выполнила:
Солтыс Инна Валентиновна
Учитель - логопед
МДОУ «Красная шапочка»
САХА Якутия, г.Нерюнгри
Логопедическая коррекция с использованием ИКТ.
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей.
Сложная структура речевых нарушений определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.
Коррекция речевых нарушений имеет длительную и сложную динамику. Применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным.
Специализированные компьютерные программы позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик: звукопроизношения, просодических компонентов устной речи, фонематических процессов, лексических и грамматических средств языка, артикуляционной моторики, слухового и зрительного восприятия. Внимания, вербальной и зрительной памяти, эмоционально-волевой и мотивационной сферы, словесно-логического мышления детей.
Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание.
Недоразвитие вербальной памяти и нарушения внимания в виде их неустойчивости и низкой концентрации делают необходимым проведение целенаправленной работы по преодолению этих расстройств. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с детьми с нарушениями речи. Формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов является важным моментом подготовки детей к овладению письмом.
В процессе занятий на компьютере дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели.
В логопедической работе особое место занимает работа ребенка с интерактивной доской. Использование доски помогает сделать учебный процесс увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с учащимися. Интерактивная доска (ИД) - полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИД, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и т.д.
Использование интерактивной доски на занятиях логопеда позволяет:
• повысить качество обучения детей с ОВЗ;
• развивать высшие психические функции (восприятие, внимание, память, мышление) за счет повышения уровня наглядности, использования в работе методов активного обучения;
• развивать артикуляционную и мелкую моторику, совершенствовать навыки пространственной ориентировки, развивать точность движений руки;
• повысить мотивацию и увеличить работоспособность при коррекции речевых нарушений;
• обеспечить психологический комфорт на занятиях.
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ.
Развитие связной речи - пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.
Обучение грамоте - формирование навыков фонематического анализа.
Формирование зрительно-пространственных отношений.
Работа над звукопроизношением - артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв.
Формирование лексико-грамматических категорий - словообразование, словоизменение.
Коррекционно-оздоровительное направление - игры на развитие общей, мелкой моторики рук.
Занятия с использованием компьютера проводятся фрагментарно, при этом считаются с обязательным соблюдением следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:
1. использование новых моделей компьютера;
2. работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
3. включение в занятия учителя-логопеда игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
Принципы реализации информационных технологий на логопедических занятиях
• Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная Работа с опорой на различные анализаторы
• Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над звукопроизношением, просодическим компонентом речи, фонематическим анализом и синтезом, фонематическими представлениями, лексико – грамматическими средствами языка артикуляционной моторикой, мелкой моторикой, связной речью.
• Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей – логопатов, возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей – логопатов.
• Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
• Принцип доступности обучения, соответствие возрастным особенностям дошкольников. Задания предъявляются детям в игровой форме.
• Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
• Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
• Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
• Принцип воспитывающего обучения, воспитание у детей – логопатов волевые и нравственные качества.
• Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.
Преимуществом ИКТ для логопедической практики является:
• использование игровой формы обучения;
• полисенсорное воздействие, т.е. задействованы сохранные анализаторы, что дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов;
• дифференцированный подход к обучению;
• объективность – фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных состояния корригируемой функции;
• формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
• повышение самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, звуковые эффекты);
• формирование сотрудничества между ребенком, учителем – логопедом;
• активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно–развивающем процессе;
• экономия временных ресурсов.
Перейти к публикациям для педагогов
На логопедических занятиях можно использовать различные развивающие и обучающие компьютерные программы.
• «Дэльфа-142» (логопедические тренажеры),
• Игры для тигры;
• «Баба - Яга учится читать» (методика опережающего обучения);
• Трое из Простоквашино;
• Незнайкина грамота (Игра учитывает особенности детской психологии);
• Развитие речи. Учимся говорить правильно;
• Ваш домашний логопед;
• Развитие речи (Программно-методический комплекс);
• Программно-методический комплекс «Автоматизация согласных» ;
• Волшебник Изумрудного города. Азбука с Элли;
• Программа Paint (рисование) – позволяет закреплять в игровой форме знания о цвете и геометрических фигурах, развивать мускулатуру пальцев рук, совершенствовать зрительно – моторную координацию. Программа особенно полезна в целях коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения моторики, пространственного восприятия;
• Программа Movie Maker обрабатывает видео – кадры, фотографии.
А, сейчас мы представим вашему вниманию индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш.
Таким образом, использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.