выполнила:
Смиренская Анастасия Николаевна
МБДОУ «Детский сад №163»
Чувашская Республика, Город Чебоксары
Занятие с детьми подготовительной группы
(профилактическая и развивающая работа)
Цель:
- развитие эмоционально – волевой и социальной сферы детей 6-7 лет;
- развитие познавательных процессов;
Задачи:
Образовательные:
Способствовать развитию навыков саморегуляции;
Формировать здоровое, адекватное поведение в обществе, умение ориентироваться и адаптироваться в сложном противоречивом мире;
Развивающие:
Развивать межличностные взаимоотношения между детьми и коммуникативные навыки;
Формировать умение понимать чувства окружающих, мотивировать на внимательное отношение к ним;
Повышать самооценку и уверенность в себе;
Формировать способность к концентрации; действовать свободно, раскрепощено, не нарушая нормы и правила общества;
Развивать навыки схематического и логического мышление;
Развивать зрительно – моторную координацию рук;
Воспитательные:
Воспитывать дружеские взаимоотношения;
Воспитывать произвольность поведения;
Воспитывать умение отмечать и признавать достоинства своих товарищей.
Материал: ТВ и DVD плеер, диск с отрывком м/ф «Ох и Ах» Н.Прытков, 1975 г, карта – схема «Клад пирата Джека», костюмы моряка для взрослого и детей (тельняшки, воротники, беретки), конверты с заданиями, шкатулка с запиской и смайликами, сухой дождь, магнитофон с кассетой, песочный планшет, свето-шоу, осьминог, столик, покрывало, разноцветные ладошки (красная, оранжевая, синяя), повязки на глаза.
Количество детей: 6 детей
Длительность: 25-30 минут
Ход занятия:
1. Приветствие «Я рад тебя видеть».
Цель: создать положительный настрой.
Ход: Дети стоят в кругу. Каждый участник круга по очереди поворачивается к соседу справа и приветствует его словами «Я рад тебя видеть .. имя соседа справа», передает мяч. И так до тех пор, пока каждый не поприветствует своего соседа.
- Ребята, у нас сегодня необычный день, я предлагаю вам отправиться в морское путешествие.
- Как вы думаете, как мы его совершим? (Ответы детей)
- Замечательно.
- Предлагаю вам отправиться в морское путешествие, превратившись в моряка.
- Согласны? (Да)
- Тогда повторяйте за мной: «Раз, два три – вокруг себя покрутись в моряка превратись»
-Да, теперь вы настоящие моряки, но что-то вам не хватает?
- Костюма?! Выберите 1 элемент костюма (береты, воротник, тельняшка)
- Ой, что у меня в руках? Карта?
- Поосмотрите на карту, и прочитает заголовок «Найди клад Пирата Джека».
- Найти клад нелегко, нужно выполнить все задания Пирата Джека! Справимся?
2. Упражнение – путешествие «Море».
Цель: снижение психоэмоционального и психомышечного напряжения; восстановление энергии для дальнейшей активной деятельности.
Ход: Дети рассаживаются на ковер, в круг. Звучит спокойная, расслабляющая музыка и горит «свет-шоу».
Инструкция: Детям предлагается вместе с педагогом – психологом рассказать историю, сопроводив ее соответствующими движениями море:
На море плещутся волны маленькие и большие (руками поочередно рисуются в воздухе маленькие волны, затем уже сцепленными в замок – большая волна).
По волнам плывут дельфины (синхронные волнообразные движения руками вперед).
Они сначала вместе, а потом по очереди ныряют в воду - (поочередные волнообразные движения руками).
Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочередно совершает волнообразные движения).
Вместе с дельфинами плывут медузы (руки, сжатые в кулаки, резко разжимаются).
Все они танцуют и смеются (вращение рук и плеч).
3. Прохождение через «сухой дождь»
Цель: создать положительный настрой.
