выполнила:
Орлова Александра Васильевна
Педагог-психолог
Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение «Адаптированная школа № 3»
Россия, Новгородская область, город Старая Русса
Организация психолого – педагогического сопровождения учебно – воспитательного процесса в условиях
адаптированной школы
Многолетний опыт наблюдения и повседневной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями показывает, что этот контингент школьников требует специального сопровождения в образовании, не только из-за их интеллектуального снижения, но и в результате других врожденных или приобретенных заболеваний и особенностей. Возникающие педагогические проблемы образования этих детей обусловлены не только сложностью освоения ими специальных учебных программ, сколько в силу возникающей специфики межличностных отношений в социально – образовательном пространстве. Опыт решения этих проблем в коррекционном учреждении в ряде своих аспектов имеет внедренческий потенциал для перенесения в общеобразовательную школу, так как и система взаимодействия школьников с ограниченными возможностями здоровья, и разработка необходимой системы их сопровождения имеют много общего и носят универсальный характер для современной педагогики.
Цель сопровождения учащихся в школе – это сохранение их психологического здоровья, несмотря на интеллектуальные и коммуникативные перегрузки (как в школе, так и вне её), обеспечение адекватного возрасту психического и личностного развития, то есть создание для этого соответствующих образовательных условий и разработка педагогически целесообразных средств.
Так, одним из приоритетных направлений своей деятельности считаю -создание для всех участников педагогического процесса в школе благоприятного психоэмоционального комфорта.
Совместно со специалистами школы разработана система психологического сопровождения школьников с ограниченными возможностями здоровья «Коррекция эмоционально – волевой сферы», основной акцент которой направлен на усвоение школьниками необходимых жизненных навыков и приемов саморегуляции.
Система коррекционно – развивающих занятий построена на использовании таких эффективных методов и приемов, как изобразительная деятельность в сочетании с игрой, психогимнастика, релаксация. Проводимая работа дает стабильные положительные результаты, отмечается тенденция:
-снижения количества конфликтных ситуаций по школе в динамике
2015-2016 47%
2016-2017 39%
2017-2018 28%
- увеличения количества школьников с нейтрализацией школьной тревожности
2015-2016 9%
2016-2017 13%
2017-2018 18%
Опыт работы по апробации технологии «Коррекция эмоционально – волевой сферы школьников с ограниченными возможностями здоровья» обобщался и транслировался на городской научно – практической конференции, проводимой ГОБОУ «Центр ПМСС» в г. Старая Русса в апреле 2018г.
Детям, страдающим врожденной интеллектуальной недостаточностью, необходима психологическая помощь, особенно в ней нуждаются школьники с девиантным поведением: часто приходится наблюдать у учеников школы агрессию, разрушительные действия, возбуждение, аффекты, отказы от продуктивной деятельности. Психологическая картина поведения таких учащихся идентична для школ и специальных ( коррекционных), и общеобразовательных, т.к. статистика школьников с ограниченными возможностями здоровья обширнее количественных рамок специального образования. Этим школьникам необходимо психолого – педагогическое сопровождение, а в некоторых случаях дополнительная врачебная помощь.
Содержание работы службы психологического сопровождения определяется следующими задачами:
1. Обеспечение психолого – педагогического мониторинга развития школьников на протяжении всего периода обучения, в целях индивидуализации взаимодействия с ними и адекватного подбора для них образовательного маршрута.
2.Создание развивающей среды образования в школе для полноценного индивидуально – личностного развития учащихся на каждом возрастном этапе и успешной социально – культурной адаптации в жизни.
3. Обеспечение своевременной профилактики и коррекции отклонений в развитии, поведении и деятельности учащихся.
Основными направлениями деятельности службы психологического сопровождения являются:
-диагностика
-развивающая и коррекционная работа
-консультирование
-просветительская работа
-организационно – методическая
Диагностику осуществляю , чтобы выявить индивидуальные особенности, определить устойчивые и ситуативные причины нарушений в учении и развитии.
