Общая цель подготовки специалиста — формирование и развитие социально-профессиональной компетентности, позволяющей сочетать:
академические компетенции (владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач; владеть системным и сравнительным анализом, исследовательскими навыками; уметь работать самостоятельно, выдвигать новые идеи);
профессиональные компетенции (работать с психологопедагогической литературой; составлять документацию; контролировать и поддерживать трудовую дисциплину; взаимодействовать со специалистами смежных профилей; разрабатывать и согласовывать представляемые материалы; готовить доклады, материалы к презентациям; пользоваться глобальными информационными ресурсами);
социально-личностные компетенции (обладать качествами гражданственности; быть способным к социальному взаимодействию; обладать способностью к межличностным коммуникациям; владеть навыками здоровьесбережения; быть способным к критике и самокритике).
Педагог, осознающий себя как личность, индивидуальность, стремится к самореализации, самовыражению в деятельности. Это предполагает определение своих положительных качеств и перспектив, индивидуальных путей профессионального самосовершенствования.
Для осуществления педагогической деятельности руководителю физического воспитания нужны профессиональные знания и умения.
Специалист по физическому воспитанию должен знать:
цели и обязательные компоненты личностно ориентированного образования дошкольников;
основные составляющие системы физического воспитания детей;
современные программы и технологии физического воспитания и развития ребенка дошкольного возраста;
условия и содержание здорового образа жизни детей в дошкольном учреждении;
закономерности формирования двигательных навыков и развития двигательных способностей детей;
многообразие индивидуальных различий дошкольников и закономерности индивидуально-дифференцированного подхода в процессе их обучения;
содержание педагогического контроля физического воспитания;
основы легкой атлетики и биомеханики;
законодательные акты Республики Беларусь в области образования, физкультуры и спорта; нормативно-правовые и программно-методические документы по дошкольному образованию, правам ребенка; основы трудового законодательства; правила охраны жизни и здоровья детей.
Специалист по физическому воспитанию должен уметь:
Публикации для педагогов на СМИ
понимать индивидуальность ребенка;
владеть методами педагогической диагностики и объективно оценивать состояние здоровья, особенности физического и двигательного развития детей;
определять для каждого ребенка «зону ближайшего развития»;
создавать щадящий режим для ослабленных детей;
предугадывать эффективность применения оздоровительных личностно ориентированных технологий;
осуществлять процесс физического воспитания системно, определяя педагогически целесообразные средства, методы и приемы работы;
создавать благоприятный психологический климат на занятиях физическими упражнениями;
прогнозировать развитие сотрудничества с родителями воспитанников;
владеть правильной техникой выполнения и показа физических упражнений;
владеть важными психофизиологическими качествами — двигательной памятью, восприятием пространства, точностью зрительного восприятия, пространственной точностью движений;
осуществлять профессиональную самооценку собственной деятельности