ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Орлова Александра Васильевна

Педагог-психолог

Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение «Адаптированная школа № 3»

Россия, Новгородская область, город Старая Русса

 

Организация психолого – педагогического сопровождения учебно – воспитательного процесса в условиях
адаптированной школы

Многолетний опыт наблюдения и повседневной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями показывает, что этот контингент школьников требует специального сопровождения в образовании, не только из-за их интеллектуального снижения, но и в результате других врожденных или приобретенных заболеваний и особенностей. Возникающие педагогические проблемы образования этих детей обусловлены не только сложностью освоения ими специальных учебных программ, сколько в силу возникающей специфики межличностных отношений в социально – образовательном пространстве. Опыт решения этих проблем в коррекционном учреждении в ряде своих аспектов имеет внедренческий потенциал для перенесения в общеобразовательную школу, так как и система взаимодействия школьников с ограниченными возможностями здоровья, и разработка необходимой системы их сопровождения имеют много общего и носят универсальный характер для современной педагогики.

Цель сопровождения учащихся в школе – это сохранение их психологического здоровья, несмотря на интеллектуальные и коммуникативные перегрузки (как в школе, так и вне её), обеспечение адекватного возрасту психического и личностного развития, то есть создание для этого соответствующих образовательных условий и разработка педагогически целесообразных средств.
Так, одним из приоритетных направлений своей деятельности считаю -создание для всех участников педагогического процесса в школе благоприятного психоэмоционального комфорта.
Совместно со специалистами школы разработана система психологического сопровождения школьников с ограниченными возможностями здоровья «Коррекция эмоционально – волевой сферы», основной акцент которой направлен на усвоение школьниками необходимых жизненных навыков и приемов саморегуляции.
Система коррекционно – развивающих занятий построена на использовании таких эффективных методов и приемов, как изобразительная деятельность в сочетании с игрой, психогимнастика, релаксация. Проводимая работа дает стабильные положительные результаты, отмечается тенденция:
-снижения количества конфликтных ситуаций по школе в динамике
2015-2016 47%
2016-2017 39%
2017-2018 28%

 

 

- увеличения количества школьников с нейтрализацией школьной тревожности
2015-2016 9%
2016-2017 13%
2017-2018 18%

Опыт работы по апробации технологии «Коррекция эмоционально – волевой сферы школьников с ограниченными возможностями здоровья» обобщался и транслировался на городской научно – практической конференции, проводимой ГОБОУ «Центр ПМСС» в г. Старая Русса в апреле 2018г.

Детям, страдающим врожденной интеллектуальной недостаточностью, необходима психологическая помощь, особенно в ней нуждаются школьники с девиантным поведением: часто приходится наблюдать у учеников школы агрессию, разрушительные действия, возбуждение, аффекты, отказы от продуктивной деятельности. Психологическая картина поведения таких учащихся идентична для школ и специальных ( коррекционных), и общеобразовательных, т.к. статистика школьников с ограниченными возможностями здоровья обширнее количественных рамок специального образования. Этим школьникам необходимо психолого – педагогическое сопровождение, а в некоторых случаях дополнительная врачебная помощь.

Содержание работы службы психологического сопровождения определяется следующими задачами:

1. Обеспечение психолого – педагогического мониторинга развития школьников на протяжении всего периода обучения, в целях индивидуализации взаимодействия с ними и адекватного подбора для них образовательного маршрута.

2.Создание развивающей среды образования в школе для полноценного индивидуально – личностного развития учащихся на каждом возрастном этапе и успешной социально – культурной адаптации в жизни.

3. Обеспечение своевременной профилактики и коррекции отклонений в развитии, поведении и деятельности учащихся.

