ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Амбарова Елена Александровна

МБДОУ № 32 «Чебурашка»

Россия, Псковская обл, г Псков

Цикл НОД по ознакомлению детей с балетом «Щелкунчик»
Цель: Развивать у детей умение слушать и понимать классическую музыку. Познакомить с балетом, как крупным музыкально-сценическим жанром музыки.
Задачи:
1. Приобщать детей к музыкальному искусству посредством слушания классической музыки и установления взаимосвязи с другими видами искусства.
2. Развивать творчество, музыкальный слух, память, речь детей.
3. Формировать правильную осанку у детей при исполнении ритмических движений.
4. Воспитывать умение во время беседы о музыке внимательно слушать собеседника, дополнять его ответ.

Предварительная работа.
Речевое развитие:
- чтение сказки Гофмана «Щелкунчик»
- просмотр видеофильма «Щелкунчик» 1993 года
Познавательное развитие: Организация НОД «Театр». Цель: ознакомление с театральными профессиями (актер, костюмер, декоратор, билетер, гример).
Социально-личностное развитие:
- правила поведения в театре
- сюжетно – ролевая игра «Ты пришел в театр»
Художественно-эстетическое развитие:
- рисование по мотивам сказки и балета
- изготовление атрибутов к сказке

ОБОРУДОВАНИЕ:
Видео аппаратура.
Музыкальный центр.
Флэш-карта с кинофильмом «Щелкунчик».
Видео с фрагментами из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»
Флэш - карта и диски с музыкой из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Портрет Чайковского.

 

1 занятие
Задачи: вспомнить с детьми сюжет сказки, познакомить с танцем феи Драже. Учить чувствовать характер музыки

Муз. рук. Здравствуйте, дети! Сегодня я вас познакомлю с музыкой, которую написал композитор Петр Ильич Чайковский по сказке Э. Гофмана «Щелкунчик». Ребята, а вы помните, о чем сказка «Щелкунчик»? Кто такой Щелкунчик?
Дети: Щелкунчик- это деревянная игрушка.
Муз. рук: А почему его называют Щелкунчиком?
Дети: Потому что он умеет щелкать орехи.
Муз.рук: А что же случилось с этим игрушечным человечком и другими героями сказки в новогоднюю ночь? Давайте вспомним.
«Девочке Мари на Новый год подарили интересную игрушку – Щелкунчика… Кто продолжит рассказывать? (с помощью наводящих вопросов дети составляют рассказ)
Дети: Она очень обрадовалась этому подарку. Взяла в руки Щелкунчика и стала бегать, прыгать вокруг ёлки. Щелкунчик был одет в военный мундир. Мари брала маленькие орешки, чтобы Щелкунчику нетрудно было их расколоть. Но её брат решил попробовать расколоть самый большой орех, и Щелкунчик сломался. Мальчик бросил Щелкунчика под ёлку и забыл о нём. Мари положила Щелкунчика в кукольную кроватку и спела ему колыбельную. Когда праздник закончился, и все дети отправились спать, Мари тихонько пробралась в комнату, где она уложила Щелкунчика, взяла его на руки и начала с ним разговаривать, утешать его. И тут Щелкунчик ожил. Он рассказал Мари, что не всегда был таким смешным и некрасивым, что его заколдовала злая королева мышиного царства Мышильда. Спасти его может только любовь девушки и победа над мышиным королём.
Вдруг послышалось шуршание, и изо всех щелей стали вылезать мыши. Их было целое полчище, во главе с мышиным королём. Щелкунчик смело вступил с ними в бой. Ему помогали оловянные солдатики с ёлки. Дрались они храбро, отважно. Но вот мышиный король подобрался к Щелкунчику, и уже хотел было броситься на него, но Мари увидела это, сняла с ноги туфельку и бросила в мышиного короля. Щелкунчик был спасён. Войско мышей разбито. Мари подбежала к Щелкунчику и сказала: «Ты не мог погибнуть, я ведь так люблю тебя». Тут случилось чудо: Щелкунчик превратился в красивого принца, а Мари повзрослела. Теперь колдовство было разрушено. Принц взял Мари за руку, и они отправились в его королевство. Это было не обычное королевство, а сказочное царство сластей, в котором можно увидеть человечков из сахара и шоколада, апельсиновый ручей, лимонадную реку. В сказочном королевстве был устроен замечательный праздник. Танцевали сказочные человечки, была здесь и фея Драже. Принц танцевал с Мари. Они были так счастливы!
Теперь, когда вы вспомнили сказку о Щелкунчике, давайте познакомимся с музыкой балета. Начнём с самого интересного: с того, как Мари и принц попали в королевство сластей. Вы любите сладости? А вот, например, m&ms, skittles (да) А какой они формы? (круглые). Вот все конфеты круглой формы называются драже. Какие драже вы еще знаете? Так вот, в волшебном королевстве Мари и принца встретила фея Драже. (Звучит танец феи Драже). Вам понравилась музыка? Представьте себе балерину, исполняющую эту роль. У нее на ручках одеты специальные украшения. Манжеты у запястья и у локтя, а их соединяют изогнутые в форме дуг проволочки, на которые нанизаны круглые шарики, как бы драже.(муз.руководитель движениями демонстрирует рассказ). Давайте еще раз послушаем этот фрагмент из балета. Подумайте, как звучит эта музыка, чем она необычна? (повторное прослушивание). (ответы детей) Правильно. Музыка волшебная, нежная, переливается, звенит. Такое звонкое звучание у музыкального инструмента челеста. Он похож на фортепиано, только звук у него другой.

