foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Всероссийский электронный журнал ВИОП "Аксиома" (СМИ) - зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Форма распространения : Сетевое издание Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70078

выполнила:

выполнила:

Содомова Ирина Анатольевна

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Школа №1476

Россия, Москва

8. СЕМИНАР на тему

«Мой колючий подросток:
Как избежать конфликтов и агрессии»

Агрессия:
Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли.
Эрих Фромм.
Агрессия (от латинского «agressio» — нападение, приступ) рассматривается учеными как мотивированное деструктивное пове¬дение, противоречащее нормам и правилам сосущест¬вования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), прино¬сящее физический ущерб людям или вызывающее у них отрицательные пере¬живания, состояние напряженности, страх, подавлен¬ность и т. д.
Агрессивное поведение человека иногда определяется как "агрессия", а иногда - как "агрессивность". Нередко "агрессия" и "агрессивность" рассматриваются как синонимы. Однако, как считает Т.Г.Румянцева, необходимо разграничивать «агрессию» как специфическую форму поведения и «агрессивность» как психическое свойство личности: «Агрессия – это процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность – это некая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека».
Агрессивные проявления во всех своих формах имеют одну общую черту: они вызваны «попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях совершенствования либо себя, либо своего окружения, включая близких людей.
Признаки проявления агрессии у подростков:

 они ожидают от окружающих враждебности,
 они недооценивают собственную враждебность,
 в своих проблемах они винят окружающих и обстоятельства,
 у них ограниченный выбор реакций на проблемную ситуацию,
 они редко выражают свои чувства словами, предпочитая действие,
 они часто не думают о последствиях своих поступков,
 они завышают интенсивность своих эмоций: гнев вместо грусти или раздражения,
 они невосприимчивы к чувствам окружающих, у них низкий уровень эмпатии (умение принимать чувства других людей),
 они ценят превосходство и месть превыше дружбы,
 они менее склонны к компромиссам, чем другие дети,
 их не волнует страдание жертвы, ответная агрессия, возможность быть отвергнутым сверстниками,
 они полагают, что их агрессивные действия дают ощутимые результаты, уменьшая агрессивность окружающих,
 они не задумываются (скорее они о ней просто не знают) о собственной значимости,
 они испытывают трудности с запоминанием,
 они с трудом сосредоточиваются
Агрессия подростка выражается как…
— самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении (в этом случае можно говорить об агрессивной личности);
— в качестве средства достижения другой значимой цели;
— способ психологической разрядки;
— форма защитного приспособительного поведения
Характерные особенности агрессивных детей и подростков.
1. Воспринимают большинство ситуаций как угрожающие или враждебные по отношению к ним.
2. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.
3. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.
4. Не оценивают собственную агрессию, как агрессивное поведение.
5. Всегда винят окружающих в своем агрессивном поведении.
6. В случае намеренной агрессии отсутствует чувство вины.
7. Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.
8. Проявляется низкий уровень эмпатии.
9. Слабо развит контроль над своими эмоциями, кроме гнева.
10. Боится непредсказуемости в поведении родителей.
11. Характерны неустойчивое, рассеянное внимание, неустойчивое запоминание.
12. Не умеют прогнозировать последствия своих действий.
13. Положительно относится к агрессии, т.к. через нее получает чувство собственной значимости, силы.

Причины появления агрессивного поведения и формирования агрессивности:
 постоянное агрессивное поведение родителей,
 проявление нелюбви к ребенку, формирование ощущения опасности и враждебности окружающего мира,
 длительные и частые обиды, источником которых являются родители или какие-либо обстоятельства,
 унижения, оскорбления ребенка родителями, учителями, сверстниками
 примеры агрессивного поведения на телеэкране и со стороны сверстников
 взаимодействия со сверстниками (отсутствие навыков общения)
 наследственно-характерологические факторы
 органические поражения коры головного мозга.

