ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Гроздова Екатерина Михайловна

Педагог-психолог

МБОУ СШ № 17 им. И.П. Склярова

РФ Нижегородская область Арзамасский район г. Арзамас

 

Тренинг-практикум для родителей по профилактике конфликтов
«Искусство взаимопонимания»
Цель: повысить мотивацию родителей к конструктивному разрешению конфликтных ситуаций и навыки взаимопонимания себя, педагогов, администрации в процессе общения и взаимодействия с ними.
Задачи:
1. Создать доверительную, эмоционально доброжелательную атмосферу между родителями и учителем, администрацией школы;
2. Рассмотреть и проанализировать сложившуюся ситуации во взаимоотношении родителей и учителя с позиции учителя, родителя и администрации (директора);
3. Найти альтернативный способ в решении данной ситуации (компромисс);
4. Помочь родителям проанализировать свое поведение и наладить отношения с учителем;
5. Заострить внимание на положительных моментах во взаимодействие с учителем.

Ход тренинга
Педагог-психолог: Здравствуйте уважаемые родители, мы очень рады видеть Вас! Сегодня вместе с Вами мы попробуем совместными усилиями найти конструктивный, альтернативных выход в сложившейся ситуации.
Конечно в своей повседневной жизни, и мы, и ВЫ уделяем огромное внимание воспитаю и обучению детей, их развитию, своей непосредственной профессиональной деятельности. Как правило, мы постоянно взаимодействуем друг с другом, с другими людьми. И в основе любого взаимодействия между людьми порой лежат противоречия, сопровождающееся острыми эмоциональными переживаниями, отсутствие согласия, расхождение во мнениях, столкновение противоположных взглядов и желаний, позиций, мнений, целей и т.д. Для начала я предлагаю вам упражнение «РУКИ»
Упражнение "Руки"
Психолог просит соединить ладони на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.
(По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится).
Обсуждение:
• что вы чувствовали?
• как вы себя чувствуете?
• какие ощущения у вас возникли при выполнении задания?
Упражнение «НИ КТО НЕ ЗНАЕТ.., ЧТО Я….»
«А сегодня я лучше, чем вчера, потому что...»;
Упражнение «Мне кажется, в детстве ты был(а)…"
Участники бросают мяч друг другу со словами: "Мне кажется, в детстве ты был(а)…". В ответ каждый может согласиться или опровергнуть высказывание. Второй вариант: "Я думаю, в детстве ты мечтал(а)…". Здесь участники тренинга могут сами о себе говорить, о чем они мечтали в детстве или какими были тогда. Это упражнение способствует погружению членов группы в детское эго-состояние.
Упражнение «Ладошки». Родителям раздаются листочки, на которых они обводят свою ладонь и на каждом пальчике пишут свои положительные качества, сильные стороны своей Личности, а на самой ладошке, одно отрицательное качество (которое им мешает). Затем все выходят со своими ладошками, первый участник зачитывает свои сильные качества и называет одно отрицательное, а сосед справа заслушав отрицательное качество собеседника, превращает его в достоинство, например (отриц. доверчивая, «Зато Вы ответственная и т.д. по кругу (по времени).
Немного теории (по слайдам презентации)
• Плюсы
• конфликт вскрывает "слабое звено" во взаимоотношениях;
• дает возможность увидеть скрытые отношения;
• дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;
• пересмотр своих взглядов на привычное;
• способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.
Минусы:
• отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;
• нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины-ухудшение социально-психологического климата;
• ухудшение качества работы - сложное восстановление деловых отношений;
• представление о победителях или побежденных как о врагах;
• временные потери - на 1 мин. конфликта приходится 12 мин. после конфликтных переживаний.
А теперь давайте рассмотрим причины возникновения конфликтов.
Причины возникновения конфликтов:
Конфликтогены - слова, действия, поступки, могущие привести к конфликту (например , неучтивое обращение не всегда приводит к конфликту, думаем что "сойдет") - на слова в наш адрес мы отвечаем более сильным словом.
Формула конфликта:
конфликтная ситуация (накопившиеся противоречия )+ повод (инцидент) - "последняя капля"=конфликт.
Причины возникновения МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ:
Конкуренция - люди стремятся к одной цели , но находятся в ситуации конкуренции (борьба за первенство)
Столкновение разных жизненных принципов ( Кот Леопольд - гуманист, и мелкие пакостники- мыши)
Психологическая несовместимость (неуживчивость темперамента и характера)
Из-за взаимного непонимания (смысла высказываний, просьб, приказов, объяснений).
От скуки (Том и Джерри, Ну, погоди)
А сейчас давайте разберемся, какая личность наиболее конфликтная? У всех свой темперамент!!!
• Холерик- обладает повышенной возбудимостью, легко вовлекается в конфликт, но и быстро "остывает".
• Флегматик- трудно доступен для убеждения, трудно втянуть в конфликт, но и вывести из конфликта.
• Меланхолик- долго помнит и переживает обиду.
• Сангвиник- легко успокаивается, но ему нелегко бывает сдерживать свои чувства, поэтому он нередко провоцирует начало конфликта. (Приложение 3) тестСписок качеств, важных для общения:
• Умение слушать;
• Тактичность;
• Умение убеждать;
• Интуиция;
• Наблюдательность;
• Душевность;
• Энергичность;
• Открытость.
В завершении упражнение. В лучах солнца. Каждый родитель получает по солнцу и на его лучах пишет позитивные пожелания учителю и классу! Затем все по очереди зачитывают свои солнышки и отдают учителю. После чего психолог говорит: «Мы теперь точно уверены, что все Ваши пожелания превратятся в одно большое солнце, которое будет греть, оберегать, заботиться о Ваших детях, обучать их и делать все, чтобы и они были солнышками для других, светили и согревали, совершая только добрые поступки!».
Спасибо за работу! До новых встреч!

