выполнила:
Гусакова Светлана Петровна
Музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №21 г.Выборга»
Россия, Ленинградская обл. г.Выборг
Консультация для воспитателей «Роль музыки в духовном воспитании детей дошкольного возраста»
Подготовила: музыкальный руководитель Гусакова С.П.
1 слайд: Свое выступление я хочу начать со слов композитора Д. Б. Кабалевского: «Музыка- является могучим и ничем не заменимым средством формирования духовного мира ребёнка ». Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и направляет его на добрые поступки.
Воспитание духовности особенно необходимо осуществлять в дошкольные годы, «так как заряд духовности в эти годы наиболее устойчив и сохраняется долгое время, определяя духовно-нравственный облик человека практически на всю жизнь»
Среди факторов воспитания духовности дошкольников в системе общего образования особое место занимает музыка.
2 слайд: Ее воспитательная миссия заключается в призыве к добру и справедливости, в познанию более совершенного мира. Посредством музыки происходит формирование сильной, творческой, жизнеспособной личности, она «позволяет полнее ощутить ценность жизни, почувствовать ее пульс, течение: она облагораживает внутренний мир личности».
Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников – это радость приобщения к традициям нашего народа.
3 слайд: Этому способствует проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Праздник Осени»; зимой — «Новый год», «Масленица»; весной— «Наши любимые мамы», «Пасха», «Праздник Весны», «Никто не забыт и ничто не забыто», летом «День Защиты детей», «День России».
4 слайд: Оптимальным для духовного воспитания в детском саду является слушание классической музыки и ознакомление детей с творчеством композиторов – классиков: П.И.Чайковского, М.И. Глинки, А.Мусоргского и др. Их музыка отличается особой красочностью, романтичностью и необычайным мелодическим богатством. Через классическую музыку можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание; формировать доброжелательное отношение к животным; воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы и оберегать ее.
А сейчас я с вами хочу послушать музыку, а вы мне скажите, какую картину природы напоминает вам эта музыка?
(звучит отрывок П.И.Чайковского «Капель. Апрель»)
Кому какая картина представилась? (журчание ручейка, поют птички, распустились цветы, оживает природа)
В какое время года происходят такие изменения в природе?
А всем ли весной радостно?
5 слайд: А вот с каким настроением пришла к нам эта девочка? (появляется картинка Снегурочки, и я начинаю петь « Арию Снегурочки» из сцены таяния )
Но что со мной?
Блаженство или смерть?
Какой восторг!
Какая чувств истома!
О мать Весна!
О мать, Весна, благодарю тебя за радость
Благодарю тебя
За сладкий дар любви!
Вы узнали эту девочку? Какое настроение вызывает у вас эта музыка? (грустное, волнующее, тревожное)
Я вас познакомила с фрагментом слушания арии Снегурочки из оперы Римского- Корсакова «Снегурочка»
Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуре. Пусть это понимание будет примитивным, но оно значимо для личности.
Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.
«Душа поёт»- каждый из нас не раз слышал эту метафору, а как вы думаете, что это значит? (ответы на заданный вопрос)
Всё самое красивое и восхитительное мы зачастую сравниваем с музыкой, а базой любой мелодии являются ноты – их всего 7.
6 слайд: И сейчас, мы вместе с вами попытаемся сотворить нашу музыку, которая будет мелодией духовно – нравственного воспитания.
7 слайд: 1. Нота - До.
Посмотрите, пожалуйста, это первая нота – ДО. Как вы думаете, какие важные для духовно-нравственного развития личности слова начинаются на букву «Д» (ответы на заданный вопрос).
Это добро и доверие. Наша доброта является залогом доверия к нам. Нам, педагогам, доверено самое ценное - души детей. Без доверия все наши старания по воспитанию полноценной личности, будут напрасны.
8 слайд: 2. Нота – Ре
Назовите, пожалуйста, слова которые начинаются на букву «Р» и являются важной ступенькой в духовно-нравственном развитии (ответы на заданный вопрос).
Правильно, это религия, Родина, родной край.
В России проживают представители многих национальных культур. У каждой свои традиции, обычаи и религия. Очень часто в детском саду можно увидеть многонациональную группу. Знакомство с раннего возраста с особенностями и обычаями наших «культурных» соседей, помогает сформировать у детей толерантное отношение к другим людям.
А также знакомство с традициями и обычаями нашей страны.
9 слайд: 3. Нота – Ми
Нота МИ, она называется – ПРИНЦИП МОРАЛИ, МИЛОСЕРДИЯ.
Ведь нормы морали не являются врожденными, они усваиваются
ребёнком в окружении людей и зависят от отношения к нему
окружающих, кто его воспитывает, в какой социальной среде он живёт.
10 слайд: 4. Нота - Фа
Перейти к публикациям для педагогов
Это пожалуй самая активная в работе с детьми нота. Это нота – фантазия. Мир детских фантазий неистощим, дети легко и с удовольствием сочиняют и импровизируют.
11 слайд: 5. Нота – Соль
Нота СОЛЬ означает самостоятельность, а для того, чтобы мысли
воплотились в поступки недостаточно одного желания, надо самостоятельно формировать стимул, который будет побуждать ребенка к действиям. Наша задача давать детям свободу действий и выбора, даже, несмотря на то, что это ведет к временным затратам. Чаще хвалите детей и верьте в них, помогайте незаметно, создавая ситуацию успеха.
12 слайд: 6. Нота – Ля
Нота ЛЯ – это личностно-ориентированный подход.
Изначально все дети поставлены в неравные социальные условия, и в работе этот фактор необходимо учитывать, ведь то, что для одного ребёнка кажется неприемлемым и аморальным, для другого является нормой, к которой он привык с рождения (семейный фактор). В этом случае нашей первостепенной задачей становится создание условий для максимально быстрой адаптации и социализации таких детей в обществе.
13 слайд: 7. Нота – Си.
И завершающей становится нота СИ, но мне хочется назвать ее нотой самосовершенствования в специализации воспитателей, педагогов.
Наша профессия по- своему уникальна: как педагоги мы должны постоянно самосовершенствоваться, осваивать что-то новое, глубоко изучать нашу многонациональную культуру, находить в обыденных вещах что-то необычное интересное и познавательное. Мы постоянно идем вперед, и наша основная задача – воспитать хорошего человека, которому не чужды такие понятия как доброта и любовь.
14 слайд: И именно от нас зависит, как по нашим нотам дети сыграют эту волшебную мелодию. И я от всей души желаю, что бы в вашем оркестре малышей ни одна нота не звучала фальшиво!