ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Республика Коми г. Ухта

Игнатова Фаина Викторовна

МДОУ «Детский сад №55 комбинированного вида»

Республика Коми г. Ухта

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №32 комбинированного вида»

 

 

 

Утверждаю

Заведующий МДОУ «Д/с №32»

______________Л.Н. Симонова

 

 

 

 

 

 

 

 

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Арт-терапевтические занятия с детьми с ОНР

«Красочный мир»

(для детей 5-7 лет)

Срок реализации: 4 месяца

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Ф.И.О., должность автора:

                                                             Игнатова Ф.В. – педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пгт Ярега, 2017

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Пояснительная записка………………………………………………………..3

Учебный план         ………………………………………………………………...10

Планируемые результаты коррекционно-развивающей программы…………………………………………………………………….11

Комплекс организационно-педагогических условий Программы……......12

Календарно-тематический план         ……………………………………………16

Список литературы…………………………………………………………...18

Приложение………………………………………………………………......25

 Пояснительная записка

 

Коррекционно-развивающая программа арт-терапевтических занятий с детьми с ОНР «Красочный мир» Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №32 комбинированного вида» разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • СанПиН 2.4.1. 3049 -13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;
  • Письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000 М 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
  • Постановлением правительства Российской Федерации № 706 от 15.08.2013 г. «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;
  • Приказом № 1008 от 29.08.2013г. « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Основная образовательная программа МДОУ «Детский сад №55 комбинированного вида», составленная с учетом образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»;
  • Уставом МДОУ «Д/с № 55».

Направление дополнительной образовательной программы – психолого-педагогическое.

Дополнительная образовательная программа построена на принципах индивидуальности, субъектности, доверия и поддержки, выбора и самоактуализации.

В настоящее вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами в развитии: нарушениями в эмоциональной и коммуникативной сфере (ОНР, ЗПР  и др.).

Действительно, искусство является фактором художественного развития и оказывает большое психотерапевтическое воздействие, влияние на эмоциональную сферу ребенка, при этом выполняя коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. А  участие ребенка с проблемами в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Ребенок в коллективе проявляет индивидуальные особенности, что способствует формированию внутреннего мира ребенка с проблемами в развитии, утверждению в нем чувства социальной значимости.

Все виды искусства, с которыми ребенок с проблемами соприкасается в дошкольном и школьном возрасте, влияют на адекватность его поведения, помогают регулировать эмоциональные проявления в коллективе, семье, способствуют их коррекции. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка с проблемами выражается также в том, что общение с искусством помогает ему «очиститься» от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений и вступить на новый путь отношений с окружающим миром.

Арт-терапия – синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике – совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии (Е. А. Медведева).

 «Исцеляющими» факторами являются групповая сплоченность и поддержка, реализация альтруистической потребности, освоение новых ролей и проявление латентных качеств личности, получение обратной связи в условиях особой, демократической атмосферы, обусловленной равенством прав и ответственности (теория И. Ялома).

Наблюдая за поведением детей в логопедических группах детского сада, нами выявлены следующие отклонения  от возрастной нормы: у детей с ОНР отмечается быстрая эмоциональная истощаемость, проявляющаяся в гиперактивности, повышенной возбудимости, отсутствии желания участвовать в совместных занятиях и играх, конфликтных отношениях со сверстниками, агрессивном и демонстративном поведении и т. п.

Известно, что искусство способно изменить душевное и физическое состояние человека. Положительное эмоциональное возбуждение при рисовании усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему, облегчает установление контакта с людьми.

В этой связи целями предложенной Программы  являются смягчение эмоционального дискомфорта у детей с ОНР и устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожность, а также развитие коммуникативных навыков.

Методы арт-терапии очень актуальны именно при работе с детьми с ОНР, т. к. для них важным является тренировка наблюдательности, развитие мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков. Л. Д. Лебедева в своей книге «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий» справедливо замечает, что «словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности. …И ребенок, и взрослый в арт-терапевтическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений».[10]

Значение и ценность графического выражения в диагностике и лечении эмоциональных расстройств сейчас признается большинством психологов, которые считают, что именно через рисунок ребенка  можно осуществить не только диагностику актуальных эмоциональных проблем личностного характера, но и довольно успешно проводить их коррекцию.

При создании Программы учитывались и использовались научные данные отечественных и зарубежных авторов: в области исследования психологии эмоций – К. Э. Изарда, Л.С. Выготского, А. И. Копытина, А. Н. Леонтьева;  методов арт-терапии –  Д. Дилео, Л. Д. Лебедевой, Э. Крамер, К. Рудестама; психологической коррекции: Г. Л. Исуриной, М. В. Водинской, Г. А. Урунтаевой.

К тому же многолетний опыт работы с детьми с речевыми нарушениями дает основания считать метод арт-терапии самым гуманным и приемлемым в решении проблем детского развития.

Мысль Л. С. Выготского о том, что изобразительная деятельность – это своеобразный аналог графической речи, становится актуальной именно для детей с речевыми проблемами, так как для них легче  выразить невербально свои внутренние чувства и события, чем объяснять их словами. Как известно, речь возникает на основе образов, а для детей-логопатов составляет определенную трудность описать их словесно. Этот факт также сыграл значительную роль при выборе метода арт-терапии в работе педагога-психолога с детьми с ОНР (общим недоразвитием речи) и напрямую связан  с особенностями данного отклонения в развитии: незрелостью эмоционально-волевой сферы, отклонениями в поведении, расторможенностью, гипервозбудимостью, слабостью мотивации и самоконтроля.