Основными направлениями деятельности службы психологического сопровождения являются:

-диагностика
-развивающая и коррекционная работа
-консультирование
-просветительская работа
-организационно – методическая

Диагностику осуществляю , чтобы выявить индивидуальные особенности, определить устойчивые и ситуативные причины нарушений в учении и развитии.
На основании диагностических данных, составляю рекомендации для педагогов школы, которые в свою очередь выбирают образовательный маршрут, тип личностно – ориентированного взаимодействия с ребенком, а также пути и формы оказания помощи детям. Диагностическое направление обеспечивается комплексным наблюдением за ребенком и применением методов психолого – педагогической диагностики. Кабинет психолога оснащен необходимым для диагностики стимульным инструментарием. Обследование детей осуществляется в контексте содействия и участия родителей, степень которого определяется в индивидуальном порядке.


Психодиагностика в школе является элементом целостного процесса сопровождения, функционально оправданной лишь во взаимосвязи с коррекционно- развивающей деятельностью.

 Публикации для педагогов  СМИ
Задачей данного направления сопровождения является создание развивающей среды, способной обеспечить активное целостное развитие личности ребенка. Коррекционно – развивающая работа в школе охватывает разные аспекты психологического развития учащегося: познавательный, мотивационный, эмоциональный, учитывая возрастные и психофизиологические возможности конкретного школьника, а также ориентируясь на его индивидуально-личностные особенности. В течение года провожу с учащимися занятия, направленные на формирование произвольного компонента деятельности и формирование пространственных представлений – как основы когнитивного компонента познавательной деятельности. Использование монографии М.И.Чистяковой «Психогимнастика» помогает решать задачи коррекции эмоционально – аффективной сферы и личностных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Психокоррекционная работа по своим содержанию, форме, ожидаемым результатам зависит от характера проблемы школьника, возраста ребенка и его пожеланий.
Консультативную помощь педагогическому коллективу, родителям оказываю с учетом запросов самих педагогов и родителей , а также собственных наблюдений за работой педагогов.

Основным направлением в работе с родителями считаю повышение уровня родительской компетентности в контексте активизации роли родителей для создания оптимальных условий развития ребенка. Анкетирование родителей позволяет выявить их интересы, проблемы, знания о психофизических особенностях детей с проблемами в развитии, умение правильно подойти к ребенку в вопросах обучения и воспитания. Работа с родителями проводится в двух направлениях:

-информирование;
-обучение эффективным способам общения с ребенком.

Считаю необходимым оказание помощи молодым педагогам и специалистам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья. С этой целью для данной категории работников провожу индивидуальные консультации по изучению особенностей каждого возрастного периода, повышению уровня их психологической грамотности и коммуникативной компетентности, по проведению игр и упражнений на коррекцию психических процессов. Анализ удовлетворенности педагогов, родителей, проводимый в конце 2017 / 2018 учебного года с помощью анкет, показал положительную динамику по следующим направлениям:

-отношения педагогов с детьми - 94%
-взаимоотношения родителей с педагогами - 100%
-позитивное отношение родителей к школе - 98%

Этому способствовали групповые формы работы психолога с педагогами и родителями: такие как тренинговые занятия по налаживанию взаимоотношений между участниками образовательного процесса, семинары – практикумы на темы : «Этика решения спорных вопросов, конфликтных ситуаций», «Спор», «Конфликтные ситуации: пути решения», «Формирование навыков коммуникации» (учитель-ученик, учитель-родитель), «Деловая этика», «Тактика общения» и т.д.


Просветительская работа. Анализируя работу по повышению социально – психологической компетентности всех участников образовательного процесса, использую различные методы работы: лекции, круглые столы, семинары-практикумы, анкетирование, тренинговые занятия.

