выполнила:
воспитатель
МУЧ №8
пос Тищенка
Рябова П.Ю.
Основные методы знакомства с цифрами дошкольников
Задача ознакомления детей с цифрами ставится по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой в подготовительной к школе группе; по «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. Р.А. Курбатовой, Н.Н. Поддъякова – в средней группе с цифрами до 5, в старшей группе – до 10; по программе «Развитие» (авт. Л.А. Венгер) - со старшей группы; по программе «Радуга» (авт. Т.Н. Доронова и коллектив) - со средней группы, когда воспитатель, знакомя детей с числом, одновременно знакомит и с цифрами; по программе «Детство» (авт. Логинова В.И. и коллектив) – также со средней группы.
Наиболее распространенными являются две методики ознакомления с цифрами. Это методика А.М. Леушиной, по которой цифры изучаются в сравнении попарно: 1 и 7, 2 и 5, 3 и 8, 4 и 7, 6 и 9, и школьная методика, по которой цифры изучаются по порядку.
Для ознакомления детей с цифрами воспитатель использует красочный альбом по стихотворению С.Я. Маршака «Давайте познакомимся» и наборы цифр по количеству детей, а также наборное полотно и плоскостные изображения фигур (матрешки, грибочки, круги и др.)
Методика ознакомления дошкольников с цифрами определяется конкретным ДОУ в соответствии с аналогичной методикой базовой школы.
Методика А. М. Леушиной. Воспитатель на наборное полотно выставляет, например, 1 матрешку и спрашивает детей: «Сколько я поставила матрешек? (Одну). Как можно обозначить одну матрешку? (Присесть один раз, подпрыгнуть один раз, хлопнуть в ладоши один раз, отложить одну геометрическую фигуру и т.п.)».
Затем говорит: «А еще ее можно обозначить цифрой 1. Цифра 1 (в математике) – это значок, который обозначает число». Далее воспитатель показывает изображение цифры 1 из альбома, используя художественное слово: «Вот один, иль единица - очень тонкая, как спица. Похожа единица на крючок, а может на обломанный сучок». Затем обращает внимание детей на единицу: «Какая это цифра? (Один), рассматривает, из каких элементов состоит цифра 1: «Цифра 1 состоит из двух элементов – из длинной прямой палочки и короткой наклонной палочки». Из каких элементов состоит цифра 1? Далее воспитатель предлагает детям нарисовать цифру 1 в воздухе: встает в пол-оборота к детям и проговаривает вслух вместе с ними: «Короткая - длинная или наклонная – прямая».
Затем организуется работа с раздаточным материалом: воспитатель предлагает детям найти в наборе цифру 1 и провести по изображению пальчиком. Далее дети выполняют задания типа: «Какую цифру вы покажите, если я хлопну в ладоши 1 раз? и т.п. Дети должны усвоить, что цифра 1 соотносится с одним хлопком, одним прыжком, одним яблоком и т.д. Также воспитатель предлагает детям вспомнить пословицы и загадки, где используется число 1.
Затем воспитатель выставляет на наборное полотно 7 матрешек и спрашивает детей: «Сколько я поставила матрешек? (Семь). Как можно обозначить семь матрешек? (Ударить в бубен 7 раз, отложить 7 геометрических фигур и т.п.).
Затем говорит: «А еще ее можно обозначить цифрой 7». Далее воспитатель выставляет на наборное полотно изображение цифры 7 (рядом с цифрой 1), сопровождая действия художественным словом: «Вот семерка - кочерга, у нее -одна нога. Семь, точно острая коса. Коси коса, пока роса». Воспитатель: «Посмотрите внимательно, на цифру 1 и цифру 7. Что у них общего? (Они состоят из двух элементов). Каких? (Длинной и короткой палочки, наклонной и прямой палочки). А чем эти цифры отличаются? (У цифры 1 короткая палочка наклонная, а у цифры 7 – прямая; длинная палочка у цифры 1 – прямая, а у цифры 7 – наклонная). Затем воспитатель предлагает нарисовать вначале цифру 7, а потом - цифру 1 в воздухе (проговаривая, можно использовать два признака: короткая - прямая, длинная - наклонная - 7; короткая – наклонная, длинная – прямая – 1).
