ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Для уровня выявления развития творческих способностей использованы диагностические методики, ориентированные на старших дошкольный возраст и имеющие свои показатели развития воображения и творческих способностей. Данные тесты помогли выявить особенности психики одного ребенка и составить портрет группы детей. Они имеют не сложную структуру, легко воспринимаются детьми, с интересом выполняются.

Для определения художественных способностей у 6—7-летних детей предложены  два задания:

  • тест «Круги» — на выявление творческих способностей (приложение 16);
  • тест «Домик» — на зрительно-моторную координацию (приложение 17).

Тест «Круги»

Ребенку предлагается лист с 20 нарисованными кружочками диаметром не менее 2 см и дается задание: «Преврати кружочки в какие-нибудь необычные предметы (нарисуй их, используя эти круги)». На выполнение задания дается 5 минут .

Обработка результатов

Творческие способности проявляются в оригинальности, гибкости, беглости. Оригинальность изображения проявляется в том, что у ребенка возникают новые, нестандартные идеи рисунков предметов, имеющих форму круга. Обычными, т. е. стандартными, будут изображения, которые часто встречаются в детских рисунках (яблоко, мячик, солнышко, лицо человека, мордочка зайчика, тарелка, колесо, воздушный шарик, цветок и т. п.). За такие рисунки присваивается 0 баллов.

Оригинальными можно считать изображения предметов, которые не так часто рисуют дети. Каждый оригинальный рисунок оценивается в 1 балл. Если ребенок объединяет в одну композицию 2 кружочка и более, то можно добавить ему за оригинальность по 1 баллу за каждое объединение.

Гибкость — это способность ребенка выдвигать разнообразные идеи рисунков, обращаясь к различным областям знаний, используя широкий круг предметов и явлений. Для оценки гибкости подсчитывается количество обобщающих слов-понятий, которые могут включать в себя сразу несколько нарисованных предметов и явлений.

Другие слова-понятия объединяют иные предметы, например: «небесные тела» (Луна, Солнце, планета), «фрукты и овощи» (яблоко, вишня, помидор, арбуз). Так, вы можете включить нарисованные ребенком предметы в группы «животные», «растения», «посуда», «аксессуары» и др.

Количество групп, которые могут включать несколько предметов или даже один, подсчитывается и оценивается — по 1 баллу за каждую группу. Обращаем ваше внимание, что при анализе и подсчете групп учитываются все изображения, а не только оригинальные.

Беглость — это скорость, продуктивность изобразительной деятельности ребенка, т. е. это способность за ограниченное количество времени (5 минут) выполнить большой объем работы, нарисовать много круглых предметов. В нашем тесте подсчитывается количество кружочков, которые использовал ребенок для изображения предметов. За каждый кружок-рисунок дается 1 балл (таблица 1).

Таблица 1-Интерпретация результатов

Критерии творческих способностей

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Оригинальность

0—2 балла

2—6 баллов

свыше 8 баллов

Гибкость

1—2 балла

3—4 балла

свыше 5 баллов

Беглость

0—9 баллов

10—13 баллов

свыше 14 баллов

Результаты теста не отражают полноту творческого потенциала ребенка. Наблюдайте за ребенком: если он все время что-то придумывает, сочиняет, фантазирует — то его творческий потенциал очевиден, если предпочитает действовать по образцу, инструкции, шаблону, боится проявлять инициативу, помогите почувствовать ребенку радость творчества[13, 40].

Тест «Домик»

Данное задание используется для исследования согласованности действий в системе «глаз—рука». Тест показывает, насколько глаз управляет движениями руки, ведь художественные способности проявляются не только в оригинальности идеи, но и в технике исполнения, в умении точно, ясно эту идею передать, сделать замысел понятным другим. Также в рисовании важны твердость руки, точность проведенной линии, умение правильно передать размер и пропорции объекта. Ребенку предлагается образец рисунка домика и предлагается нарисовать точно такой же домик, глядя на образец .

Обработка результатов

За каждую ошибку начисляется по 1 баллу (штрафному).

  1. Отсутствие какой-либо детали рисунка. На рисунке могут отсутствовать забор (одна или обе половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика — 1 балл.
  2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза (окошка, забора, крыши) при относительно правильном сохранении пропорций рисунка в целом — 1 балл.
  3. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка. Расположение забора выше линии основания домика, смещение трубы влево, размещение окна не по центру — 1 балл.
  4. Значительное отклонение линий от заданного направления, из-за чего домик, например, заваливается, забор перекашивается, крыша становится прямоугольной, а дым из трубы идет вверх — 1 балл.

5.Неправильно изображенный элемент рисунка: неверное изображение колечек дыма, штриховки на крыше, неверно нарисованы элементы забора — 1 балл. Ошибки в передаче количества элементов не считаются.

Интерпретация результатов

  • 0—1 балл — высокий уровень зрительно-моторной координации;
  • 2—3 балла — средний уровень;
  • свыше 4 баллов — низкий уровень[13, 42].