 

 

 

При каких же условиях у детей возникает агрессия?
1) Родители систематически проявляют физическую или вербаль-ную агрессию по отношению к ребенку => вероятность прояв¬ления у ребенка защитной агрессивности или подражания мо¬дели поведения родителей => ребенок часто конфликтует, дерется, на занятиях и уроках выкрикивает и т. п.; применяет агрессивную модель поведения в жизни.
2) Родители применяют слишком суровые, несоотносимые с про-ступком наказания => уровень агрессивности у ребенка повы¬шается, возрастает готовность к агрессивным действиям => вероятность реактивной (ответной) агрессивности в более стар¬шем возрасте; проявления защитной агрессивности.
3) Родители не обращают внимания на агрессивное поведение, вспыльчивость ребенка, не контролируют его поведение => все-дозволенность => проявление агрессивности в дальнейшем как типичной поведенческой черты.
4) Родители не дают возможности ребенку проявить способность к самостоятельному выбору, не позволяют ребенку заявить о себе, запрещают любые формы проявления детского гнева => ребенок избегает открытого проявления гнева, систематичес¬ки подавляет свои эмоции => деструктивная агрессивность => насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным дей¬ствиям других, воровство, внезапные вспышки гнева.
5) Родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии ребенка (например, отрицательно высказываются по поводу соседей по коммунальной квартире или по поводу пе¬дагогического стиля в детском саду и т. д.) => у ребенка закрепля¬ется уверенность, что окружающие люди являются виновниками всех их бед => вероятно, что дошкольник возьмет эту модель за основу своего дальнейшего поведения => проявления агрессии.
6) Конфликты между родителями, развод => демонстративная агрессивность (привлечение внимания к своей персоне); фор¬мирование агрессивной модели «выяснения отношений».
Помимо этого, обстоятельствами, провоцирующими аг¬рессию, (в детском и подростковом возрасте) являются:
• желание привлечь к себе внимание свер¬стников (мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки и начинает громко ла¬ять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание);
• ущемление достоинств другого с тем, чтобы подчеркнуть свое превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик на¬чинает кричать: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ниче¬го не получится, ты плакса и нытик»);
• стремление защититься и отомстить;
• стремление быть глав¬ным (после неудачной попыт¬ки занять первое место в строю мальчик отталкивает опередившего, хватает его за волосы и пытается стукнуть головой о стену);
• стремление получить желанный предмет (прямое насилие над сверстником из-за игрушки).
Кроме социальных, мощными детерминантами агрессии могут являться личностные черты, индивидуальные установки и склонности, которые остаются неизменными вне зависимости от ситуации. В качестве усиливающих проявления агрессии личностных особенностей выступают боязнь общественного неодобрения, раздражительность, тенденция усматривать враждебность в чужих действиях.

Поведение родителей в конфликтной и напряженной ситуации.
Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.
1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
- полное игнорирование реакций ребенка/подростка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
- выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно...");
- переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня");
- позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").
Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок/подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.
Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло "здесь и сейчас", не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного "чтения морали", лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.
Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:
- констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно");
- констатирующий вопрос ("ты злишься?");
- раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать
силу?");
- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");
- апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").
Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка/подростка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного проступка, ребенок/подросток должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя ведет.
3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.
Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
4. Снижение напряжения ситуации.
Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
- демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу");
- крик, негодование;
- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";
- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
- использование физической силы;
- втягивание в конфликт посторонних людей;
- непреклонное настаивание на своей правоте;
- нотации, проповеди, "чтение морали",
- наказания или угрозы наказания;
- обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не...";
- сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;
- команды, жесткие требования, давление;
- оправдания, подкуп, награды.
Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.
5. Обсуждение проступка.
Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.
6. Сохранение положительной репутации ребенка.
Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.
Для сохранения положительной репутации целесообразно:
- публично минимизировать вину подростка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
- не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;
- предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.
Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.
7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.
Важное условие воспитания "контролируемой агрессии" у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.
Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:
- нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание - это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.);
- пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
- использование юмора;
- признание чувств ребенка.
Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.