Главный принцип Программы – ориентировка на «зону ближайшего развития».

 

 

 

Отличительные особенности данной программы

Работа по данной Программе «Красочный мир» раскрывает возможности арт-терапии в формировании эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи.

Адресат программы. Программа рассчитана на детей с 5 до 7 лет. Актуальным обучение по данной программе будет для детей с ОНР, т. к. для них важным является тренировка наблюдательности, развитие мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков. Рекомендуемый максимальный состав группы – 14 человек.

Объем программы. Программой предусматривается нагрузка 16 занятий в течение 4 месяцев. Практические занятия составляют большую часть программы.

Формы организации образовательного процесса.

В процессе организации деятельности  используются различные формы занятий:

Нетрадиционные формы: занятия-путешествия и занятия-сказки.

Традиционные: комбинированные и практические занятия, игры и др.

перейти к публикациям для педагогов в СМИ

В процессе занятий педагог-психолог направляет творчество детей не только на создание новых идей, но и на самопознание и открытие своего «Я». При этом необходимо добиваться, чтобы и сами дошкольники могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

Срок освоения программы. Полное прохождение программы включает в себя посещение занятий в течение 4 месяцев.

Режим занятий. Занятия проходят 1 раз в неделю по 30 минут, всего 16 занятий за период реализации программы.

Цель и задачи программы.

Цель программы - устранение психологического напряжения и формирование положительного образа Я и самооценки.

Задачи программы

  • развивать умение отражать актуальное состояние;
  • корректировать механизмы психологической защиты в виде демонстративности, негативизма, агрессии;
  • корректировать тревожность, негативные установки, социальные барьеры;
  • развивать чувства собственной значимости;
  • формировать способы эффективного взаимодействия детей (умение договориться, уступить, сделать вклад в общее дело, увидеть успехи других, оценить свои достоинства);
  • поощрять позитивные формы активности (творчества, инициативы в решении задач, сдерживания негативных реакций и др.);
  • познакомить с основными эмоциями человека;
  • развивать умения контролировать свои действия;
  • развивать воображение.

Тематика занятий строится с учетом интересов дошкольников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.

Содержание работы:

Материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, физминутки.

Используемые методы:

  • метод наглядности (рассматривание иллюстраций, видеофильмов и др. наглядных пособий);
  • словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения);
  • практический (самостоятельное выполнение изобразительной деятельности);

Используемые приемы:

  • проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
  • одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
  • мотивационный (убеждение, поощрение).

Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей и улучшение их эмоционального состояния, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию воображения и других психических процессов, также снижение эмоционального напряжения у детей, проведение семинара-практикума «Арт-терапия в логопедической группе.

В программе широко используются технические средства обучения: проектор, ноутбук, музыкальный проигрыватель, фотоаппарат, и др.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, выпуск буклетов «Арт-терапия. Что это?», собрание на тему «Применение арт-терапии на занятиях с детьми с нарушениями речи».

 

 

 

 

 

 

 

Учебный план

 

Ва

Тематическое планирование

 

Месяц

Тема

Основные задачи

Содержание деятельности

Используемое оборудование

                                  

Январь

 

 

 

«Здравствуй, друг!»

 

 

Познакомиться с детьми, установить доверительные отношения.

Разучивание ритуала приветствия «Здравствуй, друг!».

Изотерапия: рисуем «Приветик».

Упражнение для профилактики нарушений зрения.

Массаж ладоней карандашами.

Итог занятия.

 

 

Листы бумаги, цветные и простые карандаши, фломастеры.

 

«Настроение»

 

Развивать воображение и фантазию.

Ритуал приветствия.

Массаж ладоней «кристаллами».

Изотерапия: рисунки настроения.

Итог занятия.

«Кристаллы», листы бумаги, акварельные краски, стаканчик с водой, фломастеры.

 

 

«Чудесные круги»

Помочь ребенку в отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.

Ритуал приветствия.

Пальчиковая гимнастика.

Мандалатерапия: раскрашивание мандал.

Итог занятия.

Готовые раскраски-мандалы с возможностью выбора узора, цветные карандаши, восковые мелки, аудиозаписи для релакации, ноутбук.

 

«Сказки-загадки»

 

 

Способствовать развитию и совершенствованию моторики рук и тонких движений пальцев.

Развивать воображение и фантазию.

Ритуал приветствия.

Пальчиковая гимнастика.

Изотерапия: рисуем сказки-загадки.

Массаж ладоней карандашами.

Итог занятия.

Цветные карандаши, фломастеры, листочки бумаги.

 

Февраль

 

«Кляксы»

 

Стабилизировать эмоционально-волевую сферу дошкольников. Развивать воображение и фантазию.

Ритуал приветствия.

Игра «Дотронься до…».

Изотерапия: рисуем кляксы.

Итог занятия.

Листы бумаги, акварельные краски, кисти, фломастеры.

 

«Загадочная картина»

Совершенствование памяти, внимания, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи

Ритуал приветствия.

Изотерапия: раскраски по номерам.

Дыхательная гимнастика.

Итог занятия.

Цветные карандаши, цветные ручки, восковые мелки, готовые раскраски по номерам.

 

«Море»

Развить чувство сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение быть в мире с самим собой.

Ритуал приветствия.

Игра «Сороконожка»

Изотерапия: «Дорисуй картину» (коллективная дорисовка картины «Море»)

Итог занятия.