Итоги констатирующего эксперимента: все дети проявили интерес к содержанию и технике изображения. В работах детей прослеживается достаточно низкий уровень выполнения работы, не отражается проявление творчества и самостоятельности, т.к.  дети следовали образцу воспитателя.

Проанализировали детские работы за обучаемый период, побеседовали с воспитателем, чтобы иметь достоверную картину владения детьми материалом, пришли к выводу на основе анализа. Определив критерии выделили три уровня:

- низкий: длительное выполнение работы, дорисовывание лишь мелких незначительных деталей;

- средний: приемлемое выполнение работы во временном отрезке, дорисовывание крупных, полноценных деталей;

- высокий:  дорисовывание деталей предающих рисунку сюжетный характер и передающих характерные особенности предмета (таблица 2).

 

 

 

 

 

Таблица2-Итоги констатирующего эксперимента

Фамилия, имя

Уровень развития воображения

1

Земсков Никита

низкий

2

Стоянов Олег

низкий

3

Мишин Кирилл

низкий

4

Парамонов Егор

низкий

5

Савицкий Павел

средний

6

Клейменов Олег

средний

7

Кислицина Олеся

низкий

8

Комарова Светлана

низкий

9

Комарова Татьяна

низкий

10

Полунина Юлия

низкий

11

Васильева Мария

средний

12

Собинова Ксения

средний

 

Метод математической статистики позволил выяснить в % отношении уровень владения навыками каждым ребёнком.

Итог: низкий уровень- 67%  детей, средний уровень- 33% детей. В контрольной подгруппе шестеро детей не смогли все круги оформить в образы, у многих детей прослеживается частое повторение образов или оформляли круги в очень простые изображения, часто встречающиеся в жизни предметов (например, солнышко, шарик, мяч и т.п.)

Уровни

Абсолютная величина

%

Высокий

-

-

Средний

4

33

Низкий

8

67

 

Вывод: У детей старшего дошкольного возраста на начало эксперимента развитие творческих способностей находится на недостаточном уровне. Детям трудно создать оригинальные образы, так как они не владеют нетрадиционными способами изображений, и затрудняются в выборе разнообразных изобразительных материалах. Такой подход помог нам определить цель и задачи для формирующего эксперимента

 

2.3. Проект формирующего эксперимента по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством аппликации

 

Цель:  развивать творческое воображение, используя нетрадиционные материалы, поощряя стремление  детей комбинировать разные материалы,  получая предметное или сюжетное изображение.

Для осуществления этой цели были разработаны занятия занимательного характера, так как несли в себе интересное содержание, нетрадиционный материал. Формирующий эксперимент состоял из цикла занятий.

Занятие 1.«Волшебные бабочки» (использование цветного скотча).

Занятие 2.«Барашки-завитушки» (использование хлопкового волокна – ваты).

Занятие 3.«Федора в гостях у ребят» (использование обрывной бумаги, техника коллажа).

Занятие 4.«Божьи коровки» (использование дырокола).

Занятие 5.«Стайка дельфинов» (коллективная композиция).

Занятие 6.«Дружные котята» (торцевание).

Занятие 1. «Волшебные бабочки» (использование цветного скотча) (приложение 18).

Задачи:

Познакомить детей со скотчем: аппликация из скотча.

  • Формировать умение пользоваться скотчем разных цветов, соблюдая определенные технологии.
  • Развивать творчество и фантазию, образное мышление.
  • Воспитывать интерес к нетрадиционным техникам.

Материалы и оборудование: образцы работ выполнены из нетрадиционных материалов, для демонстрации: цветной скотч, листы бумаги.

Раздаточный материал: цветной скотч, листы бумаги.

Ход:

  • Организация детей.
  • Продемонстрировать детям работы из разных цветов скотча.
  • Рассказать о его художественных достоинствах.
  • Предложить детям составить картинку из цветного скотча, добавляя содержание разными деталями.
  • Показать технологию изображения, стимулируя самостоятельность и творчество.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Анализ детских работ.
  • Подведение итогов.

Занятие 2. «Барашки-завитушки» (использование хлопкового волокна – ваты) (приложение 19).

Задачи:

  • Познакомить детей с объемной аппликацией: аппликация из ваты.
  • Формировать умение пользоваться ватой (скручивать ее на карандаш колечками), соблюдая определенные технологии.
  • Развивать творчество и фантазию, образное мышление.
  • Воспитывать интерес к нетрадиционным техникам.

Материалы и оборудование: образцы работ выполнены из нетрадиционных материалов, для демонстрации: отдельные части туловища сделанные из картона (туловище, голова, ухо, ноги, кусочки ваты, клей ПВА, карандаш, фломастер;

Раздаточный материал: картонные части (детали), вата, клей ПВА, карандаши, фломастеры;

Ход:

  • Организация детей.
  • Продемонстрировать детям работы из ватных комочков.
  • Рассказать о его художественных достоинствах.
  • Предложить детям составить картинку из колечек (ватных), добавляя содержание разными деталями.
  • Показать технологию изображения, стимулируя самостоятельность и творчество.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Анализ детских работ.
  • Подведение итогов.