  Перейти к публикациям для педагогов
2 занятие

Задачи: Продолжить знакомить с музыкой балета. Расширить знания детей о музыке крупных жанров (опера, балет)


Сегодня, ребята, мы продолжим знакомство с балетом П. И. Чайковского «Щелкунчик». Вспомните, пожалуйста, что такое балет? (…)
Балет (фр. ballet, от итал. ballo  танцую)  спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В балете не поют, не разговаривают, а все содержание передают с помощью движений. Чаще всего в основе балета лежит определённый сюжет. Особую роль здесь играет пантомима, с помощью которой герои передают чувства, их «разговор» между собой, суть происходящего.
Я снова вижу голубой далекий свет.
Прекрасным принцем мне является балет.
Он позолоченную туфельку дает,
И за собою в мир загадочный ведет.
И вот взлетаю я, взлетаю высоко,
Паря над прожитым, свободно и легко.
И только звезды кружат в небе надо мной,
И только музыке подвластна я одной.
Балет, балет, как хорошо с тобой парить,
И все понятно, и не надо говорить.
Не надо слов пустых, не надо лишних фраз,
Все объяснит круженье рук, движенье глаз.
( И. Резник)

Послушайте, пожалуйста, фрагмент из балета «Щелкунчик». Что это за музыка? (звучит танец феи Драже) Почему вы поняли, что это танец феи Драже? (музыка звенящая). Ребята, когда Чайковский сочинял этот балет, он мечтал, чтобы фея танцевала под необыкновенно звенящую музыку. И он привез из Италии неизвестный в то время в России инструмент – челесту. Этот инструмент обладал холодноватым, прозрачно-серебристым тембром. Композитор хотел сделать для всех сюрприз и поэтому партию челесты музыкант репетировал тогда, когда его никто не мог услышать. И в день премьеры, а премьера – это первое праздничное исполнение любого произведения в присутствии зрителей и на оформленной сцене, - в день премьеры зазвучала челеста. Представляете, как были удивлены зрители и артисты балета, услышав необычное звучание неизвестного инструмента. Вот звучание челесты делает запоминающимся этот танец. Давайте еще послушаем танец феи Драже. Я предлагаю вам представить, что вы артисты балета. Помните, я вам рассказывала, какой элемент костюма был у балерин? Вот мы сегодня поможем себе движением рук (при прослушивании муз. рук. акцентирует внимание движениями на нисходящие пассажи). Кажется, что круглые конфетки покатились и рассыпались. Вы обратили внимание на движение мелодии вниз, которые мы с вами показывали в движениях рук? Это тоже интонации, по которым легко запомнить танец феи Драже
Ребята, мы с вами говорили, что в балете только…. Что делают? (танцуют). А что делают в опере? (поют). А для того, чтобы стать артистом оперы, надо еще в детском саду учиться петь. Сначала мы вспомним, как надо брать дыхание. (через нос, не поднимая плеч). Давайте сдуем с руки легкую снежинку. А теперь проверьте, все правильно сидят? Мы покажем, как покатились драже сверху вниз (Нисходящее движение на слог ля-ля…).
(Продолжается вокальная работа по конспекту )

 

3 занятие

Задачи: Знакомить детей с музыкой танцев балета. Учить различать характер пьес, средства музыкальной выразительности. Формировать тембровый слух детей.

Муз. рук: Сегодня мы послушаем новые фрагменты из балета «Щелкунчик». Давайте побываем на празднике в королевстве сластей. Нас встречает фея Драже. Это хозяйка сказочного дворца.(Исполняется фрагмент.) Какая это музыка?
Дети. Волшебная, нежная.
Муз.рук: Правильно, когда челеста звучит, кажется, будто мы слышим мелодичный перезвон колокольчиков, переливы фонтанов сладких напитков и сверканье драгоценностей. Танец феи Драже изящный, грациозный, искрящийся светом, волшебством. Ребята, мы смотрели фильм «Щелкунчик». Скажите, какие танцы вам запомнились? (ответы детей).
Есть на этом празднике и китайский танец («Чай») — шуточный, словно прыгающий. На фоне низко звучащих фаготов мы слышим свистящую флейту. (Звучит запись.) Китайский танец игривый, прыгающий, шуточный. Кажется, будто пляшут смешные фарфоровые статуэтки. Давайте еще раз послушаем, как русский композитор передает в музыке восточные особенности интонаций. (слушают)
Муз. рук.: Как звучит музыка?
Дети: (…)
Муз. рук: Музыка звучит в высоком регистре, главную мелодию исполняют флейты. Сама музыка четкая, острая, будто куклы подпрыгивают.

Есть и задорный, весёлый, удалой русский народный танец — трепак (звучит запись). Вам понравился этот танец? Вы услышали наши, родные русские интонации? Мне очень хочется плясать в этом ускоряющемся вихре движений. Это танец живой, темпераментный. Какие движения вы бы придумали под эту музыку? (творческое перевоплощение)
Сейчас вы были артистами какого театра? (балета). А теперь превратимся в оперных артистов. Что мы будем делать? (петь)


4 занятие.

Задачи: Продолжать знакомить детей с музыкой балета. Учить определять характер музыки.