Потом аналогично организуется работа с раздаточным материалом: воспитатель предлагает детям найти в наборе поочередно цифры 7 и 1, показать их, положить перед собой и провести по ним пальчиком, проговаривая признаки элементов: «Короткая прямая – длинная наклонная и т.д.».
Затем организуется игра: воспитатель подпрыгивает, хлопает в ладоши, показывает картинки, а дети показывают соответствующие цифры 1 или 7. Потом предлагает вспомнить пословицы, поговорки, стихи, загадки, сказки, где встречается числа 1 и 7 (число 1, число 7, числа 1 и 7 одновременно).
На следующем занятии закрепляются знания о цифрах 1 и 7, а на другом занятии знакомятся с цифрами 4 и 7 и т.д.
Методика Е. А. Тархановой. По данной, так называемой школьной, методике цифры изучаются по порядку в процессе ознакомления с числами: на первых трех занятиях знакомят детей с цифрой 1, на следующих трех – с цифрой 2 и т. д.
Ознакомление с цифрами проходит аналогичным образом: также анализируется, из каких элементов состоит цифра, предлагается нарисовать цифры в воздухе. Знакомя с числом и цифрой 2, воспитатель выставляет на наборное полотно, например, 1 и 2 матрешки и спрашивает: «Что больше: одна или две матрешки? Почему? (Число 2 > 1 на 1, а число 1< 2 на 1). Значит, после цифры 1 идет цифра 2 (Показывает изображение из альбома цифры 2, используя художественное слово). Из каких элементов состоит цифра 2? (принимаются разные ответы детей). Предлагает нарисовать цифру 2 в воздухе, проговаривая: крючок - прямая.
перейти к конкурсам для логопедов
Задания на закрепление при работе с раздаточным материалом предлагаются аналогичные.
Цифра 4: состоит из трех элементов.
Цифра 5: состоит из полукруга и двух прямых и т.п.
На закрепление знаний детей о цифрах можно использовать пособия Агеевой С.И. «Обучение с увлечением», Ерофеевой Т.И. и др. «Математическая тетрадь для дошкольников», Волиной В. «Праздник числа», где предлагаются задания типа:
- закрасьте треугольники карандашом одного цвета, и получится цифра 1, а квадраты – карандашом другого цвета и получится цифра 2;
- положи нужную цифру в пустую клеточку;
- веселые стихи, загадки, скороговорки, считалки, пословицы, занимательные задачи.
Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.
В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно-обоснованная методическая система по развитию математических способностей у детей. Её основные элементы - цель, содержание, методы, средства и формы организации работы - теснейшим образом связаны между собой и взаимообуславливают друг друга.
Ведущим и определяющим среди них является цель, так как она ведёт к выполнению социального заказа общества детским садом, подготавливая детей к изучению основ наук (в том числе и математики) в школе.
Обучение ведёт за собой развитие. В условиях рационально построенного обучения, учитывая возрастные возможности дошкольников, можно сформировать у них полноценные представления об отдельных математических понятиях. Обучение при этом рассматривается как непременное условие развития, которое в свою очередь становится управляемым процессом, связанным с активным формированием математических представлений и логических операций. При таком подходе не игнорируется стихийный опыт и его влияние на развитие ребёнка, но ведущая роль отводится целенаправленному обучению[10, с.57].
Под математическим развитием следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций. Формирование математических представлений- это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель - не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей[10, с.58].
В старшей группе дети продолжают знакомиться с цифрами 6—9 и 0. Причем ознакомление с цифрой осуществляется одновременно с формированием знаний об образовании числа и счетом в пределах заданного числа. Методика работы становится более разнообразной и детальной, поскольку сравниваются множества, числа и цифры между собой. Значительное внимание уделяется именно изображению (начертанию) цифры. Например, детям предлагается заштриховать контурное изображение цифры на листе бумаги (ширина цифры приблизительно равна 0,5 см). Дети выполняют задания, а воспитатель помогает им[10, с.59].
Дошкольников знакомят с каждой отдельной цифрой, соотнося ее с числом через действия с предметными множествами. Для этого воспитатель демонстрирует цифру, предлагая детям рассмотреть ее начертания; дети создают соответствующее множество, откладывая определенное количество предметов; обводят указательным пальцем правой руки по контуру цифры, усваивая ее начертания. Для закрепления приобретенных знаний используются разные дидактические игры типа «Поручение», «Магазин», а также упражнения: обозначить число, которое больше (меньше) на один, чем названное (следует показать цифру), и др.
