ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

педагог-психолог

Бальон Ирина Викторовна

ГОБУ МО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

г. Мурманск

Государственное областное бюджетное  учреждение

Мурманской области

«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

 

 

 

«Согласовано»

________________________

«____»_____________2018г.

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

«ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ

ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик программы

педагог-психолог

Бальон И.В.

 

 

 

 

 

Мурманск,2018г.

Индивидуальная программа психологической работы

«Профилактика и коррекция девиантного поведения»

 

Перемены, происходящие в нашем обществе, а также условия с постоянными изменениями морально-нравственных и ценностных установок обозначили проблему адаптации и развития личности подростков. Отсутствие помощи может стать причиной отклоняющегося поведения, которое может выражаться в различных формах и видах.

Поиск эффективности профилактических мер предполагает определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, а также его  причин.

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.

Основными условиями и причинами возникновения девиантного поведения подростков, как правило, являются:

  1. Нарушения в эмоционально-волевой сфере в результате неудовлетворительного, ошибочного воспитания в семье, различного рода нарушений детско-родительских отношений.
  2. Акцентуации (чрезмерно выраженные отдельные черты) характера подростка. Как отмечают П.Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А.Е. Личко и др., акцентуации характера необязательно связаны с девиантным поведением подростков, но такие подростки обладают меньшей устойчивостью против пагубного влияния окружающей среды.
  3. Бурно протекающий подростковый кризис, стремление к взрослости, на фоне противоречий физиологического и психического развития (отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими и противоречивость в действиях и поступках).
  4. Негативное влияние стихийно-группового общения в формировании личности подростков. Основным видом деятельности подростков является общение, хотя они в своем большинстве и не умеют это делать грамотно и конструктивно. Отверженность в семье, изоляция в классном коллективе вынуждают подростков искать среду обитания вне больших, организованных коллективов, в кругу себе подобных, в сфере стихийно-группового общения. Последнее же является важным фактором социализации несовершеннолетних, здесь подростки находят условия и возможности для собственной самореализации и самоутверждения.
  5. Социально-педагогические причины, среди которых выделяются семья (родительская) и школа. Противоречивость внутрисемейного общения и отношений в подростковом возрасте особенно остро проявляется в функционально несостоятельных семьях, не выполняющих или выполняющих формально свою ведущую функцию - воспитание полноценного человека. Школа, как правило, подхватывает ошибки родителей во взаимодействии с подростками и усугубляет их, закрепляя тем самым девиантное поведение подростков.
  6. Школьная дезадаптация также является одной из причин появления девиаций поведения, как правило, агрессивной и социально-пассивной направленности.

Как отечественные, так и зарубежные исследователи считают подростковый возраст периодом противоречий, притязаний на взрослость, развития самосознания, становления своего «Я», стремления к социальному и личностному самоопределению.

Первоисточником же всех трудностей и всех нарушений поведения у подростка является процесс познания самого себя, определение себя как личности, как индивидуальности.

Цель программы:

Предупреждение негативных явлений;  формирование у подростка понятия личной ответственности за свой выбор; активизация ресурсов для стремления к успеху.

Задачи:

- гармонизация личности подростка на основе развития его эмоционально - волевой сферы;

- усиление личностных ресурсов, препятствующих социальной дезадаптации;

- усиление позитивных тенденций личности, самораскрытие и осознание своих сильных сторон;

- формирование стратегии поведения  в сложных жизненных ситуациях, в выборе и реализации безопасных и конструктивных стратегий поведения и преодоления кризисных ситуаций;

- развитие у подростка навыков самосознания,  самоконтроля и саморегуляции.

Критерии эффективности программы:

  • позитивное восприятие себя, расширение знаний о себе, своем характере и личностных особенностях;
  • сформированность коммуникативных навыков;
  • повышенная мотивация к достижению позитивных жизненных целей.

Первичная диагностика:

Цель: определение эмоционального состояния ребенка; выявление уровня адаптивности к жизненным обстоятельствам, уровня самооценки, агрессивности, тревожности,  внутрисемейных отношений.

Итоговая диагностика:

Цель: определение эмоционального состояния ребенка; выявление уровня адаптивности к жизненным обстоятельствам, уровня самооценки, агрессивности, тревожности,  внутрисемейных отношений.

перейти к публикациям для педагогов в СМИ

 Определение результативности проведенной работы с ребенком.