 


Приложение 1
Тест «Конфликтная ли вы личность?»
Чтобы узнать это, воспользуйтесь тестом, выбрав по одному ответу на каждый вопрос.
1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?
а) не принимаю участия;
б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;
в) активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя».
2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой руководства?
а) нет;
б) только если имею для этого всякие основания;
в) критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.
3. Часто ли спорите с друзьями?
а) только если люди необидчивые;
б) лишь по принципиальным вопросам;
в) споры – моя стихия.
4. Как вы реагируете, если кто-то залезет в обход очереди?
а) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;
б) делаю замечание;
в) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.
5. Дома на обед подали несоленое блюдо. Ваша реакция?
а) не буду поднимать бучу из-за пустяков;
б) молча возьму солонку;
в) не удержусь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажусь от еды.
6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу…
а) с возмущением посмотрю на обидчика;
б) сухо сделаю замечание;
в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.
7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась…
а) промолчу;
б) ограничусь коротким тактичным комментарием;
в) устрою скандал.
8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?
а) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней;
б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;
в) проигрыш надолго испортит настроение.
Теперь подсчитайте набранные очки, исходя из того, что каждое
а) 4 очка; б) 2, в) 0 очков.
22 – 32 очка – вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.
12 – 20 очков – вы кажетесь человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь, если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем служебном положении и приятельских отношениях. При этом не входите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.
До 10 очков – споры и конфликты – это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика – ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами - на работ и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер

 

 

 Перейти к публикациям для педагогов

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2
Практическая часть.
Ситуативная форма работы с родителями.
Практическая часть.
А теперь попробуем научиться разрешать конфликт.
Родителя разбиваются на 3 группы (7-8 чел.) и каждая группа получает задание, разрешить ситуацию с позиции родителя, учителя и администрации, указав способы решение и причины. (Приложение 2). Затем представитель от группы озвучивает результат. Затем передаются заполненные листы от одной группе, другой, задача дополнить….
Приходим к совместному выводу, что очень важно во взаимодействии и конфликтных, спорных ситуациях, находить компромисс.