На основании диагностических данных, составляю рекомендации для педагогов школы, которые в свою очередь выбирают образовательный маршрут, тип личностно – ориентированного взаимодействия с ребенком, а также пути и формы оказания помощи детям. Диагностическое направление обеспечивается комплексным наблюдением за ребенком и применением методов психолого – педагогической диагностики. Кабинет психолога оснащен необходимым для диагностики стимульным инструментарием. Обследование детей осуществляется в контексте содействия и участия родителей, степень которого определяется в индивидуальном порядке.
Психодиагностика в школе является элементом целостного процесса сопровождения, функционально оправданной лишь во взаимосвязи с коррекционно- развивающей деятельностью.
Публикации для педагогов СМИ
Задачей данного направления сопровождения является создание развивающей среды, способной обеспечить активное целостное развитие личности ребенка. Коррекционно – развивающая работа в школе охватывает разные аспекты психологического развития учащегося: познавательный, мотивационный, эмоциональный, учитывая возрастные и психофизиологические возможности конкретного школьника, а также ориентируясь на его индивидуально-личностные особенности. В течение года провожу с учащимися занятия, направленные на формирование произвольного компонента деятельности и формирование пространственных представлений – как основы когнитивного компонента познавательной деятельности. Использование монографии М.И.Чистяковой «Психогимнастика» помогает решать задачи коррекции эмоционально – аффективной сферы и личностных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Психокоррекционная работа по своим содержанию, форме, ожидаемым результатам зависит от характера проблемы школьника, возраста ребенка и его пожеланий.
Консультативную помощь педагогическому коллективу, родителям оказываю с учетом запросов самих педагогов и родителей , а также собственных наблюдений за работой педагогов.
Основным направлением в работе с родителями считаю повышение уровня родительской компетентности в контексте активизации роли родителей для создания оптимальных условий развития ребенка. Анкетирование родителей позволяет выявить их интересы, проблемы, знания о психофизических особенностях детей с проблемами в развитии, умение правильно подойти к ребенку в вопросах обучения и воспитания. Работа с родителями проводится в двух направлениях:
-информирование;
-обучение эффективным способам общения с ребенком.
Считаю необходимым оказание помощи молодым педагогам и специалистам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья. С этой целью для данной категории работников провожу индивидуальные консультации по изучению особенностей каждого возрастного периода, повышению уровня их психологической грамотности и коммуникативной компетентности, по проведению игр и упражнений на коррекцию психических процессов. Анализ удовлетворенности педагогов, родителей, проводимый в конце 2017 / 2018 учебного года с помощью анкет, показал положительную динамику по следующим направлениям:
-отношения педагогов с детьми - 94%
-взаимоотношения родителей с педагогами - 100%
-позитивное отношение родителей к школе - 98%
Этому способствовали групповые формы работы психолога с педагогами и родителями: такие как тренинговые занятия по налаживанию взаимоотношений между участниками образовательного процесса, семинары – практикумы на темы : «Этика решения спорных вопросов, конфликтных ситуаций», «Спор», «Конфликтные ситуации: пути решения», «Формирование навыков коммуникации» (учитель-ученик, учитель-родитель), «Деловая этика», «Тактика общения» и т.д.
Просветительская работа. Анализируя работу по повышению социально – психологической компетентности всех участников образовательного процесса, использую различные методы работы: лекции, круглые столы, семинары-практикумы, анкетирование, тренинговые занятия.
Организованный в ОУ лекторий для родителей
(«Первый раз в первый класс» (трудности, связанные с поступлением в школу), «Агрессивность. Как помочь агрессивному ребенку?», «Переход учащихся из начального звена в среднее. Период адаптации», «Критические и сензитивные периоды в развитии личности», «Тревожность и страхи» и т.д.).)
