Для уровня выявления развития творческих способностей использованы диагностические методики, ориентированные на старших дошкольный возраст и имеющие свои показатели развития воображения и творческих способностей. Данные тесты помогли выявить особенности психики одного ребенка и составить портрет группы детей. Они имеют не сложную структуру, легко воспринимаются детьми, с интересом выполняются.
Для определения художественных способностей у 6—7-летних детей предложены два задания:
- тест «Круги» — на выявление творческих способностей (приложение 16);
- тест «Домик» — на зрительно-моторную координацию (приложение 17).
Тест «Круги»
Ребенку предлагается лист с 20 нарисованными кружочками диаметром не менее 2 см и дается задание: «Преврати кружочки в какие-нибудь необычные предметы (нарисуй их, используя эти круги)». На выполнение задания дается 5 минут .
Обработка результатов
Творческие способности проявляются в оригинальности, гибкости, беглости. Оригинальность изображения проявляется в том, что у ребенка возникают новые, нестандартные идеи рисунков предметов, имеющих форму круга. Обычными, т. е. стандартными, будут изображения, которые часто встречаются в детских рисунках (яблоко, мячик, солнышко, лицо человека, мордочка зайчика, тарелка, колесо, воздушный шарик, цветок и т. п.). За такие рисунки присваивается 0 баллов.
Оригинальными можно считать изображения предметов, которые не так часто рисуют дети. Каждый оригинальный рисунок оценивается в 1 балл. Если ребенок объединяет в одну композицию 2 кружочка и более, то можно добавить ему за оригинальность по 1 баллу за каждое объединение.
Гибкость — это способность ребенка выдвигать разнообразные идеи рисунков, обращаясь к различным областям знаний, используя широкий круг предметов и явлений. Для оценки гибкости подсчитывается количество обобщающих слов-понятий, которые могут включать в себя сразу несколько нарисованных предметов и явлений.
Другие слова-понятия объединяют иные предметы, например: «небесные тела» (Луна, Солнце, планета), «фрукты и овощи» (яблоко, вишня, помидор, арбуз). Так, вы можете включить нарисованные ребенком предметы в группы «животные», «растения», «посуда», «аксессуары» и др.
Количество групп, которые могут включать несколько предметов или даже один, подсчитывается и оценивается — по 1 баллу за каждую группу. Обращаем ваше внимание, что при анализе и подсчете групп учитываются все изображения, а не только оригинальные.
Беглость — это скорость, продуктивность изобразительной деятельности ребенка, т. е. это способность за ограниченное количество времени (5 минут) выполнить большой объем работы, нарисовать много круглых предметов. В нашем тесте подсчитывается количество кружочков, которые использовал ребенок для изображения предметов. За каждый кружок-рисунок дается 1 балл (таблица 1).
Таблица 1-Интерпретация результатов
Критерии творческих способностей |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Оригинальность |
0—2 балла |
2—6 баллов |
свыше 8 баллов |
Гибкость |
1—2 балла |
3—4 балла |
свыше 5 баллов |
Беглость |
0—9 баллов |
10—13 баллов |
свыше 14 баллов |
Результаты теста не отражают полноту творческого потенциала ребенка. Наблюдайте за ребенком: если он все время что-то придумывает, сочиняет, фантазирует — то его творческий потенциал очевиден, если предпочитает действовать по образцу, инструкции, шаблону, боится проявлять инициативу, помогите почувствовать ребенку радость творчества[13, 40].
Тест «Домик»
Данное задание используется для исследования согласованности действий в системе «глаз—рука». Тест показывает, насколько глаз управляет движениями руки, ведь художественные способности проявляются не только в оригинальности идеи, но и в технике исполнения, в умении точно, ясно эту идею передать, сделать замысел понятным другим. Также в рисовании важны твердость руки, точность проведенной линии, умение правильно передать размер и пропорции объекта. Ребенку предлагается образец рисунка домика и предлагается нарисовать точно такой же домик, глядя на образец .
Обработка результатов
За каждую ошибку начисляется по 1 баллу (штрафному).
- Отсутствие какой-либо детали рисунка. На рисунке могут отсутствовать забор (одна или обе половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика — 1 балл.
- Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза (окошка, забора, крыши) при относительно правильном сохранении пропорций рисунка в целом — 1 балл.
- Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка. Расположение забора выше линии основания домика, смещение трубы влево, размещение окна не по центру — 1 балл.
- Значительное отклонение линий от заданного направления, из-за чего домик, например, заваливается, забор перекашивается, крыша становится прямоугольной, а дым из трубы идет вверх — 1 балл.
5.Неправильно изображенный элемент рисунка: неверное изображение колечек дыма, штриховки на крыше, неверно нарисованы элементы забора — 1 балл. Ошибки в передаче количества элементов не считаются.
Интерпретация результатов
- 0—1 балл — высокий уровень зрительно-моторной координации;
- 2—3 балла — средний уровень;
- свыше 4 баллов — низкий уровень[13, 42].
