Учитель-дефектолог
Наговицына С. П.
МБДОУ д/с №112 «Лисичка»
Брянск
У истоков чтения.
Чтение – это не просто механическое складывание букв в слова, а слов в предложения. Чем больше к моменту освоения чтения у ребёнка накопилось собственного жизненного опыта, с которым он может связать смысл прочитанных слов, тем больше эти слова для него значат.
В домашней обстановке умение читать может прийти к ребёнку так же естественно, как умение ходить и говорить. Помочь развёртыванию этого естественного хода событий можно, создав ребёнку следующие условия:
• подавайте пример детям, читая книги, газеты, журналы;
• дома у ребёнка должно быть достаточно материалов для чтения: книг, журналов, обучающих игр;
• обстановка дома должна быть спокойной; во время занятий с детьми нужно быть терпеливыми;
• надо регулярно читать вслух малышу детские стихи с повторяющимися фразами, сказки, рассказы, считалки и потешки;
• при отборе материала для чтения необходимо учитывать интересы ребёнка;
• используйте любую возможность для общения с ребёнком, отвечайте на все его вопросы о книгах, героях произведений и обо всём остальном;
• для содержательного общения с ребёнком устраивайте экскурсии, прогулки, выходы в театр, музей, цирк. При этом обсуждайте увиденное, это способствует развитию речевого общения;
• способствуйте речевому творчеству ребёнка, записывайте сочинённые им рассказы, сказки, истории, стихи;
• приобретите для ребёнка азбуку, кубики с буквами, кассу букв.Принять участие в конкурсах для психологов
Самые распространённые ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях.
В основе обучения чтению – не буква, а звук. Прежде чем показать ребёнку новую букву, например, м, следует научить его слышать звук [ м] в слогах, словах.
На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – т. е. так, как звучит звук.
К примеру, звук [ м] произносится отрывисто: м! И букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае не эм! Говоря эм, произносим два звука – [э] и [м]. Данное обстоятельство дезориентирует детей.
При обучении ребёнка чтению, не смешивайте понятия звук и буква.
Вторая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т. е. ребёнок сначала называет буквы слога: м! а! – и только после этого читает сам слог: ма. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с трудом.
Правильное чтение – это чтение слогами (на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребёнок долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: ммма. (Одновременно переводя указку с буквы на букву.) Лишь бы он не останавливался после первой буквы, а прочёл слитно буквы слога.
Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?
Если ребёнок пишет буквы не в ту сторону – чаще всего это следствие несформированных понятий «слева» и «справа». Ребёнок должен уметь правильно выполнять задания: покажи своё правое ухо, левую ногу и т. д.; расскажи, что ты видишь справа от себя, что слева.
Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры с различными «конструкторами» и «строителями».
Чтобы ребёнку было легче запомнить буквы, рекомендуются следующие приёмы.
• Взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5-6 см), ребёнок раскрашивает её. Под буквой ребёнок рисует предметы, в названиях которых первая буква для него трудная.
• Лепка ребёнком буквы из пластилина.
• Вырезание ребёнком буквы по контуру, нарисованному взрослым.
• «Написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе.
• Сравнение буквы и её элементов со знакомыми предметами, другими буквами. Пусть такие сравнения придумывает сам ребёнок. Это запоминается им лучше.
• Обводка ребёнком букв, написанных взрослым.
• Письмо буквы по контуру, нарисованному взрослым.
• Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.