ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

воспитатель

МУЧ №8

пос Тищенка

Рябова П.Ю.

 

Основные методы знакомства с цифрами дошкольников

 

Задача ознакомления детей с цифрами ставится по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой в подготовительной к школе группе; по «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. Р.А. Курбатовой, Н.Н. Поддъякова – в средней группе с цифрами до 5, в старшей группе – до 10; по программе «Развитие» (авт. Л.А. Венгер) - со старшей группы; по программе «Радуга» (авт. Т.Н. Доронова и коллектив) - со средней группы, когда воспитатель, знакомя детей с числом, одновременно знакомит и с цифрами; по программе «Детство» (авт. Логинова В.И. и коллектив) – также со средней группы.

Наиболее распространенными являются две методики ознакомления с цифрами. Это методика А.М. Леушиной, по которой цифры изучаются в сравнении попарно: 1 и 7, 2 и 5, 3 и 8, 4 и 7, 6 и 9, и школьная методика, по которой цифры изучаются по порядку.

Для ознакомления детей с цифрами воспитатель использует красочный альбом по стихотворению С.Я. Маршака «Давайте познакомимся» и наборы цифр по количеству детей, а также наборное полотно и плоскостные изображения фигур (матрешки, грибочки, круги и др.)

Методика ознакомления дошкольников с цифрами определяется конкретным ДОУ в соответствии с аналогичной методикой базовой школы.

Методика А. М. Леушиной. Воспитатель на наборное полотно выставляет, например, 1 матрешку и спрашивает детей: «Сколько я поставила матрешек? (Одну). Как можно обозначить одну матрешку? (Присесть один раз, подпрыгнуть один раз, хлопнуть в ладоши один раз, отложить одну геометрическую фигуру и т.п.)».

Затем говорит: «А еще ее можно обозначить цифрой 1. Цифра 1 (в математике) – это значок, который обозначает число». Далее воспитатель показывает изображение цифры 1 из альбома, используя художественное слово: «Вот один, иль единица - очень тонкая, как спица. Похожа единица на крючок, а может на обломанный сучок». Затем обращает внимание детей на единицу: «Какая это цифра? (Один), рассматривает, из каких элементов состоит цифра 1: «Цифра 1 состоит из двух элементов – из длинной прямой палочки и короткой наклонной палочки». Из каких элементов состоит цифра 1? Далее воспитатель предлагает детям нарисовать цифру 1 в воздухе: встает в пол-оборота к детям и проговаривает вслух вместе с ними: «Короткая - длинная или наклонная – прямая».

Затем организуется работа с раздаточным материалом: воспитатель предлагает детям найти в наборе цифру 1 и провести по изображению пальчиком. Далее дети выполняют задания типа: «Какую цифру вы покажите, если я хлопну в ладоши 1 раз? и т.п. Дети должны усвоить, что цифра 1 соотносится с одним хлопком, одним прыжком, одним яблоком и т.д. Также воспитатель предлагает детям вспомнить пословицы и загадки, где используется число 1.

Затем воспитатель выставляет на наборное полотно 7 матрешек и спрашивает детей: «Сколько я поставила матрешек? (Семь). Как можно обозначить семь матрешек? (Ударить в бубен 7 раз, отложить 7 геометрических фигур и т.п.).

Затем говорит: «А еще ее можно обозначить цифрой 7». Далее воспитатель выставляет на наборное полотно изображение цифры 7 (рядом с цифрой 1), сопровождая действия художественным словом: «Вот семерка - кочерга, у нее -одна нога. Семь, точно острая коса. Коси коса, пока роса». Воспитатель: «Посмотрите внимательно, на цифру 1 и цифру 7. Что у них общего? (Они состоят из двух элементов). Каких? (Длинной и короткой палочки, наклонной и прямой палочки). А чем эти цифры отличаются? (У цифры 1 короткая палочка наклонная, а у цифры 7 – прямая; длинная палочка у цифры 1 – прямая, а у цифры 7 – наклонная). Затем воспитатель предлагает нарисовать вначале цифру 7, а потом - цифру 1 в воздухе (проговаривая, можно использовать два признака: короткая - прямая, длинная - наклонная - 7; короткая – наклонная, длинная – прямая – 1).