Большой лист бумаги с нарисованными на нем незаконченными линиями, фигурами и др., цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.

 

«Моё настроение»

Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений.

Способствовать расширению эмоционального опыта.

Ритуал приветствия.

Беседа о настроении.

Мандалатерапия: насыпная мандала.

Итог занятия.

Одноразовые тарелки, цветная соль, камушки, ракушки, бусины, крупы, семечки, желуди и др.

 

Март

 

 

«Три желания золотой рыбке»

Развить грубую и мелкую моторику рук; развить зрительно-моторную координацию. Профилактика тревожности и страхов.

Ритуал приветствия.

Изотерапия: обрывная аппликация «Золотая рыбка».

Итог занятия.

 

Шаблоны «Золотой рыбки», листы цветной бумаги, клей ПВА, фломастеры.

«Почему облака превращаются в тучи?» часть 1

Помочь ребенку в отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.

Ритуал приветствия.

Сказкотерапия: прослушивание, обсуждение, анализ сказки.

Изотерапия: рисование запомнившегося момента из сказки.

Итог занятия.

Листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.

 

 

«Моя семья»

Помочь ребенку в отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.

Ритуал приветствия.

Беседа о семье.

Изотерапия: аппликация из геометрических фигур «Моя семья»

Итог занятия.

 

Листы бумаги, геометрические фигуры из цветной бумаги, клей-карандаш, ножницы.

 

«Цветочный сад»

Развить грубую и мелкую моторику рук; развить зрительно-моторную координацию. Профилактика тревожности и страхов.

Ритуал приветствия.

Изотерапия: создаем коллаж на тему «Цветочный сад»

Упражнения для профилактики нарушений зрения.

Итог занятия.

 

Листы бумаги, клей, цветные карандаши, картинки для коллажа, ножницы.

 

Апрель

«Почему облака превращаются в тучи?» часть 2

 

Помочь ребенку в отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.

 

Ритуал приветствия.

Сказкотерапия: прослушивание, обсуждение, анализ сказки.

Изотерапия: рисование запомнившегося момента из сказки.

Итог занятия.

 

Листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.

 

«Открытка в подарок»

Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений.

Способствовать расширению эмоционального опыта.

Ритуал приветствия.

Изотерапия: рисование мыльными пузырями.

Создание открытки-коллажа.

Итог занятия.

Средство для мытья, вода, акварельные краски, кисточки, фломастеры, листы бумаги, ножницы, трубочки для коктейля.

«Необитаемый остров»

Развить грубую и мелкую моторику рук; развить зрительно-моторную координацию. Профилактика тревожности и страхов.

Ритуал приветствия.

Изотерапия: рисование необитаемого острова.

Создание коллажа на доске.

Итог занятия.

Гуашь, акварель, кисти разной толщины, вода, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры,  лист А3 для штриховки; листы А5, согнутые пополам (много), ватман А1,игрушечный паук,  старые газеты (много)

«Автопортреты»

Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений.

Способствовать расширению эмоционального опыта.

Ритуал приветствия.

Изотерапия: рисование своего портрета.

Создание коллажа на стене.

Итог занятия.

Листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.

 

 

 

Планируемые результаты

 

В результате освоения Программы «Красочный мир» предполагаются следующие изменения в поведении детей:

  • снижение детской тревожности;
  • уменьшение уровня страхов;
  • принятие себя;
  • уменьшение агрессии в игровой ситуации;
  • формирование дифференциации своих чувств;
  • появление активности и самостоятельности у пассивных детей;
  • улучшение коммуникативных качеств личности;
  • приобретение навыков конструктивного общения.

 

 Комплекс организационно-педагогических условий

 

Для реализации дополнительной образовательной программы необходимо:

  • помещение для проведения занятий;
  • мебель (столы и стулья), соответствующие росту ребенка;
  • материалы для продуктивного вида деятельности (бумага, картон цветной и белый, краски акварель и гуашь, цветные карандаши, графитовые карандаши, ватман, кисти, стаканчики, салфетки, фломастеры, цветная бумага и т.д.);
  • компьютер, проектор, экран.

 

Структура занятия

Занятие строится в следующей последовательности:

  • приветствие;
  • игровые упражнения для развития мышления и воображения;
  • непосредственно творческая деятельность;
  • рефлексия занятия.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

–  доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

– наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

– демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

– научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

Методические материалы:

  • конспекты занятий;
  • дидактические игры и упражнения.

 

Методика диагностического обследования детей

 

В рамках психолого-педагогической диагностики осуществляется наблюдение за поведением детей во время занятий и ряд методик:

  • Выявление страхов и уровня тревожности у детей с помощью теста тревожности Р.Тэммла, М. Дорки, В. Амен.
  • Методика «Хороший, плохой и я».
  • Методика «Волшебная палочка».
  • Методика «Рисунок семьи».
  • Методика «Кактус».
  • Методика «Лесенка».

 Список литературы

 

  1. Бреслав Г.А. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб., 2000.
  2. Ермолаева М.В. Психология развития. М., 2000.
  3. Запорожец А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка. М., 1986.
  4. Зиневич-Евстигнева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. СПб., 2001.
  5. Измайлов Ч.А. Цветовая характеристика эмоций./ Вестник МГУ, №4, 1995.
  6. Клюева Н.В., Косаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 1996.
  7. Колягина В. Г., Овчар О. Н. Формируем личность и речь дошкольников средствами арт-терапии. – М., 2005.
  8. Копытин, А.И, Е.Е Свистовская. Арт-терапия детей и подростков / А.И.Копытин, Е.Е.Свистовская. – М.: Когито-центр, 2007.
  9. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.
  10. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – Спб., 2008.
  11. Мухина В.С Использование детских рисунков в целях диагностики. М.,1976.
  12. Хухлаева О.В. Лесенки радости. М.: Совершенство, 1998.

