Важное место в НОД занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую гимнастику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно - ассоциативное мышление на основе устного народного творчества.
Речевые игры.
Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи с слухом речевым. В речевых играх Т.Боровик и Т.Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом 3, с. 20.
Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются детские
музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористистические средства. Кроме того, формирование речи у человека
идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомические и театральные возможности. Использование речевых игр эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Музыкотерапия - важная составляющая музыкально- оздоровительной работы ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно - игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия по Н.Ефименко проводится педагогами в течение всего дня- детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для НОД, свободной деятельности.
Музыкальная НОД с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка его интересов. Успех НОД невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

 

 Перейти к публикациям для педагогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Библиографический список

1.Еременко Н.И., Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.– Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
2.Арсеневская О.Н., Система музыкально - оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения – Волгоград: Учитель, 2011.
3.Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: сценарии занятий с детьми 3-4 лет- М.: Сфера, 2004.

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.