Потом аналогично организуется работа с раздаточным материалом: воспитатель предлагает детям найти в наборе поочередно цифры 7 и 1, показать их, положить перед собой и провести по ним пальчиком, проговаривая признаки элементов: «Короткая прямая – длинная наклонная и т.д.».

Затем организуется игра: воспитатель подпрыгивает, хлопает в ладоши, показывает картинки, а дети показывают соответствующие цифры 1 или 7. Потом предлагает вспомнить пословицы, поговорки, стихи, загадки, сказки, где встречается числа 1 и 7 (число 1, число 7, числа 1 и 7 одновременно).

На следующем занятии закрепляются знания о цифрах 1 и 7, а на другом занятии знакомятся с цифрами 4 и 7 и т.д.

Методика Е. А. Тархановой. По данной, так называемой школьной, методике цифры изучаются по порядку в процессе ознакомления с числами: на первых трех занятиях знакомят детей с цифрой 1, на следующих трех – с цифрой 2 и т. д.

Ознакомление с цифрами проходит аналогичным образом: также анализируется, из каких элементов состоит цифра, предлагается нарисовать цифры в воздухе. Знакомя с числом и цифрой 2, воспитатель выставляет на наборное полотно, например, 1 и 2 матрешки и спрашивает: «Что больше: одна или две матрешки? Почему? (Число 2 > 1 на 1, а число 1< 2 на 1). Значит, после цифры 1 идет цифра 2 (Показывает изображение из альбома цифры 2, используя художественное слово). Из каких элементов состоит цифра 2? (принимаются разные ответы детей). Предлагает нарисовать цифру 2 в воздухе, проговаривая: крючок - прямая.

перейти к конкурсам для логопедов

Задания на закрепление при работе с раздаточным материалом предлагаются аналогичные.

Цифра 4: состоит из трех элементов.

Цифра 5: состоит из полукруга и двух прямых и т.п.

На закрепление знаний детей о цифрах можно использовать пособия Агеевой С.И. «Обучение с увлечением», Ерофеевой Т.И. и др. «Математическая тетрадь для дошкольников», Волиной В. «Праздник числа», где предлагаются задания типа:

  • закрасьте треугольники карандашом одного цвета, и получится цифра 1, а квадраты – карандашом другого цвета и получится цифра 2;
  • положи нужную цифру в пустую клеточку;
  • веселые стихи, загадки, скороговорки, считалки, пословицы, занимательные задачи.

Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.

В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно-обоснованная методическая система по развитию математических способностей  у детей. Её основные элементы - цель, содержание, методы, средства и формы организации работы - теснейшим образом связаны между собой и взаимообуславливают друг друга.

Ведущим и определяющим среди них является цель, так как она ведёт к выполнению социального заказа общества детским садом, подготавливая детей к изучению основ наук (в том числе и математики) в школе.

Обучение ведёт за собой развитие. В условиях рационально построенного обучения, учитывая возрастные возможности дошкольников, можно сформировать у них полноценные представления об отдельных математических понятиях. Обучение при этом рассматривается как непременное условие развития, которое в свою очередь становится управляемым процессом, связанным с активным формированием математических представлений и логических операций. При таком подходе не игнорируется стихийный опыт и его влияние на развитие ребёнка, но ведущая роль отводится целенаправленному обучению[10, с.57].

Под математическим развитием следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций. Формирование математических представлений- это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель - не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей[10, с.58].

В старшей группе дети продолжают знакомиться с цифрами 6—9 и 0. Причем ознакомление с цифрой осуществляется одновременно с формированием знаний об образовании числа и счетом в пределах заданного числа. Методика работы становится более разнообразной и детальной, поскольку сравниваются множества, числа и цифры между собой. Значительное внимание уделяется именно изображению (начертанию) цифры. Например, детям предлагается заштриховать контурное изображение цифры на листе бумаги (ширина цифры приблизительно равна 0,5 см). Дети выполняют задания, а воспитатель помогает им[10, с.59].

Дошкольников знакомят с каждой отдельной цифрой, соотнося ее с числом через действия с предметными множествами. Для этого воспитатель демонстрирует цифру, предлагая детям рассмотреть ее начертания; дети создают соответствующее множество, откладывая определенное количество предметов; обводят указательным пальцем правой руки по контуру цифры, усваивая ее начертания. Для закрепления приобретенных знаний используются разные дидактические игры типа «Поручение», «Магазин», а также упражнения: обозначить число, которое больше (меньше) на один, чем названное (следует показать цифру), и др.