 

Интернет ресурсы

научная электронная библиотека

 

 

 

 

 

 

Приложение

Конспекты занятий

 

Занятие 1 «Здравствуй, друг!»

Цель: познакомиться с детьми, установить доверительные отношения.

Оборудование: Листы бумаги, цветные и простые карандаши, фломастеры.

Разучивание ритуала приветствия «Здравствуй, друг!».

Дети разбиваются по парам. Встают друг на против друга. Повторяют стишок и движения:

Здравствуй, друг! (рукопожатие)

Как дела? (вытянутые руки- на плечи друг другу)

Где ты был? (теребим друг друга за ухо)

Я скучал. (руки складываем крест накрест на груди)

Ты пришел – (руки широко в стороны)

Хорошо! (обнимаемся).

Изотерапия: рисуем «Приветик».

Ребята, как вы здороваетесь со своими друзьями? Говорите им привет? А вы когда-нибудь видели приветик? Сегодня мы попробуем нарисовать приветики. Каждый ребенок на отдельном листе обводит свою ладонь по контуру. В центре ладони рисуем смешную рожицу. Договариваемся, что приветик нужно будет подарить кому-нибудь по желанию: маме, папе, другу…чтобы порадовать.

Упражнение для профилактики нарушений зрения.

Гимнастика для глаз «Веселый мяч».
Веселый мяч помчался вскачь.
(Дети смотрят вдаль.)
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
(Смотрят на кончик носа, вдаль.)
Покатился под ворота,
(Смотрят вниз.)
Добежал до поворота.
(Выполняют круговые движения глазами.)
Там попал под колесо.
Лопнул, хлопнул – вот и все.
(Закрывают глаза.)

Массаж ладоней карандашами.

Прокатывание карандаша по поверхности стола.

Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу.

«Карандаш я покачу вправо-влево - как хочу».

Итог занятия. Что больше всего запомнилось \понравилось \не понравилось из занятия.    

Занятие 2 «Настроение»

 

Цель:         развивать воображение и фантазию.

Оборудование: «Кристаллы», листы бумаги, акварельные краски, блюдце с водой, фломастеры.

Ритуал приветствия «Здравствуй, друг!»

Массаж ладоней «кристаллами».

Перекатываем «кристалл» в ладонях по часовой стрелке, против часовой, с тыльной стороны ладони.

Изотерапия: рисунки из отпечатков пальцев.

Макая пальцы в блюдце с водой, а затем – в краску, оставляем на листе отпечатки пальцев – разными цветами. Затем с помощью фломастеров или карандашей «превращаем» отпечаток в какой-нибудь предмет, живое существо и т.д.

Итог занятия.   

 

Занятие 3 «Чудесные круги»

 

Цель:         помочь ребенку в отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.      

Оборудование: Готовые раскраски-мандалы с возможностью выбора узора, цветные карандаши, восковые мелки, аудиозаписи для релакации, магнитофон.

Ритуал приветствия «Здравствуй, друг!»

Пальчиковая гимнастика «Дружба».

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(ритмичное касание мизинцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять,

(поочередное касание всех пальцев по очереди, начиная с мизинца)

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять,

(повторяем)

Мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

Мандалатерапия: раскрашивание мандал.

Детям предлагается раскрасить по выбору готовые мандалы-раскраски. Дети раскрашивают под спокойную музыку.

Итог занятия.

        

 

 

 

Занятие 4 «Сказки-загадки»

 

Цель:         способствовать развитию и совершенствованию моторики рук и тонких движений пальцев.

Развивать воображение и фантазию.

Оборудование: цветные карандаши, фломастеры, листочки бумаги.

Ритуал приветствия «Здравствуй, друг!»

Пальчиковая гимнастика «Дружба».

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(ритмичное касание мизинцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять,

(поочередное касание всех пальцев по очереди, начиная с мизинца)

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять,

(повторяем)

Мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

Изотерапия: рисуем сказки-загадки.

Каждый ребенок загадывает какую-либо известную сказку. Затем пробует ее схематично изобразить. После того как все нарисуют, по очереди угадываем сказки друг друга.

Массаж ладоней карандашами.

Прокатывание карандаша между ладонями: положи карандаш на одну ладошку, прикрой его другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами.

Итог занятия.   

Занятие 5 «Кляксы»

 

Цель:         стабилизировать эмоционально-волевую сферу дошкольников. Развивать воображение и фантазию.

Оборудование: листы бумаги, акварельные краски, кисти, фломастеры.

Ритуал приветствия «Здравствуй, друг!»

Игра «Дотронься до…».

Дети сидят в кругу. Ведущий называет какой-либо цвет: «Дотронься до…синего», «Дотронься до…красного» и т.д. Все находят названный цвет в одежде у друг друга и касаются его рукой.

Изотерапия: рисуем кляксы.

На одной половине листа А4 с помощью красок, кисти и воды ставим кляксы. Затем сгибаем лист пополам, проглаживаем, разворачиваем. Даем немного подсохнуть. Ищем в получившихся пятнах какое-либо изображение, придаем ему законченный вид фломастером.

Итог занятия.    

 

Занятие 6 «Загадочная картина»

 

Цель:         совершенствование памяти, внимания, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи.        