ЧЕТЫРЕ способа разрешения КОНФЛИКТА:
1. Соперничество - высокая активность при нежелании сотрудничать (добиться цели любой ценой).
2. Избегание - нет ни активности, ни желания сотрудничать (уводит разговор в сторону).
3. Приспособление - отсутствие активности при явном желании сотрудничать (плывете по течению).
4. Сотрудничество - высокая активность и выраженное желание сотрудничать.) Способы поведения в конфликте при СОТРУДНИЧЕСТВЕ (Мы делили апельсин):
1. Дипломатия - вы стараетесь рассудить, кому апельсин нужнее.
2. Компромисс - чистите апельсин и делите поровну.
3. Воля судьбы. Тянете жребий.
4. Конструктивный поиск - узнать, кому и зачем нужен апельсин ( кого-то мучает жажда-сок, кто-то хочет есть- мякоть, кому -то кожура для цукатов, а третьему - косточки для дерева).

Ситуация:
Родитель не доволен работой молодого учителя, который недавно пришел в школу и начинает активно обвинять его: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете чему-то научить моего ребенка!».
Как купировать скандал? Какими путями можно было избежать такой ситуации? Как вернуть рабочую обстановку (взаимопонимание) между учителем и родителем?
Задание:
- проанализируйте ситуацию, с точки зрения и позиции родителя.
Как бы Вы поступили на месте родителя? Как бы Вы разрешили ситуацию, какой бы компромисс для всех сторон ситуации Вы бы предложили?
Ситуация:
Родитель не доволен работой молодого учителя который недавно пришел в школу и начинает активно обвинять его: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете чему-то научить моего ребенка!».
Как купировать скандал? Какими путями можно было избежать такой ситуации? Как вернуть рабочую обстановку (взаимопонимание) между учителем и родителем, если такой случай произошел?
Задание:
- проанализируйте ситуацию, с точки зрения учителя.
Как бы Вы поступили на месте учителя? Какой бы компромисс в решении данной ситуации Вы бы предложили?
Ситуация:
Родитель не доволен работой молодого учителя, который недавно пришел в школу и начинает активно обвинять его: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете чему-то научить моего ребенка!».
Как купировать скандал? Какими путями можно было избежать такой ситуации? Как вернуть рабочую обстановку (взаимопонимание) между учителем и родителем?
Задание:
- Проанализируйте ситуацию, с точки зрения администрации, директора школы.
- Как бы Вы поступили на месте администрации, директора школы? Какое бы решение данной ситуации Вы бы предложили? Какой бы компромисс Вы бы предложили в решении данной ситуации?


решение ситуации с позиции родителя


решение ситуации с позиции учителя


решение ситуации с позиции администрации (директора)

 

 

 

Приложение 3
Пожелания родителей: «В ЛУЧАХ СОЛНЦА»


