выполнила:
Харламова Марина Викторовна
учитель начальных классов
МКОУ средняя школа №1 г. Серафимовича Волгоградской области
Урок русского языка во 2 классе.
Тема: Синонимы, антонимы омонимы.
ЦЕЛИ урока:
образовательные: повторить и систематизировать понятия: синонимы, антонимы, омонимы, выяснить их роль в достижении точности, информативности и выразительности речи; закрепить изученный материал .
развивающие: развивать навыки устной и письменной речи, расширять словарный запас учащихся; развивать сообразительность, внимание, память, мышление, орфографическую зоркость, фонематический слух учащихся.
воспитательная: воспитание внимания и доброго отношения друг к другу.
Задачи урока:
1) обобщить сведения о слове, его лексическом значении;
2) учить различать синонимы, антонимы и омонимы в тексте;
3) показать роль синонимов и антонимов, омонимов в речи;
4) развивать мыслительные операции сравнения, классификации, анализа;
5) способствовать активизации познавательной деятельности учащихся;
6) обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь;
7) способствовать умственному воспитанию, развитию доброжелательности, повышению интереса к предмету;
8) повышать культуру речи.
Формирование УУД
Личностные результаты усвоения урока:
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к языку, культуре;
- интерес к изучению языка;
Метапредметные результаты усвоения урока:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
Познавательные УУД:
- пользоваться словарями.
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
Предметные результаты усвоения урока:
- пользоваться толковым словарём; видеть в тексте синонимы и антонимы, омонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам.
Тип урока: повторение изученного материала
Формы обучения: индивидуальная, групповая.
Методы: словесный, наглядно- иллюстративный, частично-поисковый.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, тест, карточка с заданиями.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний
1. Словарная работа
- Спишите слова, расположив их по алфавиту и вставляя вместо точек нужную букву.
Д…кабрь, к…пуста, …рбуз, за..яц, к..ньки, к..рзина, …тец, м..тро, р…сунок, п..суда, м…бель.
-Проверьте по образцу свою работу. Оцените свою работу.
Арбуз, декабрь, заяц, капуста, коньки, корзина, мебель, метро, отец, посуда, рисунок.
Сегодня мы будем оценивать себя знаковыми символами. Вы на полях в тетрадочках будете ставить себе вот такие символы карандашами: ! – отлично, восхитительно выполнил работу,
+ были затруднения, но справился
— много ошибок, не справился
? затрудняюсь в оценивании
— Оцените себя за Задание словарную работу на полях. 3-4мин
III.Самоопределение к деятельности
Тему урока вы мне назовёте,
Если слова разберёте из букв.
Вам повезёт, если три слова
Быстро сумеете вы отгадать.
МОЫОИМН СНЫИМОНИ ЫНТАОМИН ( на листах название)
-Назовите тему урока.
Омонимы. Синонимы. Антонимы.
-Какие задачи перед собой поставим?
продолжить работу с синонимами, антонимами, омонимами. Учиться употреблять такие слова в речи..2мин
- Что такое синонимы, антонимы, омонимы?
1 ряд – приведите примеры омонимов, запишите их. ( 1 пара)
2 ряд –приведите примеры синонимов, запишите их. ( 1ряд)
3 ряд –антонимов 1-2 пары 3 человека у доски
3мин
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику с. 35, № 49 работаем у доски (1 пару-один человек) и в тетрадях
+ карточки для 4 -6 человек (задание подобрать антонимы)
1карточка- Составьте предложения, используя слова – антонимы, запишите в тетрадь.
Дерево ________________, а куст _________________.
Чай ___________________, а мороженое ____________________.
Грач ___________________, а снег ______________________.
(слова помощники: низкий, высокое, холодный, горячий, белый, черный)
Проверка по образцу.
5 мин
2 карточка Найди в следующих стихах слова АНТОНИМЫ, выпиши парами в тетрадь:
1. Вышел в поле храбрый рыцарь
Может он с любым сразиться,
А трусливого зайчонка
Напугает и девчонка!
_______________________________
2. Вася птичкам сыплет крошки,
Жору все боятся кошки-
Он гоняет их метлой.
Вася-добрый, Жора-злой!
________________________________
3. За высоким за забором
Можно спрятать даже гору,
А за низеньким, увы,
Виден каждый пук травы.
________________________________
3 карточка
Подбери антонимы к словам:
Добрый________________________
Сладкий_______________________
Легко_________________________
Светло________________________
Горячий_______________________
Сильный_______________________
Громко________________________
Весело________________________
Физминутка2,
3.Работа в парах. Упр .50.с.35 списать 10
4.Работа в группах. 5 мин
1 группа.Допиши предложения:+++
1.Слова, которые имеют два или несколько значений называются _______________________________________________________.
2.Слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию называются ______________________________________________________.
3.Слова, имеющие противоположное значение называются _____________________.
4. Слова одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению называются ___________________________.
2 группа: Составьте предложения с омонимами.
(лук-лук, коса-коса, овсянка-овсянка)
3 группа.
Найди пары синонимов. Поставь
приятель воин
противник друг
солдат враг
шагать горе
красный идти
печаль труд
работа алый
4грруппа .Подбери антонимы к словам: ++
горе - ______________ конец - ________________
свет - ______________ жара - _________________
утро - ______________ добрый - _______________
5 группа .Найдите омонимы в стихах и подчеркните:
- Кто вы?
- Мы лисички, дружные сестрички.
- Ну, а вы-то кто же?
- Мы лисички тоже!
- Как, с одной-то лапкой?
- Нет, ещё – со шляпкой…
6 группа . Прочитайте предложения. Найдите и подчеркните многозначные слова:
Язык не лопатка, знает, что сладко. От горьких мук стал горьким лук.
V Итог урока
- О чем говорили сегодня на уроке?
- Для чего школьнику надо уметь употреблять все эти слова в своей речи?
VI.Рефлексия.
перейти к публикациям для педагогов в СМИ
VII.Домашнее задание .
Придумать небольшую сказку с использованием синонимов, антонимов, омонимов.