Оборудование: цветные карандаши, цветные ручки, восковые мелки, готовые раскраски по номерам.

Ритуал приветствия «Здравствуй, друг!»

Изотерапия: раскраски по номерам.

Предлагаем детям готовые раскраски по номерам на выбор.

Дыхательная гимнастика «Вдох-выдох».

Исходное положение – стоя или сидя на стуле. После энергичного выдоха на «п-ффф…» поднять руки, завести их за голову и отклониться назад, делая вдох, затем, делая наклон вперед, достать пол и считать до 15 – это вдох.

Итог занятия.   

           

 

Занятие 7 «Море»

Цель:         развить чувство сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение быть в мире с самим собой.   

Оборудование: большой лист бумаги с нарисованными на нем незаконченными линиями, фигурами и др., цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.

Ритуал приветствия «Здравствуй, друг!»

Игра «Сороконожка»

Дети выстраиваются в колонну друг за другом, хватают друг друга за плечи или за пояс.

Далее ведущий включает веселую, задорную музыку и начинает давать сороконожке задания.

Задача игроков выполнять задачи быстро, качественно и при этом сохранять целостность сороконожки. Примеры заданий:

  • Сороконожке поднять все правые лапки!
  • Сороконожке поднять все левые лапки!
  • Сороконожке побегать по кругу!
  • Сороконожке попятиться назад!
  • Сороконожка двигается гусиным шагом!
  • Сороконожка передвигается прыжками!
  • Сороконожка садится и резко подпрыгивает вверх!
  • Сороконожка ловит свой хвост!
  • Сороконожка левой передней лапкой чешет правую заднюю лапку!
  • Сороконожка прыгает на правых ножках!

Изотерапия: «Дорисуй картину» (коллективная дорисовка картины «Море»)

На листе А3 изображены недорисованные линии, фигуры и др. Ребята все вместе дорисовывают общую картину на тему «Море».

Итог занятия.   

 

Занятие 8 «Моё настроение»

 

Цель:         способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений. Способствовать расширению эмоционального опыта.

Оборудование: одноразовые тарелки, цветная соль или манка, камушки, ракушки, бусины, крупы, семечки, желуди и др.

Ритуал приветствия «Здравствуй, друг!»

Беседа о настроении.

Что такое настроение? Каким оно бывает? Какое сейчас у вас настроение? Можно ли его увидеть?

Мандалатерапия: насыпная мандала.

Попробуем изобразить и увидеть своё настроение.

В одноразовой тарелке с помощью предложенных материалов изображаем своё настроение. Затем по очереди рассказываем про него, какое оно.

Итог занятия.

 

Занятие 9 «Три желания золотой рыбке»

Цель:         развить грубую и мелкую моторику рук; развить зрительно-моторную координацию. Профилактика тревожности и страхов.

Оборудование: шаблоны «Золотой рыбки», листы цветной бумаги, клей ПВА, фломастеры.

Ритуал приветствия «Здравствуй, друг!»

Изотерапия: обрывная аппликация «Золотая рыбка».

На шаблоны золотой рыбке с помощью клея ПВА прикрепляем кусочки цветной бумаги, которые отрываем постепенно от большого листа. На другой стороне рыбки пишем три желания.

Итог занятия.   

 

Занятие 10 «Почему облака превращаются в тучи?» часть 1

 

Цель:         помочь ребенку в отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.      

Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.

Ритуал приветствия «Здравствуй, друг!»

Сказкотерапия: прослушивание, обсуждение, анализ сказки.

Сказка «Праздник дружбы»

Автор: Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей. - М.: Генезис, 2012.

Тигриная семья жила в самой чаще леса. У Тигренка были братья. Они часто играли вместе, но при этом постоянно ссорились, и игра превращалась в спор: кто будет самый главный, ведь только он понесет мяч, будет догонять и пойдет первым на охоту. Тигренок был самый младший среди братьев, и ему никогда не удавалось обогнать или обыграть их. Тот, кто побеждал в игре, считался самым сильным и умным, и даже если он совершал плохие поступки, он все равно оставался главным. К тому же братья смеялись над ним и называли его Малой, особенно если у него что-то не получалось.

Как-то раз решил Тигренок поискать себе новых друзей и отправился на лесную опушку. Через некоторое время он вышел на залитую солнцем поляну. На поляне зайчата играли в салки. Весело бегая друг за другом.

—  Можно с вами? — спросил Тигренок.

— Давай догоняй нас! — закричал старший зайчонок, и зайчата бросились в рассыпную.

Тигренок думал, что легко догонит каждого зайчонка, потому что сам был очень быстр. Но как только он настигал зайчонка, тот резко отпрыгивал далеко в сторону, и гонка начиналась снова. Тигренок устал и остановился отдышаться. Увидев, что Тигренок остановился, самый младший зайчонок подумал, что игра закончилась, и отвлекся, потому что рядом с ним проползал очень интересный жучок. Заметив зазевавшегося зайчонка, Тигренок прыгнул и со всей злостью сильно толкнул его. Зайчику стало очень больно, и он заплакал.

— Ты зачем обижаешь маленьких? — заступился старший зайчонок.

—  Это ему за то, что он нечестно убегает! — ответил Тигренок и добавил: — Надоели, не хочу больше с вами, зайцами, играть, пойду от вас!

—  Больше мы тебя не примем! — сказали зайчата. — Ты злой и не играешь по правилам.

— Ну и не надо! — сказал Тигренок и снова отправился на поиски друзей.