Диагностические методики, используемые в работе:

  1. Проективная методика «Волшебная страна чувств»;
  2. Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки;
  3. Шкала самооценки уровня тревожности Спилберга-Ханина;
  4. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна;
  5. Проективная методика «Такие разные деревья»;
  6. Семейная социограмма;
  7. Незаконченные предложения.

Методы и техники работы, используемые в программе:

  1. Беседа;
  2. Упражнения на осознание своей уникальности, самоценности, формирование самопринятия;
  3. Упражнения на формирование положительного образа-Я;
  4. Элементы арт-терапии: рисование, коллажирование;
  5. Рефлексия.

Продолжительность занятия: 1 час.

 

Тематическое планирование занятий

 

Тема

Кол-во

занятий

Кол-во часов

1.

Первичная диагностика.

1

1

2.

«Кто Я?»

1

1

3.

«Какой Я? Мои качества характера»

1

1

4.

«Мир чувств и эмоций»

1

1

5.

«Я и общество»

1

1

6.

«Моя ответственность»

1

1

7.

«Навстречу к себе»

1

1

8.

«Моё дерево возможностей»

1

1

9.

«Моё будущее  в моих руках»

1

1

10.

Итоговое занятие. Диагностика.

1

1

Всего

10

10

 

 

 

Коррекционно-развивающие игры и упражнения к занятиям

Задачи

Игры, упражнения

 

 

1.

Установление контакта, доверительных отношений.

1.      Первичная диагностика.

 

 

2.

Формирование у подростка принятия себя, анализ собственного «Я – образа» и его составляющих, осознание своей уникальности, самоценности.

 

 

1           Приветствие.

2           Упражнение «Прогноз погоды».

3           Упражнение «Рисунок имени».

4           Упражнение «Кто Я?». Обсуждение.

5           Упражнение «Герб». Обсуждение.

6           Завершение.

 

3.

Развитие способности самоанализа, самопознания, умения анализировать и определять психологические характеристики свои и окружающих людей; выявление и активизация внутренних ресурсов и инициативности подростка, формирование самоценности.

1.      Приветствие.

2.      Беседа «Что такое характер?»

3.      Упражнения «Мои качества характера». Обсуждение.

4.      Упражнения «Мой дракон». Обсуждение.

5.      Завершение.

 

4.

Знакомство подростка с разнообразием чувств и эмоций; выявление зависимости поступков от эмоционального состояния; осознание необходимости управлять своими чувствами.

1.      Приветствие.

2.      Беседа «Мир чувств и эмоций».

3.      Упражнение «О пользе и вреде эмоций». Обсуждение.

4.      Упражнение «Наши чувства - наши поступки». Обсуждение.

5.      Завершение.

 

 

5.

Развитие у подростка навыков самопрезентации, рефлексии; развитие толерантности к себе и другим, формирование положительного отношения к себе, принятия себя; развитие чувства собственного достоинства.

1.      Приветствие.

2.      Упражнение «Хиппи». Обсуждение.

3.      Упражнение «Четыре квадрата». Обсуждение.

4.      Упражнение «Волшебное озеро».

5.       Завершение.

 

6.

 

Формирование представлений о своем вкладе (каких либо действий, поступков и бездействий) в собственной жизни.

1.      Приветствие.

2.      Беседа об ответственности и выборах в своей жизни.

3.      Упражнение «Ромашка». Обсуждение.

4.      Завершение.

 

7.

Развитие компетенции целеполагания, повышение уровня самоактуализации и осмысленности жизненной позиции.

 

1            Приветствие.

2            Упражнение «Ладошка». Обсуждение.

3            Создание Коллажа «Мои мечты». Обсуждение.

4            Завершение.

8.

 

Актуализировать понятия «зависимое», «независимое» поведение. Закрепление важности делать правильный выбор жизни.

1.      Приветствие.

2.      Упражнение «Наши привычки». Обсуждение.

3.      Упражнение «Дерево возможностей».  Обсуждение.

4.      Завершение.

9.

Формирование у подростка понятия личной ответственности за свой выбор. Активизация ресурсов для стремления к успеху, повышение самооценки.

1.      Приветствие.

2.      Упражнение «Непосредственность». Обсуждение.

3.      Упражнение «Успех и неуспех». Обсуждение.

4.      Завершение.

10.

Завершение программы подведение итогов. Рефлексия.

1.      Итоговая диагностика.

 

 

Педагог-психолог ____________________ Бальон И.В.

 

                          Родитель  ______________________­­­­­­­­­­­­­­­­­________________

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.