Организованный в ОУ лекторий для родителей
(«Первый раз в первый класс» (трудности, связанные с поступлением в школу), «Агрессивность. Как помочь агрессивному ребенку?», «Переход учащихся из начального звена в среднее. Период адаптации», «Критические и сензитивные периоды в развитии личности», «Тревожность и страхи» и т.д.).)
позволяет родителям понять уникальность и неповторимость личности ребенка, выделить его индивидуально-психологические особенности, подчеркнуть «сильные» стороны и обратить внимание на «слабые», а также наметить пути их компенсации. По запросу педагогов ОУ организована психолого – педагогическая мастерская «Помоги себе сам», целью которой является поддержание и укрепление психологического здоровья педагогов, развитие способности к саморегуляции и самоконтролю, повышение педагогического мастерства.
Наряду с вербально-коммуникативными средствами широко используется и невербальные средства: стендовая информация, распечатки, рекомендации педагогам, родителям и учащимся, подборка психологической литературы. Вся эта работа позволила повысить интерес педагогов и родителей к психологическим проблемам детей, к внедрению в педагогическую практику отдельных психологических методов и приемов.

Организационно- методическая работа включает в себя составление плана и отчета о проделанной работе. Принимаю. участие в городском и областном методических объединениях, в педсоветах школы («Преемственность в обучении и воспитании между начальным и средним звеном с целью благополучной адаптации учащихся в учебно – воспитательном процессе», «Система работы классного руководителя и социально – психологической службы школы как средство повышения уровня нравственной воспитанности учащихся»), дефектологических семинарах («Использование современных технологий коррекционно-развивающего сопровождения в учебно-воспитательном процессе», «Формирование мотивационного компонента в коррекционно-развивающей работе», «Пути развития коммуникативной функции», «Гиперактивность с дефицитом внимания» и т. д.)

Психологическая служба школы поддерживает связь с Центром психолого – медико- социального сопровождения, психоневрологическим диспансером, а также с социальной, медицинской службами школы, учителями - логопедами, которая находит свое отражение в работе школьного психолого-медико – педагогического консилиума.


ПМПк- является совещательным органом, созданным для согласованного взаимодействия педагогов, воспитателей, родителей и медицинских работников в целях оказания сопровождения, поддержки и помощи детям в случаях учебных или социальных затруднений, в самовоспитании и самообразовании в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями ребенка.

ПМПк представляет собой организационную форму, в рамках которой происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе его обучения, а также определенных ученических групп и параллелей. Консилиум позволяет объединить и осмыслить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребенка, которой владеют педагоги, классные руководители, школьный медик и психолог, и на основе целостного видения ученика, с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития, разработать и реализовать основную линию его дальнейшего обучения и развития.

Консилиум образовательного учреждения действует на основе соответствующего Положения Министерства образования Российской Федерации (приказ № 227/ 901-6 от 27.03.00г.). В этом нормативном документе определены все параметры, режим деятельности, формы учета деятельности специалистов ПМПк и само положение о консилиуме. Подготовка, проведение консилиума и реализация его решений представляют собой процесс непрерывного сопровождения образования, состоящий из нескольких основных этапов.

1 этап-постановка проблемы: организация консилиума является ответом на регулярный педагогический запрос психологу, на потребность родителей, семьи и других взрослых получить психологическую помощь, разъяснение по поводу тех или иных трудностей школьников, по запросу администрации образовательного учреждения. Такой запрос можно рассматривать как осмысление необходимости сопровождения ребенка, его предварительный этап.
В нашей школе разработан ряд документов ( личное дело, индивидуальная карта развития школьника, и т.п.), где подробно и развернуто представлены необходимые начальные сведения о ребенке и его семье, которые дают

 


возможность специалисту соориентироваться в основных характерологических параметрах впервые обследуемого учащегося.
Первичное обследование школьника разными специалистами (в т.ч. и психологом) является фактически 2 этапом сопровождения – уточнения проблемы школьника в образовании.


Психолог, осуществляющий первичное консультирование
( обследование) проблемного ребенка, собирает анамнестические данные о нем и его семье (психологический анализ). В этом случае другие специалисты дополняют и уточняют анамнестические сведения. Второй этап заканчивается составлением представлений всеми участниками консилиума данного учреждения об особенностях и психологическом состоянии учащегося.

