выполнила:
Кузьмина Алевтина Алексеевна,
воспитатель детского сада «Мичээр»
МБНОУ «Октемский научно-образовательный центр»
Республика Саха Якутия, Хангаласский район, с. Чапаево
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную культурную микросреду – единое пространство, в котором важно дать ребенку правильные социо-эмоциональные навыки, как для его дальнейшего развития, так и общества в целом. Обучение и развитие ребенка до 6-7 лет происходит ежесекундно: любые предметы и занятия для ребенка могут превратиться в материалы для увлекательного путешествия в мир познания окружающего мира. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
От того, как будет протекать взаимодействие детского сада с семьей, зависит взросление ребенка: успешное, с приобретением нового качества жизни или неуспешное, с последствиями для развития. Ведь, именно в возрасте до 7 лет активно развивается мозг ребенка, это время когда закладывается фундамент для последующего развития и обучения, кроме того, именно в этом возрасте дети впитывают информацию с пользой для всего человечества. Реализация программ раннего развития и дошкольного образования – наиболее выгодны для любого государства – это доказано Нобелевским лауреатом в области экономики Джеймсом Хэкманом.
Целью данной работы является разработка педагогических условий для создания единого пространства развития ребенка, как фактор успешного взаимодействия семьи и детского сада.
Индивидуальная направленность в работе с родителями, то есть дифференцированный учет воспитательных воздействий в условиях семьи, включение родителей в педагогический процесс помогает создать доверительные и комфортные условия для взаимодействия с родителями.
Ранее такой индивидуальной направленности в детском саду, в основном, не практиковали. Анализ уровня психолого-педагогической культуры родителей помог подойти более научно к взаимоотношениям и узнать индивидуальные особенности каждой семьи. Мы начали данный процесс с изучения семей: посетили семьи воспитанников с целью выявления микроклимата семейных отношений, организации режима дня ребенка, стилей родительского воспитания, основных семейных ценностей. Проведенная работа позволила нам классифицировать семьи следующим образом: 47% – активно занимаются развитием ребенка и проводят вместе с ним свободное время; 25% – с формальным подходом в воспитании ребенка; 26% – минимальная вовлеченность в воспитании ребенка и занятий с ним; 2 % – не уделяют должного внимания в воспитании детей.
Если родители из первой группы опрашиваемых являются активными участниками воспитательного процесса в детском саду, то к тем семьям, которые оказались в третьей и четвертой группе, мы стараемся оказать своевременную помощь в воспитании детей. Наиболее эффективны здесь индивидуальные формы общения, доверительные беседы, привлекаем таких родителей к наблюдению за детьми во время занятий и режимных моментов, чтобы они сделали для себя соответствующие выводы.
Большое внимание в детском саду педагоги уделяют педагогическому просвещению родителей. Мы запустили долгосрочный проект «Азбука родительства», целью данного проекта является ознакомление родителей со всеми возрастными новообразованиями детей, чтобы они понимали своего ребенка и научились поддерживать его в становлении личности. Реализуется также и проект «Права ребенка». В проектах участвуют воспитатели, дети подготовительных групп и родители.
На родительских собраниях раскрывались такие темы, как: «Воспитываем любовью», «Как воспитать самостоятельность», «Роль отца в воспитании ребенка», «Родительский пример» и др. Современные родители не принимают материал, предложенный в виде лекции и поучений. Поэтому мы стремимся установить диалог с ними. Любую тему начинаем с постановки вопроса, с мини-дискуссии. Широко используем медиа-презентации, проводим опросы и тестирование.
Для родителей старшей и подготовительной группы в нашем детском саду работает родительский университет «Будущий первоклассник», в рамках которого организуются встречи родителей с будущими учителями, где учителя знакомят родителей со спецификой каждой школьной программы, освещают аспекты психологической готовности детей к школе, родители в свою очередь имеют возможность установить контакты с будущим учителем своего ребенка.
По новой традиции, в апреле мы проводим конференцию «Школа будущего первоклассника» с участием учителей и завучей школ, врачей-педиатров, педагогов и родителей. Такие совместные мероприятия оказывают родителям консультативную и практическую помощь в подготовке детей к школе, помогают сблизиться родителям с учителями школы.