Предлагая детям сосчитать какую-либо группу предметов, например шесть кукол, воспитатель обращает внимание на то, что можно узнать о количестве кукол, не видя их самих, а только посмотрев на карточку с шестью кружками на полоске. Она просит детей вспомнить, когда они это делали раньше. Дети вспоминают, что они отыскивали группу игрушек и подкладывали к ним карточки, на которых было такое же количество кружков. Педагог подтверждает правильность детских воспоминаний и говорит, что кукол можно условно обозначить кружками. Педагог на следующем этапе задает детям следующие вопросы: «А всегда ли кружки должны быть расположены в ряд?». Выслушав несколько ответов, показывает числовую фигуру ? «А этой числовой фигурой можно показать количество наших кукол?» Далее педагог предлагает детям условно обозначить группы игрушек соответствующей числовой фигурой. Постепенно воспитатель подводит детей к выводу: «Но ведь кружки на числовой фигуре приходится считать, как и кукол. А не знает ли кто-нибудь, как взрослые обозначают количество, не считая кружки на карточке, и сразу узнают, что одна карточка - это три, другая - пять, третья - восемь. Кто догадается?» [14, с.134].
Дети припоминают еще, где и в каких случаях взрослые используют цифры как условные значки. «Могут ли значки-цифры показывать и количество предметов?» Вслед за этим воспитательница показывает один предмет и обозначает его цифрой 1, показывает два предмета и обозначает их цифрой 2, показывает три предмета и обозначает их цифрой 3. Дети упражняются в различении этих трех цифр, разных по своей конфигурации и легко запоминаемых[14, с.135].
При ознакомлении с цифрами широко используются специально сделанные карточки. Карточка поделена на две неравные части: левая — меньшая, правая — большая. Внизу карточки по всей ее длине приклеена полоска бумаги так, чтобы получился кармашек. В левую часть вкладывается карточка с цифрой, а в правую — чистый лист бумаги, на котором ребенок должен нарисовать столько предметов, сколько показывает цифра.
В детском саду не обучают писать цифры, но очень важно, чтобы дети усвоили правильное направление движения руки при написании разных цифр. Эффективным для этого является обведение контура цифры: дети указательным пальцем обводят цифру, сохраняя направление движения, тренируются в написании цифр в воздухе, выкладывают ее из счетных палочек, лепят из пластилина. Во время прогулки можно предложить детям написать цифру палочкой на песке, земле, снегу, выложить ее из природного материала и т. п. [14, с.136].
Дошкольники легко и с интересом усваивают цифры. Однако нередко у них даже в старшем дошкольном возрасте возникают трудности в различении цифр, похожих по начертанию: 1 , 4 и 7; 2 и 5; 6 и 9. Например, при ознакомлении с цифрой 7 нужно, рассмотрев ее начертание, предложить детям вспомнить, на какие знакомые им цифры она похожа, сравнить их по начертанию, выделить общее и то, чем они отличаются. Так же сравниваются цифры 3 и 8; 6 и 9[8, с.64].
Например, при сравнении цифр 2 и 5 детям предлагают посчитать сначала одну группу предметов на столе у воспитателя и поднять соответствующую цифру, потом посчитать вторую группу и также соотнести количество игрушек с определенной цифрой. Начертания этих цифр анализируют и сравнивают между собой. Обращают внимание детей на то, что в цифре 2 неполный круг вверху, а в цифре 5 — он внизу; короткая линия слева — направо в цифре 2 внизу, а в цифре 5 — вверху и т. д.
В качестве приемов на закрепление начертания цифр можно использовать лепку из пластилина, вырезание, заштриховку и др.
Итак, знакомство детей с цифрами не представляет сложной методической проблемы, поскольку дошкольники среднего и старшего возраста легко запоминают символические изображения: буквы, цифры, знаки. Нет особой необходимости заучивать с детьми определенный объем символики наизусть в дошкольный период, но и искусственно отгораживать ребенка от нее тоже нет смысла, поскольку с изображениями цифр он сталкивается в повседневной жизни постоянно - от номера своей квартиры и телефона бабушки до номера нужного канала телевидения или автобуса.