ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Федоренко Майя Владимировна

МБДОУ Центр развития ребёнка – детский сад «Теремок»

Республика Бурятия г. Северобайкальск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

Центр развития  ребёнка - детский сад «Теремок»

г. Северобайкальск   Республика Бурятия

 Мастер- класс

Тема: «Логопедические распевки, музыкально-игровые упражнения, рифмовки в логопедической практике»

Целевая аудитория: учителя-логопеды МБДОУ

Разработала: учитель-логопед

Федоренко  М.В.

г. Северобайкальск

2016г.

Цель: показать возможности и преимущества использования логопедических распевок, музыкально-игровых упражнений в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, видеопрограмма «Логопедические распевки» Т.С. Овчинниковой, схемы для выполнения движений.

 

Дата проведения: 25.02.2016г.

 

 

                                                       Ход

     Уважаемые коллеги! Сегодня я проведу с Вами мастер – класс. Я  расскажу вам об  использовании логопедических распевок, музыкально-игровых упражнений, в логопедической практике, продемонстрирую  наглядно их использование.

      Дети с нарушениями речи - это одна из самых распространённых категорий детей, посещающих ДОУ. Речевые нарушения очень разнообразны, что зависит от причин их вызывающих. В настоящее время значительно увеличилось количество детей с  дизартрией. Это речевое нарушение связано с поражением двигательных отделов центральной нервной системы. Дизартрия проявляется в разных формах и степенях. Наиболее распространённой является «стёртая степень» дизартрии. Рёбёнок со «стёртой» дизартрией имеет нарушения звуковой и интонационно- выразительной сторон речи. Голос и дыхание во время речи у таких детей ослаблены. Нарушены модуляции голоса по высоте и силе. Ребёнок затрудняется в произнесении слов усложнённой слоговой структуры. Разборчивость речи ухудшается в зависимости от объёма речевого материала. Поэтому детям трудно выступать на детских праздниках и читать стихи. Самым заметным дефектом является  нарушенное звукопроизношение. Даже поставленные звуки не используются в речи и не закрепляются при их автоматизации.

Для успешной коррекционной работы по устранению речевых нарушений у детей со «стёртой» дизартрией необходимо преподнесение изучаемого материала в лёгкой, доступной, непринуждённой игровой форме. Именно к такой форме коррекционного воздействия, я считаю можно отнести занятия с использованием логопедических музыкально-игровых упражнений, распевок, песенок, рифмовок.

Обращение к музыке в практике помощи детям с речевыми нарушениями не случайно. Доказано, что музыка является сильнейшим средством эмоционального воздействия на человека. Музыка привлекает ребёнка и стимулирует его его активность. С помощью музыки естественным образом формируется чувство ритма, эмоциональная отзывчивость, слуховое внимание, общая моторика.

Одним из таких средств являются логопедические музыкально- игровые упражнения, песенки, распевки, которые можно использовать в работе с дошкольниками по закреплению правильного произношения звуков на этапе автоматизации,   развитию просодической стороны речи, координации речи с движением и музыкой.

Перейти к публикациям для педагогов

К речевым рифмовкам (песенкам, распевкам,) относятся стихи, чистоговорки,  скороговорки, имеющие чёткую ритмическую структуру, которые можно пропевать, одновременно  закрепляя произношение звуков.

Начинать надо с простейших чистоговорок и в зависимости от речевых возможностей детей заканчивать сложными по интонации и речевому материалу песнями. Я подбираю такие музыкально- игровые упражнения, песни, распевки,  в которых  речевой материал доступен, движения просты для выполнения и направлены на согласование речи с движением и музыкой, а также способствуют  закреплению поставленных звуков, снятию эмоционального напряжения. Критерием тщательного отбора содержания рифмовок, песен, музыкальных подвижных игр является соответствие детскому опыту, речевым  и двигательным возможностям детей.

 Рекомендую соблюдать следующие этапы работы:

1.Первичное восприятие рифмовки, музыкально- игрового упражнения.

  1. Проговаривание текста, совместное со взрослым пение (подпевание), выполнение движения по показу педагога.
  2. Самостоятельное (совместно с взрослым) воспроизведение рифмовки, музыкально-игровых упражнений в нужном ритме.

Перечисленные этапы работы могут быть реализованы как на одном занятии, так и на серии занятий в зависимости от поставленных задач.

       На этапе автоматизации  (дифференциации)  звуков в слогах словах, предложениях я рекомендую использовать  логопедические распевки разработанные Т.С. Овчинниковой,  музыкальные  логоритмические игры Екатерины Железновой, логопедические песенки С.В. Круппа-Шушариной на стихи О.И Крупенчук, музыкально - грамматические рифмовки Е.С. Тихоновой, Селивановой М.Е., направленные также на преодоление лексико- грамматических трудностей. На более поздних этапах автоматизации звуков можно использовать детские песни, песни из мультфильмов. Например, песенки из мультфильма «Фиксики» помогут закрепить сонорные звуки.

          Использование интеграции детских видов деятельности наравне с интеграцией содержания делает  коррекционно- образовательный процесс интересным и содержательным. Интеграция логопедических приёмов с музыкальными способствует усилению коррекционно - развивающего воздействия на детей с различными речевыми нарушениями.