Итоги констатирующего эксперимента: все дети проявили интерес к содержанию и технике изображения. В работах детей прослеживается достаточно низкий уровень выполнения работы, не отражается проявление творчества и самостоятельности, т.к. дети следовали образцу воспитателя.
Проанализировали детские работы за обучаемый период, побеседовали с воспитателем, чтобы иметь достоверную картину владения детьми материалом, пришли к выводу на основе анализа. Определив критерии выделили три уровня:
- низкий: длительное выполнение работы, дорисовывание лишь мелких незначительных деталей;
- средний: приемлемое выполнение работы во временном отрезке, дорисовывание крупных, полноценных деталей;
- высокий: дорисовывание деталей предающих рисунку сюжетный характер и передающих характерные особенности предмета (таблица 2).
Таблица2-Итоги констатирующего эксперимента
№ |
Фамилия, имя |
Уровень развития воображения |
1 |
Земсков Никита |
низкий |
2 |
Стоянов Олег |
низкий |
3 |
Мишин Кирилл |
низкий |
4 |
Парамонов Егор |
низкий |
5 |
Савицкий Павел |
средний |
6 |
Клейменов Олег |
средний |
7 |
Кислицина Олеся |
низкий |
8 |
Комарова Светлана |
низкий |
9 |
Комарова Татьяна |
низкий |
10 |
Полунина Юлия |
низкий |
11 |
Васильева Мария |
средний |
12 |
Собинова Ксения |
средний |
Метод математической статистики позволил выяснить в % отношении уровень владения навыками каждым ребёнком.
Итог: низкий уровень- 67% детей, средний уровень- 33% детей. В контрольной подгруппе шестеро детей не смогли все круги оформить в образы, у многих детей прослеживается частое повторение образов или оформляли круги в очень простые изображения, часто встречающиеся в жизни предметов (например, солнышко, шарик, мяч и т.п.)
Уровни |
Абсолютная величина |
% |
Высокий |
- |
- |
Средний |
4 |
33 |
Низкий |
8 |
67 |
Вывод: У детей старшего дошкольного возраста на начало эксперимента развитие творческих способностей находится на недостаточном уровне. Детям трудно создать оригинальные образы, так как они не владеют нетрадиционными способами изображений, и затрудняются в выборе разнообразных изобразительных материалах. Такой подход помог нам определить цель и задачи для формирующего эксперимента
2.3. Проект формирующего эксперимента по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством аппликации
Цель: развивать творческое воображение, используя нетрадиционные материалы, поощряя стремление детей комбинировать разные материалы, получая предметное или сюжетное изображение.
Для осуществления этой цели были разработаны занятия занимательного характера, так как несли в себе интересное содержание, нетрадиционный материал. Формирующий эксперимент состоял из цикла занятий.
Занятие 1.«Волшебные бабочки» (использование цветного скотча).
Занятие 2.«Барашки-завитушки» (использование хлопкового волокна – ваты).
Занятие 3.«Федора в гостях у ребят» (использование обрывной бумаги, техника коллажа).
Занятие 4.«Божьи коровки» (использование дырокола).
Занятие 5.«Стайка дельфинов» (коллективная композиция).
Занятие 6.«Дружные котята» (торцевание).
Занятие 1. «Волшебные бабочки» (использование цветного скотча) (приложение 18).
Задачи:
Познакомить детей со скотчем: аппликация из скотча.
- Формировать умение пользоваться скотчем разных цветов, соблюдая определенные технологии.
- Развивать творчество и фантазию, образное мышление.
- Воспитывать интерес к нетрадиционным техникам.
Материалы и оборудование: образцы работ выполнены из нетрадиционных материалов, для демонстрации: цветной скотч, листы бумаги.
Раздаточный материал: цветной скотч, листы бумаги.
Ход:
- Организация детей.
- Продемонстрировать детям работы из разных цветов скотча.
- Рассказать о его художественных достоинствах.
- Предложить детям составить картинку из цветного скотча, добавляя содержание разными деталями.
- Показать технологию изображения, стимулируя самостоятельность и творчество.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Анализ детских работ.
- Подведение итогов.
Занятие 2. «Барашки-завитушки» (использование хлопкового волокна – ваты) (приложение 19).
Задачи:
- Познакомить детей с объемной аппликацией: аппликация из ваты.
- Формировать умение пользоваться ватой (скручивать ее на карандаш колечками), соблюдая определенные технологии.
- Развивать творчество и фантазию, образное мышление.
- Воспитывать интерес к нетрадиционным техникам.
Материалы и оборудование: образцы работ выполнены из нетрадиционных материалов, для демонстрации: отдельные части туловища сделанные из картона (туловище, голова, ухо, ноги, кусочки ваты, клей ПВА, карандаш, фломастер;
Раздаточный материал: картонные части (детали), вата, клей ПВА, карандаши, фломастеры;
Ход:
- Организация детей.
- Продемонстрировать детям работы из ватных комочков.
- Рассказать о его художественных достоинствах.
