выполнила:
педагог-психолог
Бальон Ирина Викторовна
ГОБУ МО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
г. Мурманск
Государственное областное бюджетное учреждение
Мурманской области
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
«Согласовано»
________________________
«____»_____________2018г.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
«ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»
Разработчик программы
педагог-психолог
Бальон И.В.
Мурманск,2018г.
Индивидуальная программа психологической работы
«Профилактика и коррекция девиантного поведения»
Перемены, происходящие в нашем обществе, а также условия с постоянными изменениями морально-нравственных и ценностных установок обозначили проблему адаптации и развития личности подростков. Отсутствие помощи может стать причиной отклоняющегося поведения, которое может выражаться в различных формах и видах.
Поиск эффективности профилактических мер предполагает определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, а также его причин.
Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.
Основными условиями и причинами возникновения девиантного поведения подростков, как правило, являются:
- Нарушения в эмоционально-волевой сфере в результате неудовлетворительного, ошибочного воспитания в семье, различного рода нарушений детско-родительских отношений.
- Акцентуации (чрезмерно выраженные отдельные черты) характера подростка. Как отмечают П.Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А.Е. Личко и др., акцентуации характера необязательно связаны с девиантным поведением подростков, но такие подростки обладают меньшей устойчивостью против пагубного влияния окружающей среды.
- Бурно протекающий подростковый кризис, стремление к взрослости, на фоне противоречий физиологического и психического развития (отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими и противоречивость в действиях и поступках).
- Негативное влияние стихийно-группового общения в формировании личности подростков. Основным видом деятельности подростков является общение, хотя они в своем большинстве и не умеют это делать грамотно и конструктивно. Отверженность в семье, изоляция в классном коллективе вынуждают подростков искать среду обитания вне больших, организованных коллективов, в кругу себе подобных, в сфере стихийно-группового общения. Последнее же является важным фактором социализации несовершеннолетних, здесь подростки находят условия и возможности для собственной самореализации и самоутверждения.
- Социально-педагогические причины, среди которых выделяются семья (родительская) и школа. Противоречивость внутрисемейного общения и отношений в подростковом возрасте особенно остро проявляется в функционально несостоятельных семьях, не выполняющих или выполняющих формально свою ведущую функцию - воспитание полноценного человека. Школа, как правило, подхватывает ошибки родителей во взаимодействии с подростками и усугубляет их, закрепляя тем самым девиантное поведение подростков.
- Школьная дезадаптация также является одной из причин появления девиаций поведения, как правило, агрессивной и социально-пассивной направленности.
Как отечественные, так и зарубежные исследователи считают подростковый возраст периодом противоречий, притязаний на взрослость, развития самосознания, становления своего «Я», стремления к социальному и личностному самоопределению.
Первоисточником же всех трудностей и всех нарушений поведения у подростка является процесс познания самого себя, определение себя как личности, как индивидуальности.
Цель программы:
Предупреждение негативных явлений; формирование у подростка понятия личной ответственности за свой выбор; активизация ресурсов для стремления к успеху.
Задачи:
- гармонизация личности подростка на основе развития его эмоционально - волевой сферы;
- усиление личностных ресурсов, препятствующих социальной дезадаптации;
- усиление позитивных тенденций личности, самораскрытие и осознание своих сильных сторон;
- формирование стратегии поведения в сложных жизненных ситуациях, в выборе и реализации безопасных и конструктивных стратегий поведения и преодоления кризисных ситуаций;
- развитие у подростка навыков самосознания, самоконтроля и саморегуляции.
Критерии эффективности программы:
- позитивное восприятие себя, расширение знаний о себе, своем характере и личностных особенностях;
- сформированность коммуникативных навыков;
- повышенная мотивация к достижению позитивных жизненных целей.
Первичная диагностика:
Цель: определение эмоционального состояния ребенка; выявление уровня адаптивности к жизненным обстоятельствам, уровня самооценки, агрессивности, тревожности, внутрисемейных отношений.
Итоговая диагностика:
Цель: определение эмоционального состояния ребенка; выявление уровня адаптивности к жизненным обстоятельствам, уровня самооценки, агрессивности, тревожности, внутрисемейных отношений.
перейти к публикациям для педагогов в СМИ
Определение результативности проведенной работы с ребенком.