Инструкция: Педагог – психолог предлагает окунуться в мир сухого разноцветного дождя.
- Теперь мы окунемся в мир разноцветного дождя. Ощутите тепло или холод капелек воды.
- Подойдите к столику с песком и нарисуйте свое настроение. Какое оно сейчас?
перейти к конкурсам для логопедов
4. Упражнение «Мое настроение и на что похоже настроение»
Цель: снять эмоциональное напряжение, создать положительный эмоциональный фон, развитие мелкой моторики руки, умение обозначать свои эмоции.
Инструкция: Использование песочницы с подсветкой. Педагог-психолог рисует на песочном планшете улыбающееся лицо и сообщает о том, что у него сегодня веселое настроение. Затем он просит детей нарисовать какое настроение у него сейчас и сказать на что похоже настроение. В результате ребенок не только видит свое настроение, но и как оно подсвечивается светом.
5. Чтение мини-рассказа. Ситуация «Птенчик»
Цель: определить стрессоустойчивость ребенка (стратегии преодоления негативных эмоций).
Ход: Педагог-психолог зачитывает ситуацию: «Маленький птенчик выпал из гнезда в плохую погоду и оказался посреди леса. Как вы думаете, что он будет делать?».
В зависимости от того, какой ответ даст ребенок, можно судить о его стрессоустойчивости.
Если ребенок утверждает, что пробует сам найти дорогу или попросить помощи окружающих, то в таком случае можно говорить о хорошей стрессоустойчивости. А вот если ребенок говорит, что птенчик бы испугался, расплакался и просто ждал помощи, то у него не развита стрессоустойчивость.
6. Этюд «Спаси птенца»
Цель: развить умение чувствовать и понимать другого; воспитывать желание помочь, поддержать, посочувствовать за другого.
Инструкция: Педагог-психолог говорит о том, что в нашей помощи нуждаются многие животные, предлагает спасти маленького птенца:
- Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыхание, приложите ладони к своей груди, дайте птенцу тепло своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилети к нам!
7. Игра «Путь доверия»
Цель: формирование доверия к окружающему миру
Инструкция: Дети могут оставаться в парах. Один — «капитан», другой — его «помощник», который должен провести «капитана» через различные препятствия. Препятствия созданы заранее (шкафы, столы, стулья). У «капитана» завязаны глаза. Цель «подводника» — провести «капитана» так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно поменять маршрут, добавить конусы (маяк).
Вопросы:
Ведущий обсуждает с детьми их самочувствие во время двух последних игр.
• Какую роль было исполнять сложнее? Легко ли ему было в роли капитана, помощника?
• Доверял ли он помощнику?
• Что хотелось сделать во время игры?
8. Игра «Рисунок на спине»
Цель: развитие тонкости восприятия, формирование сплоченности группы.
Инструкция: Дети садятся цепочкой спиной друг за другом. Ведущий педагог – психолог рисует на спине сидящего впереди рисунок (треугольник, дом, луна, цифру), второй ребенок постарается «прочитать» своей спиной рисунок и должен будет нарисовать то же самое на спине того, кто сидит перед ним. И так далее. Когда картинка «дойдет» до сидящего первого, он должен сообщить всем что он почувствовал.
Вопросы:
• Легко ли было «чувствовать» картинки спиной? Почему?
9. Упражнение «Кричалки – шепталки - молчалки» (Шевцова И.В.)
Цель: развитие нюблюдательности, умение действовать по правилу, волевой регуляции.
Ход: Из разноцветной бумаги надо сделать 3 силуэта ладони: красный, оранжевый, синий. Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку» можно бегать, кричать, шуметь; «желтая ладонь» - «шепталку» можно тихо передвигаться и шептаться, синяя ладонь - «молчанка» дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивают игру синей ладонью «молчанками».
- Молодцы, умеете контролировать свое поведение. Это важное качества моряка.