Памятка родителям
«Как избежать конфликтов: 10 правил и рекомендаций»
Конфликты – это всегда проблема. Мы сталкиваемся с одними и теме же вопросами: как решить конфликт или же как его избежать в будущем.
10 основных правил, с помощью которых вы сможете решить любую конфликтную ситуацию:
1. Сдерживайте эмоции.
Первое правило заключается в том, что вы должны научиться думать «трезвой» головой, не вовлекать в свое решение эго и эмоции. Очень часто бывает так, что на эмоциях человек наговорит чего-то, сделает определенные поступки, а потом, когда немного остынет, начинает жалеть обо всем сказанном. И это бывает сплошь и рядом. Эмоции затуманивают Ваш рассудок, раздувают эго, заставляют думать, что вы выше и умнее своего собеседника. Это не правильно, это путь в никуда. Многие восточные культуры и религии делают большой акцент на умении контролировать свои мысли и эмоции. Как вы думаете, почему Тибетские монахи такие спокойные, бесконфликтные и рассудительные? Да потому, что они в первую очередь думают, а не вовлекают эмоцию.
2. Не накручивайте себя
Есть чудесная дзен поговорка: «Меньше думаю – больше смеюсь». Как вы считаете, о чем она? Как часто вы сталкивались с тем, что человек сам придумал проблему, сам себя накрутил, сам обиделся, да еще и конфликт раздул с этого? Бывало, не правда ли. А вы так делали? Уверена, что да. Так вот, не стоит много думать, не нужно себе накручивать то, чего еще не произошло. Вы сами в своей голове выстраиваете цепочку несуществующих событий, сами их развиваете, да так начинаете верить в это, что потом возникает множество проблем.
3. Выбирайте правильное время
Часто конфликты возникают в те моменты, когда один из собеседников не готов к разговору. Если вы видите, что ваш оппонент не в духе, что у него сегодня не задался день, то не лезьте под горячую руку со своими вопросами, рекомендациями или советами. Лучше подождите до завтра, пускай у него все уладиться, а потом уже начинайте разговор.
Также все переговоры лучше проводить во второй половине дня, примерно через 1-1.5 часа после обеда. Почему? К этому времени человек уже «раскочигарится», войдет в рабочий процесс, успеет пообедать и отдохнуть. А сытый и положительно настроенный собеседник – это минимальный риск конфликтной ситуации.
4. Ищите причину, а не следствие.
Мы все привыкли бороться со следствиями конфликта, но никак не хотим анализировать, что ж стало причиной такого поведения человека. Всегда смотрите шире, выходите за рамки конфликта, старайтесь проанализировать ситуацию и понять как избежать подобных проблем в будущем.
5. Живете в моменте сейчас
Еще одна ошибка, которая приводит в серьезным конфликтам – это прошлые воспоминания. Зачем вы упрекаете человека в том, что уже прошло, зачем вспоминаете его прошлые «грешки»? Это никоим образом не поможет урегулировать конфликт, а наоборот, подольет масла в огонь. Старайтесь жить в моменте сейчас. Только подумайте, не существует ничего, кроме сейчас. Прошлое уже было, и его не изменить, поэтому, сильно и расстраиваться не стоит по поводу него, а будущее мы не знаем, поэтому, волнение относительно него тоже откиньте. Есть только здесь и сейчас – запомните.

6. Не накапливайте проблемы.
Есть отличная поговорка: «Проблемы нужно решать по мере их поступления». И это истинная правда. Не нужно копить обиды, переживания, какие-то спорные моменты. Старайтесь все сразу обговорить, решить, прийти к общему знаменателю. Проблемы можно сравнить со снежным комом, который с каждым днем только увеличивается и увеличивается, и если его не уменьшать, то в один прекрасный момент этот ком свалится на голову с огромной силой, принеся с собой весь набор конфликтов и неприятных ситуаций.
7. Не затаивайте обиды
Данное правило тесно связано с предыдущим. Не нужно затаивать в себе обиды, вынашивать коварный план мести, тайно что-то себе надумывать и навязывать. Если хотите жить без конфликтов, то стоит научиться спокойно, без лишних эмоций обговаривать все спорные моменты. Чем быстрее вы решите свой внутренний конфликт, чем быстрее обговорите его, тем лучше, ведь это поможет освободиться от лишних мыслей, а главное от ненужных домыслов.
8. Не оскорбляйте
Не опускайтесь до самого низкого – оскорбления. Ученые доказали, что если во время ссоры человек переходит на личное, начинает оскорблять собеседника, то это показатель его слабости, его неправоты, его неумения доказать свою точку зрения. Как правило, оскорблять начинает тот, кто понимает, что не прав, но его раздутое эго не хочет уступать, а других способов, кроме как наговорить гадостей, не находит. Помните, что оскорбление не улучшит ситуацию, а лишь станет почвой для новой ссоры, еще большего конфликта.
9. Следите за тоном.
Иногда не столько слова, а тон с которым они сказаны могут сильно обидеть вашего собеседника. Поэтому, всегда следите за тем, как произносите ту или иную фразу. Не язвите, не подкалывайте, не высмеиваете какие-то качества, ведь большинству людей такое поведение может не понравится. Всегда старайтесь ставить себя на место другого, проецировать свои действия на себя же. Ведите себя так, как хотите чтоб вели себя с вами.
10. Список качеств, важных для общения:
• Умение слушать;
• Тактичность;
• Умение убеждать;
• Интуиция;
• Наблюдательность;
• Душевность;
• Энергичность;
• Открытость.

Помните, ВЗАИМОПОНИАНИЕ – это умение слушать, слышать и понимать друг друга.
Взаимопонимание достигается в искреннем общении, при внимательном и уважительном отношении друг к другу

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.