Муз. рук: Сегодня я предлагаю вам вспомнить, какие интересные танцы мы слушали на прошлом занятии? Кто узнает музыку? (звучат небольшие фрагменты). Правильно. Это Трепак и Китайский чай.
Мы продолжаем знакомство с балетом «Щелкунчик». Давайте из королевства сластей вернемся в начало представленья. Помните, собираются гости и дети маршируют вокруг елки. Звучит марш. (Марш). Как звучала эта музыка?
Дети. Этот марш весёлый, шуточный.
Муз. рук: А смогли бы под него маршировать настоящие солдаты? (нет). Солдатский марш звучит более насыщено, громко, там основной инструмент – трубы. А этот марш отрывистый, легкий, веселый Он похож на «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» Помните? (звучит начало марша)
Муз.рук: Прислушайтесь к смене характера в средней части. Она звучит иначе, чем в начале и конце, возникает другое настроение (звучит фрагмент).
Дети: Как будто засверкали на ёлке блестящие снежинки, льдинки, огоньки.
Муз. рук. Правильно, музыка звучит высоко, отрывисто, похожа на сверкающие огоньки или переливающиеся снежинки, она волшебная, сказочная. Мы чувствуем, что героев сказки впереди ожидают какие-то необыкновенные приключения. Музыка таинственная. Но потом опять возвращается знакомая мелодия игривого, бойкого марша. Я предлагаю вам пройтись под марш, передавая характер каждой части: в 1 и 3 частях – маршировать, а во 2 – легко кружиться (повторное прослушивание с движением) Скажите, а какие вы слышите в музыке музыкальные инструменты?
Дети: Марш исполняют трубы, барабаны.
Муз.рук.: Молодцы, ребята. А что же дальше произошло в сказке? Кто помнит?
Дети: Когда закончилось общее веселье, дети пошли спать. А девочке Мари спать не хотелось. Она взяла в руки Щелкунчика и стала петь ему колыбельную.
Муз. рук: Ребята, а что такое «колыбельная»?
Дети: Это песня, под которую засыпают.
Муз. рук.: А вот как звучит колыбельная, которую Мари пела Щелкунчику, когда дети ушли спать (исполняет колыбельную). Какая это музыка?
Дети: Спокойная, ласковая.
Муз.рук: Да, колыбельная напевная, ласковая, мерно покачивающаяся, убаюкивающая. Давайте представим себя у колыбельки и покачаем щелкунчика (исполняет фрагмент повторно).
Муз. рук: Как звучала музыка?
Дети: Музыка добрая, ласковая, мягкая. Она звучит медленно и спокойно . Муз. рук: Колыбельная песня так понравилась Щелкунчику, что он решил рассказать Мари свою историю. Что же рассказал Щелкунчик? (ответы детей по содержанию сказки)

Часы бьют двенадцать… Но вдруг послышалось шуршание, скрип, возня. Слышите? Что это? Что случилось?(звучит фрагмент «Мыши»)
Дети: Это появился мышиный король со своим войском.
Муз. рук.: А как вы догадались? Как звучала музыка?
Дети: Музыка таинственная, сначала она тихая, но потом становится громче и громче. Музыка по характеру злая.
Муз. рук: Почему музыка злая?
Дети: Потому что мышиный король злой. И чем ближе подходит войско, тем громче и страшнее становится музыка.
Муз.рук: Но смелый Щелкунчик не испугался мышей. Он вступил с ними в бой. А помогали ему все игрушки с елки: и солдатики, и куклы, и зайцы, и лошадки… Ребята, кто победил в сражении?
Дети: Победил Щелкунчик со своими друзьями.
Муз.рук: Мы сейчас все вместе посмотрим это сражение.
(дети смотрят фрагмент из мультфильма «Щелкунчик»)
Муз.рук: Мари спасла Щелкунчика от смерти, помогла победить мышиного короля, запустив в него свою туфельку. Вы помните, что после этого Щелкунчик превратился в прекрасного юношу-принца и отправился с Мари в путешествие в сказочное царство сластей.

 

5 занятие
Задачи: Знакомить детей с вальсами из балета. Учить различать характер каждого произведения.

Муз. рук: Вы познакомились с несколькими фрагментами из балета «Щелкунчик». Что вам запомнилось? (звучат фрагменты, названые детьми).
В балете «Щелкунчик» есть вальсы. Мы сравним три вальса. Первый называется «Вальс снежных хлопьев». Он звучит в балете, когда принц пригласил Мари посетить его сказочное королевство. Они отправились в путь, и попали в зимний, заснеженный лес. Вы услышите, как музыка передает звуки метели, услышите голоса поющих детей. … А вас ничто не удивляет? Разве в балете поют? Композитор долго думал, как звуками инструментов нарисовать сказочное очарование зимнего леса. И он решил, что для этого необходимо сочинить партию детского хора. Это необычно, что в балете звучат поющие детские голоса. Послушайте вальс снежных хлопьев, может вы даже сможете подпеть детскому хору? (Дети слушают запись.)
Муз. рук: Расскажите, вас очаровала эта музыка? Как она звучала?
Дети: Легко, нежно, тревожно, в музыке слышно, как ветер кружит снежинки.
Муз. рук: Да, в музыке передана картина сказочного зимнего леса, мелькание лёгких, волшебных, сверкающих снежинок, а настроение этого вальса слегка встревоженное, смятённое, но одновременно и светлое. Мари и принц вместе идут в чудесную, волшебную страну и, конечно, преодолеют все преграды. Слышите, как звенят в оркестре звонкие треугольники и колокольчики, посвистывают нежные флейты, как будто блестят на солнце пушистые снежинки. Переборы арфы помогают передать картину метели, а «вьюжную» мелодию ведут трепетные скрипки. (Звучит фрагмент повторно.) Но вот Мари и принц пришли в сказочную страну сластей. В их честь был устроен праздник с танцами. Зазвучал вальс цветов (включает запись). Какой он?
Дети. Праздничный и нежный.
Муз. рук: Да, ребята, в этом вальсе необыкновенно долгое вступление. Исполняется оно на арфе (демонстрируется изображение инструмента). Звучит очень нежно. Но вот начинается тема. Как звучит мелодия?
Дети: мелодия звучит то ласково, нежно, то насыщено, громко, призывно. Она полна радости и красоты. (Фрагмент звучит повторно)
Муз. рук: Правильно, мелодия звучит то полётно и призывно, то ласково, плавно. Она полна радости и красоты. (Фрагмент звучит)
В конце балета звучит ещё один вальс (исполняет его). Какой он?
Дети: Очень торжественный, праздничный.
Муз. рук: Да, это самый радостный из трёх вальсов, звучит ярко, пышно, блестяще, радостно-взволнованно. Слышны торжественные удары тарелок, праздничное звучание всего оркестра. А мелодию вальса играют струнные инструменты, полётно, ликующе. А в средней части, прислушайтесь, как радостно, волшебно переливаются, позванивают колокольчики. (Звучит фрагмент средней части)
Послушайте фрагменты всех трех вальсов