Под большой елкой лисята с бельчатами дружно играли в мяч. Тигренок подошел к ним и сказал: «А я тоже умею играть в мячик! Возьмите меня!» Зверята согласились принять его в игру. Тигренок быстро понял, что тот, кто не ловит мяч, садится в центр круга. Поэтому когда Тигренок ловил мяч, он нарочно сильно швырял его в зверят — так, что никто изних не мог поймать мяч, и они садились в крут, а Тигренок оставался победителем и смеялся над ними. Лисятам и бельчатам это быстро надоело, и они попросили его играть по правилам. Но Тигренок продолжал нарушать правила и обижать зверят, пока один из лисят, поймав мяч, не прекратил игру.

— Мы не хотим с тобой больше играть, уходи! — сказали зверята.

—  Ну и ладно, — сказал Тигренок, — не очень-то и хотелось с вами, малявками, играть!

Он сделал вид, что ушел, а сам притаился в кустах. «Я вам покажу, вы меня еще запомните!» — думал Тигренок. В этот момент к кустам подкатился мячик. Тигренок укусил мячик, и тот сдулся. «Это вам за то, что вы меня прогнали, забирайте ваш дырявый мяч!..»

И Тигренок с чувством удовлетворения побежал домой.

На следующее утро все обитатели леса собрались на лесном стадионе. В конце каждого лета здесь проводился Праздник дружбы, и все пришли подготовить стадион к этому торжеству. Тигренок долго брел по лесу в одиночестве, но так никого и не встретил. Вдруг он услышал в стороне смех и громкие голоса и пошел на шум. Он вышел на лесной стадион, где полным ходом шла подготовка к празднику. Все были заняты своим делом, и никто не обращал внимания на Тигренка. Он стал рычать, но его по-прежнему никто не замечал. Тогда Тигренок подошел к Лисенку, который старательно подметал беговую дорожку.

—  Привет! И я хочу мести! Но Лисенок сказал:

— Не дам, а будешь отнимать — позову папу! Не хочу с тобой дружить! Ты прокусил наш мячик и назвал нас малявками!

Тогда Тигренок подошел к Зайчику, который украшал сцену цветочками.

—  Привет! Давай я помогу!

Но Зайчонок, схватив корзинку, отпрыгнул в сторону.

—  Не дам! Ты маленьких обижаешь! — сказал он.

В это время Тигренка заметили бельчата и закричали:

—   Давайте прогоним этого хулигана!

Тигренку не оставалось ничего другого, как пойти прочь. Он шел по лесу и громко рыдал, слезы катились по щекам, ему было очень обидно.

—  Сделай глубокий вдох! — послышался вдруг голос с сосны.

Тигренок сначала сделал глубокий вдох, а потом поднял голову. На ветвях сосны сидел большой черный Ворон. Он был очень мудрый и знал хороший способ успокоить малыша.

— Теперь выдохни! — сказал он.

Тигренок послушался. Через минуту он успокоился и перестал плакать.

—  Ну что ж, а теперь давай поговорим с тобой. Вчера я наблюдал за тобой, — сказал Ворон, — видел, как ты толкнул зайчонка!

—  Но зайцы нечестно убегали!

— Ты хотел догнать всех зайцев, а не догнал ни одного! Как ты думаешь, можно сразу поймать всех?

Тигренок подумал и сказал:

— Нет, можно сразу поймать только одного. Но обычно мои братья смеются и дразнятся, когда я не могу сразу всех их догнать.

— Если ты хочешь быть таким же, как твои братья, зачем тебе друзья? И почему ты учишься у своих братьев самому плохому? Ведь тебе не нравится, когда они тебя обижают?

Тигренок молча качнул головой.

— Подумай. Если тебе нужны друзья, я скажу тебе, как помириться с ними.

—  И с лисятами? — спросил Тигренок.

—  Со всеми! Слушай! — Ворон тихо спустился с ветки и прошептал волшебный совет на ухо Тигренку.

После этого Тигренок побежал к кустам, где должен был находиться испорченный им мячик.

Мячик в самом деле лежал под кустом, выставив прокушенную сторону. Рядом с ним рос красивый белый гриб. Тигренок сорвал этот гриб, взял мячик и поспешил к тетушке Ежихе, которая жила неподалеку.

— Тетушка Ежиха, будьте так добры, — попросил Тигренок, — мама говорила, что вы лучшая портниха в лесу. Я поступил скверно и прокусил мячик лисят. По дороге к вам я нашел гриб и решил, что он для вас. Пожалуйста, помогите починить мячик!..

Тетушка Ежиха пожалела Тигренка, и через пять минут мячик был как новенький — теперь на нем красовалась яркая заплата.

Тигренок поблагодарил тетушку и поспешил назад к зверятам, и, как оказалось, как раз вовремя. Волчонок отобрал у зайчат корзинку с цветами и бегал от них по всему стадиону.

—  Не обижай маленьких! — крикнул Тигренок и в два прыжка догнал Волчонка. Волчонок отдал ему корзинку, извинился и пошел своей дорогой.

—  Вот, возьмите, я очень виноват перед вами. — Тигренок протянул корзинку зайчатам.

Все обступили Тигренка: лисята, бельчата, зайчата.

—  Я понял, что вел себя некрасиво, мне очень стыдно. Простите меня, пожалуйста! Я хочу дружить с вами! — сказал Тигренок.

Лисенок увидел у Тигренка в лапах мячик и закричал:

—  Ой, смотрите, наш мячик! Тигренок починил его!

