ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Матвеева Екатерина Сергеевна,
педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад № 41»

г. Чебоксары

Алгоритм проведения беседы с семьей, находящейся в социально опасном положении, с целью постановки на внутренний профилактиче-ский учет

Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к буду-щему, а настоящее, яркое, самобытное, неповторимое настоящее, его охрана является одной из приоритетных задач в социальной и образовательной сфере. К сожалению, стали часты случаи жестокого обращения к детям в семьях, пренебрежение их нуждами, самоустранения родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи на ранних стадиях неблагополучия стало сейчас актуальным. Сегодня детские сады являются субъектами межведомственного взаимодействия по профилактике безнадзорности правонарушений несовершеннолетних и содействию защите их прав на ряду с медицинскими учреждениями, органами социальной защиты, органами опеки и т.д.
На практике администрация и педагоги детских садов сталкиваются с ря-дом проблем, обусловленных недостаточной профессиональной подготовкой в области работы с «трудными» семьями. Конечно, опытный, наблюдательный педагог может выявить семью «группы риска», может провести с родителями профилактическую беседу, скорректировать влияние негативных социальных факторов на личностное развитие ребенка и т. д. - всё это возможно при условии, что родитель видит проблему и готов сотрудничать со специалистами детского сада. Трудности возникают тогда, когда родители избегают общения с воспитателями, администрацией и сотрудниками детского сада, игнорируют приглашения на заседания совета профилактики, а порой, ведут себя агрессивно, при этом необходимо соблюсти правовые аспекты работы - уведомить семью о ее постановке на внутренний учет.
В таких случаях действовать приходится очень тонко и деликатно, под-ключая к общению с родителями специалиста, обладающего навыками кон-сультирования. Чаще всего этим человеком становится педагог-психолог дет-ского сада, который может пригласить родителей на консультацию для обсуждения некоторых трудностей в развитии ребенка. Далее, следуя определенному алгоритму, педагог-психолог постепенно переходит к обсуждению реальных проблем и причин их возникновения.
Консультативную беседу с родителями можно условно разделить на четыре части.
1. Введение в проблему. Психолог разъясняет родителю необходимость сохранения психологического здоровья ребенка. Нередко консультант воспринимается как нравоучитель, что вызывает страх, агрессию, а, следовательно, отторжение сотрудничества. В этом случае можно подчеркнуть, что в нашем нестабильном и стрессогенном обществе те или иные нарушения психологического здоровья имеются почти у всех здоровых детей. Далее полезно отметить, что нарушения психологического здоровья взаимосвязаны с успеваемостью, адаптацией к социальной среде и, наконец, со здоровьем физическим. В итоге родитель начинает понимать, что необходимо проявлять особую заботу о сохранении психологического здоровья.
2. Анализ проблемы. Психолог раскрывает родителю конкретную проблему его ребенка, по возможности на примерах его поведения, чтобы родитель имел возможность сравнить замечания специалиста со своими собственными наблюдениями. В этом случае он, вероятнее всего, согласится с тем, что выявленное психологом нарушение у ребенка присутствует. Можно попросить родителя привести собственные примеры, подтверждающие наличие у ребенка нарушения психологического здоровья.
3. Выявление причин неблагополучия. Если родитель согласился с тем, что его ребенок имеет то или иное нарушение, то, вероятнее всего, он попросит объяснить причины этого нарушения. Здесь очень важно избежать появления у родителя чувства вины, поскольку за этим последует сопротивление дальнейшей работе, поскольку родители не хотят признавать, что допустили ошибку в воспитании своего ребенка. Или, наоборот, включаются в работу столь рьяно, что могут спровоцировать какое-либо другое нарушение. Поэтому имеет смысл сказать, что, по-видимому, были какие-то объективные причины. Какие? Родитель с удовольствием сам подберет их: конфликты между супругами, финансовые проблемы, необходимость много работать, частая смена жительства и т.п. Психологу следует согласиться с родителем, добавив, что современные социально-экономические условия сильно обостряют действие этих причин.
4. Решение проблемы. В подобных ситуациях родители обычно спрашивают: «Что делать?», т.е. они понимают, что нарушение имеется, и причины им ясны, но важно знать, как изменить ситуацию. И тут можно деликатно сообщить родителю, что его общение с ребенком неэффективно и даже закрепляет нарушения. Неблагополучному ребенку нужна особая «психологическая диета», организовать которую может только любящий родитель. Далее необходимо отметить, что педагоги детского сада готовы оказать всемерное содействие по восстановлению психологического здоровья ребенка. Здесь уместно ознакомить с планом индивидуальной профилактической работы и уведомлением о постановке на внутренний профилактический учет.
Следуя данной схеме консультирования, есть значительная вероятность приобрести в лице родителей заинтересованных партнеров и сделать работу по профилактике безнадзорности и социального сиротства более эффективной.

 Перейти к публикациям для педагогов

Литература
Хухлаева, О., В. Коррекция нарушений психологического здоровья до-школьников и младших школьников: Академия, Москва, 2003

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.