 

 


6 занятие

Задачи: предложить детям вспомнить и изобразить в движениях прослушанные ранее фрагменты из балета «Щелкунчик»

Ребята, посмотрите, я принесла вам портрет композитора. Вы узнали, кто это? Правильно. Это Чайковский. Я думаю, что ему было бы очень приятно,
если вы вспомните и узнаете все фрагменты из балета, которые мы слушали.
И так, начнем. (Звучат небольшие фрагменты ранее прослушанных произведений, дети изображают в движениях, называют их и кратко рассказывают о характере музыки).
- Марш
- Танец феи Драже
- Китайский танец
- Арабский танец (Ознакомление)
- Мыши
- Вальс цветов

 

 


7 занятие
Доминантное


Дети заходят в зал. Их встречает Фея Мелодия.

Фея: Здравствуйте, дети. Я – фея Мелодия. Я очень рада вас видеть. А какими бывают мелодии?
Дети: Радостными, легкими, напевными, плавными, искрящимися, задумчивыми…
Муз. рук: Правильно, ребята. В царстве музыки много прекрасных мелодий
Фея: Я предлагаю вам сейчас полететь за мной в царство легкой, нежной, кружащейся мелодии. (звучит «Вальс снежных хлопьев», дети плавно танцуют)
 Где вы могли слышать этот музыкальный отрывок?
– Кто написал эту музыку?
– По какой сказке был написан балет?
– Кто запомнил, что такое балет?


Фея: Вы правильно вспомнили вальс «Снежных хлопьев» и мне очень понравилось, как вы его исполнили. И эта музыка привела нас в балет «Щелкунчик». Помните, в доме у Мари собираются гости на Рождество. Все радуются у нарядной елки. А вот и у нас есть елочка (выносит искусственную елку). Вставайте вокруг елки. (звучит «Марш», дети двигаются в характере музыки). Все дарят друг другу подарки. Что подарили Мари? Вот он, «Щелкунчик» (демонстрирует игрушку)

Щелк: 1, 2 – щелк, щелк, щелк,
Есть на свете честь и долг!
Знайте, дети все вокруг,
Вам Щелкунчик – лучший друг.


Фея: Что же дальше случилось со Щелкунчиком? (ответы детей)
И вот, когда все легли спать, Мари подошла к Щелкунчику, взяла его и спела колыбельную.
(девочка берет из кроватки игрушку и качает ее под музыку колыбельной).

Фея: Часы пробили. Тише… Тише.
Из всех щелей полезли мыши.

Муз. рук: Выходите, солдатики, на помощь Щелкунчику.

Танец «Сражение солдатиков и мышей» (выучен заранее)

Фея: Мышиное войско разбито. Мари не сдерживает радости и нежных чувств, восклицает «Как же я тебя люблю!». И что происходит?(ответы детей). А куда же отправляются Мари и Принц? (ответы детей)
Фея: Герои сказки оказались в городе Конфетенбург. И для каждого его жителя композитор Чайковский сочинил свою особую музыку. (на стену выводятся фрагменты балета)
-Испанский танец.
В то время считалось, что самый лучший шоколад привозят из Испании. Представьте себе людей, одетых в красочные испанские наряды. Музыка этого танца словно переносит нас в Испанию. Мелодия этого танца упругая, задорная, огненная, четкая, громкая. Давайте еще раз послушаем Испанский танец и поможем оркестру. Сильные доли будем отмечать ударами в бубен (мальчики) и игрой на кастаньетах (девочки). (оркестровка)

-Китайский танец.
Эта музыка вам хорошо знакома, поэтому я предлагаю вам представить себя артистами балета. (импровизация движений)

-Арабский танец.
Это танцует кофе. Музыка медленная, плавная, изящная. Слышно позвякивание бубна. Я предлагаю желающим взять бубны и исполнить танец кофе. (импровизация движений)

Фея: И за всем этим представлением восторженно наблюдают Мари и принц. Ведь они уже жених и невеста. И вот маленький человек в золотой парче (мажордом) ударяет в ладоши: появляются 36 танцовщиц и 36 танцовщиков, одетых цветами. Они несут большой букет, который дарят жениху и невесте. После этого начинается общий большой вальс. «Вальс цветов» очень торжественный и праздничный. Самый яркий из трех вальсов, звучит красочно, великолепно. В мелодии вальса слышны все инструменты - струнные, удары тарелок, нежные звуки колокольчиков. Мари и Щелкунчик отправляются туда. Предлагаю вам исполнить вальс цветов (танцевальная импровизация)
Фея: Но вот наступило утро, Мари проснулась. Она никак не могла понять, что же с ней приключилось. А, присмотревшись, она увидела посреди комнаты свою туфельку. Как она там оказалась? А может, это был не сон? Как вы думаете?
Муз. рук: Ребята, вам нравится балет «Щелкунчик»? А чем он вам запомнился? Но если бы у Щелкунчика не было столько верных друзей, он бы не смог победить мышиного короля.
Муз. рук: Правильно, ребята. Дружба помогает нам совершать великие дела и подвиги. Я желаю вам всегда быть добрыми, отзывчивыми и дружными. Я очень рада, что вы получили удовольствие от этого балета. Спасибо всем, до свидания.

