выполнила:
Федоркова Инна Ильинична
МБДОУ центр развития ребенка- детский сад № 54
Московская область., город Одинцово
Музыкально-дидактическая игра – как средство активизации познавательной активности дошкольника.
Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, другая - игровая, ради которой действует ребенок.
Основное назначение музыкально-дидактических игр: формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформленными. Например, карточки с изображением музыкальных образов — яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры.
Применение музыкально-дидактических игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно. В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально - ритмических движений и даже в области слушания музыки. В доступной игровой форме у детей развиваются музыкальные способности. Дидактические игры на музыкальных занятиях можно проводить с младшей группы. В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настольно печатные игры, а также используются и технические средства обучения.
«Три цветка»
Дидактическая игра на определение характера музыки
Цель: закрепление понятия о характере музыки; формирование эмоциональной отзывчивости.
Игровой материал: Три цветка из картона в середине цветка нарисовано "лицо" - спящее, плачущее, или весёлое), изображающих три типа характера музыки:
• добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);
• грустная, жалобная;
• весёлая, радостная, плясовая, задорная.
Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звёздочки и т.д. Ход игры: 1 вариант. Педагог исполняет произведение. Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его.
«Найди нужный колокольчик.
Цель: Развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал. Набор бумажных колокольчиков разного размера для детей, металлофон.
Ход игры. Педагог играет звук на металлофоне, дети определяют какой звук прозвучал по высоте: если низкий – то поднимают большой колокольчик, если прозвучал высокий звук – то дети поднимают маленький колокольчик.
«Найди игрушку»
Цель: закрепление пройденного материала.
Игровой материал: Игрушки, соответствующие содержанию композиций: зайчик, медведь, кошечка, ежик и т.д.
Ход игры. Игрушки лежат на столе. Дети сидят полукругом. Музыкальный руководитель предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребёнка) соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни одной игрушки.
"Приглашение»
Цель: Развитие чувства ритма, тембра, внимание.
Музыкальные инструменты: маракасы, треугольник, ложки, барабан, металлофон и др. Ведущим в этой игре выступает взрослый (воспитатель), который играет на музыкальном инструменте или же включает аудиозапись с этой мелодией. Задача каждого «музыканта» – дополнять общий мелодичный рисунок звучанием своего инструмента. Но не в хаотичном порядке, а в том ритме, который определит ведущий.
Ход игры: Один или несколько детей ходят на мелодию куплета песни «Калинка», вокруг стола, на котором лежат музыкальные инструменты. На припев берут понравившийся инструмент и играют на нём в том ритме, который определил ведущий.
"СОЧИНИ МЕЛОДИЮ"
Цель: Развитие звуковысотного (ладового) слуха.
Задачи: Познакомить с цветовой формой записи нот
Развивать творческие способности, память, произвольное внимание, мелкую моторику рук.
Игровой материал: Металлофон, с « цветными» пластинками.( на пластинки наклеены кружочки из цветной бумаги)
Полоски с набранными мелодиями в соответствующей цветовой гамме.
По мере освоения нотной грамоты используются различные варианты мелодий. В подготовительной группе дети могу сочинять и записывать простые мелодии.
ПАЗЛЫ «Музыкальные инструменты»
перейти к конкурсам для логопедов
Цель: привлечь внимание ребенка к музыкальным инструментам, знакомство с инструментами, расширение кругозора.
Игровой материал: Картинки для пазлов разрезаются на 4, 6.частей равных частей или нестандартного размера для детей старшего дошкольного возраста.
Ход игры: собрать все части инструмента и назвать его.
Игра « Прятки»
Игра проходит по типу « Холодно- горячо». педагог прячет игрушку
Ребенок ищет игрушку. Чем ближе ребенок подходит к игрушке, тем громче поют дети известную песенку.