Синтезирование и обобщение всей информации о ребенке - «сборка целостного школьного статуса»- осуществляется на коллегиальном обсуждении , т.е. сам консилиум – это 3 этап.
В ходе консилиума формируется единое представление о характере и особенностях развития ребенка и определяют общий прогноз его дальнейшего развития ,намечается комплекс развивающих и коррекционных мероприятий, которые помогут ребенку. Разрабатываются конкретные шаги и методы сопровождения школьника на данном этапе обучения. Одновременно обсуждаются координация и согласованность последующего взаимодействия специалистов друг с другом, определяется последовательность включения различных специалистов в работу с ребенком.
Решение консилиума базируется на согласованной позиции всех участников заседания, которое заносится в протокол и заключение консилиума .

Следующим, 4 этапом деятельности консилиума является собственно реализация решений консилиума. Это могут быть развивающие – коррекционные мероприятия внеурочного плана, индивидуальные программы или подключение специальной психологической помощи непосредственно к процессу обучения ребенка.
Результаты консилиума отражаются в индивидуальной карте развития личности в виде рекомендаций учителям для обеспечения дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания.

 

 

 

 

Психолого-медико-педагогический консилиум, обретая свое место в практической деятельности школы, включаясь в учебно-воспитательную работу , превращается в востребованное, функционально значимое подразделение – в службу сопровождения, в которой психолог обретает устойчивую профессиональную позицию и авторитетный статус во взаимоотношении с педагогами.
Консилиум в школе обладает выраженным обучающим эффектом - он позволяет учителям стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения детей, развивает профессиональную рефлексию собственных стратегий, действий и представлений.

Комплексная скоординированная работа всех служб и специалистов школы, как деятельность сопровождения школьника в образовании, помогает выстраивать индивидуальный маршрут развития ребенка, оказывать реальную помощь учащимся и интегрироваться в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Организационно- методическая работа как один из важнейших аспектов комплексного сопровождения школьников с ограниченными возможностями здоровья
«Психологическое сопровождение»
Вашему вниманию представлены нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность психологической службы:
- должностная инструкция педагога-психолога;
-конвенция о правах ребенка;
- положение о психологической службе ;
-декларация о правах УО лиц;
-приказ о распределении рабочего времени педагога-психолога

Далее, формы учета деятельности и отчетности педагога-психолога:
Во-первых, это составление в начале каждого учебного года плана работы, расписания по графику, по каждому из 6 направлений своей деятельности оформлены журналы учета видов работ, которые позволяют отслеживать ежедневные разнообразные мероприятия, проводимые в течение года. Благодаря наличию всего объема информации я могу успешно проводить самоанализ проделанной за учебный год работы. Журналы являются документом, на основе которого администрация контролирует мою деятельность. В конце каждого учебного года составляю аналитический годовой отчет, где отражаю все виды деятельности в соответствии с планом работы и журналами учета.
Я уже говорила, чтобы составить психологический портрет ребенка, следует его изучить, выявить индивидуальные особенности с помощью диагностического инструментария. Рекомендации по сопровождению учащегося вносятся в индивид. Карту развития.
Одно из направлений деятельности психолога-просветительская работа: вашему вниманию представлены темы, над которыми работал наш педагогический коллектив, родители в клубах : «Лекторий для родителей», «Лекторий для учителей», «Дефектологический семинар»
Коррекционно-развивающую работу нельзя представить без программ и соответствующей литературы: вашему вниманию представлены программы многих авторов, которые широко используются в работе с детьми.
Большое внимание психол. Служба уделяет организации работы в классах со сложным дефектом. Совместно с пед. Коллективом разработаны папки на каждого учащегося, где собраны все документы, касающиеся этого ученика: характеристика, заключение консилиума, знания, умения и навыки, которыми должен овладеть ребенок к концу учебного года и коррекционно-развивающее сопровождение учащегося , учитывая его психофизические возможности , которое с каждым годом пополняется или изменяется.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.