 

 

 

 

 

Цикл НОД по ознакомлению детей с балетом «Щелкунчик»
Цель: Развивать у детей умение слушать и понимать классическую музыку. Познакомить с балетом, как крупным музыкально-сценическим жанром музыки.
Задачи:
1. Приобщать детей к музыкальному искусству посредством слушания классической музыки и установления взаимосвязи с другими видами искусства.
2. Развивать творчество, музыкальный слух, память, речь детей.
3. Формировать правильную осанку у детей при исполнении ритмических движений.
4. Воспитывать умение во время беседы о музыке внимательно слушать собеседника, дополнять его ответ.

Предварительная работа.
Речевое развитие:
- чтение сказки Гофмана «Щелкунчик»
- просмотр видеофильма «Щелкунчик» 1993 года
Познавательное развитие: Организация НОД «Театр». Цель: ознакомление с театральными профессиями (актер, костюмер, декоратор, билетер, гример).
Социально-личностное развитие:
- правила поведения в театре
- сюжетно – ролевая игра «Ты пришел в театр»
Художественно-эстетическое развитие:
- рисование по мотивам сказки и балета
- изготовление атрибутов к сказке

ОБОРУДОВАНИЕ:
Видео аппаратура.
Музыкальный центр.
Флэш-карта с кинофильмом «Щелкунчик».
Видео с фрагментами из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»
Флэш - карта и диски с музыкой из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Портрет Чайковского.

 

1 занятие
Задачи: вспомнить с детьми сюжет сказки, познакомить с танцем феи Драже. Учить чувствовать характер музыки

Муз. рук. Здравствуйте, дети! Сегодня я вас познакомлю с музыкой, которую написал композитор Петр Ильич Чайковский по сказке Э. Гофмана «Щелкунчик». Ребята, а вы помните, о чем сказка «Щелкунчик»? Кто такой Щелкунчик?
Дети: Щелкунчик- это деревянная игрушка.
Муз. рук: А почему его называют Щелкунчиком?
Дети: Потому что он умеет щелкать орехи.
Муз.рук: А что же случилось с этим игрушечным человечком и другими героями сказки в новогоднюю ночь? Давайте вспомним.
«Девочке Мари на Новый год подарили интересную игрушку – Щелкунчика… Кто продолжит рассказывать? (с помощью наводящих вопросов дети составляют рассказ)
Дети: Она очень обрадовалась этому подарку. Взяла в руки Щелкунчика и стала бегать, прыгать вокруг ёлки. Щелкунчик был одет в военный мундир. Мари брала маленькие орешки, чтобы Щелкунчику нетрудно было их расколоть. Но её брат решил попробовать расколоть самый большой орех, и Щелкунчик сломался. Мальчик бросил Щелкунчика под ёлку и забыл о нём. Мари положила Щелкунчика в кукольную кроватку и спела ему колыбельную. Когда праздник закончился, и все дети отправились спать, Мари тихонько пробралась в комнату, где она уложила Щелкунчика, взяла его на руки и начала с ним разговаривать, утешать его. И тут Щелкунчик ожил. Он рассказал Мари, что не всегда был таким смешным и некрасивым, что его заколдовала злая королева мышиного царства Мышильда. Спасти его может только любовь девушки и победа над мышиным королём.
Вдруг послышалось шуршание, и изо всех щелей стали вылезать мыши. Их было целое полчище, во главе с мышиным королём. Щелкунчик смело вступил с ними в бой. Ему помогали оловянные солдатики с ёлки. Дрались они храбро, отважно. Но вот мышиный король подобрался к Щелкунчику, и уже хотел было броситься на него, но Мари увидела это, сняла с ноги туфельку и бросила в мышиного короля. Щелкунчик был спасён. Войско мышей разбито. Мари подбежала к Щелкунчику и сказала: «Ты не мог погибнуть, я ведь так люблю тебя». Тут случилось чудо: Щелкунчик превратился в красивого принца, а Мари повзрослела. Теперь колдовство было разрушено. Принц взял Мари за руку, и они отправились в его королевство. Это было не обычное королевство, а сказочное царство сластей, в котором можно увидеть человечков из сахара и шоколада, апельсиновый ручей, лимонадную реку. В сказочном королевстве был устроен замечательный праздник. Танцевали сказочные человечки, была здесь и фея Драже. Принц танцевал с Мари. Они были так счастливы!
Теперь, когда вы вспомнили сказку о Щелкунчике, давайте познакомимся с музыкой балета. Начнём с самого интересного: с того, как Мари и принц попали в королевство сластей. Вы любите сладости? А вот, например, m&ms, skittles (да) А какой они формы? (круглые). Вот все конфеты круглой формы называются драже. Какие драже вы еще знаете? Так вот, в волшебном королевстве Мари и принца встретила фея Драже. (Звучит танец феи Драже). Вам понравилась музыка? Представьте себе балерину, исполняющую эту роль. У нее на ручках одеты специальные украшения. Манжеты у запястья и у локтя, а их соединяют изогнутые в форме дуг проволочки, на которые нанизаны круглые шарики, как бы драже.(муз.руководитель движениями демонстрирует рассказ). Давайте еще раз послушаем этот фрагмент из балета. Подумайте, как звучит эта музыка, чем она необычна? (повторное прослушивание). (ответы детей) Правильно. Музыка волшебная, нежная, переливается, звенит. Такое звонкое звучание у музыкального инструмента челеста. Он похож на фортепиано, только звук у него другой.