позволяет родителям понять уникальность и неповторимость личности ребенка, выделить его индивидуально-психологические особенности, подчеркнуть «сильные» стороны и обратить внимание на «слабые», а также наметить пути их компенсации. По запросу педагогов ОУ организована психолого – педагогическая мастерская «Помоги себе сам», целью которой является поддержание и укрепление психологического здоровья педагогов, развитие способности к саморегуляции и самоконтролю, повышение педагогического мастерства.
Наряду с вербально-коммуникативными средствами широко используется и невербальные средства: стендовая информация, распечатки, рекомендации педагогам, родителям и учащимся, подборка психологической литературы. Вся эта работа позволила повысить интерес педагогов и родителей к психологическим проблемам детей, к внедрению в педагогическую практику отдельных психологических методов и приемов.
Организационно- методическая работа включает в себя составление плана и отчета о проделанной работе. Принимаю. участие в городском и областном методических объединениях, в педсоветах школы («Преемственность в обучении и воспитании между начальным и средним звеном с целью благополучной адаптации учащихся в учебно – воспитательном процессе», «Система работы классного руководителя и социально – психологической службы школы как средство повышения уровня нравственной воспитанности учащихся»), дефектологических семинарах («Использование современных технологий коррекционно-развивающего сопровождения в учебно-воспитательном процессе», «Формирование мотивационного компонента в коррекционно-развивающей работе», «Пути развития коммуникативной функции», «Гиперактивность с дефицитом внимания» и т. д.)
Психологическая служба школы поддерживает связь с Центром психолого – медико- социального сопровождения, психоневрологическим диспансером, а также с социальной, медицинской службами школы, учителями - логопедами, которая находит свое отражение в работе школьного психолого-медико – педагогического консилиума.
ПМПк- является совещательным органом, созданным для согласованного взаимодействия педагогов, воспитателей, родителей и медицинских работников в целях оказания сопровождения, поддержки и помощи детям в случаях учебных или социальных затруднений, в самовоспитании и самообразовании в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями ребенка.
ПМПк представляет собой организационную форму, в рамках которой происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе его обучения, а также определенных ученических групп и параллелей. Консилиум позволяет объединить и осмыслить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребенка, которой владеют педагоги, классные руководители, школьный медик и психолог, и на основе целостного видения ученика, с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития, разработать и реализовать основную линию его дальнейшего обучения и развития.
Консилиум образовательного учреждения действует на основе соответствующего Положения Министерства образования Российской Федерации (приказ № 227/ 901-6 от 27.03.00г.). В этом нормативном документе определены все параметры, режим деятельности, формы учета деятельности специалистов ПМПк и само положение о консилиуме. Подготовка, проведение консилиума и реализация его решений представляют собой процесс непрерывного сопровождения образования, состоящий из нескольких основных этапов.
1 этап-постановка проблемы: организация консилиума является ответом на регулярный педагогический запрос психологу, на потребность родителей, семьи и других взрослых получить психологическую помощь, разъяснение по поводу тех или иных трудностей школьников, по запросу администрации образовательного учреждения. Такой запрос можно рассматривать как осмысление необходимости сопровождения ребенка, его предварительный этап.
В нашей школе разработан ряд документов ( личное дело, индивидуальная карта развития школьника, и т.п.), где подробно и развернуто представлены необходимые начальные сведения о ребенке и его семье, которые дают
возможность специалисту соориентироваться в основных характерологических параметрах впервые обследуемого учащегося.
Первичное обследование школьника разными специалистами (в т.ч. и психологом) является фактически 2 этапом сопровождения – уточнения проблемы школьника в образовании.
Психолог, осуществляющий первичное консультирование
( обследование) проблемного ребенка, собирает анамнестические данные о нем и его семье (психологический анализ). В этом случае другие специалисты дополняют и уточняют анамнестические сведения. Второй этап заканчивается составлением представлений всеми участниками консилиума данного учреждения об особенностях и психологическом состоянии учащегося.
