выполнила:
Савенкова Татьяна Николаевна
учитель начальных классов
МКОУ «Черемисиновская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.Ф.Алтухова»
Курская область
Черемисиновский район
п. Черемисиново
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3-м классе
«Мой верный друг, язык мой русский»
Цель: развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку; прививать интерес к русскому языку; развивать речь детей; знакомить с фразеологическими оборотами, образными общепринятыми выражениями, пословицами и поговорками, совершенствовать навыки коллективной работы.
Оборудование: проектор, ноутбук, высказывания о русском языке на доске, жетоны.
Ход мероприятия:
- Организационный момент
Дети входят в класс с песней «Чему учат в школе?», рассаживаются.
- Ребята, чем эта неделя в нашей школе отличается от других недель? (Эта неделя в нашей школе объявлена неделей русского языка)
- Как вы думаете, чему будет посвящено сегодняшнее мероприятие?
- Мотивация деятельности
1) Чтение стихов учащимися
Щедрое народное наследство-
Я люблю красивый наш язык,
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.
Жизнь идет, словарь опережая.
Сколько новых дел, событий, чувств!
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.
Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком-
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
Наш язык - язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!
Учитель: Сколько хороших слов сказано о русском языке!
Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык- яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»
«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно строгий, серьезный, где нужно страстный, где нужно – бойкий и живой» - говорил Лев Николаевич Толстой.
- Чему мы учимся на уроках русского языка, исходя из слов песни «Чему учат в школе?» (Ответы детей.)
- Конечно же рассказать обо всем чему мы учимся на уроках русского языка в песне не получится. И сегодня на нашем занятии мы также постараемся рассказать о том, чему можно научиться в школе
- Занятие у нас необычное: это турнир знатоков русского языка.
- А что такое турнир?
В нашем турнире примут участие три команды.
2)Представление команд
- В нашем турнире примут участие две команды:
- Грамотеи (капитан…)
- Умники (капитан…)
- Жюри-…
Правила игры: за каждый правильный и быстрый ответ команда получает жетон, команда, набравшая больше жетонов, становится победительницей.
Девиз: (капитаны вместе)
Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием друг с другом
Сейчас попробуем сыграть.
1 Конкурс «Разминка»
- Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ во множественном числе. Отвечайте хором.
Нога - …(ноги)
Рука – …(руки)
Дуга - … (дуги)
Мука - … (сущ. мука не имеет множественного числа)
Ведро - … (ведра)
Бедро - …(бедра)
Метро - …(сущ. метро не имеет множественного числа)
День - …(дни)
Пень - …(пни)
Лень - …(сущ. лень не имеет множественного числа)
Цыпленок -…(цыплята)
Козленок - …(козлята)
Бочонок - … (бочонки)
- Поиграли, а теперь приступим к серьезным испытаниям. Теперь вы будете работать в командах. Внимательно слушайте и отвечайте на вопросы. За правильный ответ вы будете получать фишки.
2 Конкурс «Угадай слова»
Мы обычные слова,
Всех нас знает каждый.
Мы содержим букву А
Трижды или дважды.
Иногда всего одну-
Только не в начале.
Но сегодня - ну и ну!
Все они сбежали
Презентация.
БРБН
СТРТ
СТКН
РССД
МРК
ПРТ
СХР
КРНДШ
БАРАБАН
СТАРТ
СТАКАН
РАССАДА
МАРКА
ПАРТА
САХАР
КАРАНДАШ
3 Конкурс «Пословицы и поговорки»
Учитель: Существует очень много пословиц и поговорок на разные темы, и рассказывают они о разных сторонах жизни человека. Пословицы учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает ее очень выразительной, заостряет ум и развивает память.
Задание на карточках: вспомните пословицы и поговорки по началу фразы и продолжите их (проверка по слайду)
1 команда:
- В гостях хорошо, …(а дома лучше)
- Один- за всех …(все- за одного)
- Не имей сто рублей …(а имей сто друзей)
- Без труда не вынешь …(рыбку из пруда)
- Скучен день до вечера …(коли делать нечего)
- Терпение и труд …(все перетрут)
- Семь раз отмерь …(один отрежь)
- Ветер рушит горы ,а слово….(дружбу)
2 команда:
- Любишь кататься …….(люби и саночки возить)
- Век живи ……(век учись)
- Ты ему слово, а……(он тебе два)
- Язык мой – (враг мой)
- Слово – серебро, а …..(молчание – золото)
- Делу время - ……(потехе час)
- Хочешь есть калачи - ……(не сиди на печи)
- Поспешишь - …..(людей насмешишь)
В это время: Викторина для болельщиков
- Кого, согласно русской поговорке, ноги корят? (волка)
- Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло? (рак)
- Какие берега обычно бывают у молочной реки? (кисельные)
- Какая хищная рыба стала героиней русской народной сказки? (щука)
- Кого в сказках называют Топтыгиным? (медведя)
- На чем приносит новости сорока? (на хвосте)
- Два каких гуся жили у бабуси? (веселых)
- От чего яблоко падает недалеко? (от яблони)
- С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь? (с малиной)
4 Конкурс «Путешествие в страну Фразеологию»
От пословиц и поговорок переходим к фразеологическим оборотам, которыми богат русский язык. Еще великий М.В. Ломоносов называл устойчивые сочетания предлагая включать их в словари.
Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.
Я буду читать фразу, а вы должны выразить ее смысл одним словом. Например: Работать, засучив рукава (хорошо)
Для 1 команды:
- Мчаться на всех парах (стремительно)
- Орать во все горло (громко)
- Спать мертвым сном (крепко)
- Работать, не покладая рук (усердно)
- Сделать на скорую руку (наспех)
- Вылететь из головы (забыть)
- Без году неделя (недавно)
- Втирать очки (обманывать)
Для 2 команды:
- Обвести вокруг пальца (обманывать)
2.Поставить на ноги (вылечить)
- Вешать нос (огорчаться)
- Зарубить на носу (запомнить)
- Рукой подать (близко)
- В час по чайной ложке (медленно)
- Морочить голову (обманывать)
- Прикусить язык (замолчать)
5 конкурс «Соображай и находи»
Каждому фразеологизму подберите соответствующий антоним (противоположный по значению).
Задание по карточкам
Болтлив как сорока |
|
|
хоть иголки собирай |
Хоть пруд пруди |
|
|
нем как рыба |
Не видно ни зги |
|
|
раз-два и обчелся |
Кричать во всю Ивановскую |
|
|
навострить уши |
Пропустить мимо ушей |
|
|
воды в рот набрать |
Держать в ежовых рукавицах |
|
|
отбиться от рук |
В это время: Игра с болельщиками «Назови пару» (к существительным мужского рода ученики по очереди называют существительные женского рода)
Бобер- бобриха
Медведь- медведица
Осел- ослица
Оса- оса
Стрекоза- стрекоза
Ворон- ворона
Волк- волчица
Курица- петух
Баран- овца
Муха- муха
Обезьяна- обезьяна
Слон- слониха
Кот- кошка
Корова-бык
6 Конкурс для капитанов «Грамматическая арифметика»
- Без букв и грамматики не обходятся и математики!
Нота «до»+ зарытые в земле ценности = доклад
До + рожки у улитки = дорожки
До + участок земли, засаженный фруктовыми деревьями + а = досада
До + термин игры в шашки, шахматы = доход
С + мелкое место поперек реки = сброд
С + спрятанные ценности = склад
Чудеса – а + ный = чудесный
Часть – ушко – о +а = частушка
Кабан – ан + лук = каблук
7 Конкурс «Рассказ на одну букву»
Команды в течение 5 минут должны написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну букву. Побеждает та команда, в рассказе которой слов больше.
Пример: Росла рядышком роза. Розовая роза редкая.
1 команда-т
2 команда-л
перейти к конкурсам для учителей
В это время: Игра с болельщиками «Вопрос – ответ»
- У кого глаза велики? (у страха)
- Чем горю не поможешь? (слезами)
- Кого по осени считают? (цыплят)
- Чем соловья не кормят? (баснями)
- В какие сани не следует садиться? (не в свои)
- Что надо беречь смолоду? (честь)
- Без чего не вынешь рыбку из пруда? (без труда)
- Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят? (волка)
9.Кто должен на горе свиснуть, чтобы нечто несбыточное произошло? (рак)
- Подведение итогов. Награждение команд грамотами
Учитель:
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Учитель: С какой любовью к родному языку написано стихотворение! Надо лишь умело и бережно к нему относиться.
Видеоклип «Песня о русском языке»
Учитель:
- Ребята, любите и изучайте русский язык! Учитесь говорить выразительно, ясно и точно выражать свою мысль. На этом наше мероприятие закончено. Всем большое спасибо за внимание.
Команда «УМНИКИ»
3 Конкурс «Пословицы и поговорки»
Вспомните пословицы и поговорки по началу фразы и продолжите их
- Любишь кататься …….
- Век живи ……
- Ты ему слово, а…
- Язык мой – (враг мой)
- Слово – серебро, а …
- Делу время - ……
- Хочешь есть калачи - ……
- Поспешишь - …..
5 конкурс «Соображай и находи»
Каждому фразеологизму подберите соответствующий антоним (противоположный по значению).
Болтлив как сорока |
|
|
хоть иголки собирай |
Хоть пруд пруди |
|
|
нем как рыба |
Не видно ни зги |
|
|
раз-два и обчелся |
Кричать во всю Ивановскую |
|
|
навострить уши |
Пропустить мимо ушей |
|
|
воды в рот набрать |
Держать в ежовых рукавицах |
|
|
отбиться от рук |
7 Конкурс «Рассказ на одну букву»
Команда в течение 5 минут должна написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну букву. Побеждает та команда, в рассказе которой слов больше.
Пример: Росла рядышком роза. Розовая роза редкая.
Ваша команда пишет рассказ на букву «л»