2 занятие

Задачи: Продолжить знакомить с музыкой балета. Расширить знания детей о музыке крупных жанров (опера, балет)


Сегодня, ребята, мы продолжим знакомство с балетом П. И. Чайковского «Щелкунчик». Вспомните, пожалуйста, что такое балет? (…)
Балет (фр. ballet, от итал. ballo  танцую)  спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В балете не поют, не разговаривают, а все содержание передают с помощью движений. Чаще всего в основе балета лежит определённый сюжет. Особую роль здесь играет пантомима, с помощью которой герои передают чувства, их «разговор» между собой, суть происходящего.
Я снова вижу голубой далекий свет.
Прекрасным принцем мне является балет.
Он позолоченную туфельку дает,
И за собою в мир загадочный ведет.
И вот взлетаю я, взлетаю высоко,
Паря над прожитым, свободно и легко.
И только звезды кружат в небе надо мной,
И только музыке подвластна я одной.
Балет, балет, как хорошо с тобой парить,
И все понятно, и не надо говорить.
Не надо слов пустых, не надо лишних фраз,
Все объяснит круженье рук, движенье глаз.
( И. Резник)

Послушайте, пожалуйста, фрагмент из балета «Щелкунчик». Что это за музыка? (звучит танец феи Драже) Почему вы поняли, что это танец феи Драже? (музыка звенящая). Ребята, когда Чайковский сочинял этот балет, он мечтал, чтобы фея танцевала под необыкновенно звенящую музыку. И он привез из Италии неизвестный в то время в России инструмент – челесту. Этот инструмент обладал холодноватым, прозрачно-серебристым тембром. Композитор хотел сделать для всех сюрприз и поэтому партию челесты музыкант репетировал тогда, когда его никто не мог услышать. И в день премьеры, а премьера – это первое праздничное исполнение любого произведения в присутствии зрителей и на оформленной сцене, - в день премьеры зазвучала челеста. Представляете, как были удивлены зрители и артисты балета, услышав необычное звучание неизвестного инструмента. Вот звучание челесты делает запоминающимся этот танец. Давайте еще послушаем танец феи Драже. Я предлагаю вам представить, что вы артисты балета. Помните, я вам рассказывала, какой элемент костюма был у балерин? Вот мы сегодня поможем себе движением рук (при прослушивании муз. рук. акцентирует внимание движениями на нисходящие пассажи). Кажется, что круглые конфетки покатились и рассыпались. Вы обратили внимание на движение мелодии вниз, которые мы с вами показывали в движениях рук? Это тоже интонации, по которым легко запомнить танец феи Драже
Ребята, мы с вами говорили, что в балете только…. Что делают? (танцуют). А что делают в опере? (поют). А для того, чтобы стать артистом оперы, надо еще в детском саду учиться петь. Сначала мы вспомним, как надо брать дыхание. (через нос, не поднимая плеч). Давайте сдуем с руки легкую снежинку. А теперь проверьте, все правильно сидят? Мы покажем, как покатились драже сверху вниз (Нисходящее движение на слог ля-ля…).
(Продолжается вокальная работа по конспекту )

 

3 занятие

Задачи: Знакомить детей с музыкой танцев балета. Учить различать характер пьес, средства музыкальной выразительности. Формировать тембровый слух детей.

Муз. рук: Сегодня мы послушаем новые фрагменты из балета «Щелкунчик». Давайте побываем на празднике в королевстве сластей. Нас встречает фея Драже. Это хозяйка сказочного дворца.(Исполняется фрагмент.) Какая это музыка?
Дети. Волшебная, нежная.
Муз.рук: Правильно, когда челеста звучит, кажется, будто мы слышим мелодичный перезвон колокольчиков, переливы фонтанов сладких напитков и сверканье драгоценностей. Танец феи Драже изящный, грациозный, искрящийся светом, волшебством. Ребята, мы смотрели фильм «Щелкунчик». Скажите, какие танцы вам запомнились? (ответы детей).
Есть на этом празднике и китайский танец («Чай») — шуточный, словно прыгающий. На фоне низко звучащих фаготов мы слышим свистящую флейту. (Звучит запись.) Китайский танец игривый, прыгающий, шуточный. Кажется, будто пляшут смешные фарфоровые статуэтки. Давайте еще раз послушаем, как русский композитор передает в музыке восточные особенности интонаций. (слушают)
Муз. рук.: Как звучит музыка?
Дети: (…)
Муз. рук: Музыка звучит в высоком регистре, главную мелодию исполняют флейты. Сама музыка четкая, острая, будто куклы подпрыгивают.

Есть и задорный, весёлый, удалой русский народный танец — трепак (звучит запись). Вам понравился этот танец? Вы услышали наши, родные русские интонации? Мне очень хочется плясать в этом ускоряющемся вихре движений. Это танец живой, темпераментный. Какие движения вы бы придумали под эту музыку? (творческое перевоплощение)
Сейчас вы были артистами какого театра? (балета). А теперь превратимся в оперных артистов. Что мы будем делать? (петь)


4 занятие.

Задачи: Продолжать знакомить детей с музыкой балета. Учить определять характер музыки.