10. Упражнение «Письмо». Сказочный сюжет «Звездный мальчик»
Цель: развивать гуманное отношение друг к другу и к миру, формирование общности и единства.
Ход: Педагог – психолог сообщает детям, что пират Джек спрятал от нас письмо, которое доставил почтальон. Давайте их прочитаем. «Здравствуйте, ребята. Мы – ваши ровесники, мы ходим в подготовительную группу детского сада г.Чебоксары. Мы не можем разобраться с ситуацией, и просим вас нам помочь. На далекой планете живет звездный мальчик. Он обладает «холодным сердцем». Часто не слушается своих родителей, обижает других детей, живущих на планете, разрушает гнезда птиц, сажал животных в клетки.
Жители планеты стали бояться мальчика. А он этому радовался и восторженно восклицал: «Меня бояться, значит – я сильный!»
Но однажды звездный мальчик остался на планете совсем один.
Как вы думаете, что произошло? Как помочь?
Умей признать свою вину или ошибку и постарайся ее исправить: извинись за совершенное необдуманное действие, утешь обиженного;
Если в сердце потеплело, то нужно заняться любимом делом;
«Подумай о хорошем, и будет все хорошо»
На следующем занятии ответим на письмо ребятам.
11. Просмотр отрывка мульфильма «Ох и Ах», реж. Н.Прытков, 1975 г
Цель: закрепить знания о психологическом здоровье.
Ход: Педагог – психолог подводит детей к тому, что оптимист – веселый, не боится трудностей, придет на помощь к другу, трудолюбив и т.д. пессимист – мрачный, все время унылый, за чтобы не взялся ничего не получается и т.д.
Вопросы:
• Кто вам больше понравился из героев? Почему?
• А кому понравился и Ох и Ах? Почему?
12. Зарядка позитивного мышления «Я - веселый»
Цель: укрепить уверенность в себе и в своих силах, способствовать повышению самооценки.
Инструкция: Дети стоят в кругу. Один из них выходит в круг громко или тихо или спокойно говорит: «Я самый…(лучший, красивый, умелый, быстрый…)».
Остальные дети аплодируют. Когда все дети сделают это задание, то вместе с педагогом-психологом проговаривают стихотворение – утверждение:
Я веселый, сильный, смелый
Я все время занят делом
Я не хнычу, не боюсь
Я с друзьями не дерусь
Я могу играть, скакать,
На Луну могу слетать
Я не плакса, я храбрец
И вообще, я – молодец!
13. Ура, Клад пирата Джека! Шкатулка с запиской «Дарю Вам радость, доброту. Уважайте и помогайте друг другу» и смайликами (разноцветные улыбающиеся лица)
- Уважаемые моряки, предлагаю вам забрать шкатулку пирата Джека в детский сад и подарить смайликами друзьям! Согласны?
- Завершается морское путешествие, нам пора в детский сад.
- Повторяйте за мной волшебные слова: «Раз, два, три – вокруг себя покрутись в детей прерваться». Теперь, вы дети. (Дети снимают костюмы и кладут аккуратно на стол)
14. Рефлексивный круг
- Как вы думаете, найти клад легче одному или вместе с друзьями? Почему?
- Только дружная команда способна вместе преодолеть трудности и достичь успеха.
- Спасибо, за необычный день. До новых встреч!
Литература:
1. Алябьева Е.А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Сфера, 2004. С. 11
2. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 192 с.
3. Войтенко Г.П. Как сделать ребенка стрессойстойчивым / Справочник педагога-психолога в детском саду №7, 2015 г., С. 16-23
4. Киселева Р.А. Использование зарядки позитивного внушения с детьми 5-7 лет / Справочник педагога-психолога в детском саду №2, 2014 г., С. 78-80
5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000. – с38.
6. Сидлецкая О.А. / Справочник педагога-психолога в детском саду №3, 2015 г., С. 65-79
7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнгения: Практическое пособие – Генезис, 2001. – 160 с.