Синтезирование и обобщение всей информации о ребенке - «сборка целостного школьного статуса»- осуществляется на коллегиальном обсуждении , т.е. сам консилиум – это 3 этап.
В ходе консилиума формируется единое представление о характере и особенностях развития ребенка и определяют общий прогноз его дальнейшего развития ,намечается комплекс развивающих и коррекционных мероприятий, которые помогут ребенку. Разрабатываются конкретные шаги и методы сопровождения школьника на данном этапе обучения. Одновременно обсуждаются координация и согласованность последующего взаимодействия специалистов друг с другом, определяется последовательность включения различных специалистов в работу с ребенком.
Решение консилиума базируется на согласованной позиции всех участников заседания, которое заносится в протокол и заключение консилиума .
Следующим, 4 этапом деятельности консилиума является собственно реализация решений консилиума. Это могут быть развивающие – коррекционные мероприятия внеурочного плана, индивидуальные программы или подключение специальной психологической помощи непосредственно к процессу обучения ребенка.
Результаты консилиума отражаются в индивидуальной карте развития личности в виде рекомендаций учителям для обеспечения дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания.
Психолого-медико-педагогический консилиум, обретая свое место в практической деятельности школы, включаясь в учебно-воспитательную работу , превращается в востребованное, функционально значимое подразделение – в службу сопровождения, в которой психолог обретает устойчивую профессиональную позицию и авторитетный статус во взаимоотношении с педагогами.
Консилиум в школе обладает выраженным обучающим эффектом - он позволяет учителям стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения детей, развивает профессиональную рефлексию собственных стратегий, действий и представлений.
Комплексная скоординированная работа всех служб и специалистов школы, как деятельность сопровождения школьника в образовании, помогает выстраивать индивидуальный маршрут развития ребенка, оказывать реальную помощь учащимся и интегрироваться в обществе.
Организационно- методическая работа как один из важнейших аспектов комплексного сопровождения школьников с ограниченными возможностями здоровья
«Психологическое сопровождение»
Вашему вниманию представлены нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность психологической службы:
- должностная инструкция педагога-психолога;
-конвенция о правах ребенка;
- положение о психологической службе ;
-декларация о правах УО лиц;
-приказ о распределении рабочего времени педагога-психолога
Далее, формы учета деятельности и отчетности педагога-психолога:
Во-первых, это составление в начале каждого учебного года плана работы, расписания по графику, по каждому из 6 направлений своей деятельности оформлены журналы учета видов работ, которые позволяют отслеживать ежедневные разнообразные мероприятия, проводимые в течение года. Благодаря наличию всего объема информации я могу успешно проводить самоанализ проделанной за учебный год работы. Журналы являются документом, на основе которого администрация контролирует мою деятельность. В конце каждого учебного года составляю аналитический годовой отчет, где отражаю все виды деятельности в соответствии с планом работы и журналами учета.
Я уже говорила, чтобы составить психологический портрет ребенка, следует его изучить, выявить индивидуальные особенности с помощью диагностического инструментария. Рекомендации по сопровождению учащегося вносятся в индивид. Карту развития.
Одно из направлений деятельности психолога-просветительская работа: вашему вниманию представлены темы, над которыми работал наш педагогический коллектив, родители в клубах : «Лекторий для родителей», «Лекторий для учителей», «Дефектологический семинар»
Коррекционно-развивающую работу нельзя представить без программ и соответствующей литературы: вашему вниманию представлены программы многих авторов, которые широко используются в работе с детьми.
Большое внимание психол. Служба уделяет организации работы в классах со сложным дефектом. Совместно с пед. Коллективом разработаны папки на каждого учащегося, где собраны все документы, касающиеся этого ученика: характеристика, заключение консилиума, знания, умения и навыки, которыми должен овладеть ребенок к концу учебного года и коррекционно-развивающее сопровождение учащегося , учитывая его психофизические возможности , которое с каждым годом пополняется или изменяется.