—  Нет, это не я, — признался Тигренок, — это тетушка Ежиха помогла.

Зверята простили Тигренка и позвали его на Праздник дружбы.

—  Спасибо зверята! — сказал Тигренок. — Я обязательно приду! Можно я возьму своих родных на праздник?

— Да, конечно, приходите все!

Тигренок был очень рад, ведь его папа давно мечтал побывать на Празднике дружбы.

Вечером Папа-тигр на семейном совете в присутствии старших братьев Тигренка показал приглашения на «Праздник дружбы» и сказал: «Удивительно, но все в лесу говорят, какой взрослый у меня младший сын. Он совершает взрослые поступки, умеет найти выход даже в самых сложных ситуациях».

С той поры братья-тигры больше не называли Тигренка Малым. И семья тигров первый раз побывала на Празднике дружбы.

Так, благодаря советам мудрого Ворона Тигренок научился дружить и стал примером для своих братьев.

Изотерапия: рисование запомнившегося момента из сказки.

Итог занятия.   

 

Занятие 11 «Моя семья»

 

Цель:         помочь ребенку в отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.

Оборудование: листы бумаги, геометрические фигуры из цветной бумаги, клей-карандаш, ножницы.

Ритуал приветствия «Здравствуй, друг!»

Беседа о семье.

Что такое семья? Какие бывают семьи? Какая у тебя семья?

Изотерапия: аппликация из геометрических фигур «Моя семья»

Из предложенных цветных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) разного размера, предлагается выложить свою семью, приклеить получившихся человечков на лист.

Итог занятия.   

 

Занятие 12 «Цветочный сад»

 

Цель:         развить грубую и мелкую моторику рук; развить зрительно-моторную координацию. Профилактика тревожности и страхов.

Оборудование: листы бумаги, клей, цветные карандаши, картинки для коллажа, ножницы.

Ритуал приветствия «Здравствуй, друг!»

Изотерапия: создаем коллаж на тему «Цветочный сад»

Вырезаем из журналов картинки, делаем коллаж на предложенную тему.

Упражнения для профилактики нарушений зрения «Солнечный зайчик»

Солнечный мой заинька,

Прыгни на ладошку.

Солнечный мой заинька,

Маленький, как крошка.

Прыг на носик, на плечо.

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять

На плече давай скакать.

Вот закрыли мы глаза,

А солнышко играет:

Щечки теплыми лучами

Нежно согревает.

Дети вытягивают вперед ладошку.

 

Ставят на ладонь указательный палец другой руки. Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводят вперед, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой.

Голова все время находится в фиксированном положении. Закрывают глаза ладонями.

 

Итог занятия.    

 

Занятие 12 «Почему облака превращаются в тучи?» часть 2

 

Цель:         помочь ребенку в отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.      

Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.

Ритуал приветствия «Здравствуй, друг!»

Сказкотерапия: прослушивание, обсуждение, анализ сказки.

Сказка «Облака и тучи»

Автор: Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей. - М.: Генезис, 2012.

Высоко над землей проплывали белые облака. Одни были похожи на перышки птицы, другие – на слоеный пирожок, третьи – на пушистую сахарную вату. Среди множества столь непохожих друг на друга облаков плыло белоснежное облако – мама и маленькое облачко – дочка.

Мама очень любила свою дочку. Девочка тоже очень любила свою маму, но почему-то каждый день доставляла маме немало хлопот. Наверное, из-за ветреного характера маленькое облачно так и прозвали – Непоседа.
Вот и сейчас, подлетев к маме, Непоседа сказала ей:
– Мамочка, пока нет ветра, можно я полечу вон к тому ручью? Там сидит очень смешной медвежонок!
– Хорошо, только ненадолго! Ветер просто отдыхает, но скоро мы снова отправимся в путешествие.
– Я мигом, мама! – крикнула девочка и бросилась вниз.
В это время на берегу ручья сидел медвежонок и задумчиво смотрел на облака. Он заметил, как одно маленькое облачко отделилось от остальных и начало спускаться. Облачко подлетело к медвежонку и сказало:
– Привет! Как тебя зовут?
– Ой, а ты что умеешь говорить? – удивился медвежонок.
– Умею! Меня зовут Непоседа! Мы прилетели сюда с моей мамой.
– А меня зовут Мишутка. Я живу в этом лесу. У меня есть свой садик. Хочешь, я тебе покажу?
– А это далеко?
– Нет, недалеко! – и медвежонок отправился показывать свой садик новой подружке.
Садик действительно был красивый. В нем росли яблоня, вишня, яркие цветочки. Непоседе он понравился.
– Когда я буду снова пролетать мимо, я обязательно загляну в твой садик, Мишутка. А сейчас мне пора, а то моя мама будет переживать.
И она полетела, потому что все облака уже отправлялись в путь. Непоседа нашла свою взволнованную маму, но та уже не была такой белоснежной, как раньше. Ее платье стало немного отливать серым цветом.
– Мам, ты где испачкалась?
– Я не испачкалась, дочка. Просто облака так интересно устроены, что если огорчаются, то все больше и больше начинают походить на настоящие грозовые тучи.
– Ой, мамочка, я больше никогда-никогда не буду расстраивать тебя! – пообещала малышка Непоседа.
Через неделю облака снова проплывали над лесом, где жил медвежонок.
– Мам, я на одну минуточку! Мне так понравился садик медвежонка! Только посмотрю на него еще разок и сразу же вернусь!
На этот раз медвежонок почему-то был очень грустным.
– Здравствуй, Мишутка, ты почему грустишь, что случилось?
– Давно не было дождя, и ручеек пересох. А яблоньке нужна вода, да и другим деревьям тоже!
– Я постараюсь тебе помочь, медвежонок! Вместе с нами плывет грозовая туча, которая должна полить другой лес. Я думаю, она не расстроится, если я возьму у нее немного воды.
Непоседа вернулась на небо и догнала большую грозовую тучу. Туча мирно спала, покачиваясь на толстых черных боках. Ей снились сны.
– Наверное, не надо ее будить – подумала малышка. Оторвала кусочек тучи и полетела к медвежонку.
– На, выжми аккуратно, для деревьев должно хватить! – Непоседа протянула Мишутке клочок платья тучи.
Медвежонок смог полить все деревья в саду, даже немного осталось для любимых Мишуткиных цветов.
– Я обещала не расстраивать свою маму, мне нужно вернуться в срок, – и малышка полетела обратно.
– Я прилетела вовремя, мамочка! Но почему же ты потемнела еще больше? – спросила Непоседа.
– Я очень огорчена! Тетушка Грозовая туча пожаловалась мне, что ты испортила ее новое выходное платье и оторвала подол! Не хорошо брать чужое без спроса!
– Я больше никогда не буду портить чужие вещи. Прости меня, мамочка!
– Я не сержусь на тебя, но платье мое потемнело и потяжелело еще больше. Всему есть предел, и даже из-за капельки огорчения может разразиться сильная буря!
С тех пор Непоседа вела себя очень хорошо, даже образцово. Но однажды, мама попросила ее отнести письмо дядюшке Южному ветру, потому что облакам пора было лететь на юг, а дядюшка где-то задержался.
– Дочка, отнеси это письмо Южному ветру, он нам очень нужен. Северный ветер нынче силен и уже на подходе! Он может разогнать нас всех по небу! Поторопись и, пожалуйста, не задерживайся в пути!

