выполнила:
Панина Марина Александровна
Учитель - логопед
ГБОУ ООШ№9 структурное подразделение «Детский сад «Родничок»
Самарская область
г.Новокуйбышевск
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Как показывает практика большое количество детей, поступает в школу с нарушениями речи. Наиболее типичным для будущих первоклассников является неправильное произношение звуков.
Правильное произношение всех звуков родного языка должно быть полностью сформировано в детском саду, так как именно дошкольный возраст является для этого наиболее благоприятным. Правильное произношение звуков может быть сформировано в том случае, если у детей достаточно развиты подвижность и переключаемость органов артикуляционного аппарата, речевое дыхание, если они умеют владеть своим голосом. Именно для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов, а также различных мышц речевого аппарата используется артикуляционная гимнастика, которая состоит из комплекса специальных упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения губ и языка, губ становятся точными, сильными, уверенными.
Передо мною встала проблема, как повысить эффективность работы по исправлению звукопроизношения у детей. Известно, что использование в работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов поддерживает у ребёнка познавательную активность, предотвращает утомление, и в целом, повышает эффективность логопедической работы. И одним из таких методов является биоэнергопластика.
«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био – человек как биологический объект: энергия – сила, необходимая для выполнения определённых действий; пластика – связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Биоэнергопластика — это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук.
Коррекционная работа с применением метода «Биоэнергопластика» вызывает интерес детей к логопедическим занятиям.
На основе изученных методических пособий и рекомендаций А.В. Ястребовой, О.И. Лазаренко, В.В. Коваленко, С.В. Коваленко, Е.В. Мазановой, Н.С. Четвертушкиной, Л.С.Волковой нами были подобраны движения руки под артикуляционные упражнения.
Проведение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает несколько этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка.
Перейти к публикациям для педагогов
На 1 (диагностическом) этапе в начале учебного года проводится подробное обследование строения и подвижности органов артикуляции общеизвестными методами и приёмами. После обследования составляется комплекс упражнений с учётом нарушенных звуков.
На 2 этапе работы детей знакомят со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями. Гимнастику выполняют сидя перед зеркалом. Сначала педагог объясняет, как выполнить упражнение, затем показывает, а потом вместе с ребёнком выполняет его. Данный процесс педагог сопровождает движениями своей руки. На этом этапе дети привыкают к необычным движениям.
На следующем этапе выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой перед зеркалом. На 4 этапе все упражнения выполняются без зеркала, но с одновременным выполнением логопедом. И на заключительном этапе полностью убирается зрительная опора – ребёнок выполняет упражнения самостоятельно на основе кинестетических ощущений.
Я считаю, что биоэнергопластика должна стать неотъемлемой частью логопедической работы. Систематическая работа позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики. Облегчает постановку, введение звуков в речь. Способствует более быстрому преодолению речевых нарушений.