- Предложить детям составить картинку из колечек (ватных), добавляя содержание разными деталями.
- Показать технологию изображения, стимулируя самостоятельность и творчество.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Анализ детских работ.
- Подведение итогов.
Занятие 3. «Федора в гостях у ребят» (использование обрывной бумаги, техника коллажа) (приложение 20).
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с техникой работы с обрывной бумагой.
- Упражнять в работе с трафаретами.
- Воспитывать интерес к нетрадиционным техникам.
Материалы и оборудование: образцы работ выполнены из нетрадиционных материалов, для демонстрации: цветной скотч, листы бумаги.
Раздаточный материал: цветной скотч, листы бумаги.
Ход:
- Организация детей.
- Продемонстрировать детям работы, используя обрывную бумагу, технику коллажа
- Обсудить с детьми технологию, обговорить содержание работы
- Предложить детям составить картинку, добавляя содержание разными деталями.
- Показать технологию изображения, стимулируя самостоятельность и творчество.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Анализ детских работ.
- Подведение итогов.
Занятие 4. «Божьи коровки» (использование дырокола)
(приложение 21).
Задачи:
- Продолжать учить вырезать фигуры по контуру.
- Закреплять навыки работы с ножницами и дыроколом.
- Развивать в детях аккуратность, усидчивость, терпение.
- Обучать нетрадиционным приемам аппликации.
Материалы и оборудование: цветная и белая бумага, черный картон, клей, ножницы, карандаши, заготовки из красной бумаги.
Ход:
- Организация детей.
- Продемонстрировать детям работы с ножницами и дыроколом.
- Рассказать о его нетрадиционном использовании.
- Предложить детям составить картинку из вырезанных фигур по контуру, добавляя содержание разными деталями.
- Показать технологию изображения, стимулируя самостоятельность и творчество.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Анализ детских работ.
- Подведение итогов.
Занятие 5. «Стайка дельфинов» (приложение 22).
Задачи:
- Учить детей самостоятельно и творчески отражать представление о морских животных разными изобразительно-выразительными средствами.
- Активизировать технику силуэтной аппликации или вырезания по нарисованному контуру.
- Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать эстетическое отношение к природе.
- Расширять и уточнять представления детей о животных и их детёнышах. Развивать логическое мышление. Игра «Кто кем был?»
Материал и оборудование: листы бумаги голубого, синего, бирюзового цвета, цветная бумага и ножницы для вырезания силуэтов; клеевые кисточки, салфетки бумажные и влажные матерчатые. Варианты силуэтов дельфинов (в движении).
Ход:
- Организация детей.
- Продемонстрировать детям работы, используя технику силуэтной аппликации
- Обсудить с детьми технологию, обговорить содержание работы
- Предложить детям составить коллективную композицию, добавляя содержание разными деталями.
- Показать технологию изображения композиции, стимулируя самостоятельность и творчество.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Анализ детских работ.
- Подведение итогов.
Занятие 6. «Дружные котята» (торцевание) (приложение 23).
Задачи:
- Закрепить знания детей о геометрических фигурах (круг, треугольник, овал), о цвете.
- Упражнять детей в составлении изображения из геометрических фигур.
- Продолжать учить детей использовать нетрадиционный вид аппликации – торцевание.
- Развивать диалогическую речь, активизировать словарь.
- Способствовать развитию познавательного интереса к изобразительной деятельности;
- Воспитывать аккуратность при работе клеем, ножницами;
- Вызвать желание помочь герою, поддержать его в трудную минуту, воспитывать дружеские чувства.
Материал и оборудование: игрушка кошка, на ватмане изображения кошки из геометрических фигур, образцы форм воздушных шаров, цветная бумага с заготовками изображением кошки из геометрических форм, клей, ножницы, простые карандаши, клеёнка на столы, бумажные салфетки, тарелочки для клея, цветная гофрированная бумага (квадратик 3X3 см.).
Ход:
- Организация детей.
- Продемонстрировать детям работы, выполненные при помощи нетрадиционного вида аппликации – торцевания.
- Обсудить технику выполнения.
- Предложить детям составить картинку из гофрированной бумаги, заготовок геометрических фигур, добавляя содержание различными деталями.
- Показать технологию выполнения, стимулируя самостоятельность и творчество.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Анализ детских работ.
- Подведение итогов.
Во время НОД выяснили с детьми художественные достоинства материала, побуждали к определению способов создания таких работ, показывалась технология выполнения, показ не был полным, а демонстрировался только принцип создания. Перед началом детской деятельности, в процессе работы и во время анализа детской деятельности подчёркивали творческие проявления, выделяя выразительные средства. Использование такой технологии позволило занятиям аппликации стать более интересными, результативными. У детей были скудные знания об интересных техниках, применяемых в аппликации. Они занимались традиционными видами аппликации, а разработанные и проведенные занятия позволили развивать у детей интерес к аппликации, проявляя при этом выдумку, инициативу, провоцируя состояние вдохновения и творческого порыва.
Детям очень понравилось, работы были успешными, выразительными.