выполнила:
Матейко Елена Николаевна
Государственное учреждение образования «Клецкая средняя школа №1»
Республика Беларусь
область Минская
район Клецкий
город Клецк
Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития в условиях образовательной интеграции
(из опыта работы
педагога-психолога ГУО «Клецкая средняя школа №1»
Матейко Елены Николаевны)
Каждый ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться, но если не научить его это делать, то с первых шагов школьной жизни, он встретится с трудностями и неудачами, которые постепенно смогут погасить его желание учиться. Это вдвойне справедливо для детей, которые имеют особенности развития.
Как было сказано ранее, в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФП планируются программные мероприятия, включающие в себя: работу с детьми, работу в режиме консультирования с родителями и с педагогическим коллективом.
Работа с учащимися, имеющими особенности психофизического развития, строится по следующему алгоритму:
1) диагностика познавательной сферы личности ребенка с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения;
2) изучение эмоционального состояния учащихся. Для этой цели использую графические тесты, в т.ч. «Рисунок человека». Для получения дополнительной информации о ребёнке и установления контакта для дальнейшей работы используется метод беседы.
3) Наблюдение за детьми в неформальной обстановке: столовой, на переменах, в группе продлённого дня с целью сбора дополнительной информации о контактах, способах ведения в конфликтной ситуации и т.д.
Важным моментом в работе является формирование доверительных отношений с учащимися, с этой целью используются приёмы арт-терапии: упражнения «Ладошка», «Грустное-Весёлое дерево», мимические игры. Также в работе с детьми я активно использую возможности такой популярной среди детей деятельности как сбор пазла. Использование данного приема позволяет развивать эмоциональную сферу детей неформально, важным является подобрать мозаику, которая отзовётся своим содержанием в душе ребёнка. Самое важное в этой работе беседовать с учащимися; обучать их понимать своё эмоциональное состояние. Все мы понимаем, что есть случаи, когда дети, с особенностями психофизического развития, являются воспитанниками неблагополучных семей, состоят на внутришкольном учете и поэтому необходимо поддержать их, показать, что они нужны, их мысли и чувства важны для окружающих. Даже вопрос: «А какие конфеты ты любишь?» вызывает в душе ребёнка целую историю воспоминаний.
При проведении индивидуальной работы, я использую невербальные формы общения, которые позволяют ребенку получать эмоциональную поддержку. К ним относятся:
- ласковая, одобряющая интонация
- небольшое (меньше метра) расстояние между психологом и учащимся
- перцептивные контакты (поглаживание, пожатие руки, визуальный контакт на уровне глаз).
При проведении занятий я стараюсь использовать упражнения по развитию памяти, внимания, занимательный материал по развитию мышления, при этом использую наглядность. В своей работе для создания ситуации успеха в учебной деятельности я использую эффективный прием – 30 вариантов того, как сказать ребенку «молодец» (из книги А.Р.Миллер «Ребенок с ограниченными возможностями»). С этими приемами вы можете познакомиться на слайде.
Ребёнок с ОПФР чувствует себя в детском коллективе не всегда комфортно и свободно. Это связано с многими причинами:
• непопулярность ребенка в группе сверстников
• симптом малообщительности
• дефекты операционной стороны игровой деятельности
• искажения в мотивационной сфере ребенка
• открытый конфликт в поведении
• невладение положительными, этически ценными формами общения со сверстниками
• нарушение действенного единства группы
Проявления вышеуказанных причин могут наблюдаться в узком кругу общения, отсутствии избирательных контактов, неучастии в устойчивых игровых объединениях. Некоторые ребята фиксируют себя в позиционной роли «подчиненного» во всех видах совместной деятельности и общения; не у всех развиты игровые умения и навыки. Есть ребята излишне медлительные; не стремящиеся к неигровой деятельности (рисованию, конструированию, коллекционированию, не сформирован интерес к животным, растениям). У части обучающихся в поведении проявляется желание доминировать, другие могут отказывать себе в достоинствах, равнодушны к себе, неопрятны в одежде, неуверенны в себе, всё это формирует отчужденность, агрессивность, озлобленность, деструктивность поведения, упрямство и обидчивость. Для детей с особенностями психофизического развития присущи проявления усталости, при которых «отключаются» когнитивные механизмы, управляющие поведением (ребенок ощущает полное и глубокое истощение, теряет способность осмыслять окружающий мир, забывает программу взаимоотношений с другими). Именно это неустанно необходимо объяснять педагогам, считающим, что дети плохо себя ведут. На самом деле именно для них важна смена деятельности на уроке, физкультминутка.
Однако эти негативные проявления в отношениях детей с ОПФР и детского коллектива можно сгладить и даже убрать при правильно построенной работе педагогов и родителей. Наша задача помочь особому ребёнку включиться в жизнь детского коллектива и научить ребёнка взаимодействовать с ним. Это делается в следующих направлениях моей деятельности:
- включение в совместную деятельность со сверстниками;
- демонстрация приязненных отношений педагога к ребенку с особенностями;
- внимание взрослого к внутренним переживаниям ребенка, умение его выслушать и помочь;
- включение ребенка в общение в условиях спокойного, доброжелательного внимания сверстников, терпения и одобрения всех его попыток к общению, контакту;
- наглядный показ непривлекательности форм неэтичного поведения в общении, использование с этой целью анализа сказок, рассказов; драматизация произведений, где роль отрицательного героя играет педагог, а роль положительного – ребенок;
- моделирование различных ситуаций взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами;
- чередование обучающих игр-занятий с самостоятельной деятельностью детей;
- ребенка надо успокоить, помочь ему. Сочувствуя страданиям ребенка, разделить его чувство стыда, вины, гнева;
- учить ребенка положительно оценивать сверстника, который интересно и хорошо проявляет себя в деятельности;
Особое внимание уделяется отслеживанию участия таких детей в различных мероприятиях, важным для детей является посещение проводимых мероприятий в школе, наблюдая за ними в различных видах деятельности, строится беседа о том, что окружает ребенка, происходит побуждение детей к ответу на вопрос "а что ты чувствуешь, какие эмоции у тебя сейчас или были тогда?"
В начале учебного года для родителей составляется тематика консультаций по различным вопросам.
Работа с педагогическим коллективом включает: консультирование педагогов по завершении диагностического обследования; разработка рекомендаций для педагогов по результатам диагностических исследований с целью профилактики и коррекции возможных отрицательных влияний на развитие личности ребенка.
Таким образом, в организации взаимодействия в системе «Учитель-ученик» при работе с детьми, имеющим ОПФР важными моментами являются:
- создание условий для формирования содержательной учебной мотивации;
- целенаправленность и системность педагогической работы, направленность на результативную подготовку каждого учащегося с ОПФР;
- обеспечение максимальной наглядности педагогического процесса;
- стимулирование деятельности детей одобрением и похвалой;
- широкое использование игровых методов и приёмов обучения;Принять участие в конкурсах для психологов
- фиксирование внимания на позитивных продвижениях детей с ОПФР, избегание негативной оценки деятельности учащихся;
- обеспечение согласованности действий педагогического коллектива и родителей, информирование о работе друг друга и ее результатах.
Если учителю удастся окружить детей с ОПФР вниманием, заботой и лаской, то положительные моменты в их обучении обеспечены.