Диагностические методики, используемые в работе:
- Проективная методика «Волшебная страна чувств»;
- Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки;
- Шкала самооценки уровня тревожности Спилберга-Ханина;
- Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна;
- Проективная методика «Такие разные деревья»;
- Семейная социограмма;
- Незаконченные предложения.
Методы и техники работы, используемые в программе:
- Беседа;
- Упражнения на осознание своей уникальности, самоценности, формирование самопринятия;
- Упражнения на формирование положительного образа-Я;
- Элементы арт-терапии: рисование, коллажирование;
- Рефлексия.
Продолжительность занятия: 1 час.
Тематическое планирование занятий
№ |
Тема |
Кол-во занятий |
Кол-во часов |
1. |
Первичная диагностика. |
1 |
1 |
2. |
«Кто Я?» |
1 |
1 |
3. |
«Какой Я? Мои качества характера» |
1 |
1 |
4. |
«Мир чувств и эмоций» |
1 |
1 |
5. |
«Я и общество» |
1 |
1 |
6. |
«Моя ответственность» |
1 |
1 |
7. |
«Навстречу к себе» |
1 |
1 |
8. |
«Моё дерево возможностей» |
1 |
1 |
9. |
«Моё будущее в моих руках» |
1 |
1 |
10. |
Итоговое занятие. Диагностика. |
1 |
1 |
Всего |
10 |
10 |
Коррекционно-развивающие игры и упражнения к занятиям
№ |
Задачи |
Игры, упражнения |
1. |
Установление контакта, доверительных отношений. |
1. Первичная диагностика.
|
2. |
Формирование у подростка принятия себя, анализ собственного «Я – образа» и его составляющих, осознание своей уникальности, самоценности.
|
1 Приветствие. 2 Упражнение «Прогноз погоды». 3 Упражнение «Рисунок имени». 4 Упражнение «Кто Я?». Обсуждение. 5 Упражнение «Герб». Обсуждение. 6 Завершение. |
3. |
Развитие способности самоанализа, самопознания, умения анализировать и определять психологические характеристики свои и окружающих людей; выявление и активизация внутренних ресурсов и инициативности подростка, формирование самоценности. |
1. Приветствие. 2. Беседа «Что такое характер?» 3. Упражнения «Мои качества характера». Обсуждение. 4. Упражнения «Мой дракон». Обсуждение. 5. Завершение. |
4. |
Знакомство подростка с разнообразием чувств и эмоций; выявление зависимости поступков от эмоционального состояния; осознание необходимости управлять своими чувствами. |
1. Приветствие. 2. Беседа «Мир чувств и эмоций». 3. Упражнение «О пользе и вреде эмоций». Обсуждение. 4. Упражнение «Наши чувства - наши поступки». Обсуждение. 5. Завершение. |
5. |
Развитие у подростка навыков самопрезентации, рефлексии; развитие толерантности к себе и другим, формирование положительного отношения к себе, принятия себя; развитие чувства собственного достоинства. |
1. Приветствие. 2. Упражнение «Хиппи». Обсуждение. 3. Упражнение «Четыре квадрата». Обсуждение. 4. Упражнение «Волшебное озеро». 5. Завершение. |
6.
|
Формирование представлений о своем вкладе (каких либо действий, поступков и бездействий) в собственной жизни. |
1. Приветствие. 2. Беседа об ответственности и выборах в своей жизни. 3. Упражнение «Ромашка». Обсуждение. 4. Завершение. |
7. |
Развитие компетенции целеполагания, повышение уровня самоактуализации и осмысленности жизненной позиции.
|
1 Приветствие. 2 Упражнение «Ладошка». Обсуждение. 3 Создание Коллажа «Мои мечты». Обсуждение. 4 Завершение. |
8.
|
Актуализировать понятия «зависимое», «независимое» поведение. Закрепление важности делать правильный выбор жизни. |
1. Приветствие. 2. Упражнение «Наши привычки». Обсуждение. 3. Упражнение «Дерево возможностей». Обсуждение. 4. Завершение. |
9. |
Формирование у подростка понятия личной ответственности за свой выбор. Активизация ресурсов для стремления к успеху, повышение самооценки. |
1. Приветствие. 2. Упражнение «Непосредственность». Обсуждение. 3. Упражнение «Успех и неуспех». Обсуждение. 4. Завершение. |
10. |
Завершение программы подведение итогов. Рефлексия. |
1. Итоговая диагностика. |
Педагог-психолог ____________________ Бальон И.В.
Родитель ______________________________________