ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Солтыс Инна Валентиновна

Учитель - логопед

МДОУ «Красная шапочка»

САХА Якутия, г.Нерюнгри

Логопедическая коррекция с использованием ИКТ.
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей.
Сложная структура речевых нарушений определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.
Коррекция речевых нарушений имеет длительную и сложную динамику. Применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным.
Специализированные компьютерные программы позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик: звукопроизношения, просодических компонентов устной речи, фонематических процессов, лексических и грамматических средств языка, артикуляционной моторики, слухового и зрительного восприятия. Внимания, вербальной и зрительной памяти, эмоционально-волевой и мотивационной сферы, словесно-логического мышления детей.
Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание.
Недоразвитие вербальной памяти и нарушения внимания в виде их неустойчивости и низкой концентрации делают необходимым проведение целенаправленной работы по преодолению этих расстройств. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с детьми с нарушениями речи. Формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов является важным моментом подготовки детей к овладению письмом.
В процессе занятий на компьютере дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели.
В логопедической работе особое место занимает работа ребенка с интерактивной доской. Использование доски помогает сделать учебный процесс увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с учащимися. Интерактивная доска (ИД) - полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИД, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и т.д.
Использование интерактивной доски на занятиях логопеда позволяет:
• повысить качество обучения детей с ОВЗ;
• развивать высшие психические функции (восприятие, внимание, память, мышление) за счет повышения уровня наглядности, использования в работе методов активного обучения;
• развивать артикуляционную и мелкую моторику, совершенствовать навыки пространственной ориентировки, развивать точность движений руки;
• повысить мотивацию и увеличить работоспособность при коррекции речевых нарушений;
• обеспечить психологический комфорт на занятиях.
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ.
 Развитие связной речи - пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.
 Обучение грамоте - формирование навыков фонематического анализа.
 Формирование зрительно-пространственных отношений.
 Работа над звукопроизношением - артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв.
 Формирование лексико-грамматических категорий - словообразование, словоизменение.
 Коррекционно-оздоровительное направление - игры на развитие общей, мелкой моторики рук.
Занятия с использованием компьютера проводятся фрагментарно, при этом считаются с обязательным соблюдением следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:
1. использование новых моделей компьютера;
2. работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
3. включение в занятия учителя-логопеда игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.

Принципы реализации информационных технологий на логопедических занятиях
• Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная Работа с опорой на различные анализаторы
• Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над звукопроизношением, просодическим компонентом речи, фонематическим анализом и синтезом, фонематическими представлениями, лексико – грамматическими средствами языка артикуляционной моторикой, мелкой моторикой, связной речью.
• Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей – логопатов, возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей – логопатов.
• Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
• Принцип доступности обучения, соответствие возрастным особенностям дошкольников. Задания предъявляются детям в игровой форме.
• Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
• Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
• Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
• Принцип воспитывающего обучения, воспитание у детей – логопатов волевые и нравственные качества.
• Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.
Преимуществом ИКТ для логопедической практики является:
• использование игровой формы обучения;
• полисенсорное воздействие, т.е. задействованы сохранные анализаторы, что дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов;
• дифференцированный подход к обучению;
• объективность – фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных состояния корригируемой функции;
• формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
• повышение самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, звуковые эффекты);
• формирование сотрудничества между ребенком, учителем – логопедом;
• активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно–развивающем процессе;
• экономия временных ресурсов.

 Перейти к публикациям для педагогов

На логопедических занятиях можно использовать различные развивающие и обучающие компьютерные программы.
• «Дэльфа-142» (логопедические тренажеры),
• Игры для тигры;
• «Баба - Яга учится читать» (методика опережающего обучения);
• Трое из Простоквашино;
• Незнайкина грамота (Игра учитывает особенности детской психологии);
• Развитие речи. Учимся говорить правильно;
• Ваш домашний логопед;
• Развитие речи (Программно-методический комплекс);
• Программно-методический комплекс «Автоматизация согласных» ;
• Волшебник Изумрудного города. Азбука с Элли;
• Программа Paint (рисование) – позволяет закреплять в игровой форме знания о цвете и геометрических фигурах, развивать мускулатуру пальцев рук, совершенствовать зрительно – моторную координацию. Программа особенно полезна в целях коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения моторики, пространственного восприятия;
• Программа Movie Maker обрабатывает видео – кадры, фотографии.
А, сейчас мы представим вашему вниманию индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш.
Таким образом, использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.