         Таким образом, использование логопедических музыкально-игровых упражнений ,  песенок, распевок, игр для коррекции произносительной стороны речи детей со «стёртой» дизартрией, способствуют развитию двигательно-слуховой координации, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма, активизируют слуховое восприятие, что является базой для формирования фонематического слуха, развивают функции голосообразования, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания, развивают артикуляционную моторику, формируют коммуникативные способности.

 

Практическая часть

  1. В своей практике на этапе автоматизации звука в  слогах  я использую такой приём: прошу детей «перевести» знакомую детскую  песенку «Антошка», «Кузнечик» и др. на язык  закрепляемого звука. Например, звука [ Л] и петь слоги под мелодию: ла-ла-ла   лалала, ло- ло. .. , сопровождая пение простукиванием, протопыванием и другими ритмичными движениями. Давайте вместе попробуем спеть (логопеды поют слоги под мелодию песни «Антошка»).
  2. На этапе автоматизации звуков в словах  рекомендую использовать тексты  детских песен. Например: для закрепления произношения звука  [Р] в конце слов  я использую текст  песни Д. Тухманова,  Ю. Энтина «Самовар».  Сначала  дети отгадывают загадку про самовар, находят его среди других картинок, рассказывают, для чего нужен этот предмет. Я им предлагаю прослушать песню о самоваре, а затем вместе спеть. Дети поют слово «самовар», выполняют произвольные движения,  педагог- все остальные слова. Сейчас мы с вами послушаем песню, а потом вместе споём.

 

 

Жил, поживал самовар.

Самовар!

Был он не молод, не стар.

Самовар!

Он на работе кипел.

Самовар!

Песню такую он пел.

 

Припев:

Пых-пых, тумба-тумба самовар.

Тумба-тумба-тумба-тумба

Русский самовар.

 

Пусть неуклюж он на вид.

Самовар!

Но на Руси знаменит.

Самовар!

Чайник с почтеньем большим.

Самовар!

Робко стоит перед ним.

Припев.

 

Всем он приносит тепло.

Самовар!

Много воды утекло.

Самовар!

Медью сверкают бока.

Самовар!

Топает через века.

Самовар!

Припев.

 

 

В процессе занятий песня изучается и исполняется детьми самостоятельно.

 

  1. На мой взгляд, интересны и эффективны в коррекционно-развивающей практике логопедические распевки, разработанные Т.С. Овчинниковой.  Сначала она предлагает отрабатывать произношение гласных звуков, затем выговариваются слоги с «трудными согласными» - [с], [з], [ш],[ж], [ч], [щ], [ц], [л], [р], слова  и наконец, поставленные звуки дифференцируются.

 

     Предлагаю вашему вниманию несколько распевок (включается  музыка с видеорядом),  программу подготовили: Т.С. Овчинникова,  Л.Н. Федорович, Н.В. Макаренко.


Музыкальная голосилка

ААА

УУУ

ААА

А-О-У-И

ЭЭЭ

ООО,

ААА,

ИИИ,

А-О-У-И

ЭЭЭ

 Логопеды поют гласные с артикуляторными жестами. Движения выполняются одновременно обеими руками

 

      Пароход

«У»,—гудит пароход.

«У»,—по речке плывет.

«У»,—ребят он зовет,

«У», — в далекий поход.

«Дети»- логопеды  поют [у], а педагог — все остальные слова.

 

       Оса

Са-са-са, са-са-са,

Ой-ой-ой! Летит оса!

Сы-сы-сы, сы-сы-сы,

Не боимся мы осы!

Су-су-су, су-су-су,

Видел кто из вас осу?

Сы-сы-сы, сы-сы-сы,

Мы не видели осы.

Са-са-са, са-са-са,

Отгадайте, где оса.

«Дети»- логопеды  поют слоги, с артикуляторными жестами.

             Гора

Pa-pa-pa, pa-pa-pa,

На дворе у нас гора.

Ру-ру-ру, РУ-РУ-РУ»

Собирайте детвору.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры,

Покатаемся с горы.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра,

Очень рада детвора.

«Дети»- логопеды  поют слоги и слова, чередуют пение и хлопки.

 

 

 

 

 

  1. В качестве физминутки я предлагаю вам использовать музыкальные детские игры.  Одновременно идёт закрепление произношения поставленных звуков, согласование речи с движением и музыкой.

 Например: «Пяточка- носочек», «Вперёд 4 шага» и др. При этом можно использовать модели последовательности выполнения движений

 

                  Музыкальная игра – танец «Пяточка - носочек»

 

               
     
   
     
 
     
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пяточка-носочек - раз, два, три!         А теперь потопаем,           ручками похлопаем,
Пяточка-носочек - раз, два, три!

 

 



               
   
     
           
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


А еще попрыгаем, ножками подрыгаем.                      Покружились вправо - раз,
                                                                                                 Покружились влево - два.
Ну и снова еще раз повторяем этот пляс……

 

              

Музыкальная игра « Вперёд  четыре шага»

           
     
   
       
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вперёд 4 шага, назад 4 шага. 

                                                                                                                     Ручками похлопали, 

Кружится, кружится наш хоровод.


       
   
     
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ножками потопали,                           плечиком подвигаем,             а потом попрыгали



Итак, как вы убедились на практике пение чистоговорок, рифмовок, стихов весьма эффективно для развития артикуляционного аппарата и формирования правильного звукопроизношения. Пение развивает у детей дыхание, ритм, помогает, развивать интонационную сторону речи.

    На этом мой мастер – класс окончен, большое спасибо всем за внимание!

.

 

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.