Большое значение придается информированию родителей. Родителям, как и раньше, предлагается стендовая информация, а также с популяризацией мессенджеров стали активны контакты с родителями в группах WhatsApp, так в родительских группах с названиями «Тоӄочоон», «Тобул» и «Өркөн» родителям на их вопросы даются советы о том, как преодолеть любые сложные педагогические ситуации в семейном воспитании. Кроме того, функционирует сайт детского сада, где имеется возможность размещать необходимую информацию для родителей.
Часто приглашаем родителей воспитанников сами на индивидуальные консультации. Тема консультаций и бесед формируется на основе появившейся проблемы. Например, «Сложная адаптация ребенка» или «Нарушения в поведении малыша». Принимая и общаясь с родителями, всегда стремимся быть приветливыми и доброжелательными, а не навязчивыми и не авторитарными.
Опираясь на родителей-единомышленников, постепенно вовлекали и остальных в процесс сотрудничества, учитывая интересы каждой семьи. Активность каждой семьи отражалась на стенде «Спасибо Вам, родители!». Вся атмосфера взаимодействия, общения с родителями свидетельствовала о том, что мы нуждаемся в объединении усилий.
Для формирования единого пространства развития ребенка важно представлять коллектив как единое целое, как большую сплоченную семью. Это способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье. На наш взгляд, это самая эффективная форма работы с родителями.
Организовывая одновременно с детьми и родителями мероприятия, совместные досуги, мы решаем поставленные задачи сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединяем усилия для достижения положительных результатов. Нами были подготовлены и проведены совместные мероприятия: «Традиции в моей семье живут», «В дружной семье – счастье живет», «Мамы всякие нужны, мамы разные важны», «Игры – помощники», «Семейный альбом» совместные проекты "Творим вместе" и др.
Начали использовать нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников – семейные встречи: мастер-классы по изготовлению различных продуктов художественно-эстетической деятельности, дегустации «домашних блюд», игры-тренинги, клубные работы: "Клуб будущей матери", цель клуба - обучение перинатальной педагогике и психологии. Будущим мамам даются домашние задания, "Клуб молодой матери" где педагоги оказывают консультативно-методическую помощь молодым матерям.
Сегодня особое место во взаимодействии с родителями занимает проектирование. В детском саду родители создали совместные проекты «Космос», «Бытовая техника», «По страницам Красной книги Якутии», «Замечательные люди нашего села», «Что я знаю о Великой Победе?», «Безопасная дорога» и др.
перейти к конкурсам для логопедов
Одна из форм работы – досуговая деятельность. Родителей и детей, педагогов особенно сплачивают праздники: «Золотая осень», «Народный фольклор», «День семьи», «Олимпиада», «Защитники Отечества», «День здоровья», «Новый год», «Мамин день», «Прощай, Зимушка-зима!». Оригинальность и эффективность досуговых мероприятий заключается в том, что их подготовка проводится совместно с творческой группой родителей, детей и воспитателей. Родители здесь выступают как активные участники.
Родители активно участвуют на выставках «Сделай вместе с детьми», «Дары золотой осени», «Рождественский сувенир», «Кукла своими руками», «Домашняя мастерская», «Моя родословная», фотовыставки «Мир вокруг меня», «Радуга успехов», «Наши умелые ручки», «Волшебный мир красок».
Родители выступают и как социальные партнеры для детского сада. Они участвуют в обновлении развивающей предметно-пространственной среды группы. В зимнее время родители участвуют в создании горки для катания, ледяных фигур. Родители охотно изготавливают наглядные пособия по просьбе воспитателей и логопеда по коррекции речи дошкольника.
В апреле проводится уже ставшая традиционной конференция родительского комитета, где разговор идет о проблемах и успехах в создании единого пространства развития для ребенка.
Нам удалось привлечь родителей к руководству детским садом через участие в работе Совета детского сада и родительских комитетов групп, которые активно участвуют в планировании работы учреждения и реализации этого плана в жизнь.
Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей необходимо с одной стороны, оптимизации процесса воспитания ребенка, с другой - для здоровья самого общества. В нашем детском саду сложилась своя эффективная система взаимодействия с родителями воспитанников. Опыт работы показал, что позиция родителей, так и воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей, стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада.