ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Матейко Елена Николаевна

Государственное учреждение образования «Клецкая средняя школа №1»

Республика Беларусь

область Минская

район Клецкий

город Клецк

 Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития в условиях образовательной интеграции
(из опыта работы
педагога-психолога ГУО «Клецкая средняя школа №1»
Матейко Елены Николаевны)

Каждый ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться, но если не научить его это делать, то с первых шагов школьной жизни, он встретится с трудностями и неудачами, которые постепенно смогут погасить его желание учиться. Это вдвойне справедливо для детей, которые имеют особенности развития.
Как было сказано ранее, в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФП планируются программные мероприятия, включающие в себя: работу с детьми, работу в режиме консультирования с родителями и с педагогическим коллективом.
Работа с учащимися, имеющими особенности психофизического развития, строится по следующему алгоритму:
1) диагностика познавательной сферы личности ребенка с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения;
2) изучение эмоционального состояния учащихся. Для этой цели использую графические тесты, в т.ч. «Рисунок человека». Для получения дополнительной информации о ребёнке и установления контакта для дальнейшей работы используется метод беседы.
3) Наблюдение за детьми в неформальной обстановке: столовой, на переменах, в группе продлённого дня с целью сбора дополнительной информации о контактах, способах ведения в конфликтной ситуации и т.д.
Важным моментом в работе является формирование доверительных отношений с учащимися, с этой целью используются приёмы арт-терапии: упражнения «Ладошка», «Грустное-Весёлое дерево», мимические игры. Также в работе с детьми я активно использую возможности такой популярной среди детей деятельности как сбор пазла. Использование данного приема позволяет развивать эмоциональную сферу детей неформально, важным является подобрать мозаику, которая отзовётся своим содержанием в душе ребёнка. Самое важное в этой работе беседовать с учащимися; обучать их понимать своё эмоциональное состояние. Все мы понимаем, что есть случаи, когда дети, с особенностями психофизического развития, являются воспитанниками неблагополучных семей, состоят на внутришкольном учете и поэтому необходимо поддержать их, показать, что они нужны, их мысли и чувства важны для окружающих. Даже вопрос: «А какие конфеты ты любишь?» вызывает в душе ребёнка целую историю воспоминаний.
При проведении индивидуальной работы, я использую невербальные формы общения, которые позволяют ребенку получать эмоциональную поддержку. К ним относятся:
- ласковая, одобряющая интонация
- небольшое (меньше метра) расстояние между психологом и учащимся
- перцептивные контакты (поглаживание, пожатие руки, визуальный контакт на уровне глаз).
При проведении занятий я стараюсь использовать упражнения по развитию памяти, внимания, занимательный материал по развитию мышления, при этом использую наглядность. В своей работе для создания ситуации успеха в учебной деятельности я использую эффективный прием – 30 вариантов того, как сказать ребенку «молодец» (из книги А.Р.Миллер «Ребенок с ограниченными возможностями»). С этими приемами вы можете познакомиться на слайде.
Ребёнок с ОПФР чувствует себя в детском коллективе не всегда комфортно и свободно. Это связано с многими причинами:
• непопулярность ребенка в группе сверстников
• симптом малообщительности
• дефекты операционной стороны игровой деятельности
• искажения в мотивационной сфере ребенка
• открытый конфликт в поведении
• невладение положительными, этически ценными формами общения со сверстниками
• нарушение действенного единства группы
Проявления вышеуказанных причин могут наблюдаться в узком кругу общения, отсутствии избирательных контактов, неучастии в устойчивых игровых объединениях. Некоторые ребята фиксируют себя в позиционной роли «подчиненного» во всех видах совместной деятельности и общения; не у всех развиты игровые умения и навыки. Есть ребята излишне медлительные; не стремящиеся к неигровой деятельности (рисованию, конструированию, коллекционированию, не сформирован интерес к животным, растениям). У части обучающихся в поведении проявляется желание доминировать, другие могут отказывать себе в достоинствах, равнодушны к себе, неопрятны в одежде, неуверенны в себе, всё это формирует отчужденность, агрессивность, озлобленность, деструктивность поведения, упрямство и обидчивость. Для детей с особенностями психофизического развития присущи проявления усталости, при которых «отключаются» когнитивные механизмы, управляющие поведением (ребенок ощущает полное и глубокое истощение, теряет способность осмыслять окружающий мир, забывает программу взаимоотношений с другими). Именно это неустанно необходимо объяснять педагогам, считающим, что дети плохо себя ведут. На самом деле именно для них важна смена деятельности на уроке, физкультминутка.
Однако эти негативные проявления в отношениях детей с ОПФР и детского коллектива можно сгладить и даже убрать при правильно построенной работе педагогов и родителей. Наша задача помочь особому ребёнку включиться в жизнь детского коллектива и научить ребёнка взаимодействовать с ним. Это делается в следующих направлениях моей деятельности:
- включение в совместную деятельность со сверстниками;
- демонстрация приязненных отношений педагога к ребенку с особенностями;
- внимание взрослого к внутренним переживаниям ребенка, умение его выслушать и помочь;
- включение ребенка в общение в условиях спокойного, доброжелательного внимания сверстников, терпения и одобрения всех его попыток к общению, контакту;
- наглядный показ непривлекательности форм неэтичного поведения в общении, использование с этой целью анализа сказок, рассказов; драматизация произведений, где роль отрицательного героя играет педагог, а роль положительного – ребенок;
- моделирование различных ситуаций взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами;
- чередование обучающих игр-занятий с самостоятельной деятельностью детей;
- ребенка надо успокоить, помочь ему. Сочувствуя страданиям ребенка, разделить его чувство стыда, вины, гнева;
- учить ребенка положительно оценивать сверстника, который интересно и хорошо проявляет себя в деятельности;
Особое внимание уделяется отслеживанию участия таких детей в различных мероприятиях, важным для детей является посещение проводимых мероприятий в школе, наблюдая за ними в различных видах деятельности, строится беседа о том, что окружает ребенка, происходит побуждение детей к ответу на вопрос "а что ты чувствуешь, какие эмоции у тебя сейчас или были тогда?"
В начале учебного года для родителей составляется тематика консультаций по различным вопросам.
Работа с педагогическим коллективом включает: консультирование педагогов по завершении диагностического обследования; разработка рекомендаций для педагогов по результатам диагностических исследований с целью профилактики и коррекции возможных отрицательных влияний на развитие личности ребенка.
Таким образом, в организации взаимодействия в системе «Учитель-ученик» при работе с детьми, имеющим ОПФР важными моментами являются:
- создание условий для формирования содержательной учебной мотивации;
- целенаправленность и системность педагогической работы, направленность на результативную подготовку каждого учащегося с ОПФР;
- обеспечение максимальной наглядности педагогического процесса;
- стимулирование деятельности детей одобрением и похвалой;
- широкое использование игровых методов и приёмов обучения;Принять участие в конкурсах для психологов
- фиксирование внимания на позитивных продвижениях детей с ОПФР, избегание негативной оценки деятельности учащихся;
- обеспечение согласованности действий педагогического коллектива и родителей, информирование о работе друг друга и ее результатах.
Если учителю удастся окружить детей с ОПФР вниманием, заботой и лаской, то положительные моменты в их обучении обеспечены.

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.