Занятие 3. «Федора в гостях у ребят» (использование обрывной бумаги, техника коллажа) (приложение 20).

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с техникой работы с обрывной бумагой.
  • Упражнять в работе с трафаретами.
  • Воспитывать интерес к нетрадиционным техникам.

Материалы и оборудование: образцы работ выполнены из нетрадиционных материалов, для демонстрации: цветной скотч, листы бумаги.

Раздаточный материал: цветной скотч, листы бумаги.

Ход:

  • Организация детей.
  • Продемонстрировать детям работы, используя обрывную бумагу, технику коллажа
  • Обсудить с детьми технологию, обговорить содержание работы
  • Предложить детям составить картинку, добавляя содержание разными деталями.
  • Показать технологию изображения, стимулируя самостоятельность и творчество.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Анализ детских работ.
  • Подведение итогов.

Занятие 4. «Божьи коровки» (использование дырокола)

(приложение  21).

Задачи:

  • Продолжать учить вырезать фигуры по контуру.
  • Закреплять навыки работы с ножницами и дыроколом.
  • Развивать в детях аккуратность, усидчивость, терпение.
  • Обучать нетрадиционным приемам аппликации.

           Материалы и оборудование: цветная и белая бумага, черный картон, клей, ножницы, карандаши, заготовки из красной бумаги.

Ход:

  • Организация детей.
  • Продемонстрировать детям работы с ножницами и дыроколом.
  • Рассказать о его нетрадиционном использовании.
  • Предложить детям составить картинку из вырезанных фигур по контуру, добавляя содержание разными деталями.
  • Показать технологию изображения, стимулируя самостоятельность и творчество.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Анализ детских работ.
  • Подведение итогов.

Занятие 5. «Стайка дельфинов» (приложение 22).

Задачи:

  • Учить детей самостоятельно и творчески отражать представление о морских животных разными изобразительно-выразительными средствами.
  • Активизировать технику силуэтной аппликации или вырезания по нарисованному контуру.
  • Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать эстетическое отношение к природе.
  • Расширять и уточнять представления детей о животных и их детёнышах. Развивать логическое мышление. Игра «Кто кем был?»

          Материал и оборудование: листы бумаги голубого, синего, бирюзового цвета, цветная бумага и ножницы для вырезания силуэтов; клеевые кисточки, салфетки бумажные и влажные матерчатые. Варианты силуэтов дельфинов (в движении).

Ход:

  • Организация детей.
  • Продемонстрировать детям работы, используя технику силуэтной аппликации
  • Обсудить с детьми технологию, обговорить содержание работы
  • Предложить детям составить коллективную композицию, добавляя содержание разными деталями.
  • Показать технологию изображения композиции, стимулируя самостоятельность и творчество.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Анализ детских работ.
  • Подведение итогов.

Занятие 6. «Дружные котята» (торцевание) (приложение 23).

Задачи:

  • Закрепить знания детей о геометрических фигурах (круг, треугольник, овал), о цвете.
  • Упражнять детей в составлении изображения из геометрических фигур.
  • Продолжать учить детей использовать нетрадиционный вид аппликации – торцевание.
  • Развивать диалогическую речь, активизировать словарь.
  • Способствовать развитию познавательного интереса к изобразительной деятельности;
  • Воспитывать аккуратность при работе клеем, ножницами;
  • Вызвать желание помочь герою, поддержать его в трудную минуту, воспитывать дружеские чувства.

           Материал и оборудование: игрушка кошка, на ватмане изображения кошки из геометрических фигур, образцы форм воздушных шаров, цветная бумага с заготовками изображением кошки из геометрических форм, клей, ножницы, простые карандаши, клеёнка на столы, бумажные салфетки, тарелочки для клея, цветная гофрированная бумага (квадратик 3X3 см.).

Ход:

  • Организация детей.
  • Продемонстрировать детям работы, выполненные при помощи нетрадиционного вида аппликации – торцевания.
  • Обсудить технику выполнения.
  • Предложить детям составить картинку из гофрированной бумаги, заготовок геометрических фигур, добавляя содержание различными деталями.
  • Показать технологию выполнения, стимулируя самостоятельность и творчество.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Анализ детских работ.
  • Подведение итогов.

Во время НОД выяснили с детьми художественные достоинства материала, побуждали к определению способов создания таких работ, показывалась технология выполнения, показ не был полным, а демонстрировался только принцип создания. Перед началом детской деятельности, в процессе работы и во время анализа детской деятельности подчёркивали творческие проявления, выделяя выразительные средства. Использование такой технологии позволило занятиям аппликации  стать более интересными, результативными. У детей были скудные знания об интересных техниках, применяемых в аппликации. Они занимались традиционными видами аппликации, а разработанные и проведенные занятия позволили развивать у детей интерес к аппликации, проявляя при этом выдумку, инициативу, провоцируя состояние вдохновения и творческого порыва.

Детям очень понравилось, работы были успешными, выразительными.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.