Муз. рук: Сегодня я предлагаю вам вспомнить, какие интересные танцы мы слушали на прошлом занятии? Кто узнает музыку? (звучат небольшие фрагменты). Правильно. Это Трепак и Китайский чай.
Мы продолжаем знакомство с балетом «Щелкунчик». Давайте из королевства сластей вернемся в начало представленья. Помните, собираются гости и дети маршируют вокруг елки. Звучит марш. (Марш). Как звучала эта музыка?
Дети. Этот марш весёлый, шуточный.
Муз. рук: А смогли бы под него маршировать настоящие солдаты? (нет). Солдатский марш звучит более насыщено, громко, там основной инструмент – трубы. А этот марш отрывистый, легкий, веселый Он похож на «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» Помните? (звучит начало марша)
Муз.рук: Прислушайтесь к смене характера в средней части. Она звучит иначе, чем в начале и конце, возникает другое настроение (звучит фрагмент).
Дети: Как будто засверкали на ёлке блестящие снежинки, льдинки, огоньки.
Муз. рук. Правильно, музыка звучит высоко, отрывисто, похожа на сверкающие огоньки или переливающиеся снежинки, она волшебная, сказочная. Мы чувствуем, что героев сказки впереди ожидают какие-то необыкновенные приключения. Музыка таинственная. Но потом опять возвращается знакомая мелодия игривого, бойкого марша. Я предлагаю вам пройтись под марш, передавая характер каждой части: в 1 и 3 частях – маршировать, а во 2 – легко кружиться (повторное прослушивание с движением) Скажите, а какие вы слышите в музыке музыкальные инструменты?
Дети: Марш исполняют трубы, барабаны.
Муз.рук.: Молодцы, ребята. А что же дальше произошло в сказке? Кто помнит?
Дети: Когда закончилось общее веселье, дети пошли спать. А девочке Мари спать не хотелось. Она взяла в руки Щелкунчика и стала петь ему колыбельную.
Муз. рук: Ребята, а что такое «колыбельная»?
Дети: Это песня, под которую засыпают.
Муз. рук.: А вот как звучит колыбельная, которую Мари пела Щелкунчику, когда дети ушли спать (исполняет колыбельную). Какая это музыка?
Дети: Спокойная, ласковая.
Муз.рук: Да, колыбельная напевная, ласковая, мерно покачивающаяся, убаюкивающая. Давайте представим себя у колыбельки и покачаем щелкунчика (исполняет фрагмент повторно).
Муз. рук: Как звучала музыка?
Дети: Музыка добрая, ласковая, мягкая. Она звучит медленно и спокойно . Муз. рук: Колыбельная песня так понравилась Щелкунчику, что он решил рассказать Мари свою историю. Что же рассказал Щелкунчик? (ответы детей по содержанию сказки)

Часы бьют двенадцать… Но вдруг послышалось шуршание, скрип, возня. Слышите? Что это? Что случилось?(звучит фрагмент «Мыши»)
Дети: Это появился мышиный король со своим войском.
Муз. рук.: А как вы догадались? Как звучала музыка?
Дети: Музыка таинственная, сначала она тихая, но потом становится громче и громче. Музыка по характеру злая.
Муз. рук: Почему музыка злая?
Дети: Потому что мышиный король злой. И чем ближе подходит войско, тем громче и страшнее становится музыка.
Муз.рук: Но смелый Щелкунчик не испугался мышей. Он вступил с ними в бой. А помогали ему все игрушки с елки: и солдатики, и куклы, и зайцы, и лошадки… Ребята, кто победил в сражении?
Дети: Победил Щелкунчик со своими друзьями.
Муз.рук: Мы сейчас все вместе посмотрим это сражение.
(дети смотрят фрагмент из мультфильма «Щелкунчик»)
Муз.рук: Мари спасла Щелкунчика от смерти, помогла победить мышиного короля, запустив в него свою туфельку. Вы помните, что после этого Щелкунчик превратился в прекрасного юношу-принца и отправился с Мари в путешествие в сказочное царство сластей.

 

5 занятие
Задачи: Знакомить детей с вальсами из балета. Учить различать характер каждого произведения.

Муз. рук: Вы познакомились с несколькими фрагментами из балета «Щелкунчик». Что вам запомнилось? (звучат фрагменты, названые детьми).
В балете «Щелкунчик» есть вальсы. Мы сравним три вальса. Первый называется «Вальс снежных хлопьев». Он звучит в балете, когда принц пригласил Мари посетить его сказочное королевство. Они отправились в путь, и попали в зимний, заснеженный лес. Вы услышите, как музыка передает звуки метели, услышите голоса поющих детей. … А вас ничто не удивляет? Разве в балете поют? Композитор долго думал, как звуками инструментов нарисовать сказочное очарование зимнего леса. И он решил, что для этого необходимо сочинить партию детского хора. Это необычно, что в балете звучат поющие детские голоса. Послушайте вальс снежных хлопьев, может вы даже сможете подпеть детскому хору? (Дети слушают запись.)
Муз. рук: Расскажите, вас очаровала эта музыка? Как она звучала?
Дети: Легко, нежно, тревожно, в музыке слышно, как ветер кружит снежинки.
Муз. рук: Да, в музыке передана картина сказочного зимнего леса, мелькание лёгких, волшебных, сверкающих снежинок, а настроение этого вальса слегка встревоженное, смятённое, но одновременно и светлое. Мари и принц вместе идут в чудесную, волшебную страну и, конечно, преодолеют все преграды. Слышите, как звенят в оркестре звонкие треугольники и колокольчики, посвистывают нежные флейты, как будто блестят на солнце пушистые снежинки. Переборы арфы помогают передать картину метели, а «вьюжную» мелодию ведут трепетные скрипки. (Звучит фрагмент повторно.) Но вот Мари и принц пришли в сказочную страну сластей. В их честь был устроен праздник с танцами. Зазвучал вальс цветов (включает запись). Какой он?
Дети. Праздничный и нежный.
Муз. рук: Да, ребята, в этом вальсе необыкновенно долгое вступление. Исполняется оно на арфе (демонстрируется изображение инструмента). Звучит очень нежно. Но вот начинается тема. Как звучит мелодия?
Дети: мелодия звучит то ласково, нежно, то насыщено, громко, призывно. Она полна радости и красоты. (Фрагмент звучит повторно)
Муз. рук: Правильно, мелодия звучит то полётно и призывно, то ласково, плавно. Она полна радости и красоты. (Фрагмент звучит)
В конце балета звучит ещё один вальс (исполняет его). Какой он?
Дети: Очень торжественный, праздничный.
Муз. рук: Да, это самый радостный из трёх вальсов, звучит ярко, пышно, блестяще, радостно-взволнованно. Слышны торжественные удары тарелок, праздничное звучание всего оркестра. А мелодию вальса играют струнные инструменты, полётно, ликующе. А в средней части, прислушайтесь, как радостно, волшебно переливаются, позванивают колокольчики. (Звучит фрагмент средней части)
Послушайте фрагменты всех трех вальсов