Предлагая детям сосчитать какую-либо группу предметов, например шесть кукол, воспитатель обращает внимание на то, что можно узнать о количестве кукол, не видя их самих, а только посмотрев на карточку с шестью кружками на полоске. Она просит детей вспомнить, когда они это делали раньше. Дети вспоминают, что они отыскивали группу игрушек и подкладывали к ним карточки, на которых было такое же количество кружков. Педагог подтверждает правильность детских воспоминаний и говорит, что кукол можно условно обозначить кружками. Педагог на следующем этапе задает детям следующие вопросы: «А всегда ли кружки должны быть расположены в ряд?». Выслушав несколько ответов, показывает числовую фигуру ? «А этой числовой фигурой можно показать количество наших кукол?» Далее педагог предлагает детям условно обозначить группы игрушек соответствующей числовой фигурой. Постепенно воспитатель подводит детей к выводу: «Но ведь кружки на числовой фигуре приходится считать, как и кукол. А не знает ли кто-нибудь, как взрослые обозначают количество, не считая кружки на карточке, и сразу узнают, что одна карточка - это три, другая - пять, третья - восемь. Кто догадается?» [14, с.134].

Дети припоминают еще, где и в каких случаях взрослые используют цифры как условные значки. «Могут ли значки-цифры показывать и количество предметов?» Вслед за этим воспитательница показывает один предмет и обозначает его цифрой 1, показывает два предмета и обозначает их цифрой 2, показывает три предмета и обозначает их цифрой 3. Дети упражняются в различении этих трех цифр, разных по своей конфигурации и легко запоминаемых[14, с.135].

При ознакомлении с цифрами широко используются специально сделанные карточки. Карточка поделена на две неравные части: левая — меньшая, правая — большая. Внизу карточки по всей ее длине приклеена полоска бумаги так, чтобы получился кармашек. В левую часть вкладывается карточка с цифрой, а в правую — чистый лист бумаги, на котором ребенок должен нарисовать столько предметов, сколько показывает цифра.

В детском саду не обучают писать цифры, но очень важно, чтобы дети усвоили правильное направление движения руки при написании разных цифр. Эффективным для этого является обведение контура цифры: дети указательным пальцем обводят цифру, сохраняя направление движения, тренируются в написании цифр в воздухе, выкладывают ее из счетных палочек, лепят из пластилина. Во время прогулки можно предложить детям написать цифру палочкой на песке, земле, снегу, выложить ее из природного материала и т. п. [14, с.136].

Дошкольники легко и с интересом усваивают цифры. Однако нередко у них даже в старшем дошкольном возрасте возникают трудности в различении цифр, похожих по начертанию: 1 , 4 и 7; 2 и 5; 6 и 9. Например, при ознакомлении с цифрой 7 нужно, рассмотрев ее начертание, предложить детям вспомнить, на какие знакомые им цифры она похожа, сравнить их по начертанию, выделить общее и то, чем они отличаются. Так же сравниваются цифры 3 и 8; 6 и 9[8, с.64].

Например, при сравнении цифр 2 и 5 детям предлагают посчитать сначала одну группу предметов на столе у воспитателя и поднять соответствующую цифру, потом посчитать вторую группу и также соотнести количество игрушек с определенной цифрой. Начертания этих цифр анализируют и сравнивают между собой. Обращают внимание детей на то, что в цифре 2 неполный круг вверху, а в цифре 5 — он внизу; короткая линия слева — направо в цифре 2 внизу, а в цифре 5 — вверху и т. д.

В качестве приемов на закрепление начертания цифр можно использовать лепку из пластилина, вырезание, заштриховку и др.

Итак, знакомство детей с цифрами не представляет сложной методической проблемы, поскольку дошкольники среднего и старшего возраста  легко запоминают символические изображения: буквы, цифры, знаки. Нет особой необходимости заучивать с детьми определенный объем символики наизусть в дошкольный период, но и искусственно отгораживать ребенка от нее тоже нет смысла, поскольку с изображениями цифр он сталкивается в повседневной жизни постоянно - от номера своей квартиры и телефона бабушки до номера нужного канала телевидения или автобуса.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.