Непоседа взяла письмо и полетела, она действительно очень спешила выполнить такое важное, по-настоящему взрослое поручение. По дороге ей встретился нарядный Воздушный змей, который зацепился за дерево и никак не мог выпутаться.
– Я попал в беду! Облачко, выручи меня, отцепи мой хвост от веток! – прокричал Змей Непоседе.
Непоседа очень торопилась, но у нее было доброе сердце. Она помогла Змею и освободила от веток его длинный хвост. Но, как назло, бретельки ее легкого сарафанчика намертво запутались в ветвях того самого дерева, которое сначала захватило в плен Змея. Как ни старалась она отцепиться, ничего у нее не получалось.
Небо вокруг неожиданно потемнело. Поднялся сильный ветер и порвал сарафанчик девочки. Непоседа смогла освободиться. Она испугалась за маму и полетела обратно. Кругом бушевал ветер и повсюду летали клочки облаков, гремел гром, и молнии зигзагом прошивали небо.
Непоседа звала маму, но вдруг ее подхватил резкий порыв ветра и закрутил-завертел с огромной скоростью. Маленькое облачко носило по небу до самого утра. А когда буря закончилась, Непоседа снова стала искать свою маму. Но ее нигде не было видно. Только к полудню Солнышко согрело землю, и капельки воды стали вновь собираться в облака.
– Малышка, ты ищешь меня? – услышала Непоседа такой родной голос. Мама опять превратилась в белоснежное облако.
– Мамочка, ты вернулась! Прости меня, я не успела отнести письмо дядюшке, как всегда подвела тебя и чуть совсем не потеряла! – обрадованная Непоседа прижалась к маме и крепко-крепко обняла ее.
Мама ласково погладила свою маленькую дочку по голове и спокойным голосом сказала:
– Когда налетел Северный ветер, я очень переживала, Непоседушка. Мое платье стало таким тяжелым, что я не смогла больше летать и дождем упала вниз. Я очень люблю тебя, доченька! Но нам нужно серьезно поговорить о том, как ты себя ведешь и какие ошибки постоянно совершаешь. Я уверена, что ты ничего не делаешь нарочно, не проказничаешь мне назло, но думаю, что и ты, и все остальные детки должны знать, почему белые и пушистые облака могут превратиться в грозовые тучи.

Вопросы для обсуждения

  • Почему белоснежное облако зовет свою дочку Непоседой?
  • Почему одежда мамы становилась все темнее и темнее?
  • Думала ли Непоседа о чувствах своей мамы, когда увлекалась каким-то делом?
  • Почему разразилась буря? Попробуй изобразить, что происходило с деревьями, с облаками.
  • Чего испугалась Непоседа?
  • Почему белые облака иногда превращаются в грозовые тучи?

Изотерапия: рисование запомнившегося момента из сказки.

Итог занятия.    

 

 

 

Занятие 13 «Открытка в подарок»

 

Цель:         способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений. Способствовать расширению эмоционального опыта.    

Оборудование: средство для мытья посуды, вода, акварельные краски, кисточки, фломастеры, листы бумаги, ножницы, трубочки для коктейля.

Ритуал приветствия «Здравствуй, друг!»

Изотерапия: рисование мыльными пузырями.

- сделать цветную воду для рисования пузырями (вода+краска+средство);

- выдувая мыльные пузыри на бумаге, рисуем цветы;

- пока цветы сохнут, из цветной бумаги вырезаем для них листья;

Создание открытки-коллажа.

- вырезаем нарисованные цветы;

- создаем открытку-коллаж, наклеивая композицию из цветов и листьев.

Итог занятия.    

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.