 

 


6 занятие

Задачи: предложить детям вспомнить и изобразить в движениях прослушанные ранее фрагменты из балета «Щелкунчик»

Ребята, посмотрите, я принесла вам портрет композитора. Вы узнали, кто это? Правильно. Это Чайковский. Я думаю, что ему было бы очень приятно,
если вы вспомните и узнаете все фрагменты из балета, которые мы слушали.
И так, начнем. (Звучат небольшие фрагменты ранее прослушанных произведений, дети изображают в движениях, называют их и кратко рассказывают о характере музыки).
- Марш
- Танец феи Драже
- Китайский танец
- Арабский танец (Ознакомление)
- Мыши
- Вальс цветов

 

 


7 занятие
Доминантное


Дети заходят в зал. Их встречает Фея Мелодия.

Фея: Здравствуйте, дети. Я – фея Мелодия. Я очень рада вас видеть. А какими бывают мелодии?
Дети: Радостными, легкими, напевными, плавными, искрящимися, задумчивыми…
Муз. рук: Правильно, ребята. В царстве музыки много прекрасных мелодий
Фея: Я предлагаю вам сейчас полететь за мной в царство легкой, нежной, кружащейся мелодии. (звучит «Вальс снежных хлопьев», дети плавно танцуют)
 Где вы могли слышать этот музыкальный отрывок?
– Кто написал эту музыку?
– По какой сказке был написан балет?
– Кто запомнил, что такое балет?


Фея: Вы правильно вспомнили вальс «Снежных хлопьев» и мне очень понравилось, как вы его исполнили. И эта музыка привела нас в балет «Щелкунчик». Помните, в доме у Мари собираются гости на Рождество. Все радуются у нарядной елки. А вот и у нас есть елочка (выносит искусственную елку). Вставайте вокруг елки. (звучит «Марш», дети двигаются в характере музыки). Все дарят друг другу подарки. Что подарили Мари? Вот он, «Щелкунчик» (демонстрирует игрушку)

Щелк: 1, 2 – щелк, щелк, щелк,
Есть на свете честь и долг!
Знайте, дети все вокруг,
Вам Щелкунчик – лучший друг.


Фея: Что же дальше случилось со Щелкунчиком? (ответы детей)
И вот, когда все легли спать, Мари подошла к Щелкунчику, взяла его и спела колыбельную.
(девочка берет из кроватки игрушку и качает ее под музыку колыбельной).

Фея: Часы пробили. Тише… Тише.
Из всех щелей полезли мыши.

Муз. рук: Выходите, солдатики, на помощь Щелкунчику.

Танец «Сражение солдатиков и мышей» (выучен заранее)

Фея: Мышиное войско разбито. Мари не сдерживает радости и нежных чувств, восклицает «Как же я тебя люблю!». И что происходит?(ответы детей). А куда же отправляются Мари и Принц? (ответы детей)
Фея: Герои сказки оказались в городе Конфетенбург. И для каждого его жителя композитор Чайковский сочинил свою особую музыку. (на стену выводятся фрагменты балета)
-Испанский танец.
В то время считалось, что самый лучший шоколад привозят из Испании. Представьте себе людей, одетых в красочные испанские наряды. Музыка этого танца словно переносит нас в Испанию. Мелодия этого танца упругая, задорная, огненная, четкая, громкая. Давайте еще раз послушаем Испанский танец и поможем оркестру. Сильные доли будем отмечать ударами в бубен (мальчики) и игрой на кастаньетах (девочки). (оркестровка)

-Китайский танец.
Эта музыка вам хорошо знакома, поэтому я предлагаю вам представить себя артистами балета. (импровизация движений)

-Арабский танец.
Это танцует кофе. Музыка медленная, плавная, изящная. Слышно позвякивание бубна. Я предлагаю желающим взять бубны и исполнить танец кофе. (импровизация движений)

Фея: И за всем этим представлением восторженно наблюдают Мари и принц. Ведь они уже жених и невеста. И вот маленький человек в золотой парче (мажордом) ударяет в ладоши: появляются 36 танцовщиц и 36 танцовщиков, одетых цветами. Они несут большой букет, который дарят жениху и невесте. После этого начинается общий большой вальс. «Вальс цветов» очень торжественный и праздничный. Самый яркий из трех вальсов, звучит красочно, великолепно. В мелодии вальса слышны все инструменты - струнные, удары тарелок, нежные звуки колокольчиков. Мари и Щелкунчик отправляются туда. Предлагаю вам исполнить вальс цветов (танцевальная импровизация)
Фея: Но вот наступило утро, Мари проснулась. Она никак не могла понять, что же с ней приключилось. А, присмотревшись, она увидела посреди комнаты свою туфельку. Как она там оказалась? А может, это был не сон? Как вы думаете?
Муз. рук: Ребята, вам нравится балет «Щелкунчик»? А чем он вам запомнился? Но если бы у Щелкунчика не было столько верных друзей, он бы не смог победить мышиного короля.
Муз. рук: Правильно, ребята. Дружба помогает нам совершать великие дела и подвиги. Я желаю вам всегда быть добрыми, отзывчивыми и дружными. Я очень рада, что вы получили удовольствие от этого балета. Спасибо всем, до свидания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.